Административно-правовое регулирование компетенции Федеральной таможенной службы России в области контроля таможенной стоимости

(Васильев Р. И.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 12) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Р. И. ВАСИЛЬЕВ

Васильев Роман Игоревич, аспирант Российской таможенной академии.

Статья посвящена исследованию вопросов компетенции Федеральной таможенной службы Российской Федерации в области контроля таможенной стоимости. В статье рассматриваются основные способы противодействия занижению таможенной стоимости, а также проблемы в реализации полномочий таможенных органов в области контроля таможенной стоимости. Проводится анализ судебной практики, и предлагаются основные направления для решения проблем в указанной сфере.

Ключевые слова: государственное регулирование ВЭД, таможенные платежи, таможенная стоимость, метод определения, структура, занижение, таможенное декларирование, таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, профиль риска, судебная практика.

Administrative Legal Regulation of Competence of the Federal Tax Service of Russia in the Sphere of Control of Customs Value R. I. Vasilyev

The article is devoted to the issues of competence of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the sphere of control of customs value. The article considers the basic ways of resistance to under-estimation of customs value as well as problems of implementation of customs authorities’ powers in the sphere of control of customs value. The author of the article also carried out an analysis of corresponding juridical practice and suggested concrete solutions of problems in this sphere.

Key words: government regulation of foreign economic activity, customs duties, customs value, estimation method, structure, under-estimation, custom declaration, customs control, control of customs value, risk profile, juridical practice.

Растущая экономическая взаимозависимость государств вследствие быстрого расширения товаропотоков и движения капиталов превратила мировое сообщество в относительно целостную систему, основанную на интернациональной кооперации и международном разделении труда. Сегодня более четверти ВВП всех стран мира перераспределяется через мировую торговлю <1>, и развитие национальной экономики в изоляции от мирового экономического сообщества не представляется возможным. В этих условиях все большее значение приобретает внешнеэкономическая деятельность государства, поскольку от ее направленности зависит потенциал государственного социально-экономического развития. Именно поэтому государство повысило степень своего регулятивного воздействия в данной сфере. Эффективный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет обеспечить стабильность национальной экономики, необходимые темпы и характер ее развития <2>. ——————————— <1> См.: Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2009. С. 3. <2> См.: Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. М., 2006. С. 5 — 16.

Федеральная таможенная служба РФ, осуществляя в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 459 от 26 июля 2006 г., функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, обеспечивает практическую реализацию механизма госрегулирования ВТД и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере. В этом ключе становится очевидной важность и актуальность роли таможенных органов. Рассматривая концептуальные вопросы функционирования таможенной системы как элемента общей государственной системы, следует отметить, что в настоящий момент таможенные платежи, взимаемые Федеральной таможенной службой РФ, являются одним из главных источников доходов федерального бюджета. В 2009 г. таможенными органами было перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 3519,8 миллиарда рублей, что составляет практически половину (48%) <3> всех доходов федерального бюджета. Прослеживается устойчивая тенденция доминирования таможенных пошлин и налогов, взимаемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, в составе доходной части бюджета. В условиях последствий действия мирового финансового кризиса фискальная составляющая в деятельности таможенных органов РФ приобретает особую актуальность. ——————————— <3> См.: http:// www. roskazna. ru/ reports/ fb. html.

Вместе с тем нельзя не отметить проблем в сфере деятельности таможенных органов. Одной из наиболее серьезных является проблема, связанная с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров, которая по своим масштабам представляет угрозу экономической безопасности <4>. По различным оценкам, ежегодно потери бюджета от занижения таможенной стоимости товаров во внешней торговле России составляют несколько миллиардов долларов США. ——————————— <4> См.: Смитиенко Е. О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. N 4. С. 45.

