Международно-правовое регулирование освобождений от таможенной пошлины

(Шепенко Р. А.) («Транспортное право», 2011, N 2) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЙ ОТ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Р. А. ШЕПЕНКО

Шепенко Р. А., профессор кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД РФ, доктор юридических наук.

Таможенные пошлины являются старейшими платежами налогового характера. Заповедь Нового Завета доносит до нас слова Иисуса: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних?» Петр говорит Ему: «С посторонних». Иисус сказал ему: «Итак, сыны свободны» <1>. По данным П. Гензеля, налог в античном мире терпится как неизбежное зло, как нечто тираническое, преступное и даже недостойное свободного гражданина <2>. К таможенным пошлинам такого отношения не было возможно потому, что взимались они «с посторонних». ——————————— <1> Евангелие от Матфея. 17, 25 — 26. <2> См.: Гензель П. Очерки по исторiи финансовъ. Вып. перв.: Древнiй мiръ. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. С. 15.

Как справедливо отметил И. И. Янжул, нельзя назвать государства, доходя до самой древности, в котором бы не существовало таких или иных форм таможенных сборов <3>. Как богата история применения таможенных пошлин, столь же богата и практика международно-правового регулирования связанных с ними вопросов. ——————————— <3> См.: Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / Золотые страницы финансового права России. Т. 3. М.: Статут, 2002. С. 406.

Данные по любому задокументированному периоду истории государства показывают, что обязательный вопрос — это льготы для торговцев. Например, в ст. V Договора Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 г. предусмотрено: «И когда такимъ образомъ гость прiдетъ вверхъ, въ Гсестевельдъ, то долженъ платить (пошлинъ) столько, сколько платилось издавна, но не болъе» <4>. Захаров Н. А. приводит ряд примеров, относящихся к XVIII в. Так, Константинопольский договор между Турцией и Россией (от 5 ноября 1720 г.) дозволял русским подданным посещать Иерусалим без уплаты каких-либо пошлин. Аналогичное положение было включено в Белградский договор (от 18 сентября 1739 г.) <5>. ——————————— <4> Цит. по: О договоръ Новагорода съ нъмецкими городами и Готландомъ, заключенномъ въ 1270 году. Разсужденiе И. Андреевскаго. СПб.: тип. Я. Трея, 1855. С. 24. <5> См.: Захаровъ Н. А. Курсъ общаго международнаго права. Петроградъ, 1917. С. 69 — 70.

В настоящее время существуют различные международные договоры, предусматривающие освобождение от таможенных пошлин.

1. Военные соглашения

В ст. 16 (абз. 2) Приложения к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.) предусмотрено, что пожертвования и вспомоществование вещами, посылаемые для военнопленных, освобождаются от всех таможенных и других сборов, равно как от провозной платы по железным дорогам, состоящим в казенном управлении.

2. Торговые соглашения

Торговые соглашения подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонние торговые соглашения. В ст. VI Соглашения между Его величества Правительством Непала и Правительством Польской Республики о торговле (Непалон, 12 мая 1992 г.) предусмотрено, что договаривающиеся стороны в соответствии с действующими законами и постановлениями и на условиях, согласованных соответствующими властями обеих сторон, разрешат импорт и экспорт без таможенных пошлин, налогов и других подобных взиманий или обременений, не связанных с платой за услуги: — образцов товаров и публичных материалов, необходимых только для того, чтобы получать заказы и в рекламных целях, которые не продаются и не имеют никакой коммерческой ценности; — товаров, импортированных временно на ярмарки и выставки; — товаров, импортированных временно для экспериментов и исследований; — товаров, импортированных временно для ремонта. Похожего содержания норма ст. 7 Соглашения между Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Хашимитского Королевства Иордания о торговле (Тегеран, 13 июня 1995 г.). В ней нет упоминаний о товарах, импортированных временно на ярмарки и выставки, а также о товарах, импортированных временно для экспериментов и исследований, но говорится об оборудовании, импортированном для усовершенствования, строительства и для целей обработки, которое после завершения таких работ будет возвращено в договаривающуюся сторону, из которой оно было ввезено. Многосторонние торговые соглашения. Согласно ст. III Генерального соглашения о Центральноамериканской экономической интеграции (Манагуа, 13 декабря 1960 г.) предусмотрено, что подписавшие государства предоставляют друг другу режим свободной торговли в отношении всех товаров, происходящих с их территорий, за исключением ограничений, содержащихся в специальных режимах, названных в Приложении А. Соответственно природные товары договаривающихся государств и товары, произведенные в них, освобождены от импортных и экспортных пошлин, включая консульские сборы, а также все другие налоги, платы и обременения, наложенные на импорт и экспорт или наложенные в отношении их, будь то национальной, муниципальной или иной природы.

3. Смешанные соглашения

Освобождение от уплаты таможенных пошлин закреплено в Соглашении между Правительством Индии и Его величества Правительством Непала о торговле и транзите (Катманду, 13 августа 1971 г.). При этом используется раздельная система льгот, что не характерно для подобных положений. Освобождения от уплаты таможенных пошлин регламентируются ст. ст. III и V. В ст. III определено, что, несмотря на положения ст. II и с учетом исключений, которые могут быть произведены после консультации с Его величества Правительством Непала, Правительство Индии в целях обеспечения первичным производителям Непала доступа на индийский рынок согласно освободить от таможенной пошлины и количественных ограничений первичные продукты, произведенные в Непале и импортированные в Индию. Очевидно, что эта льгота ориентирована только на непальскую сторону. В приведенных ранее примерах соответствующая норма обезличена и может использоваться любой стороной. На пользу индийской стороне служит ст. V. В ней предусмотрено, что в целях облегчения большего обмена товарами между двумя странами Правительство Его величества должно пытаться освободить, полностью или частично, импорт из Индии от таможенных пошлин и количественных ограничений до максимальной степени, совместимой с их потребностями развития и защитой отраслей промышленности. В данном случае очевидно отсутствие четкого обязательства.

4. Инвестиционные соглашения

На основании п. 5(а) ст. 23 Соглашения между Австралией и Индонезией о зоне кооперации в районе между Индонезийской провинцией Восточный Тимор и Северной Австралией (Тиморское море, 11 декабря 1989 г.) товары и оборудование, ввезенные в район «А» в целях, связанных с нефтяными операциями, не подчинены таможенным пошлинам.

5. Транспортные соглашения

По кругу участников транспортные соглашения, предусматривающие освобождение от уплаты таможенных пошлин, как и торговые соглашения, подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонние транспортные соглашения. Это основная форма взаимодействия субъектов международного права по рассматриваемому вопросу. Их можно разделить на соглашения между: — государствами; — государствами и территорией; — государством и союзом государств. Двусторонние транспортные соглашения между государствами. Начиная с первого послевоенного двустороннего соглашения, регламентирующего гражданские авиаперевозки, известного под термином «Bermuda I», в международные договоры включается отдельная статья, регламентирующая освобождение от уплаты таможенных пошлин <6>. ——————————— <6> См.: The Putnam Aeronautical Review. 1991. Iss. 6. P. 95.

В п. 3 ст. 3 Соглашения между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и США (Бермудские острова, 8 февраля 1946 г.) определено, что поставки топлива, смазочных масел, запасных частей, стандартного оборудования и авиазапасы, находящиеся на самолете назначенного авиаперевозчика одной договаривающейся стороны, должны быть освобождены на территории другой договаривающейся стороны от таможенных пошлин, инспекционных сборов или подобных пошлин и обременений, даже притом, что такие поставки используются таким самолетом в полетах в пределах этой территории. Сегодня соответствующие нормы стали обязательными, а правила — более детализированными. В ст. 6 Соглашения о воздушных перевозках между Правительством Австралии и Правительством Фиджи и между их соответствующих территорий (Сува, 24 марта 1982 г.) закреплено два правила. В п. 1 предусмотрено, что самолет, эксплуатируемый в международных воздушных перевозках назначенными авиалиниями любой договаривающейся стороны, равно как и табельное оборудование, запасы топлива и смазочных материалов, и запасы (включая продукты питания, напитки и табачные изделия) на борту такого самолета будут освобождены от всех таможенных пошлин, акцизных налогов, инспекционных сборов и подобных пошлин и обременений по прибытии на территорию другой договаривающейся стороны на следующих условиях: — такое оборудование и запасы остаются на борту самолета до их реэкспорта или использования во время поездки, выполненной по территории; или — такое оборудование и запасы могут быть выгружены до их реэкспорта или иного распоряжения ими в соответствии с таможенными инструкциями территории и размещены под контролем таможенных властей. В п. 2 закреплено, что каждая договаривающаяся сторона должна также освободить от названных пошлин, сборов и обременений следующие товары, независимо от того, были они импортированы на ее территорию или нет: — бортовые запасы, взятые на борт на территории в пределах лимитов, установленных уполномоченными властями, предназначенные для использования на борту воздушного судна, назначенного авиапредприятия другой договаривающейся стороны; — топливо и смазочные материалы, предназначенные для использования воздушными судами, назначенными авиапредприятиями другой договаривающейся стороны, даже если они используются на участке маршрута в пределах территории другой договаривающейся стороны, где они взяты на борт; — запасные части, предназначенные для технического обслуживания или ремонта воздушного судна назначенными авиапредприятиями другой договаривающейся стороны, осуществляющего международные авиаперевозки; — оборудование, предназначенное для включения в или использования воздушного судна назначенными авиапредприятиями другой договаривающейся стороны, осуществляющей международные авиаперевозки. Это типовые положения и перечни, которые обычно включаются в соответствующие статьи двусторонних транспортных соглашений. Отличия имеют место по юридической технике, но прежде всего в составе перечней и оговорок. В п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о воздушном сообщении (Абу-Даби, 10 сентября 2007 г.) названы также: — необходимые документы и бланки, используемые назначенными авиапредприятиями государства другой договаривающейся стороны и содержащие их символику, включая авиабилеты, авианакладные, доставленные или доставляемые назначенными авиапредприятиями государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в связи с эксплуатацией договорных линий; — форменная одежда, компьютеры и принтеры для билетов, используемые назначенными авиапредприятиями для бронирования и продажи билетов, и рекламные материалы, не имеющие коммерческой стоимости и распространяемые бесплатно этими назначенными авиапредприятиями, ввозимые на территорию государства другой договаривающейся стороны. В п. 4 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о воздушном сообщении (Москва, 2 июля 2001 г.) оговаривается, что освобождения, предусмотренные ст. 10, распространяются также на случай, когда назначенное авиапредприятие(-я) одной договаривающейся стороны заключает с другим авиапредприятием, имеющим право на аналогичные освобождения от налогов и подобных платежей, предоставленные другой договаривающейся стороной, контракт на временное пользование или передачу предметов, указанных в п. п. 1 и 2 (за исключением топлива), на территории государства другой договаривающейся стороны. Аналогичные соглашения заключаются в отношении международного автомобильного сообщения. Они содержат похожие, но не столь детализированные перечни. Например, в ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о международном автомобильном сообщении (Варшава, 30 августа 1996 г.) два предписания. В п. 1 предусмотрено, что при выполнении перевозок на основании настоящего Соглашения будут освобождаться от таможенных пошлин, налогов и разрешений ввозимые на территорию государства другой договаривающейся стороны: — горючее, находящееся в предусмотренных для каждой модели автотранспортного средства емкостях, технологически и конструктивно связанных с системой питания двигателя и установленных заводом-изготовителем; — смазочные материалы в количествах, необходимых для использования во время перевозки; — запасные части и инструменты, предназначенные для ремонта автотранспортного средства, выполняющего международную перевозку. В п. 2 той же статьи определено, что неиспользованные запасные части подлежат обратному вывозу, а замененные запасные части должны быть вывезены из страны или уничтожены, либо сданы в порядке, установленном на территории государства соответствующей договаривающейся стороны. Двусторонние транспортные соглашения между государством и территорией. Такие соглашения, по всей видимости, обусловлены колониальным наследием и экономической целесообразностью. Они подразделяются на два вида: — соглашения между государствами в отношении территории; — соглашение между государством и территорией. Соглашения между государствами в отношении территории. Несколько таких международных договоров заключено Королевством Нидерланды. В связи с этим в литературе в первую очередь акцентируется внимание на вопросах, находящихся в ведении королевства, и отмечается, что голландские министры не раз посещали иностранные государства в целях разъяснения прав автономий и установленных ограничений в сфере авиаперевозок <7>. ——————————— <7> См.: Kreijen G. State, Sovereignty and International Governance. Oxford Un-ty Press, 2002. P. 488.

