О законности взимания таможенных платежей в отношении военных кораблей Черноморского флота РФ, находящихся на территории Украины

(Мананников Д. Ю.) («Таможенное дело», 2010, N 3) Текст документа

О ЗАКОННОСТИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РФ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Д. Ю. МАНАННИКОВ

Мананников Д. Ю., юрист.

Черноморский флот Российской Федерации продолжает выполнять важнейшие боевые задачи на юго-западном направлении. Одновременно с этим специфика базирования основной базы Черноморского флота на территории Украины приводит к факторам, негативно сказывающимся на боеспособности Военно-Морского Флота в целом. Так, излишне политизированная обстановка в Украине в последнее время обусловила ужесточение режима пересечения границы Украины военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами Черноморского флота РФ. Данный факт влечет за собой ограничение свободы перемещения военных кораблей, поступления новой техники, ротации боевых сил и средств, подвоза грузов обеспечения. Кроме того, нередко срываются плановые мероприятия повседневной деятельности воинских подразделений, что значительным образом препятствует эффективному выполнению задач боевой службы. Помимо всего прочего севастопольской таможней за проведение таможенного оформления военных кораблей и боевых воздушных судов Черноморского флота РФ взимается плата. О законности указанной платы и пойдет речь в настоящей статье. Основными международными правовыми актами, регулирующими правовой статус военного корабля, являются Конвенция о режиме проливов (Монтре, 20 июля 1936 г.) <1>, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.) <2>, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) <3>. ——————————— <1> См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. <2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 43. Ст. 467. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 48. Ст. 5493.

В соответствии с вышеуказанными документами международное морское право предоставляет военным кораблям следующие привилегии: — свобода от юрисдикции другого государства; — свобода от принуждения, от насильственных действий; — освобождение от санитарного осмотра; — освобождение от всех видов сборов <4>. ——————————— <4> См.: Лукашук И. И. Международное право (Особенная часть). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 57.

Последняя привилегия военного корабля непосредственно относится и к сборам за таможенное оформление. В таком случае возникает извечный юридический вопрос: на каком правовом основании украинские власти осуществляют таможенное оформление и берут за это еще и плату? Тем более что таможенная пошлина на Украине является фискальным инструментом государства, поскольку согласно Закону Украины «О системе налогообложения» <5> включена в перечень общегосударственных налогов и сборов. Помимо этого, освобождение от всех видов сборов, в том числе и от платы за таможенное оформление, со стороны государств, имеющих на своей территории иностранные военные базы, при пересечении государственной границы, соответствует международной практике. Например, ст. 9 Соглашения от 28 апреля 2006 г. «О сотрудничестве в области обороны» между США и Болгарией <6> предусматривает освобождение американских кораблей и самолетов от навигационных, портовых и других обязательных сборов. ——————————— <5> См.: Закон Украины от 25 июня 1991 г. N 1251-XII «О системе налогообложения» // Ведомости Верховной Рады (ВВР). 1991. N 39. Ст. 510. <6> URL: http:// sofia. usembassy. gov/ uploads/ images/ JbIFtwH-HCCQIa4RiY-GhsQ/ Agreement_EN. pdf.

Интересно также отметить, что ни в одном международном документе вообще не предусмотрен таможенный досмотр в отношении военных кораблей. Отвечая на вопрос о законности взимания таможенных платежей в отношении военных кораблей Черноморского флота РФ, находящихся на территории Украины, таможенная служба Украины ссылается на Постановление Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. N 93 <7>, в соответствии с которым плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов за одни часы работы в рабочее время составляет 20 евро, в сверхурочное, ночное время и выходные дни — 40 евро, а в праздничные и нерабочие дни — 50 евро. Помимо Постановления Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. N 93, по мнению таможенных органов Украины, правовое регулирование порядка взимания платы установлено также ст. 71 Таможенного кодекса Украины <8> и Приказом Государственной таможенной службы Украины N 833 <9>. ——————————— <7> Справочно-правовая система «Лига-закон», законодательство Украины. <8> Ведомости Верховной Рады (ВВР). 2002. N 38 — 39. Ст. 288. <9> Справочно-правовая система «Лига-закон», законодательство Украины.

Изучив данные нормативные правовые акты Украины, автор задается вопросом, почему в них (нормативных правовых актах) отсутствует хотя бы лишь упоминание о военных кораблях иностранного государства. Данный факт свидетельствует о том, что вопрос взимания какой-либо платы за таможенное оформление военных кораблей Черноморского флота не установлен. Возникает невольно и другой вопрос: на каком основании проблемы таможенных платежей в отношении кораблей Черноморского флота РФ вообще должны регулироваться внутренними источниками права Украины, а не международным правовым актом, предусматривающим такую плату, ведь статус и пребывание Черноморского флота РФ носят исключительно двусторонний международный характер? Согласно ст. 9 Конституции Украины <10> действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. ——————————— <10> См.: Конституция Украины принята на пятой сессии Верховной рады Украины от 28 июня 1996 г. // Ведомости Верховной Рады. 2005. N 2. Ст. 44.

Пребывание Черноморского флота РФ определено базовым Соглашением, подписанным Договаривающимися Сторонами 28 мая 1998 г. <11> между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. ——————————— <11> См.: Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 31. Ст. 3991.

В соответствии со ст. 1 статус Черноморского флота РФ на территории Украины определяется этим Соглашением и другими соглашениями Сторон, которые будут заключаться на основании данного Соглашения. Статья 13 Соглашения предоставляет право лицам, которые входят в состав военных формирований, и членам их семей, которые следуют вместе с ними и пересекают украинско-российскую границу в связи с изменением места службы, одноразово провозить свои личные вещи без взыскания пошлины и других налогов и сборов, которые имеют эквивалентное действие. Однако, несмотря на указанное обстоятельство, с военнослужащих РФ также взыскивается плата за таможенное оформление личных вещей при переводе к новому месту службы. Согласно ч. 1 ст. 15 Соглашения перевозки войск, лиц, входящих в состав воинских формирований, следующих одиночным порядком и в составе воинских формирований, вооружения, военной техники и других материально-технических средств, караулов и специалистов, их сопровождающих, всеми видами транспорта, которые выполняются в интересах Черноморского флота РФ, осуществляются в приоритетном порядке с соблюдением пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля при пересечении российско-украинской границы в соответствии с действующим законодательством Украины. Руководствуясь таможенным законодательством Украины, плательщиками рассматриваемой таможенной платы являются юридические и физические лица, которые перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу Украины. Для справки необходимо отметить: само определение юридического лица в украинском законодательстве содержится в ч. 1 ст. 80 принятого 16 января 2003 г. Гражданского кодекса <12>. Согласно данной норме «юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке». ——————————— <12> Ведомости Верховной Рады (ВВР). 2003. N 40 — 44. Ст. 356.

В общем виде юридическое лицо определяется в гражданском праве как организация или учреждение, которые выступают в качестве самостоятельных участников гражданских правоотношений. В ст. 1 Таможенного кодекса Украины дается определение товаров и транспортных средств: «39) товары — любое движимое имущество (в том числе валютные ценности, культурные ценности), электрическая, тепловая и другие виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, которые используются исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины; 40) транспортные средства — любые средства авиационного, водного, железнодорожного, автомобильного транспорта, который используется исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины». Таким образом, плательщиками таможенной пошлины, как уже отмечалось ранее, являются именно те лица, которые ввозят (вывозят) или перемещают товары через таможенную границу государства. Причем специфика плательщика заключается в том, что им может быть как владелец товара, так и уполномоченное лицо (декларант) <13>. ——————————— <13> Под декларантом следует понимать физическое или юридическое лицо, осуществляющее таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины // Кучерявенко М. П. Налоговое право Украины. Киев, 2008. С. 547 — 550.

В то же время в соответствии со ст. 29 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) военный корабль означает судно, принадлежащее вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Таким образом, совершенно очевидно, что военные корабли (боевые воздушные суда Черноморского флота РФ) не предназначены для перевозки товаров и пассажиров через таможенную границу Украины и, следовательно, не являются транспортными средствами в том смысле, который устанавливает Таможенный кодекс, они являются военными формированиями иностранного государства. В последнее время украинские власти предпринимают множество усилий распространить действие Закона Украины от 22 февраля 2000 г. N 1479-III «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений Вооруженных Сил других государств на территории Украины» <14> (далее — Закон N 1479-III) на Черноморский флот РФ. Недопустимость принятия во внимание данного Закона в отношениях между Украиной и Россией объясняется международно-правовым статусом пребывания Черноморского флота РФ. По указанной причине никакие внутренние нормативные правовые источники Украины не должны устанавливать дополнительные условия пребывания подразделений Вооруженных Сил без предварительного согласования с российской Стороной. К тому же изначально Закон N 1479-III был разработан в целях создания правовой базы для вступления страны в НАТО и никакого отношения к Черноморскому флоту РФ не имеет. ——————————— <14> Ведомости Верховной Рады (ВВР). 2000. N 17. Ст. 122.

В том случае, если попытаться обосновать законность взимания таможенных платежей в отношении военных кораблей Черноморского флота РФ, находящихся на территории Украины, с точки зрения упомянутого выше Закона, то снова можно выявить неправомерные действия со стороны украинских чиновников. Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 1479-III допуск подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины осуществляется на основании международных договоров Украины и в порядке и на условиях, которые определены законодательством Украины. Согласно пп. «з» п. 2 ст. 5 Закона N 1479-III международный договор о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины, согласие на обязательность которого дается Верховной Радой Украины, должен предусматривать размеры и порядок внесения платы за аренду земельных участков, другого недвижимого имущества, в том числе жилых и иных помещений, а также платы за пользование водами, использование воздушного пространства Украины, за аэронавигационное, навигационно-гидрографическое и информационное обеспечение подразделений, оказание им коммунальных, бытовых и иных услуг. Как видим, в указанной части про взимание какой-либо таможенной пошлины не говорится ни слова. Согласно ст. 19 Закона N 1479-III налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с пребыванием подразделений вооруженных сил другого государства на территории Украины, уплачиваются в соответствии с законом Украины, если международным договором Украины не предусмотрено иное. Однако никакими Законами Украины не предусмотрено внесение платы за таможенное оформление в отношении военных кораблей. А возникающие споры разрешаются в соответствии со ст. 24 Закона Украины N 1479-III путем проведения переговоров между Украиной и другими государствами в порядке и на условиях, которые определены соответствующими международными договорами. При отсутствии таких договоров применяются иные взаимоприемлемые процедуры урегулирования споров. На взгляд автора, требование о взыскании платы за таможенное оформление военных кораблей можно объяснить стремлением украинской Стороны дополнительно обеспечить стабильные денежные поступления в бюджетную систему Украины с помощью Черноморского флота. Российской Стороне необходимо прежде всего пересмотреть свою политику в пользу защиты и отстаивания своих государственных интересов на юго-западном направлении. Внесение данной платы является незаконным, поскольку входит в противоречие с международным правом, а также действующим украинским законодательством.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *