Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности

(Веселкова Е. Е.) («Законодательство и экономика», 2014, N 4)

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Е. ВЕСЕЛКОВА

Веселкова Евгения Евгеньевна, доцент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук, доцент.

Е. Е. Веселкова рассматривает категории субъектов внешнеэкономической деятельности в России. Особое внимание уделяется правовому статусу иностранных инвесторов.

Ключевые слова: правовой статус, субъекты внешнеэкономической деятельности, иностранные инвесторы.

Существенное значение имеет факт, кто и при каких условиях имеет право на заключение внешнеторговых сделок. Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно статье 10 указанного Закона любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и классифицируются на российских и иностранных лиц. Российским в соответствии с пунктом 23 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности считается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо является российским, если имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, является гражданином РФ или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством. К иностранному лицу согласно пункту 11 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности относится физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Анализ норм Закона о внешнеторговой деятельности свидетельствует, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства. Валютное законодательство предусматривает деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов. Перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», гораздо шире, чем указанный в Законе о внешнеторговой деятельности. В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, на основании статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле включены Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Согласно статье 2 Закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а в статье 11 указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 Гражданского кодекса РФ). В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ <1>. ——————————— <1> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Согласно статье 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также находящегося только в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица — самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. ст. 296 — 298 ГК РФ). В соответствии со статьей 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством РФ. При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства. Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, действующие, в свою очередь, в интересах государства. Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать и филиалы, и представительства, и иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях вставших на налоговый учет. В зависимости от юридического статуса участника внешнеторговая деятельность подразделяется на внешнеторговую деятельность юридических и физических лиц, зарегистрированных и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. По форме выхода участника внешнеторговой деятельности на внешний рынок различается внешнеторговая деятельность на основе прямого выхода и с участием посредника. По характеру совершаемых внешнеторговых сделок субъекты могут быть классифицированы на: экспортеров, импортеров, специализированных посредников (таможенных брокеров, комиссионеров). Из различных видов деятельности внешнеторговых предприятий в России следует выделить экспорт и импорт товаров. По профилю деятельности участники внешнеэкономической деятельности можно разделить на следующие группы: — производители-экспортеры, работающие на внешних рынках без посредников (промышленные компании, консорциумы, совместные предприятия и т. п.); — организации-посредники (особое место занимают в этой группе специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ, специализированные внешнеэкономические объединения отраслевых министерств); — содействующие организации (оказывающие консультационные услуги, осуществляющие поиск иностранных партнеров, организовывающие проведение экспертизы и т. п.). В эту группу входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, внешнеторговые организации, Торгово-промышленные палаты России, уполномоченные коммерческие банки и др. В зависимости от происхождения участников внешнеторговой деятельности она подразделяется на внешнеторговую деятельность российских и иностранных участников. Согласно Закону N 164-ФЗ под ними понимаются: — российское лицо — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; — иностранное лицо — физическое, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. В последнее время на территории России неуклонно увеличивается присутствие иностранных физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности <2>. Это объясняется открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности и т. д. ——————————— <2> Лазарев Л. Н., Марышева Н. И., Садиков О. Н. Иностранные граждане (правовое положение). М., 2002. С. 114; Кравченко Р. Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 7.

Понятие иностранного инвестора определено в статье 2 Закона об иностранных инвестициях. В соответствии с Законом иностранным инвестором является иностранное юридическое лицо, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где оно учреждено, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где она учреждена, которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, чьи гражданская право — и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, чьи гражданская право — и дееспособность определяются в соответствии с законодательством его постоянного места жительства, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемом федеральными законами. Субъекты инвестиционной деятельности различаются по разным основаниям: по своим функциям в ходе инвестиционной деятельности, по наличию иностранного элемента, по организационно-правовой форме и т. д. Функциональное положение участников инвестиционной деятельности зависит от формы этой деятельности. Например, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений). Инвесторы могут осуществлять капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами являются физические и юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). К заказчикам относятся уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут выступать и инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. К подрядчикам относятся физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с федеральным законом. К пользователям объектов капитальных вложений относятся физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть и инвесторы. Инвестиционная деятельность на условиях раздела продукции предполагает участие в ней не только государства и инвестора, но и других юридических лиц (оператора, подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т. д.), участвующих в выполнении работ на основе договоров (контрактов) с инвестором. Операторами могут быть лица, организующие выполнение работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые им юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (ст. ст. 7, 13, 15 Закона о соглашениях о разделе продукции (далее также — Закон о СРП)). Закон о СРП принят в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности. Им закрепляются правовые основы отношений, складывающихся в процессе российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции (далее — соглашение). Пункт 1 ст. 2 Закона о СРП предусматривает, что по такому договору Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется проводить указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашением определяются все необходимые условия по пользованию недр, включая условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами в соответствии с положениями Закона о СРП. В отличие от соглашений о разделе продукции концессионные договоры предполагают предоставление иностранным инвесторам на определенный срок прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также предпринимательскую деятельность, связанную с использованием объектов, находящихся в государственной собственности. В настоящее время возможность предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматривает статья 11 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Таким образом, инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений и на условиях раздела продукции является по составу участников более сложной, чем деятельность по осуществлению портфельных инвестиций. В данном случае субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними. В связи с этим следует упомянуть Сеульскую конвенцию. Совершенно очевидно, что любое конкретное определение не может быть исчерпывающим, а международное переплетение капиталов создает разнообразие форм и видов инвестиционного сотрудничества. В статью 13 Конвенции включен пункт «с», в соответствии с которым иностранным инвестором может быть признано любое национальное лицо при условии, что инвестируемые им активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа. Статья также гласит: при совместном заявлении инвестора и принимающей страны Совет директоров может квалифицированным большинством голосов распространить право на получение гарантии на физическое лицо, являющееся гражданином принимающей страны, или юридическое лицо, которое сформировано в принимающей стране или большая часть капитала которого находится во владении ее граждан, при условии, что инвестируемые активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа. Для России такой подход мог бы означать содействие легальному возвращению капиталов из-за рубежа. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов установлен Законом об иностранных инвестициях. Согласно статье 4 Закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями ограничительного и стимулирующего характера, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера могут быть установлены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот устанавливаются в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. В международных документах, относящихся к режиму иностранной инвестиционной деятельности, говорится, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними служат условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР). Руководство МБРР под «справедливым» понимает режим не менее благоприятный, чем предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это относится прежде всего к защите права собственности инвесторов, контролю и извлечению материальной выгоды, выдаче разрешения на наем рабочей силы, лицензированию экспорта, импорта и другим юридическим аспектам. В то же время в отношении других вопросов, не относящихся к национальным инвесторам, режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационный характер для иностранных инвесторов из разных государств, т. е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности. Руководство МБРР не исключает установление изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов или установление специального лицензирования. Все зависит от того, насколько широким окажется перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнанно, что государственный контроль осуществляется в области добычи полезных ископаемых и разработки недр. Немаловажным с точки зрения практической деятельности является выбор организационно-правовой формы деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации. Среди наиболее распространенных форм экономической деятельности иностранных лиц выделяются дочерняя организация и зависимое общество. Они не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 4). Однако при осуществлении реинвестирования (п. 4 ст. 4) иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале, а также в некоторых других случаях пользуются ими в полном объеме. Пункт 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для российской коммерческой организации приобретение статуса организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и утрату этого статуса со дня его выхода (при наличии нескольких иностранных инвесторов — со дня выхода последнего из них). С этого дня указанная коммерческая организация также утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом об иностранных инвестициях. Из организационно-правовых форм, которые по российскому законодательству не обладают правами юридического лица, чаще всего используется представительство. Иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиала. Такой филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного лица (головной организации), при условии что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация непосредственно несет имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности обязательствам (п. 3 ст. 4). Согласно пункту 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и до момента лишения аккредитации. Правоспособность филиала не ограничивается представительскими функциями, а зависит от усмотрения юридического лица. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы юридического лица (п. п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ). Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях). Сравнивая законодательство Российской Федерации и Европейского союза в области предпринимательской деятельности, необходимо иметь в виду следующее. Европейское право в определенном смысле является собирательным понятием, охватывающим близкие и взаимосвязанные, но тем не менее разные, далеко не сходные правовые явления. Авторитетные ученые подчеркивают своеобразие этого права. Право ЕС трудно анализировать с традиционных позиций науки. До настоящего времени ведутся дискуссии о том, что оно представляет собой. С одной стороны, его пытаются трактовать как международное право. Однако при этом указывается, что само международное право претерпело за последнее время очень серьезные изменения. С другой стороны, европейское право пытаются объявить аналогом национального права, поскольку интеграция обязательно сметет государственные границы. Но практика опровергает оба этих подхода как крайности. Европейское право в узком смысле с самого начала отходило от классического международного права. Но данное отличие было официально признано позднее, когда стало ясно, что европейскими сообществами был установлен новый, особый правопорядок, не известный прежде мировой практике. Оно постепенно все больше приобретало наднациональные черты. Однако по мере сохранения национальных границ в результате интеграции европейское право продолжало существовать и действовать наряду с национальными правовыми системами. Источники права ЕС можно разграничить на две основные группы. Первая получила название первичное право, вторая — вторичное. Первичное право включает в первую очередь учредительные международные договоры, а также договоры, их развивающие. Вторичное право создается и действует на основе первичного и охватывает правовые акты, принимаемые органами сообществ в рамках своих правотворческих полномочий. Именно оно составляет основной массив права ЕС, и именно в этом в полной мере проявляется наднациональный характер данного права <3>. ——————————— <3> Топорнин Б. Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 28, 29; Курс Международного права: В 7 т. М., 1993. Т. 7. С. 209.

Наиболее типичное средство переплетения капиталов стран ЕС — создание филиалов и дочерних компаний. Филиал как организационная форма деятельности прямых капиталовложений приобретает все большее значение с экономической точки зрения. Филиалы не обладают собственной правосубъектностью, на них распространяется правосубъектность материнской компании, даже если она расположена за границей. Они не являются юридическими лицами и прекращают свое существование вместе с материнской компанией. Следовательно, филиал не имеет самостоятельных правлений или представителя. Он носит фирменное наименование материнской компании и осуществляет деятельность от ее имени и за ее счет. Его собственность представляет собой часть собственности материнской компании, с которой он не может заключать сделки и которая несет ответственность за его действия и отвечает по его обязательствам и долгам. Порядок открытия филиалов иностранными компаниями в странах ЕС аналогичен порядку, существующему для местных фирм. Компаниям государств-членов не требуется специальное разрешение для открытия филиала. Достаточно лишь занести конститутивные документы открываемых филиалов в торговый реестр по месту нахождения и выполнять его требования. Поскольку филиалы образуются иностранными компаниями, возникает ряд проблем международного частного права. В первую очередь, проблема признания. По этой причине в последнее время предпочтение отдается созданию за рубежом дочерних компаний. Во всех странах ЕС под дочерними понимаются компании, обладающие самостоятельной правосубъектностью, но находящиеся в отношениях зависимости с материнской компанией. Дочерняя компания имеет независимые руководящие органы и обособленную собственность, которой и ограничивается ее ответственность. Она носит собственное фирменное наименование и может заключать сделки с материнской компанией. Внедрение в экономику иностранных государств путем образования на их территории дочерних компаний не вызывает затруднений с признанием, поскольку зачастую дочерняя компания является юридическим лицом местного права. Отношения зависимости служат основой для формирования различных хозяйственных объединений капиталистических стран, таких как картели, консорциумы, тресты, концерны, которые не являются юридическими лицами. Концерны в наши дни служат основным инструментом концентрации капиталов и на национальном, и на международном уровне. По экономической сути в международном плане они представляют собой транснациональные корпорации (ТНК), обладающие особым правовым статусом во внешнеэкономической сфере. В связи с этим автор считает необходимым подчеркнуть факт предпринятых международным сообществом попыток разработать Кодекс поведения ТНК. Работа в данном направлении проводилась в рамках двух организаций ООН — Центра по транснациональным корпорациям (ТНК) и ЮНКТАД. Указанные организации представляли интересы промышленно развитых и развивающихся государств. Показательно, что в рамках ЮНКТАД был принят международно-правовой документ об ограничительной деловой практике. Этот факт поспособствовал тому, что в развивающихся странах развитие национального законодательства об иностранных инвестициях пошло по пути защиты интересов национальных предпринимателей путем введения ограничений для иностранных частных инвесторов. Кодекс поведения, разрабатываемый промышленно развитыми государствами, хотя и не был принят, однако методология разработки и применения международно-правовых документов типа «кодекса поведения» получила широкое применение при гармонизации национального законодательства и координации внешней политики государств — членов различных международных экономических организаций-союзов. Эта методология была использована при разработке правового механизма регулирования иностранных инвестиций в рамках ГАТТ. В 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН одобрен Свод многосторонне согласованных правил и принципов по контролю за определенными видами хозяйственной деятельности, согласно которому ТНК запрещалось осуществлять деятельность или вступать в соглашения, которые ограничивали бы другим хозяйствующим субъектам свободный доступ к рынкам либо препятствовали свободной конкуренции, оказывая негативное влияние на прогрессивное развитие международной торговли в целом. Продолжительные переговоры в рамках ЮНКТАД по положениям проекта Международного кодекса поведения при передаче технологий, в котором затрагивались также некоторые аспекты международно-правового регулирования движения капитала при передаче технологии, позитивных результатов, к сожалению, не имели. К настоящему времени достигнуты конкретные результаты, и деятельность ТНК удалось поставить под контроль. Она регулируется Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и Конвенцией о транснациональных корпорациях 1998 г. Наряду с рассмотренными правовыми формами усиливается роль слияний и учредительства формально независимыми компаниями совместных холдингов. Данные правовые формы в наибольшей степени отвечают интересам интернационализации и концентрации капитала на современном этапе. Они служат эффективным средством преодоления национальных правовых и налоговых барьеров, с которыми приходится сталкиваться международным концернам. Проводя сравнение с российским законодательством, необходимо отметить: представляется нецелесообразным заранее в законе определять и таким образом ограничивать круг возможных правовых форм организации предпринимательской деятельности, и тем более сводить все возможные варианты участия иностранного капитала только к предприятию с иностранными инвестициями. Ограничение права выбора предпринимателем правовой формы организации своей деятельности не отвечает условиям рыночной экономики и тормозит предпринимательскую инициативу. Таким образом, участниками внешнеэкономической деятельности являются российские и иностранные лица. Российская Федерация и ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые структуры, действующие в интересах государства. Также субъектами внешнеэкономической деятельности являются филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, несмотря на то что они не включены в перечень российских и иностранных лиц. Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время требуется унификация норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и введение новых понятий, используемых в Законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству.

Библиография

Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001. Вознесенская Н. Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2006. Кравченко Р. Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 7. Курс Международного права: В 7 т. М., 1993. Т. 7. Лазарев Л. Н., Марышева Н. И., Садиков О. Н. Иностранные граждане (правовое положение). М., 2002. Топорнин Б. Н. Система источников права: тенденции развития // В кн.: Судебная практика как источник права. М., 2000.

——————————————————————