В качестве примера можно указать на Соглашение между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Королевства Нидерланды в отношении Нидерландских Антильских островов относительно воздушных перевозок между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Нидерландскими Антильскими островами, с другой (Лондон, 25 октября 2006 г.). В ст. 8 этого соглашения предусмотрено освобождение от пошлин, налогов и сборов, положения которой в основе своей аналогичны рассмотренным выше. В этой статье интерес представляют два исключения из правила об освобождении от уплаты таможенных пошлин. В п. 2 предусмотрено, что освобождение от таможенных пошлин, национальных акцизных налогов и аналогичных национальных сборов не должно распространяться на обременения, основанные на стоимости услуг, предоставленных назначенной авиалинии или авиалиниям договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны. Согласно п. 5 ничто в этом соглашении не должно препятствовать Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии наложению на справедливой основе налогов, взиманий, пошлин, сборов или обременений на топливо, поставляемое на его территории для использования в самолете назначенной авиалинии Нидерландских Антильских островов, которая работает между пунктом на территории Великобритании и другим пунктом на территории Великобритании или на территории другого государства — члена ЕС. В данном случае можно проводить сравнение с третьим правилом Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.), в соответствии с которым дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением перечисленных в ст. 34. Таким образом, очевидно, что, несмотря на отличия предметов регулирования, юридическая техника и инструментарий различных международных договоров во многом совпадают. Соглашение между государством и территорией. Количество таких международных договоров в рассматриваемой сфере ограничено, но они имеют место. Примером является Соглашение между Правительством Австралии и Правительством Макао об авиаперевозках (Канберра, 24 августа 1999 г.). В нем таможенным пошлинам посвящена ст. 11. Она содержит стандартный набор предписаний. Обращает на себя внимание п. 6, в котором предусмотрено, что багаж и груз в прямом транзите через территорию другой договаривающейся стороны должны быть освобождены от таможенных пошлин, акцизных налогов и подобных плат и обременений, не основанных на стоимости услуг, оказанных по прибытию. Это положение представляет собой некое провозглашение принципа свободы транзита. Двусторонние транспортные соглашения между государством и союзом государств. Ф. Марай пишет об изменениях в отношении традиционного принципа двусторонних отношений в сторону новой региональной двусторонности, в сфере, ранее находившейся в ведении государств, и отмечает, что недавние примеры в авиатранспорте и региональной политике указывают на эти изменения <8>. В последнее время все чаще заключаются международные договоры между отдельным государством и союзом государств, в том числе в сфере авиаперевозок. Такая практика распространена в ЕС. Хотя в начале соответствующего соглашения перечисляются государства-члены, это не делает соглашение многосторонним. ——————————— <8> См.: Murray Ph. Australia and the European Superpower: Engaging with the European Union. Melbourne Un-ty Publishing, 2005. P. 255.

Одним из таких примеров является Соглашение об авиатранспорте между США, государствами-членами и Европейским сообществом (Брюссель, 25 апреля 2007 г.). В нем таможенным пошлинам и обременениям посвящена ст. 11. В этой статье нет упоминания о прямом транзите. В остальном же она следует принятым стандартам. Многосторонние транспортные соглашения. Такие международные договоры отвечают общепринятой классификации. Они подразделяются на: — универсальные; — с ограниченным кругом участников. 1. Универсальные многосторонние транспортные соглашения. Наверное, первым таким соглашением, содержащим налоговые положения, стала Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). В ст. 24 этой конвенции включено два положения. Первое положение — самолет в полете на, с или через территорию другого договаривающегося государства необходимо допустить временно беспошлинно, при условии соблюдения таможенных инструкций государства. Топливо, смазочные масла, запасные части, стандартное оборудование и запасы на борту самолета договаривающегося государства по прибытии на территорию другого договаривающегося государства и оставленные на борту при отбытии с территории этого государства должны быть освобождены от таможенной пошлины, инспекционных сборов или подобных национальных и местных пошлин и обременений. Это освобождение не применяется ни к каким разгруженным количествам или предметам, за исключением как в соответствии с таможенными инструкциями государства, которое может потребовать, чтобы товары были помещены под таможенное наблюдение. Второе положение — запасные части и оборудование, импортированное на территорию договаривающегося государства для включения или использования на самолете другого договаривающегося государства, эксплуатируемого в международной воздушной навигации, необходимо освободить от таможенной пошлины, при условии согласия с таможенными инструкциями государства, которые могут предусматривать, что предметы должны быть сохранены под таможенным наблюдением и контролем. Принимая во внимание содержание этих положений и рассмотренных двусторонних международных договоров, можно предположить, что нормы ст. 24 Конвенции о международной гражданской авиации стали моделью, которой следуют государства и территории. Это подтверждается и заявлением в преамбулах международных договоров о том, что стороны являются участниками Конвенции о международной гражданской авиации. Например, об этом говорится в Соглашении между США и Королевством Нидерланды в отношении Арубы относительно авиатранспорта между Арубой и США (Вашингтон, 18 сентября 1997 г.). Многосторонние транспортные соглашения с ограниченным кругом участников также следуют общим стандартам, и в них тоже есть ссылки на участие в Конвенции о международной гражданской авиации. Такое заявление содержится, например, в Многостороннем соглашении АСЕАН по авиаперевозкам (Манила, 20 мая 2009 г.). В этом соглашении рассмотренные выше предписания об освобождении от уплаты таможенных пошлин включены в ст. 11. Можно указать также на ст. 16 Многостороннего соглашения об осуществлении авиаперевозок в Карибском сообществе (Барбадос, 6 июля 1996 г.) и ст. 11 Соглашения Тихоокеанских островов об авиаперевозках (Окленд, 16 августа 2003 г.). В целом следует констатировать значительное, если можно так сказать, субъектное разнообразие транспортных соглашений, но то же самое нельзя заявить о правовых нормах. Они однотипны. Итак, очевидно, что исторические памятники указывают на использование освобождений от таможенных пошлин начиная как минимум с XIII в. Вопросы освобождений регламентируются различными международными договорами. Это могут быть любые виды соглашений, что следует признать недостатком, но в то же время такое положение вещей обусловлено влиянием идеи суверенитета, при доминировании которой используется любая возможность для решения вопроса. Большое внимание освобождениям уделяется в транспортных соглашениях. От таможенных пошлин может освобождаться как импорт, так и экспорт. В применении освобождений проявляется экономическая (содействие торговле), политическая (выстраивание отношений с соседями) и гуманитарная (помощь военнопленным) составляющие. Характерной особенностью рассмотренных положений международных договоров об освобождении от уплаты таможенных пошлин является их условность (например, требование о том, что оборудование и запасы остаются на борту самолета до того времени, как они будут реэкспортированы).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *