Сравнительно-правовая характеристика таможенных платежей в государствах — членах Таможенного союза ЕврАзЭС

(Бельтюкова А. А.) («Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2013, N 4) Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ — ЧЛЕНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС <1>

А. А. БЕЛЬТЮКОВА

——————————— <1> Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ N 13-33-01037 («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС») при финансовой поддержке Научного фонда НИУ «Высшая школа экономики» (грант по софинансированию N 13-09-0122).

В настоящее время стремительными темпами реализуются планы по поддержанию теснейшего сотрудничества в социально-экономической политике и сохранению общего пространства независимых государств, образовавшихся после распада Советского Союза. С 2010 года центробежные процессы прочно вошли в прямую колею, проложенную на дорожной карте евразийской интеграции: от наднационального образования, обеспечивающего согласование таможенной и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам и беспрепятственное внутреннее перемещение товаров, а на следующем этапе сближения — также услуг, капиталов и рабочей силы, — Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России — к созданию в 2015 году Евразийского экономического союза. Преобразования, объективно необходимые для успешного функционирования институтов и механизмов Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), Таможенного союза, Единого экономического пространства и в перспективе — Евразийского экономического союза, сопровождаются радикальными изменениями в режиме нормативно-правового регулирования таможенных и внешнеторговых отношений, которые привели к возникновению трех уровней регулирования <2>: ——————————— <2> Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 29 — 36.

— международного — в связи с созданием и совершенствованием международно-правовой базы в контексте обобщения международного опыта формирования и развития различных региональных объединений и союзов; — наднационального — в связи с появлением наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссии (ранее — Комиссии Таможенного союза), которому государствами — членами Таможенного союза были переданы часть их суверенных полномочий по таможенному регулированию; — национального — в связи с отнесением полномочий по правовому регулированию отдельных аспектов таможенного дела к компетенции государств — членов Таможенного союза вплоть до момента установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Понятие «таможенные платежи» в таможенном законодательстве Таможенного союза. В таможенном законодательстве Таможенного союза не выработана легальная дефиниция понятия «таможенные платежи». В рамках Таможенного союза данная категория является собирательной и используется для обозначения совокупности обязательных платежей, взимаемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Важно обратить внимание на нетождественность понятий «таможенные платежи» и «платежи, взимаемые в связи с осуществлением таможенного регулирования». Последняя категория представляется более широкой и включает в себя помимо таможенных платежей иные платежи, уплата которых предусмотрена нормами таможенного законодательства Таможенного союза, в частности, сюда можно отнести авансовые платежи, пени, штрафы, проценты за изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в форме рассрочки или отсрочки, денежные средства, внесенные в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и др. Как следует из п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза <3> (далее — ТК ТС), к таможенным платежам относятся следующие платежи, которые по своей правовой природе и экономическому содержанию можно разделить на три группы: ——————————— <3> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

1) таможенные пошлины; 2) налоги; 3) таможенные сборы. Согласно подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенными пошлинами понимают обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В зависимости от направления движения перемещаемых через таможенную границу товаров таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин. Общие вопросы, связанные с исчислением и уплатой ввозных таможенных пошлин, установлены ТК ТС и Соглашением от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» <4>. Систематизированные ставки ввозных таможенных пошлин содержатся в Едином таможенном тарифе Таможенного союза, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» <5>. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются общими и применяются в отношении товаров, происходящих из любых стран, в том числе страна происхождения которых не установлена, кроме того, они не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств. Исключения составляют случаи предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, применения режима свободной торговли, а также использования одним из государств — членов Таможенного союза более высокой или более низкой ставки ввозной таможенной пошлины по решению Совета Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссии) в порядке, принимаемом в соответствии с Протоколом от 12 декабря 2008 года «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа» <6>. ——————————— <4> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 24. Ст. 2935. <5> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. tsouz. ru/ — официальный сайт Евразийской экономической комиссии, 23.07.2012 (дата обращения: 01.12.2013). <6> Протокол от 12 декабря 2008 года «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 24. Ст. 2936.

Вопросы взимания вывозных таможенных пошлин урегулированы в таможенном законодательстве Таможенного союза Соглашением от 25 января 2008 года «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» <7>. Сводный перечень товаров, в отношении которых законодательством государств — членов Таможенного союза предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, составляется Комиссией на основании сведений о товарах, поставляемых в третьи страны, в отношении которых на дату вступления в силу Соглашения государства — члены Таможенного союза применяли вывозные таможенные пошлины. Данный перечень может корректироваться Комиссией в части включения или исключения из него товаров или изменения величины ставок вывозных таможенных пошлин. При этом в отношении товаров, поименованных в сводном перечне Комиссии, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. ——————————— <7> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц таможенными органами в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности (ином вещном праве) денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государств — членов Таможенного союза. Налогоплательщиками могут выступать декларанты или иные лица, определяемые согласно ст. 79 ТК ТС, например таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и др. НДС и акцизы устанавливаются внутренним законодательством государств — членов Таможенного союза. Согласно абз. 3 п. 2 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления НДС и акцизов применяются ставки, установленные законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Порядок взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при импорте товаров на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого установлен в Соглашении от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» <8>. ——————————— <8> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» // Бюллетень международных договоров. 2011. N 3.

В соответствии с п. 1 ст. 72 ТК ТС таможенные сборы представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенные сборы относятся к публично-правовым платежам неналоговой природы по причине того, что они характеризуются признаком индивидуальной возмездности. Величина сбора должна быть эквивалентна затратам таможенного органа, понесенным в связи с совершением им действий в отношении плательщика сбора. Согласно п. 3 ст. 72 ТК ТС размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. Понятие «таможенные платежи» в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле. Исходя из положений разд. II «Таможенные платежи» Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <9>, понятие «таможенные платежи» следует понимать в значении ст. 70 ТК ТС. ——————————— <9> Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

Отметим, что до 1 января 2005 года таможенная пошлина и таможенные сборы наряду с «внешними» НДС и акцизами, подлежащими уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, входили в систему федеральных налогов и сборов (ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации <10> (далее — НК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года). ——————————— <10> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <11> ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. ——————————— <11> Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе» <12> таможенная пошлина определена как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. ——————————— <12> Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. N 107. 1993.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации (как часть таможенной территории Таможенного союза), применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Порядок применения и установления ставок вывозных таможенных пошлин, а также товаров, в отношении которых они применяются, определяется. Согласно п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, за исключением ставок на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации <13>. В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». ——————————— <13> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 36. Ст. 4582.

Налог на добавленную стоимость и акцизы, обязанность по уплате которых возникает при ввозе товаров, в том числе подакцизных, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, как-то: континентальный шельф и исключительная экономическая зона (ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации <14>), установлены гл. 21 и 22 НК РФ соответственно (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ под установлением налога понимается определение в актах законодательства о налогах и сборах (для федеральных налогов — в НК РФ) налогоплательщиков и элементов налогообложения, а именно объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога. Между тем отношения по установлению отдельных элементов юридического состава налогов, отнесенных к таможенным платежам, являются предметом правового регулирования не только налогового, но и таможенного права. Отметим, что согласно абз. 2 ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. Аналогичная по смыслу правовая норма о соотношении законодательства о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле содержится в п. 4 ст. 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «Если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Так, например, налогоплательщиками НДС и акциза являются лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. 1 ст. 143, подп. 3 п. 1 ст. 179 НК РФ). ——————————— <14> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Согласно п. 1 ст. 123 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными сборами признаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. В законодательстве Российской Федерации о таможенном деле к таможенным сборам относят: 1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции); 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение. В ст. 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» подчеркивается неналоговая природа таможенного сбора как нефискального платежа. Как указано в п. 2 названной статьи, размер таможенных сборов за таможенные операции должен ограничиваться примерной стоимостью услуг таможенных органов (расстоянием, на которое осуществлялось таможенное сопровождение; весом груза и сроком хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа) и не может превышать предельной величины в 100 000 рублей. Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение определены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в то время как ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» <15>. ——————————— <15> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 2). Ст. 108.

Понятие «таможенные платежи» в таможенном законодательстве Республики Казахстан. В соответствии с п. 1 ст. 113 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (Таможенный кодекс) <16> к таможенным платежам и налогам относятся: ——————————— <16> Далее, если не указано иное, тексты актов таможенного и налогового законодательства Республики Казахстан приводятся со ссылкой на электронную справочно-правовую систему «Параграф». Режим доступа: http://online. zakon. kz/ (дата обращения: 01.12.2013).

1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, за таможенное сопровождение, плата за предварительное решение). Таким образом, понятию «таможенные платежи», используемому в ТК ТС, соответствует применяемая в приведенной норме Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» категория «таможенные платежи и налоги». Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан, являющуюся частью таможенной территории Таможенного союза, применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Что же касается ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, включенных в сводный перечень Комиссии, то согласно п. 3 ст. 126 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» их размер устанавливается Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года N 520 «О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан». Как указано в названном акте Правительства Республики Казахстан, изменение и утверждение вывозных таможенных пошлин производятся в зависимости от показателей эффективности внешней торговли, конъюнктуры мирового рынка и в соответствии с международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан. Плательщики, порядок исчисления и сроки уплаты, возврата (зачета), начисления и взыскания налога на добавленную стоимость, акцизов, взимаемых таможенными органами Республики Казахстан, льготы по их уплате определяются Кодексом Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» и налоговым законодательством Казахстана. Так, в соответствии со ст. 229 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) к объектам, облагаемым налогом на добавленную стоимость, отнесен облагаемый импорт, то есть товары, ввозимые или ввезенные на территорию Таможенного союза и подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан (ст. 246 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»). Согласно ст. 277 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» акцизами облагаются в том числе товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, указанные в ст. 279 Кодекса Республики Казахстан (Налогового кодекса). Особенностям налогообложения импорта посвящена гл. 40 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». В соответствии со ст. 116 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» таможенные сборы включают: 1) таможенные сборы за таможенное декларирование товаров; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) плата за предварительное решение по классификации товаров и о стране происхождения товаров. При этом ставки всех видов таможенных сборов устанавливаются Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2011 года N 24 «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами». В таможенном законодательстве Республики Казахстан также закреплен принцип, свидетельствующий о возмездной природе налоговых сборов, в соответствии с которым размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор (п. 3 ст. 115 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»). Понятие «таможенные платежи» в таможенном законодательстве Республики Беларусь. Статья 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З <17> относит к таможенным платежам: ——————————— <17> Далее, если не указано иное, тексты актов таможенного и налогового законодательства Республики Беларусь приводятся со ссылкой на электронную справочно-правовую систему «Эталон online». Режим доступа: http://etalonline. by/ (дата обращения: 01.12.2013).

1) ввозные таможенные пошлины; 2) вывозные таможенные пошлины; 3) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; 4) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию; 6) таможенные сборы. Очевидно, что содержание понятия «таможенные платежи» в таможенном законодательстве Республики Беларусь является более широким в сравнении с аналогичной категорией интеграционного таможенного права. На наш взгляд, включение в перечень таможенных платежей таких инструментов нетарифного регулирования, как специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, назначением которых выступает обеспечение защиты экономических интересов национальных производителей в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом товаров на таможенную территорию, представляется неоправданным. Все перечисленные виды платежей не являются разновидностями таможенной пошлины и взимаются таможенными органами независимо от применения ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Таможенного союза; антидемпинговая пошлина — при введении антидемпинговой меры, нацеленной на противодействие демпинговому импорту (то есть импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости); компенсационная пошлина — при введении компенсационной меры, нейтрализующей воздействие специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств — членов Таможенного союза <18>. ——————————— <18> Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / А. А. Бельтюкова, Ю. В. Гинзбург, А. С. Емельянов и др. / Под ред. А. Н. Козырина [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2013.

Правовую основу установления и взимания указанных платежей составляют Соглашение от 25 января 2008 года «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» <19>, а также акты законодательства государств — членов Таможенного союза <20>. ——————————— <19> Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5299. <20> В Российской Федерации — Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4851); в Республике Казахстан — Законами Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года N 337-1 «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», от 13 июля 1999 года N 421-1 «Об антидемпинговых мерах», от 16 июля 1999 года N 441-1 «О субсидиях и компенсационных мерах»; в Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».

Не менее примечательным обстоятельством, разительно отличающим систему таможенных платежей, установленную в Республике Беларусь, от содержания данного понятия в ТК ТС и таможенном законодательстве России и Казахстана, является то, что в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 года N 166-З к республиканским налогам, сборам (пошлинам) отнесены налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и таможенные сборы. При этом заметим, что под категорией «сбор (пошлина)» в налоговом праве Республики Беларусь принято понимать обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь (п. 2 ст. 6 Налогового кодекса РБ). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, являющуюся частью таможенной территории Таможенного союза, применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII «О Таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Указами Президента Республики Беларусь. Тем не менее п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года N 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин» право устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, было передано Совету Министров Республики Беларусь. Передача этих полномочий от Президента Республики Беларусь Совету Министров Республики Беларусь связана с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 9 декабря 2010 года «О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти» <21> ставки вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь равны ставкам вывозных таможенных пошлин, действующих в Российской Федерации на день регистрации декларации таможенным органом Республики Беларусь. В связи с этим полномочие по установлению вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в Республике Беларусь приобрело номинальный характер <22>. ——————————— <21> Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 года) // Бюллетень международных договоров. 2011. N 10. <22> Па щенко А. В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2013. 160 с.

Вопросы исчисления и уплаты НДС и акцизов, которыми облагается соответственно ввоз товаров и ввозимые подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс РБ, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость и акцизов, урегулированы гл. 12 и 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года N 71-З. Таможенное законодательство Республики Беларусь предусматривает самое большое количество видов таможенных сборов, взимаемых таможенными органами государств — членов Таможенного союза (Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 «О таможенных сборах»): 1) таможенные сборы за таможенное оформление; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 3) таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; 4) таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; 5) таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения; 6) таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; 7) таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Вышеупомянутым Указом Президента Республики Беларусь «О таможенных сборах» устанавливаются ставки таможенных сборов за совершение таможенными органами отдельных видов операций, облагаемых данными платежами. Тем не менее какое-либо упоминание об установлении соразмерности величины таможенного сбора и тех «затрат», которые несет таможенный орган в связи с осуществлением таких операций, таможенное законодательство Республики Беларусь не содержит. В свете проделанной колоссальной работы по унификации и гармонизации законодательств государств — членов Таможенного союза ЕврАзЭС, несомненно, особого внимания заслуживают случаи, когда отдельные базовые понятия интеграционного таможенного права остаются несогласованными на уровне национальных законодательств о таможенном деле. Ярким примером такой неунифицированной в рамках Таможенного союза категории выступает система платежей, уплачиваемых в связи с осуществлением таможенного регулирования в Таможенном союзе и охватываемых понятием «таможенные платежи».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *