История зарождения, становления таможенных органов в период VII — начала XX в

(Хлуднева А. С.) («История государства и права», 2011, N 3)

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД VII — НАЧАЛА XX В. <*>

А. С. ХЛУДНЕВА

——————————— <*> Khludneva A. S. History of arising, formation of customs agencies during the period of the VII — beginning of XX centuries.

Хлуднева Алина Сергеевна, аспирант кафедры государственного и международного права Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

В статье рассматриваются историко-правовые аспекты зарождения и становления таможенных органов в VII — XX вв. Поэтапное рассмотрение истории развития таможенных органов необходимо для всестороннего исследования данного института.

Ключевые слова: таможенное дело, Древняя Русь, таможенная политика, российское законодательство.

The article considers historical-law aspects of arising and formation of customs agencies in VII — XX centuries. Stageby-stage consideration of history of development of customs agencies is necessary for thorough research of this institute.

Key words: customs affairs, Ancient Rus’, customs policy, Russian legislation.

Российское государство в своем историческом развитии прошло несколько самостоятельных этапов, характеризующихся определенным уровнем развития политической и экономической систем, а также обеспечивающих ее механизмов. К одному из таких механизмов относится таможенная служба. С самого своего зарождения таможенная система нуждалась в особых лицах, которые могли высказать суждения, дать заключения, оформить официальный финансово-расчетный или описательно-ценностный документ о предмете контрабанды <1>. Исторический экскурс в область становления и развития основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела преследует не только сугубо познавательные и ознакомительные цели. Главным образом при этом решается задача «признания фактора преемственности при разработке и реализации современного таможенного российского законодательства, использования в ходе его подготовки предшествующего опыта таможенно-правового регулирования» <2>. ——————————— <1> Горбачев И. А. Закон и судебно-счетоводческая экспертиза. СПб., 1909. С. 14. <2> Таможенное законодательство: Сборник нормативных актов / Под ред. В. А. Максимцева, Б. Н. Габричидзе. Вступительная статья Б. Н. Габричидзе. М., 1994. С. XVII.

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет <3>. Вместе с тем вопросам истории становления и развития отечественного законодательства о таможенном деле в учебниках по истории государства и права России не уделяется должного внимания <4>. Исторические аспекты таможенной политики и развития таможенного законодательства Российского государства входят в предмет изучения курса «Таможенное право» <5>. Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 г. (Ладыженский К. История русского таможенного тарифа). В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси. ——————————— <3> Карташов Г. А. Основы таможенного дела: Курс лекций. Н. Новгород, 1998. С. 123. <4> Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. М., 1994. <5> Халипов С. В. Таможенное право: Учебно-методическое пособие. М., 2005. С. 9.

На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д. И. Менделеев, Е. Осокин, К. Лодыженский, Н. Н. Шапошников, А. И. Потяев, Л. Н. Марков, Ю. Г. Кисловский. Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси, так как именно появление первых государств, зарождение товарного хозяйства и торгового обмена привело к возникновению таможенного дела и законодательства о нем. Таким образом, начало становления российской таможни и таможенного дела на Руси получает свое юридическое закрепление с момента издания свода законов «Русская Правда». Развитие торговли, появление морских и сухопутных сообщений между различными странами, формирование товарно-денежных отношений между государствами и более простых форм товарообмена весьма позитивно сказались на упрочении могущества Российского государства. Вместе с тем следует признать, что именно внешнеторговый обмен породил и массу нарушений законодательных установлений, с которыми государство в лице его наделенных властными полномочиями структур вынуждено считаться. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» — за провоз товаров по суше, «водяной» — за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за наем торгового места на гостином дворе — «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины — за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта — «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной. Однако, ссылаясь на договоры, заключенные князем Олегом с греками в 907 и 911 гг., видно, что таможенные пошлины и таможенное обложение существовали в России и до принятия христианства. Причем договором 911 г. предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: «Да творять куплю, якоже» <6>. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и, соответственно, организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало до принятия христианства на Руси. ——————————— <6> Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 12; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 1; Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 24 — 25.

С распространением христианства на Руси мы получаем свидетельство того, что в X в. и духовенство также принимало участие как в становлении таможенного дела, так и в реализации такого зарождавшегося тогда элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как таможенный контроль: «Духовенство, которому по свидетельству приписываемого Владимиру Святому Церковного Устава был поручен надзор за торговыми весами и мерами, кажется, ввело обыкновение на Руси собирать таможенные пошлины» <7>. ——————————— <7> Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 5.

Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт, или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям <8>. Как писал известный русский историк С. М. Соловьев, торговля в XI — XII вв. «была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов» <9>. «Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год» <10>. В целях упорядочения отношений, связанных с перемещением товаров внутри страны и за ее пределы, Российское государство постепенно устанавливает определенные правила, которые получают свое выражение и закрепление в правовых актах того времени. По сути, в конце VIII — XI вв. начался процесс формирования как таможенного дела, так и организационных основ правового режима его обеспечения, что можно считать первым историческим этапом начального становления правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. ——————————— <8> См., напр.: Памятники русского права. М., 1953. Т. 1. С. 65; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 1. <9> Соловьев С. М. Соч. Кн. II: История России с древнейших времен. Т. 3 — 4. М., 1988. С. 46. <10> Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. Л., 1929. С. 31.

Следующим этапом в становлении и развитии элементов рассматриваемого в данной статье режима можно считать XII — XIII вв., когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период, по мнению автора, начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Следующий исторический этап возникновения новых элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела, по мнению автора, совпадает с периодом Золотой Орды (XIII — XV вв.). В это время начали формироваться такие элементы административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как регламентация определенных видов деятельности в сфере таможенного дела, система разрешений, получавшие свое выражение в различного рода таможенных грамотах. Такого рода правила устанавливались в сфере таможенного дела как с целью ведения учета лиц, занимавшихся торговлей, так и с целью контроля за порядком взимания таможенных пошлин. Следует отметить, что в это время таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Данное обстоятельство свидетельствует о существовании определенных правил, которые обеспечивали упорядоченность возникающих отношений в сфере развивавшегося таможенного дела. Вместе с тем особенностью торговой и таможенной деятельности в рассматриваемый период являлось то, что она существовала на основе жалованных грамот (ярлыков), выдававшихся князьям монголо-татарскими ханами <11>. ——————————— <11> Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 23; Таможенное дело России. X — начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы) / Под ред. А. Н. Мячина. СПб., 1995. С. 10.

В это же время вводится и таможенная откупная система, просуществовавшая с небольшим перерывом до 1762 г. Суть данной системы состояла в том, что порядок установления таможенных правил и порядок взимания таможенных платежей отдавался на откуп тем лицам, которые могли купить это право у монголо-татарских ханов. Как правило, это были хивинские и хорезмские купцы. Естественно, удельная система княжеств, существовавшая в период раздробленности русских земель, стала главным препятствием на пути формирования на Руси таможенного дела и соответствующего правового режима его обеспечения. Вопросы таможенного обложения в этот период регулировались в основном двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В конце XV в. в фискальных целях предпринимались неоднократные попытки упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев <12>. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить многочисленные таможенные правила, существовавшие в сфере внешней торговли, что в итоге привело к разработке единой торговой и таможенной политики на всей территории Московского государства. Очередным этапом в становлении и развитии элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела можно назвать период XVI — XVIII вв. Причем поворотным пунктом в развитии таможенного дела и законодательства о нем можно считать середину XVI в., когда наметилась тенденция к централизации в развитии Московского государства. Это привело к упорядочению сбора пошлин и соответствующей правовой регламентации таможенного обложения в местах пропуска через таможенную границу и в местах осуществления торговли ввезенными товарами <13>. ——————————— <12> Лодыженский К. Указ. соч. С. 6. <13> Тихонов Ю. А. Таможенная политика Русского государства с середины XVI века до 60-х годов XVII века // Исторические записки. М., 1995. Т. 53. С. 285.

В этот период принимались меры по созданию отвечавшей происходившим изменениям нормативной правовой базы таможенного дела. Так, в целях упорядочения таможенного обложения в России в XVI в. царями, так же как и великими московскими князьями, издавались таможенные уставные грамоты. Данные нормативные акты наряду с указанием перечня пошлин, подлежавших взысканию, размеров пошлин и порядка их взимания устанавливали штрафы и иные меры ответственности за конкретные нарушения в сфере таможенного дела. В связи с этим можно наблюдать проявление такого элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как применение мер ответственности за нарушение действовавших в то время правил в сфере таможенного дела. В этот же период активно шел процесс формирования самих таможенных правил, получавших закрепление не только в форме таможенных уставных грамот, но и в форме обычаев, правил и процедур, устанавливавшихся в сфере таможенного дела. В конце XVI — начале XVII в. в России сложились два способа деятельности таможен и взимания таможенных платежей: 1) откупной, введенный еще монголо-татарскими ханами; 2) так называемый верный, когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые безвозмездно «на веру» отбывали таможенную повинность <14>. ——————————— <14> Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины Второй. СПб., 1848. С. 143 — 144.

К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного». По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других — областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты). Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года. Заметные изменения в таможенном деле, получившие свое закрепление в Судебнике 1550 г. и указных книгах того времени, произошли при Иване IV. Он, в частности, заменил систему кормлений (откупной способ взимания таможенных платежей) земским самоуправлением. Суть замены состояла в том, что организация таможенных сборов и решение связанных с этим вопросов перекладывались на купеческие корпорации и посадские общества, что, в свою очередь, избавляло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документации. В 1649 г. происходит изменение таможенных правил, регулирующих ввоз товаров в Россию и вывоз товаров из России. В частности, был запрещен ввоз в Россию табака, хлебных вин, что свидетельствует об усилении государственного вмешательства в сферу внешнеэкономических отношений путем установления государственной монополии на эти виды товаров в стране и усиления таможенного контроля на границе. Накопленный опыт государственно-правового регулирования в сфере таможенного дела <15>, а также наличие совокупности таких элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как регламентация деятельности отечественных и иностранных купцов в таможенной сфере, система разрешений на торговлю определенными видами товаров, ведение учета и контроля за осуществлением внешней торговли в России, применение штрафов и иных видов ответственности за нарушение таможенных правил, получили свое отражение в Новоторговом уставе 1667 г. (далее — Устав). Данный Устав свидетельствует о качественно новом уровне регулирования таможенного дела в стране. Именно с 1667 г. мы можем говорить о начале формирования административно-правового режима обеспечения таможенного дела в России, который прежде всего был нацелен на защиту экономических интересов государства. ——————————— <15> Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 1. СПб., 1830. N 408.

В Новоторговом уставе наряду с ужесточением правил торговли предусматривался целый комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений в сфере таможенного дела. Так, в Уставе содержались нормы, предусматривавшие уголовно-правовую ответственность за конкретные нарушения в сфере таможенного дела, что свидетельствует о появлении такого элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как применение уголовной ответственности за нарушение существовавших таможенных правил. Устав предусматривал суровые меры уголовной ответственности за контрабанду, в частности, за кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности <16>; за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации, а рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом. Кроме этого, Уставом вводился контроль за перемещением товаров, определялись права таможенного головы и устанавливались его обязанности перед купцами. ——————————— <16> Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 17.