Достоверность декларируемой таможенной стоимости, т. е. ее точное соответствие методике таможенной оценки и иным нормативным положениям в области таможенной оценки, имеет особую значимость для функционирования механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку играет в нем ключевую роль. Вполне очевидно, что занижение таможенной стоимости товаров не только приводит к непоступлению значительных сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, но также негативно воздействует на инвестиционную привлекательность отдельных отраслей, курс национальной валюты, конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке, движение капитала и рабочей силы, а также ряд иных финансово-экономических показателей. Пресечение деятельности участников ВЭД по занижению таможенной стоимости рассматривается как один из основных резервов повышения уровня собираемости таможенных платежей и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы. По этой причине одной из приоритетных задач российской таможенной службы является усиление контроля таможенной стоимости (повышение его качества) с целью обеспечения полного и своевременного поступления в федеральный бюджет подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка РФ, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, а также обеспечения реализации иных задач, предусмотренных торговой политикой. Рассматривая содержание контроля таможенной стоимости как административной функции таможенных органов <5>, следует отметить, что его суть заключается в проверке таможенным органом правильности определения таможенной стоимости товара с учетом существующей методической базы, а также имеющихся документов и сведений. В зависимости от объекта контроля можно выделить основные направления контроля таможенной стоимости: ——————————— <5> В соответствии с п. 5.2.7 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 459 от 26 июля 2006 г. «О Федеральной таможенной службе», ФТС России совместно с Минфином принимает нормативно-правовые акты, определяющие порядок контроля таможенной стоимости товаров.

— контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости; — контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости; — контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов; — оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками <6>. ——————————— <6> См.: Приказ ГТК РФ от 5 декабря 2003 г. N 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации».

Анализируя содержание вышеуказанных действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов, можно выделить два основных направления контроля таможенной стоимости: документальное и ценовое. Документальный контроль осуществляется путем проверки наличия документов, необходимых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, анализа содержания данных документов, с целью правильности выбора метода определения таможенной стоимости (соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам), а также правильности определения структуры таможенной стоимости (включение всех предусмотренных методом компонентов и дополнительных начислений и обоснованность заявления вычетов при наличии таковых). Ценовой контроль ранее проводился должностными лицами таможенных органов, осуществлявшими контроль таможенной стоимости, путем сравнения индекса заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Данная ценовая информация доводилась вышестоящими таможенными органами до нижестоящих в форме писем. В настоящее время ситуация несколько изменилась <7>. ——————————— <7> В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу РФ, сокращения времени таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля таможенное администрирование строится на основе системы управления рисками. Согласно Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26 сентября 2005 г. N 1069, данный способ администрирования позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить процедуру таможенного оформления.

Для эффективности использования в работе принципа выборочности форм таможенного контроля ФТС России принимаются меры, направленные на повышение эффективности системы управления рисками, включая автоматизацию выявления профилей рисков <8>. По данным ФТС России, профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений, являющихся налогооблагаемой базой (таможенной стоимости). ——————————— <8> Приказ ФТС РФ от 11 января 2008 г. N 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».

Так, в 2009 г. действовало 77 профилей рисков в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, приоритетных с точки зрения обложения таможенными платежами. В настоящее время в область риска включено около 45% от общего количества кодов ТН ВЭД. В 2009 г. в рамках системы управления рисками по профилям рисков по направлению контроля таможенной стоимости довзыскано 10,77 млрд. руб. <9>. ——————————— <9> См.: Таможенная служба РФ в 2009 г. М., 2010. С. 14. // http:// www. customs. ru/ ru/ activities/ Osnovnyepokazateli//

