Особые экономические зоны: специфика государственно-правового регулирования

(Каргиева Б. Э.)

(«Общество и право», 2010, N 4)

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ:

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Б. Э. КАРГИЕВА

Каргиева Белла Эльбрусовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета.

В статье рассматривается специфика государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

Ключевые слова: особая экономическая зона, предпринимательская деятельность, правовое регулирование.

In article is considered specificity of state-legal regulation of enterprise activity in the Russian Federation.

Key words: special economic zone, enterprise activity, legal regulation.

Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является создание особых экономических зон.

Как показывает зарубежный опыт, административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, защиту конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Государство, определяя административно-правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает формы и методы регулирования субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи административно-правовое регулирование должно стать эффективным элементом административно-правовой политики государства в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, особенно в особых экономических зонах. Однако, как показывает практика, положительные моменты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности проявляются недостаточно эффективно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Как следствие неэффективной работы органов исполнительной власти, возникают специфические трудности в развитии предпринимательской деятельности, которые в последнее время называют административными барьерами, преодоление которых возможно лишь при совершенствовании форм и методов административно-правового регулирования экономических отношений вообще и предпринимательских в частности. В этой связи создание особых экономических зон является важным этапом в деле становления и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Анализируя различные точки зрения по данной проблематике, необходимо отметить, что в настоящее время присутствуют две основные точки зрения в отношении регулирования государством предпринимательской деятельности. Противники административно-правового регулирования предпринимательской деятельности указывают на то, что этим создается почва для коррупции, вымогательства взяток чиновниками, решающими соответствующие вопросы. Небывалая коррумпированность государственного аппарата действительно является проблемой, возникшей за последнее десятилетие. Но нельзя решить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций (контроль, лицензирование, техническое регулирование и др.) [1].

Как следует из анализа законодательства об особых экономических зонах, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, кроме этого, в особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. «В целом вся система предоставляемых льгот, — пишут Н. Смородинская и А. Капустин, — должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития» [2].

Особая экономическая зона ассоциируется с частью территории государства. По мнению С. Н. Бабурина, «территория объективно представляет собой пространственные пределы осуществления государственной власти» [3]. Б. М. Клименко указывает, что «государственная территория — это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его властью часть земного пространства над сушей и водами» [4]. Следует отметить, что конституции ряда государств употребляют термин «территория» применительно к своему внутреннему административно-территориальному устройству. Так, в соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Аналогичное положение содержится и в конституциях других стран [5].

Термин «территория», кроме значения государственной территории, имеет и смысл естественной географической среды, в которой существует данное человеческое общество [6]. В. Г. Вишняков говорит о том, что, помимо этих двух смыслов, территорию можно рассматривать как объект хозяйствования, базис и условие хозяйственной деятельности [7]. Понятие «территория» уже закреплено во многих законодательных и подзаконных актах, содержание которых достаточно обстоятельно проанализировано Н. Н. Поповой [8]. Зона (от греч. zone — «пояс») — полоса, пространство между какими-либо границами; территория, участок чего-либо, характеризующийся определенными признаками [9].

Таким образом, особая экономическая зона — это специальная часть территории государства с особым правовым режимом. Как отмечает Н. Н. Попова, «к особым территориям следует отнести определенные участки местности, для которых законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной, градостроительной деятельности, природопользования, охраны этих территорий либо деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности государства. Иными словами, на особых территориях устанавливается отличный от обычного административно-правовой режим» [10]. Режимная концепция особой экономической зоны отождествляется с определенными льготами и преференциями для субъектов предпринимательской деятельности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской деятельности).

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах существует во всех странах мира. При этом формы и методы государственного воздействия на экономику, а также субъектов предпринимательства достаточно разнообразны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа [11].

Но в некоторых случаях административно-правовое регулирование не ограничивает, а, напротив, расширяет возможности хозяйствующих субъектов. Сюда относится государственная поддержка субъектов малого предпринимательства — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [12].

В то же время существуют и такие методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые направлены на установление общих условий хозяйственной деятельности, — государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности. Подобные методы административно-правового регулирования имеют легитимационное значение, с их помощью определяется правосубъектность субъектов предпринимательской деятельности, требующей специальных знаний, технологически сложной, опасной для окружающих, важной для обеспечения стратегических интересов государства.

Одним из наиболее важных оснований осуществления административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах является экономическое основание. Прежде всего это связано с невозможностью полной саморегуляции рыночного механизма. Функции регулирования должно взять на себя государство. Представляется очевидным, что содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах прямо или косвенно зависит от законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность вообще.

Как отмечает В. В. Лаптев, предпринимательский кодекс даст возможность создать правовые условия для развития предпринимательства, четко определить принципы, нормы и институты предпринимательской деятельности. При регулировании предпринимательской деятельности гражданским законодательством правовое регулирование осуществляется с позиций учета только частных интересов, предпринимательское право как самостоятельная отрасль права будет регламентировать предпринимательскую деятельность, учитывая частные и публичные интересы [13]. Данный подход особенно важен при административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Однако в научной литературе существует и диаметрально противоположная точка зрения. В частности, В. М. Ведяхин говорит о том, что «попытка разделить единые по содержанию рыночные отношения на два самостоятельных вида, которые должны регламентироваться двумя различными кодексами — Гражданским и предпринимательским, может привести к крайне нежелательным последствиям» [14]. Исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время государство должно направлять, корректировать и дополнять рыночный механизм по многим позициям.

Литература

1. Проява С. М. Экономизация коррупции. М., 2005. С. 12; Радаев В. В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. N 3. С. 57; Папава В. Об экономике коррупции в посткоммунистических странах // Общество и экономика. 2001. N 9. С. 105.

2. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Российский экономический журнал. 1994. N 12. С. 131.

3. Бабурин С. Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. N 11. С. 3.

4. Клименко Б. М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974. С. 160.

5. Конституции зарубежных государств. М., 2001.

6. Курс международного права. М., 1967. С. 58; Территория и общество / Гл. ред. М. Д. Шарыгин. Пермь, 1992. С. 116; Сергеевич В. И. Территория и население. СПб., 1909. С. 32 и др.

7. Вишняков В. Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 23.

8. Попова Н. Н. Административно-правовые режимы особых территорий в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 15.

9. Большой энциклопедический словарь. М., 1988. С. 427.

10. Попова Н. Н. Указ. соч. С. 24.

11. Лаптев В. В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 21; Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. М., 1993; Гуцериев М. С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 1997.

12. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // РГ. 31.07.2007. N 164.

13. Лаптев В. В. О предпринимательском законодательстве // Государство и право. 1995. N 5. С. 50.

14. Ведяхин В. М. Принципы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. 1995. N 6. С. 32.

——————————————————————