Устав выполнял охранительную функцию, которая проявлялась в том, что в его статьях закреплялись правила, устанавливавшие на пути иностранных купцов первые запреты, ограничивая их деятельность на территории России в целях развития отечественной торговли. Впервые в истории России в Новоторговом уставе указывалось на необходимость досмотра не только за количеством, но и за качеством товара путем введения определенных ограничений на ввоз в страну или вывоз из страны определенных товаров и контроля за качеством ввозимых (вывозимых) товаров. В данном случае наглядно просматриваются черты такого элемента таможенного дела, как квотирование и сертифицирование товаров, и такого элемента административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как таможенный контроль. Кроме того, осуществлялся контроль за страной происхождения товаров, которая определялась по штампам и печатям в сопроводительных документах. Здесь мы видим прообраз такого элемента современного таможенного дела, как товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Эти шаги государства были направлены на недопущение перекупки ввозимых товаров купцами, имевшими определенные льготы, у купцов, у которых таких льгот не было. Тем самым впервые на законодательном уровне того времени была закреплена потребность государства к установлению определенного правового режима пропуска товаров через таможенную границу, определялись статус товаров и интерес к стране происхождения товара. Целью такого рода правового режима обеспечения таможенного дела являлась прежде всего защита экономических интересов России в сфере внешней торговли. С учетом знаний о современном таможенном деле и административно-правовом режиме обеспечения таможенного дела мы можем отметить, что впервые в таможенных целях в Уставе были закреплены такие таможенные режимы, как выпуск для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны под таможенным контролем, выступавший прообразом современного таможенного режима «таможенный транзит». Все эти режимы явились основой для формирования правовых и организационных контуров такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как таможенный режим. Кроме этого, в Уставе подробно были обозначены процедуры таможенного оформления перемещавшихся через таможенную границу товаров. Тот факт, что в это время таможенное дело и формирующийся административно-правовой режим его обеспечения приобретают особое значение, подтверждается также тем, что в структуре Новоторгового устава 40 из 94 статей имели прямое или косвенное отношение к регулированию вопросов внешней и внутренней торговли, междугородных перевозок, таможенного оформления и таможенного контроля. Для реализации положений существовавшего административно-правового режима обеспечения таможенного дела в 1860-е гг. в Москве создаются Приказ Большой казны, Приказ Большой таможни, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявляла к обложению пошлинный скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах, а на торговых путях — таможенные заставы <17>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к концу XVII в. в России была создана довольно разветвленная и централизованная государственная таможенная служба, составлявшая организационную основу административно-правового режима обеспечения таможенного дела. ——————————— <17> Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII века. М., 1957. С. 15.

Дальнейшее развитие таможенного законодательства и, соответственно, изменение правовых и организационных мер, образующих административно-правовой режим обеспечения таможенного дела, приходятся на периоды царствования Петра I, Елизаветы Петровны и Петра III — в XVIII в. В петровскую эпоху истории России управление таможенными сборами стала осуществлять Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным ведомством, осуществлявшим управленческие функции. Правительство Петра I для обеспечения успешного проведения таможенных мероприятий в стране укрепляло таможенные границы, оборудованные цепью форпостов и таможенных застав. В это же время получает дальнейшее развитие и закрепление такая составная часть административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как режим таможенной границы. В 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, который закреплял отдельные элементы административно-правового режима обеспечения таможенного дела, касавшиеся регламентации порядка захода иностранных торговых судов в российские порты, и включавший определенную систему разрешений и запретов. Кроме того, данный документ закреплял статус таможенников и распространял права морских таможен на сухопутные таможни. Одновременно предусматривалась ответственность за правонарушения, посягающие на честь и достоинство должностных лиц таможенных учреждений. Наряду с положительными изменениями в сфере таможенного дела по-прежнему оставалась сложной процедура осмотра товаров и ее оформление в специальных книгах, что, в свою очередь, требовало соответствующих изменений в структуре административно-правового режима обеспечения таможенного дела. К этому времени были ликвидированы таможенные ограничения внутри страны, и в результате реформирования таможенного дела в 1755 г. принимается новый таможенный Устав, а в 1757 г. — новый таможенный тариф. В 1762 г. была отменена таможенная откупная система и таможенное дело было возвращено государству. В 1731 г. был принят новый таможенный тариф, снизивший размеры таможенных пошлин и изменивший способ их начисления. Помимо адвалорных ставок вводились специфические ставки (с меры или веса товаров). В 1753 г. была проведена крупная таможенная реформа. Все внутренние пошлины и таможенные сборы были отменены, внутренние таможенные границы ликвидированы. Для возмещения потерянных доходов казны была установлена надбавка (13 коп. с рубля) к внешним таможенным пошлинам, взимаемым на пограничных таможенных заставах. В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 г. были учреждены Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 г. была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях. В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 г. ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 г. большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%. Следующий исторический этап становления и развития основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела — XIX — XX вв. (до 1917 г.). В это же время для осуществления и совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления, а также в целях создания благоприятных условий, способствующих ускорению товарооборота в местах пропуска через границу людей, транспортных средств и грузов по внешней сухопутной и морской границам Российской империи, таможни и таможенные заставы стали подразделяться в зависимости от размеров и объема выполняемых задач на три класса. Кроме того, существовала целая сеть внутренних таможен второго и третьего классов, осуществлявших досмотр и оформление товаров, прошедших в пограничных таможнях лишь внешний контроль и отправленных транзитом в глубь страны. Некоторые таможни стали иметь передовые филиалы или посты, которые еще назывались таможенными заставами. В дополнение к линии таможенных застав «для отвращения тайного провоза товаров» по западной границе была учреждена пограничная стража, на которую возлагался карантинный надзор. Таможенный досмотр к концу XIX в. стал одним из основных элементов, образующих административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. Таможенный досмотр тех лет был подчинен не столько установлению законности перемещения дозволенного к провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных к провозу товаров. С 1802 г. управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 г. — Департамент внешней торговли Министерства финансов. В 1811 г. Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ. В 1864 г. Департамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов. После победы в войне над Наполеоном Россия начинает восстанавливать внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1819 г. были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф — самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике. Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно-протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и острова Сахалин. В соответствии с Положением об устройстве Пограничной таможенной стражи 1827 г. были утверждены цвет обмундирования таможенников (зеленый) и описание российского таможенного флага (зеленый с белым Андреевским крестом). Согласно Таможенному уставу по европейской и азиатской торговле 1857 г. действовали таможни и таможенные заставы, расположенные на внешней сухопутной и морской границе России. В крупных городах функционировали внутренние таможни. Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 г. (превышение импорта над экспортом) составлял 150 млн. руб. <18>. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры. С 1 января 1877 г. был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин — золотом, что привело к повышению пошлин на 50%. Таможенный тариф 1891 г. носил еще более протекционистский характер. В соответствии с ним не облагались пошлинами только товары, которые вообще не ввозились в страну (например, домашний скот, лен, дрова, камень и др.), на все остальные товары ставки пошлин увеличивались в 10 и более раз. Эти меры оказались эффективными, что привело к увеличению доходов от таможенного обложения. ——————————— <18> Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2005. С. 25.

Значимость для государства фискальной деятельности таможенных органов предопределила дальнейшее совершенствование системы таможенных органов. Изменения в системе таможенных органов были оформлены Таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. Возглавлял систему таможенных органов Департамент таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто. Ко времени Октябрьской революции 1917 г. таможенная служба была практически разрушена. Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 г. С 1 января 1918 г. вводилось в действие Постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Постановлением устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики. Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29 мая 1918 г. «О разграничении прав Центральной и местных Со ветских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений» таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ). Декретом от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (нэпу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. — таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. — таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания первой необходимости (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие). Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В пределах своей компетенции ТТК принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ. Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г. Приказом НКВТ от 2 марта 1924 г. было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для ТТК материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства. Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четырехзвенную систему таможенных учреждений: ГТУ; отделения ГТУ в союзных республиках; районные таможенные инспекторские управления; таможни и таможенные посты. Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды. Таможенный кодекс СССР 1928 г. исключил из системы таможенных учреждений третье звено — упразднил районные таможенные инспекторские управления.

——————————————————————