Безусловно, указанные данные свидетельствуют об определенных достижениях таможенных органов в области контроля таможенной стоимости. Вместе с тем нельзя не отметить и негативных моментов. Так, по мнению специалистов (должностных лиц таможенных органов, занимающихся разработкой проектов профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости), чтобы проанализировать цену на одну товарную позицию, нужно собрать целую экспертную группу, включающую представителей бизнеса, таможни, а также специалистов-оценщиков. Указанные обстоятельства говорят о том, что разрабатываемые специализированными подразделениями ФТС России профили рисков далеко не в полной мере отражают сведения о реальных ценах на конкретные товары. Товарный знак, страна происхождения товара или какой-либо иной элемент, включаемый в структуру таможенной стоимости, могут сильно влиять на стоимость ввозимых товаров. Другими словами, профиль риска содержит весьма усредненный ценовой уровень, что дает недобросовестным участникам ВЭД широкие возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости, с одной стороны, и создает серьезные препятствия осуществления декларированию товаров ниже уровня, установленного профилем риска, — с другой. Результатом этого является неэффективность самой СУР при осуществлении контроля таможенной стоимости. Также можно поставить вопрос об эффективности функционирования системы таможенного регулирования. В подтверждение сказанных слов следует отметить то, что занижение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, приобрело в настоящий момент весьма широкое распространение <10>. По некоторым оценкам, до 70% поставок на территорию России товаров осуществляется с использованием схем, связанных с занижением таможенной стоимости для «оптимизации таможенных платежей» <11>. При относительной простоте отличительной особенностью данной схемы является сложность выявления и доказывания факта использования поддельных документов. ——————————— <10> В 2009 г. таможенными органами РФ возбуждено 5757 уголовных дел, что на 15,4% больше, чем в 2008 г Доля контрабандных составов в общем количестве возбужденных уголовных дел составляет 87%. <11> http:// www. tks. ru/ columns/ mednikov/ 2010/ 11/ 01/ 0001.

Для наглядности рассмотрим существующую в настоящее время и весьма распространенную схему занижения таможенной стоимости. В общей форме схема совершения преступления, связанного с занижением таможенной стоимости товаров, выглядит следующим образом. Российские компании (далее — получатели товаров), нуждаясь для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности в каких-либо товарах иностранного производства либо занимаясь непосредственно реализацией товаров иностранного производства на территории РФ, заключают международные контракты с иностранными компаниями (далее — отправители товаров) <12>. ——————————— <12> В качестве исходного положения следует отметить, что ввоз подавляющего большинства товаров на территорию РФ осуществляется с занижением таможенной стоимости. Так, с занижением таможенной стоимости в страну ввозится до 70% товаров, что изначально значительно сокращает возможности для ведения легального бизнеса в России. Именно поэтому российские компании (получатели товаров), занимающиеся непосредственно реализацией товаров иностранного производства на территории РФ либо их обработкой (переработкой), изначально ориентированы на ввоз товаров с нарушением таможенного законодательства с целью уклонения от уплаты таможенных платежей ввиду все той же недобросовестной конкуренции.

Как правило, существуют отдельные организации или лица, специализирующиеся на перемещении товаров указанным незаконным способом, так называемые серые брокеры, к которым обращаются за услугами получатели товаров. «Серые брокеры» организуют всю процедуру перемещения товара со склада отправителя до конечного получателя, включая все вопросы, связанные с таможенным оформлением товара. Перевозчики, нанятые «серыми брокерами», доставляют товар, отгруженный со складов отправителя, до консолидационных складов, располагающихся в государствах, имеющих территорию, сопредельную с Российской Федерацией, где на данный товар, якобы перепроданный и переадресованный в адрес иного получателя, оформляется новый комплект поддельных транспортных и коммерческих документов. Подготовка поддельных документов является центральным моментом в данной схеме. Цель лиц, причастных к схемам перемещения товаров через таможенную границу с занижением таможенной стоимости, состоит в беспрепятственном прохождении процедуры таможенного оформления товаров с минимальной уплатой таможенных платежей. Принимая во внимание тот факт, что контроль таможенными органами таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, осуществляется с использованием системы управления рисками, ценовой контроль в целом можно пройти при заявлении сведений о таможенной стоимости товара чуть выше порогового значения, установленного профилем риска. Лица, занимающиеся подготовкой поддельных документов, получают вышеуказанную ценовую информацию от должностных лиц таможенных органов, которые владеют соответствующей информацией во всей полноте <13>. ——————————— <13> В данном случае действия должностного лица таможенного органа, предоставившего сведения о ценовой информации, квалифицируются как пособничество — содействие совершению преступления путем предоставления информации.

