Таможенная проверка — новая форма таможенного контроля

(Трунина Е. В.) («Российская юстиция», 2011, N 1) Текст документа

ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА — НОВАЯ ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Е. В. ТРУНИНА

Трунина Е. В., кандидат юридических наук, руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни.

Статья посвящена анализу новой формы таможенного контроля, предусмотренной Таможенным кодексом Таможенного союза — таможенной проверке. В статье рассматриваются формы и виды таможенной проверки, субъекты проверки, основания назначения, порядок проведения, оформления результатов, права и обязанности таможенных органов и проверяемых лиц при ее проведении. Проводится сравнительный анализ с таможенной ревизией, которая в соответствии с Таможенным кодексом РФ являлась аналогичной формой таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная проверка, таможенная ревизия, камеральная проверка, выездная проверка, плановая проверка, внеплановая проверка, таможенные органы, проверяемые лица.

The article is to analysis of the new form of customs control, which is Stipulated by the Customs Code of the customs union — the customs inspection. The forms and states of customs inspection, the subjects of inspection, the grounds for appointment, the order of conducting, customs clearance of results, the rights and obligation of customs organs and the inspected persons are considered in this article. The comparative analysis with customs revisions takes place. Customs revision is the analogous form of customs control.

2010 год стал для таможенных органов годом кардинальных изменений. С 1 июля на территории Российской Федерации стал применяться Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), установивший единые правила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан <1>. Реализация ТК ТС требует существенного обновления как национального законодательства трех государств, так и принятия соответствующих международных договоров. Становление правовой базы таможенного союза не стало быстрым процессом, что с учетом серьезности сделанного тремя государствами шага является вполне прогнозируемым. В стадии активного обсуждения находится проект федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, который должен заменить Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). Оказались небезупречными и сами положения ТК ТС, о чем свидетельствуют уже внесенные в него изменения <2>. ——————————— <1> См. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 // СПС «КонсультантПлюс». <2> Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

Таможенный кодекс ТС предусматривает достаточно большое количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, данный кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что требует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ. Значительные перемены затронули и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. В отличие от ТК РФ, закреплявшего девять форм таможенного контроля, ст. 110 ТК ТС предусматривает 12 форм таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий. Вместе с тем в ТК ТС появились три новых формы таможенного контроля: 1) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 2) проверка системы учета товаров и отчетности; 3) таможенная проверка. Анализ ТК ТС показывает, что из двенадцати форм таможенного контроля таможенная проверка получила наибольшую регламентацию. Порядок ее проведения урегулирован ст. 122 ТК ТС, а также главой 19 «Порядок проведения таможенных проверок». Данное обстоятельство подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. По своей правовой сущности таможенная проверка является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки — соблюдение лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена Таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза. ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. В соответствии с ТК РФ таможенным контролем охватывались практически только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. В соответствии с п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц входят: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, расширяет предмет таможенной проверки. Статья 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и проверка достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля. Так, п. 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются: 1) факт помещения товаров под таможенную процедуру; 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; 4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; 5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; 6) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; 7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Существенным изменением в порядке осуществления таможенного контроля по ТК ТС является увеличение проверяемого периода, что связано с увеличением срока таможенного контроля после выпуска товара. В отличие от годичного срока по ТК РФ, ст. 99 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом статья предусматривает возможность увеличения законодательством государств — членов Таможенного союза продолжительности данного срока, но не более 5 лет. ТК РФ содержал только две статьи, регулирующих таможенную ревизию — ст. 376 «Таможенная ревизия», ст. 377 «Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии». Непосредственно сам порядок проведения таможенной ревизии регулировался приказом ФТС России. ТК ТС унифицирует порядок ее проведения. Только отдельные вопросы, связанные с проведением таможенной проверки, регулируются законодательством государства — члена Таможенного союза. В частности, это порядок оформления результатов таможенной проверки (п. 11 ст. 122 ТК ТС), порядок принятия решений по результатам таможенной проверки (п. 12 ст. 122 ТК ТС), порядок продления срока проведения выездной таможенной проверки, срок и порядок приостановления выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС) и ряд др. ТК ТС предусматривает две формы таможенной проверки: камеральную и выездную. ТК РФ также устанавливал две формы таможенной ревизии: общую и специальную. Между тем с содержательной точки зрения они практически не разделялись, их отличали прежде всего срок проведения, субъекты проверки. ТК ТС предусматривает более существенные различия камеральной и выездной проверки, в частности по предмету проверки, способу, порядку проведения и др. В соответствии со ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Таким образом, можно заметить, что камеральная проверка является совершенно новым контрольным мероприятием таможенных органов. Наибольшей регламентацией отличается проведение выездной таможенной проверки, которая как раз является аналогом предусмотренной ТК РФ таможенной ревизии. В отличие от камеральной таможенной проверки, круг проверяемых лиц в рамках выездной таможенной проверки более узкий. Она может быть проведена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Прежнее таможенное законодательство не устанавливало место проведения таможенной ревизии. ТК ТС устранил данный пробел. Согласно ст. 132 ТК ТС выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Согласно п. 2 ст. 132 ТК ТС выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. ТК ТС не определяет основания для включения в план проверок, отдавая этот вопрос в компетенцию самого таможенного органа. В соответствии с п. 8 ст. 132 ТК ТС отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной: 1) из информационных ресурсов таможенных органов; 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок; 3) от государственных органов; 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; 5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза; 6) из средств массовой информации; 7) из других источников официальным путем. Таким образом, как правило, основанием для включения в план становятся результаты аналитической работы с информацией, полученной из вышеперечисленных источников. Кроме того, выездная таможенная проверка, как плановая, так и внеплановая, может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки (п. 5 ст. 132 ТК ТС). В отличие от плановых проверок, п. 4 ст. 132 ТК ТС перечисляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок. При этом перечень оснований не является исчерпывающим и может быть дополнен законодательством государств — членов Таможенного союза. Значительным новшеством является введение ограничений по частоте проведения выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. ТК РФ устанавливал ограничения только по объектам и субъектам проверки. В частности, ст. 376 ТК РФ запрещала проводить повторные проверки в отношении одних и тех же товаров (по общей таможенной ревизии), у одного и того же лица и в отношении одних и тех же товаров (по специальной таможенной ревизии). Согласно п. 7 ст. 132 ТК ТС плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Отдельное правило установлено в отношении уполномоченного экономического оператора, которым является юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ТК РФ. Плановые выездные таможенные проверки в отношении данного субъекта проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. ТК ТС достаточно подробно регулирует порядок документального оформления и проведения выездной таможенной проверки. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения таможенного органа, форма которого определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. В связи с этим п. 3 ст. 132 ТК ТС предусматривает альтернативное название данного документа: решение, предписание, акт о назначении проверки. По сравнению с положениями ТК РФ, ТК ТС вводит следующее новшество в части проведения проверки. Согласно п. 9 ст. 132 ТК ТС перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. При этом плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через пятнадцать календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой их получения. При этом срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц. ТК РФ предусматривал аналогичные сроки проведения специальной таможенной ревизии. Вместе с тем есть ряд изменений. Во-первых, дата отсчета срока проверки. По ТК РФ срок проверки отчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно п. 10 ст. 132 ТК ТС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки). Во-вторых, определение субъекта продления проверки. Согласно п. 5 ст. 376 ТК РФ решение о продлении срока ревизии принималось в исключительных случаях только вышестоящим таможенным органом. Согласно п. 12 ст. 132 ТК ТС срок проверки продляется по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. Принципиальными новшествами, неизвестными прежнему таможенному законодательству, являются возможность проведения встречной выездной таможенной проверки, а также приостановление ее проведения. Согласно п. 6 ст. 132 ТК ТС встречная выездная таможенная проверка назначается в случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Приостановление выездной таможенной проверки осуществляется при необходимости исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки. Глава 16 ТК ТС предусматривает перечень прав и обязанностей как таможенных органов, так и проверяемых лиц. Этим ТК ТС существенно отличается от ТК РФ, в котором были закреплены только права должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной ревизии. Статья 134 ТК ТС устанавливает неисчерпывающий перечень прав и обязанностей должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки. К числу новых прав, предоставленных таможенным органам, следует отнести следующие: требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка; требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза; направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки; изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок; опечатывать помещения, в которых находятся товары. Анализ норм ТК ТС приводит к выводу не только о более детальной регламентации полномочий таможенных органов, но и об их расширении. В этом плане заслуживает внимания ст. 136 ТК ТС, которая расширяет и конкретизирует объем информации, которую могут запросить таможенные органы у государственных органов, а также банков и иных кредитных организаций для целей проведения таможенной проверки. Так, в соответствии с п. 1 данной статьи налоговые и иные государственные органы государств — членов Таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны. Особенно значимым для таможенных органов является п. 2 ст. 136 ТК ТС, предусматривающий обязанность банков и иных кредитных организации государств — членов Таможенного союза предоставить по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну. Права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены в ст. 135 ТК ТС. Отдельной статьей установлена обязанность проверяемого лица обеспечить при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) (ст. 133 ТК ТС). Подводя итог рассмотрения правового регулирования таможенной проверки, можно сделать вывод, что оно стало неким симбиозом налоговых проверок и проверок государственного (муниципального) контроля (надзора), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) <3>. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6242.

Также как и налоговые проверки, таможенные проверки разделились на камеральные и выездные. По аналогии с налоговым законодательством предусмотрено проведение встречной проверки (п. 7 ст. 132 ТК ТС), приостановление проведения выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС). С проверками, предусмотренными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, таможенные проверки сближают следующие положения: разделение выездных таможенных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС); определение оснований для назначения внеплановой выездной проверки (п. 4 ст. 132 ТК ТС), установление ограничений периодичности проведения таможенных проверок (п. 7 ст. 132 ТК ТС), закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой выездной проверки (п. 9 ст. 132 ТК ТС), установление прав и обязанностей должностных лиц, а также проверяемых лиц при проведении проверки (ст. ст. 134, 135 ТК ТС) и др. Вместе с тем таможенная проверка как определенный аналог таможенной ревизии сохранила свои особенности, вызванные спецификой осуществления самого таможенного контроля.

——————————————————————

Название документа