Проблемы внедрения и развития электронного таможенного декларирования в России

(Кротов И. Е.)

(«Таможенное дело», 2010, N 4)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТАМОЖЕННОГО

ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В РОССИИ

И. Е. КРОТОВ

Кротов И. Е., специалист по таможне и управлению запасами Постоянного представительства Европейского космического агентства в РФ, кандидат экономических наук.

В Российской Федерации в течение последних 10 лет активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в деятельность органов исполнительной власти. Очевидно, что применение информационных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решений за счет минимизации влияния человеческого фактора и сделать этот процесс более прозрачным для бизнеса, сократить расходы на государственное управление, повысить качество предоставления государственных услуг.

Не осталась в стороне и Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), развивая информационные технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием сети Интернет [1] с целью внедрения безбумажной технологии таможенного оформления и таможенного контроля для сокращения времени прохождения таможенных процедур. Данные работы ведутся в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рекомендациями Всемирной таможенной организации, Федеральной целевой программой «Электронная Россия на 2002 — 2010 годы».

Передача данных для целей таможенного оформления через сеть Интернет дает возможность декларанту представлять таможенному органу грузовую таможенную декларацию (ГТД), вносить в нее необходимые корректировки для устранения возможных ошибок и недочетов, без непосредственного присутствия представителя декларанта в таможенном органе, а также в режиме реального времени отслеживать этапы и состояние таможенного оформления.

Внедрение электронного декларирования началось в 2002 г. с применением технологии ЭД-1 (передача данных по выделенному каналу, затраты на подключение по данной технологии около 300 000 рублей), в 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2 (передача через Интернет через информационного оператора, затраты на подключение порядка).

Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие — электронно-цифровая подпись (выдается Главным научно-информационным вычислительным центром Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)), программный продукт, абонентский пункт (собственный (технология ЭД-1) или информационный оператор, который предоставляет канал передачи информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) до ГНИВЦ ФТС России при работе в системе электронного декларирования через Интернет (технология ЭД-2)).

Напомним, что первая электронная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., по технологии ЭД-2 — 9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту, а масштабное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 г. Ежедневно таможенными органами выпускается 31,67% интернет-деклараций (еще в январе 2010 г. этот показатель составлял только 2,6%). В настоящее время отмечается рост интереса участников ВЭД, напуганных переходом на обязательное декларирование в 2011 г., к применению безбумажной технологии — уже более 21% участников ВЭД отправляют ГТД через Интернет.

Опыт государств [2; 3], внедривших электронное декларирование, выявил следующие преимущества электронного декларирования:

— усиление контроля товаров;

— эффективный сбор и учет доходов;

— сокращение времени оформления груза благодаря упрощению таможенных формальностей;

— более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;

— единообразное применение таможенного законодательства;

— повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;

— снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;

— повышение качества управленческой информации;

— эффективное использование человеческих и технических ресурсов;

— получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

В числе российских преимуществ электронного декларирования через Интернет следует добавить:

1) сокращение времени таможенного оформления до трех часов вместо трех дней;

2) доступность подключения (по сравнению с технологией ЭД-1);

3) возможность оформлять ГТД на любом таможенном посту ФТС России;

4) уменьшение коррупционной составляющей за счет уменьшения непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов.

По оценкам специалистов группы компаний «Тамга», при применении электронного декларирования они получают «экономию транспортных расходов: при перевозках ж/д транспортом — от 200 до 1000 долларов США; при перевозках автомобильным транспортом — от 100 до 200 долларов США; при перевозках водным транспортом — от 700 до 20 000 долларов США; при перевозках воздушным транспортом от 400 до 2000 долларов США» [4].

Однако, несмотря на внедрение электронного декларирования, система таможенного оформления в России усложняется с каждым годом, что не раз отмечалось Президентом и премьер-министром РФ. Согласно отчету Всемирного банка по уровню предоставляемых таможенных услуг, Российская Федерация в 2009 и 2010 гг. занимает 162-ю позицию в рейтинге, в 2008 г. — занимала 160-ю позицию [5].

На Международной конференции «Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества», прошедшей в г. Москве 21 октября 2010 г., заместитель руководителя Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Алексей Друшляков сообщил о 100-процентной готовности таможенных органов к работе по технологии электронного декларирования. По его словам, для успешной работы по данной технологии нужно осуществить ряд мероприятий, выходящих за рамки компетенции ФТС России, в том числе: создание центра выдачи и идентификации электронной цифровой подписи, модернизация исполнительными органами своих информационных систем.

Но, как и у всякой новой системы, у электронного декларирования имеются недостатки. Это отмечается рядом специалистов, например, И. А. Орлов [6, с. 105 — 108] выделяет следующие:

1) непонимание преимуществ информационных технологий сотрудниками таможенных органов;

2) недостаточный уровень подготовленности сотрудников таможенных органов, использующих их при выполнении служебных обязанностей;

3) технические проблемы (недостаточная техническая оснащенность таможенных органов, недостатки программных средств).

На наш взгляд, следует также отметить:

1. ФТС России, внедряя информационную систему, делает это не взаимосвязанно как с государственными, так и с негосударственными организациями, что не дает возможности отказаться от бумажных документов, поскольку участникам ВЭД приходится использовать бумажные документы, а подготовка электронных документов для таможенного оформления требует дополнительных временных затрат.

2. Ввиду того что в передаче данных участвуют несколько подразделений (информационный оператор — ГНИВЦ — региональное таможенное управление — таможня), в результате происходят сбои и искажения при передаче данных, частичная их потеря, что приводит к задержкам в ходе таможенного оформления.

3. Медленно идет процесс гармонизации таможенного законодательства, которое не адаптировано к процедурам электронного таможенного оформления (например, процедура выдачи грузов со склада временного хранения; уточнение порядка списания денежных средств, применение мер по системе управления рисками; технология уплаты таможенных платежей в электронном виде и т. д.).

4. В настоящее время ФТС России сертифицировано 6 программных продуктов для передачи данных для целей электронного таможенного оформления через сеть Интернет. На наш взгляд, ФТС России должна предусмотреть создание терминалов самообслуживания на территории таможенного органа, которые участник ВЭД мог бы использовать для передачи данных в таможенный орган, а также предусмотреть заполнение таможенной декларации через сайт ФТС России или ГНИВЦ ФТС России, минуя информационного оператора.

Как считается, система электронного декларирования позволяет существенно упростить процедуру декларирования как таможенным органам, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что, на наш взгляд, является заблуждением. Данная система вводилась без первичной рационализации, нормализации и упрощения бумажных процессов и процедур, т. е. она просто копировала процедуру бумажного декларирования. В результате неэффективную бумажную систему заменили неэффективной информационной системой, что не может дать положительного эффекта. А сокращение времени таможенного оформления произошло из-за установления нового норматива для времени таможенного оформления.

Подчеркнем, что расширение практики применения электронного декларирования — одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед таможенными органами.

Однако использование электронного декларирования не является панацеей от всех проблем, оно также не должно стать самоцелью.

Литература

1. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» // Российская газета. N 45. 2008. 1 марта.

2. Руководство по модернизации таможенной службы / Под ред. Люка де Вульфа, Хосе Б. Сокола; Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2007.

3. Кротов И. Е., Ермакова В. В. Об опыте внедрения информационных таможенных систем в Республике Корея // Вестник Российской таможенной академии. 2010. N 3.

4. Семенов В. Электронное декларирование действует // URL: http:// www. tamga-group. ru/ edition/sta3/ (дата обращения: 29 октября 2010 г.).

5. Отчеты Всемирного банка «Doing Business 2010», «Doing Business 2011» // URL: www. doingbusiness. org.

6. Орлов И. А. Проблемы реализации электронного декларирования в сфере таможенной и околотаможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2010. N 3.

——————————————————————