Следует отметить, что во всех схемах, связанных с занижением таможенной стоимости, как правило, фигурируют технические экспортеры — офшорные компании (фиктивные продавцы товаров) и технические импортеры — фирмы-однодневки (фиктивные получатели товаров, от имени которых также осуществляется декларирование товаров). Офшорную компанию можно распознать по месту регистрации, которым является офшорная зона. Однако в мировой практике существует специальный механизм регистрации компании в какой-либо неофшорной стране <14>. Таким образом, осуществляется сокрытие признаков офшорной компании. ——————————— <14> См.: Поландов Д. Офшорные зигзаги // Русский фокус. 2002. N 18 (55). С. 12.

Изготовленные в России поддельные транспортные и коммерческие документы, содержащие недостоверные сведения относительно стоимости, отправителя и получателя товаров, посредством электронной почты направляются на консолидационный склад. По «новым» документам товар перемещается через границу и доставляется в таможенный орган назначения для прохождения процедуры таможенного оформления <15>. ——————————— <15> Существуют также схемы незаконного перемещения товаров через таможенную границу, когда на руки водителю, осуществляющему доставку товара, выдается два комплекта документов, но такие схемы встречаются значительно реже.

Таможенное оформление товаров осуществляется, как правило, с использованием фирм-однодневок <16>. Формально содержание представляемых при таможенном оформлении товара декларантом документов полностью соответствует требованиям, предъявляемым таможенными органами, поэтому при прохождении документального контроля не возникает каких-либо препятствий. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее контроль таможенной стоимости, интуитивно подозревая недостоверность заявленной таможенной стоимости участником ВЭД, не обладает какими-либо специальными полномочиями, позволяющими фактически подтвердить свои подозрения. Сама проверка документов и сведений, в соответствии со ст. 111 ТК ТС, заключается в сопоставлении сведений, указанных в документах, с имеющейся информацией, полученной из других источников, анализе сведений таможенной статистики, обработке сведений с использованием информационных технологий. В случае выставления таможенным органом требования о представлении дополнительных документов участник ВЭД всегда может ограничиться представлением письменного объяснения о невозможности представления запрашиваемых документов в соответствии со ст. 69 ТК ТС. ——————————— <16> По заявлению руководителя ФТС России А. Ю. Бельянинова, среди общего числа юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, признаками фирм-однодневок обладает около 140000 компаний, или 70%. http:// www. tks. ru/ news/ nearby/ 2010/ 10/ 21/ 0007.

После прохождения процедуры таможенного оформления в бухгалтерской отчетности фирмы-однодневки показывается, что товар реализован на внутреннем рынке по каким-либо фиктивным договорам купли-продажи. На самом деле после прохождения процедуры таможенного оформления товар направляется в адрес реального получателя. При этом, как правило, получатель товара в приходных документах и бухгалтерской отчетности показывает, что товар приобретен им на внутреннем рынке по каким-либо фиктивным договорам купли-продажи. Таким образом, теряется связь между фирмой, осуществлявшей таможенное оформление товара, и конечным получателем продукции. Для товаров народного потребления характерным является то, что местонахождение товара, контрабандно перемещенного через таможенную границу, после его выпуска таможенным органом отследить практически невозможно, т. к. к моменту проведения проверочных мероприятий товар уже бывает реализован. Самостоятельным (отдельным) моментом при данной схеме перемещения товаров является вопрос перевода денежных средств за рубеж. Часть суммы от цены сделки в пределах размера заниженной таможенной стоимости переводится в рамках международного (фиктивного) контракта по якобы состоявшейся сделке. Но остается другая часть суммы, которая должна быть переведена. Причем зачастую по оригинальным документам требуется 100% предоплата. Существуют различные схемы незаконного перевода денежных средств за рубеж: на основании поддельных ГТД по несостоявшимся внешнеторговым контрактам, в рамках деятельности иностранного филиала и иные. В мировой практике осуществления контроля таможенной стоимости акцент делается на использовании методов постаудита, проверки бухгалтерской отчетности после выпуска товаров в свободное обращение <17>. Но описанная схема занижения таможенной стоимости при перемещении товаров через таможенную границу сводит на нет эффективность деятельности подразделений таможенной инспекции. ——————————— <17> См.: Юферева Е. Л. О необходимости формирования комплексного подхода к проведению контроля таможенной стоимости после выпуска товара // Вестник Российской таможенной академии. 2008. N 4 (5). С. 15.

