Особенности таможенного оформления алкогольной продукции

(Таскаева С. В., Токарев Д. Е.)

(«Таможенное дело», 2010, N 3)

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

С. В. ТАСКАЕВА, Д. Е. ТОКАРЕВ

Таскаева С. В., к. п.н., доцент кафедры АПиТД ЧитГУ.

Токарев Д. Е., студент таможенного факультета ЧитГУ.

В соответствии со ст. 181 НК РФ спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртсодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), пиво относятся к подакцизным товарам.

Ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации алкогольная продукция маркируется акцизными марками. Маркировка осуществляется в целях выпуска товаров для свободного обращения и контроля за их оборотом. Акцизная марка установленного образца изготавливается уполномоченными организациями-изготовителями и выдается согласно установленному порядку уполномоченными таможенными органами в целях подтверждения легальности ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара и его оборота на данной территории. Марка является документом государственной отчетности.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 2 февраля 2006 г. N 22 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием» (зарегистрирован Минюстом России 14.02.2006, рег. N 7485) не допускается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и выпуск подакцизной алкогольной продукции, не маркированной акцизными марками.

В соответствии с Приказом ФТС России от 29 января 2007 г. N 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» сведения о маркируемой продукции наносятся на акцизные марки на русском языке и виде двумерного штрихового кода. Маркировка ввозимой (импортируемой) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции акцизными марками осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и после получения подтверждения о фиксации сведений об указанной алкогольной продукции, наносимых на акцизную марку, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в ред. Постановления Правительства от 8 января 2009 г. N 2).

Акцизные марки приобретаются юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющим постоянное место нахождения на ее территории, а также физическим лицом, имеющим постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившим с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления лицом, приобретающим марки, обеспечения выполнения обязательства и совершения этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:

— ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на территории Российской Федерации;

— размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;

— возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;

— представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении указанной продукции таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ), таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ), таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ).

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизной алкогольной продукции, подлежащей маркировке, таможенный контроль в форме таможенного досмотра осуществляется в соответствии с профилями рисков, применяемыми в отношении указанной продукции и доводимыми до таможенных органов, как указано в письме ФТС России от 15 ноября 2007 г. N 01-06/4291, в электронном виде с использованием комплекса программных средств «Ведение базы данных профилей рисков» (далее — КПС «ВБДПР»).

В таможенных органах таможенный досмотр маркированной алкогольной продукции производится независимо от случаев проведения таможенного досмотра такой продукции в местах прибытия, в целях обеспечения требований законодательства Российской Федерации и выпуска подакцизной алкогольной продукции, не маркированной акцизными марками в установленном порядке.

При процедуре декларирования маркированной алкогольной продукции с подачей ГТД применяются профили рисков в отношении таких подакцизных товаров.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок уплаты акциза может быть перенесен на более поздний срок. Срок уплаты акциза может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы акциза либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму акциза.

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. N 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров на территории Российской Федерации» и на основании ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации Приказом ГТК Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 1033 «О местах декларирования подакцизных товаров, виноматериалов и коньячных спиртов» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2003 г., рег. N 5152) определены места декларирования подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, виноматериалов и коньячных спиртов.

Приказ ФТС России от 25 мая 2009 г. N 931 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров» определил Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками. К ним относятся такие специализированные таможенные органы, как Центральная акцизная таможня, Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни, и другие таможни. В Сибирском федеральном округе только Новосибирская таможня обладает правом обеспечивать импортеров акцизными марками. Этим же Приказом установлен Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, а также виноматериалов, коньячных спиртов и пива (в том числе безалкогольного).

В Сибирском таможенном управлении в вышеназванный Перечень включены: Абаканский таможенный пост Хакасской таможни, Барнаульский и Рубцовский таможенные посты Алтайской таможни, Красноярский таможенный пост Красноярской таможни, Иркутский таможенный пост Иркутской таможни, Новосибирский таможенный пост Новосибирской таможни и Омский таможенный пост Омской таможни.

Как видно из этого Перечня, ни Читинская, ни Забайкальская таможня не обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении алкогольной продукции и не обеспечивает импортеров акцизными марками, тогда как ранее в соответствии с Приказом ГТК России от 17 сентября 2003 г. N 1033 Читинская таможня являлась местом декларирования подакцизных товаров, виноматериалов и коньячных спиртов.

Однако Приказом ГТК России от 29 января 2002 г. N 83 установлено, что ввоз этилового спирта, классифицируемого в подсубпозициях 2207 10 000 0, 2207 20 000 0, 2208 90 910 0, 2208 90 990 ТН ВЭД России, на таможенную территорию Российской Федерации допускается через пункт пропуска Забайкальск, через Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 743 установлены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, ввозимой различными видами транспорта, в том числе железнодорожным. На российско-китайском участке Государственной границы таким пунктом пропуска является Забайкальск — Маньчжурия, а на российско-монгольском участке — Наушки — Сухэ-Батор и Соловьевск — Эренцав.

Сокращение количества таможенных органов, имеющих право совершать таможенные операции в отношении алкогольной продукции, свидетельствует об ужесточении контроля за перемещением данных видов товаров.

——————————————————————