Таким образом, действия недобросовестных участников ВЭД, переместивших товары с обманным использованием документов, в большинстве своем остаются безнаказанными. В лучшем случае в отношении поставок товаров, стоимость по которым занижена, будет произведена корректировка таможенной стоимости. Но существующая методологическая база определения таможенной стоимости, система контроля таможенной стоимости, а также позиция судебных органов по вопросам контроля таможенной стоимости позволяют оспорить решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. По мнению суда, выводы таможенного органа о недостоверности заявленных сведений носят «предполагаемый или вероятностный и субъективный характер» <18>. ——————————— <18> См.: http:// www. vch. ru/ cgi-bin/ guide. cgi? table_ code= 15&action;= show&id;= 5572.

Другой проблемой в области контроля таможенной стоимости является проблема осуществления таможенного декларирования товаров, таможенная стоимость которых ниже ценового уровня, установленного профилем риска. Выше мы указывали, что профиль риска содержит усредненный ценовой уровень, и существует достаточно широкий перечень товаров, стоимость которых с учетом их доставки на территорию РФ и иных начислений, предусмотренных законодательством, ниже уровня, установленного профилем риска. К тому же у каждой категории товаров имеется своя специфика. Так, например, для рынка товаров народного потребления характерными особенностями, сильно влияющими на стоимость товаров, могут быть сезон года, тенденция моды и пр., которые могут обеспечить значительные скидки покупателю. Также вполне очевидным становится тот факт, что объем закупаемой товарной партии может очень сильно влиять на конечную стоимость товара. При декларировании таможенному органу подобного рода товаров с указанными особенностями возникает множество проблем, связанных с доказыванием таможенной стоимости товара. На практике большинство таможенных органов откровенно не желает осуществлять таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых ниже уровня, установленного профилем риска, т. к. это понижает общую статистику в деятельности таможенного органа. В случае принятия таможенным органом в ходе контроля таможенной стоимости решения о корректировке данное решение может быть обжаловано в суд. При выигрыше участником ВЭД судебного процесса таможня вынуждена будет возвращать довзысканные таможенные платежи. Все это срывает план, а также нарушает систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенного органа. Для подтверждения изложенных проблем в области контроля таможенной стоимости можно обратиться к статистическим данным о количестве исков к таможенным органам по факту корректировки таможенной стоимости и количестве решений, принимаемых судами не в пользу таможенных органов. Так, в 2009 г. по искам, предъявленным к таможенным органам, судами рассмотрено 14793 дела, из них 5459 дел — по искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости. Доля проигранных таможенными органами дел данной категории составляет 94% <19>. ——————————— <19> См.: Таможенная служба РФ в 2009 г. М., 2010. С. 54. http:// www. customs. ru/ ru/ activities/ Osnovnyepokazateli//

Анализ судебных актов, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует о том, что основной причиной признания судами решений о корректировке таможенной стоимости незаконными является отсутствие у таможенных органов правовых оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, поскольку декларантами представляются обязательные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Анализ аргументации таможенных органов в обоснование своих действий свидетельствует о несоответствии их позиции положениям законодательства об определении таможенной стоимости, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, а также информация о наличии каких-либо ограничений и условий сделки, которые могли повлиять на таможенную стоимость. Согласно информации, содержащейся в формах статистической отчетности «14-суд», представляемой таможенными органами в соответствии с Приказом ФТС России от 28 декабря 2009 г. N 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2010 г.», в первом полугодии 2010 г. в 70% проигранных таможенными органами дел в судах основаниями для принятия решений о корректировке таможенной стоимости, которые были признаны судами незаконными, являлись отличия заявленной таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации. Заявление в таможенной декларации таможенной стоимости ниже уровня ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в большинстве случаев рассматривается таможенным органом как безусловное основание для несогласия таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью и принятия последующего решения о корректировке таможенной стоимости, независимо от анализа фактических условий внешнеэкономической сделки. Вместе с тем, согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС от 26.07.2005 N 29, данный факт является лишь одним из признаков недостоверности, и в данном случае необходимо проведение целого комплекса проверочных мероприятий для подтверждения решений, принимаемых таможенными органами. В 20% случаев основанием для признания судами незаконными решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости явилось непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов. В данном случае основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров является непредставление (частичное непредставление) по запросу таможенных органов дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, что, по мнению таможенного органа, свидетельствует о неподтверждении заявленной таможенной стоимости. При этом запрос дополнительных документов осуществляется без учета специфики конкретной внешнеэкономической сделки и вызван, как правило, отличием заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Основным документом, подтверждающим стоимость сделки, является экспортная таможенная декларация. Вместе с тем таможенными органами, несмотря на поставку товаров прямо с завода — изготовителя продукции, запрашиваются прайс-листы изготовителя продукции с переводом и др., которые сами по себе не являются официальными документами и используются исключительно в маркетинговых целях (рекламная продукция). В 7% случаев — претензии гражданско-правового характера, предъявляемые таможенными органами к содержанию представляемых участником ВЭД при таможенном декларировании товаров документов <20>. ——————————— <20> См.: Письмо ФТС России от 15 октября 2010 г. N 0111/50436 «О судебной практике, связанной с корректировкой таможенной стоимости».

Касательно претензий гражданско-правового характера следует отметить, что здесь складывается парадоксальная ситуация. Таможенные органы предъявляют определенные требования к содержанию документов иностранного государства: указание в инвойсе условий поставки товара, номера банковского счета, подписи, расшифровки подписи, указание должности контрагента; наличие в экспортной таможенной декларации ссылки на коммерческие документы поставки и др. При этом несоблюдение данных требований используется таможенным органом в качестве обоснования неприменения первого метода определения таможенной стоимости. Большинство декларантов сталкивается с трудностями ввиду явного непонимания иностранными контрагентами претензий подобного рода. Вполне очевидно, что значительно легче соблюсти требования таможенного органа, когда подготовка коммерческих документов осуществляется в России, в частности подделка коммерческих и иных документов. В письме ФТС России от 15 октября 2010 г. N 0111/50436 указано, что до принятия решений о корректировке таможенной стоимости работа по получению доказательств, подтверждающих недостоверность заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, не проводится, что влечет принятие таможенными органами преждевременных и необоснованных решений о корректировке стоимости. В то же время сжатые сроки таможенного оформления автоматически исключают возможность того, что должностными лицами таможенных органов будут выявлены и названы конкретные условия, влияющие на продажу и цену сделки. Зачастую все условия, влияющие на продажу товаров и их цену, заключаются в под мене коммерческих документов. Либо о действительных условиях сделки известно только продавцу и покупателю <21>. На данный факт указывалось выше, при рассмотрении схемы занижения таможенной стоимости. ——————————— <21> См.: http:// www. vch. ru/ cgi-bin/ guide. cgi? table_ code= 15&action;= show&id;= 5572.

К тому же должностное лицо при проверке подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений не обладает какими-либо специальными полномочиями, позволяющими фактически доказать недостоверность заявленных участниками ВЭД сведений о таможенной стоимости. Сама проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам, с учетом положений ст. 111 ТК ТС оказывается несостоятельной. Таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, но запрос дополнительных документов и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров. Росту негативной судебной практики способствует игнорирование руководителями таможенных органов выводов судебных органов об отсутствии правовых оснований для корректировки таможенной стоимости. Данный факт в первую очередь связан с тем, что в настоящий момент основным показателем деятельности таможенных органов будет оставаться план по сбору таможенных платежей. Таможенную стоимость называют одним из резервов, с помощью которого можно достигнуть планового показателя по сбору таможенных платежей <22>. ——————————— <22> Как бороться с корректировкой таможенной стоимости // http:// www. waycargo. ru/ news/ 40/.

В реальности таможенному органу легче принять решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку вопросы судебного разбирательства занимают длительное время, впоследствии еще одной из проблем для участника ВЭД будет процедура возврата необоснованно довзысканных таможенных платежей ввиду бездействия таможенных органов, что может стать причиной самостоятельного судебного разбирательства <23>. К тому же многие не готовы судиться с таможенными органами по ряду причин: нежелание портить отношения с таможенными органами, сложность и длительность процедуры, высокая стоимость услуг адвоката <24>. ——————————— <23> В 2009 г. при рассмотрении судами дел о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и процентов (1152 дела) не в пользу таможенных органов судами вынесены решения в 86% случаев. <24> См.: Борьба с корректировкой таможенной стоимости // Таможенное регулирование и таможенный контроль.. 2010. N 6. С. 33.

В настоящее время указывается на необходимость проведения системной работы <25> по получению доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, таможенными органами как до, так и после выпуска товаров при осуществлении контроля таможенной стоимости. Так, в частности, взаимодействие оперативных подразделений таможенных органов, подразделений таможенной инспекции и подразделений по контролю таможенной стоимости рассматривается как один из методов борьбы. ——————————— <25> См.: Юферева Е. Л. О необходимости формирования комплексного подхода к проведению контроля таможенной стоимости после выпуска товара // Вестник Российской таможенной академии. 2008. N 4 (5). С. 14.

Следует отметить, что оперативные подразделения таможенных органов обладают большим потенциалом в выявлении фактов занижения таможенной стоимости. К тому же в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности оперативными подразделениями таможенных органов собирается огромное количество сведений о реальных ценовых характеристиках товаров. Данные сведения могли бы использоваться в целях актуализации профилей рисков, постаудита таможенной стоимости, а также в иных целях. В данном контексте как один из аспектов совершенствования контроля таможенной стоимости следует рассмотреть использование результатов оперативно-розыскной деятельности экономическими подразделениями таможенных органов, осуществляющих контроль таможенной стоимости. Вместе с тем борьба с занижением таможенной стоимости как преступлением (контрабандой) с использованием возможностей правоохранительных подразделений таможенных органов не имеет тех возможностей, которые позволили бы полностью пресечь данное явление (занижение таможенной стоимости). Занижение таможенной стоимости как преступление характеризуется особой сложностью, изощренностью способов совершения и сокрытия, транснациональным характером, а это, в свою очередь, обуславливает сложность выявления данных преступлений и доказывания причастности лиц, совершивших данные преступления. Для выявления и последующего доказывания единичных фактов преступлений необходимо проведение целого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включающих ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. В то же время в условиях ограниченности как сил, так и средств (технической и иной оснащенности) правоохранительных подразделений можно поставить вопрос об эффективности деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов и целесообразности содержания такого штата сотрудников. Сегодня в большинстве случаев борьба с занижением таможенной стоимости как преступным явлением осуществляется посредством направления международных запросов в соответствии с Приказом ФТС России от 27 июля 2006 г. N 703 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок». В рамках направления международного запроса возможно получение оригинальных товаротранспортных документов (экспортные таможенные декларации, инвойсы), подтверждающих факты представления при декларировании недействительных документов и занижения таможенной стоимости. Если рассматривать масштабы занижения таможенной стоимости, а также статистику возбужденных уголовных дел, то можно сделать вывод, что выявляются лишь единичные факты. Что касается статистики по уголовным делам, доведенным до суда, то здесь дело обстоит еще хуже. Вместе с тем уголовные дела, возбужденные на основании документов, полученных посредством направления международных запросов, не имеют судебной перспективы и в большинстве случаев по результатам установленных законом сроков просто приостанавливаются и хранятся до истечения сроков давности. Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что в настоящее время в России не создано надлежащего эффективного механизма контроля таможенной стоимости. Существующий механизм предоставляет недобросовестным участникам ВЭД широкие возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости и создает серьезные препятствия для законопослушных участников ВЭД, осуществляющих декларирование товаров ниже уровня, установленного профилем риска, в части, касающейся документального подтверждения заявленной таможенной стоимости. Вместе с тем политика России, ориентированная на интеграцию в мировое экономическое сообщество, а также рост внешнеэкономических связей, предъявляет свои условия по оптимизации процедуры таможенного оформления. «Бюрократическая волокита, огромное количество регламентирующих документов, неоправданно большие сроки оформления грузов — все это, по мнению Дмитрия Медведева, не лучшим образом сказывается на инвестиционной привлекательности нашей страны» <26>. ——————————— <26> См.: http:// www. tks. ru/ news/ nearby/ 2010/ 08/ 16/ 0014, http:// www.1tv. ru/ news/ economic/ 159517.

Позиция, высказываемая Президентом РФ, с учетом тенденций в области международного товарообмена ориентирована на необходимость сокращения количества документов и объема сведений, представляемых при таможенном декларировании, а также сокращения времени для прохождения таможенных формальностей. В этой связи ключевым направлением в создании эффективных механизмов контроля таможенной стоимости является активное внедрение институтов предварительного информирования и электронного декларирования, а также дальнейшее совершенствование процедуры таможенного оформления и таможенного контроля на основании использования современных информационных технологий. Реальной возможностью предотвращения фактов занижения таможенной стоимости, по нашему мнению, является развитие информационного обмена ФТС России с таможенными службами иностранных государств, создание единых информационных ресурсов (баз данных). Указанный ресурс предоставит должностному лицу таможенного органа, осуществляющему контроль таможенной стоимости, весьма оперативно проводить проверку подлинности документов и достоверности заявленных в них сведений. Также, по нашему мнению, целесообразно использование внедряемой в настоящее время в процедуру таможенного оформления системы предварительного информирования таможенных органов. Однако, по мнению автора, в существующем виде она не будет иметь ощутимого эффекта в деле повышения качества таможенного контроля. Развитие системы предварительного информирования необходимо осуществлять в контексте информационного взаимодействия таможенных органов, когда таможенный орган страны-экспортера после таможенного оформления товара направляет сведения об оформленном товаре в таможенный орган назначения (страны-импортера). Создание указанных условий позволит повысить качество таможенного администрирования, оптимизировать прохождение процедуры таможенного оформления для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Библиографический список

1. Борьба с корректировкой таможенной стоимости // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2010. N 6. 2. Василенко Е. П. Совершенствование управления процессом определения и контроля таможенной стоимости: Дис. … канд. эконом. наук. М., 2009. 3. Деточка А. В. Финансово-экономические аспекты контроля таможенной стоимости // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2010. N 1. 4. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2005. N 2 (24). 5. Панова Е. Н. Таможенная стоимость товаров // Право и экономика. 2009. N 4. 6. Ратушная Т. В. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России // Таможенное дело. 2010. N 2. 7. Рутгайзер В. М. Таможенная стоимость и ее оценка // Административное и муниципальное право. 2008. N 2. 8. Сергеев Е. В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 9. Смитиенко Е. О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. N 4. 10. Стрижова О. Е. Правовое регулирование таможенной стоимости: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 11. Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики. М., 2006. 12. Таможенная стоимость / Под общ. ред. Л. А. Бондарь и В. А. Шамахова. М., 2007. 13. Таможенный контроль / Под общ. ред. В. А. Шамахова. М., 2006. 14. Шишкин А. В. Разработка организационно-экономического механизма контроля таможенной стоимости с учетом факторов риска: Дис. … канд. эконом. наук. М., 2003. 15. Юферева Е. Л. О необходимости формирования комплексного подхода к проведению контроля таможенной стоимости после выпуска товара // Вестник Российской таможенной академии. 2008. N 4 (5).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *