Ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ

(Федоров А. В.) («Наркоконтроль», 2011, N 2)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ <*>

А. В. ФЕДОРОВ

<*> Fedorov A. V. Responsibility for non-medical consumption of narcotic means and psychotropic substances.

Федоров А. В., главный редактор журнала «Наркоконтроль», заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор.

В статье анализируются вопросы, связанные с установлением уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркотические средства и психотропные вещества, наркомания, немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, уголовная и административная ответственность за потребление наркотиков.

The article analyses the issues related to the establishment of criminal responsibility for non-medical consumption of narcotic means and psychotropic substances.

Key words: narcotic means and psychotropic substances, narcotic addiction, non-medical consumption of narcotic means and psychotropic substances, criminal and administrative responsibility for consumption of narcotic means.

Вопрос об ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее по тексту — наркотики) относится к числу дискуссионных. Как отмечается в имеющихся исследованиях, первые попытки запретить потребление наркотиков были предприняты в Турции в XVI в. и в Китае в XVIII в. <1>. ——————————— <1> См.: Сравнительное уголовное право. Особенная часть: Монография / Под ред. С. П. Щербы. М., 2010. С. 317 — 318.

В дальнейшем в ряде стран была установлена административная либо уголовная ответственность за незаконное потребление наркотиков. В некоторых из них спустя какое-то время отказались от криминализации такого рода деяний. В настоящее время исходя из критерия криминализации потребления наркотиков можно все страны мира классифицировать по четырем группам: 1) страны, в которых потребление наркотиков ненаказуемо; 2) страны, в которых за потребление наркотиков установлена административная ответственность; 3) страны, в которых за потребление наркотиков установлена административная и в квалифицированных случаях уголовная ответственность; 4) страны, в которых за потребление наркотиков установлена исключительно уголовная ответственность. В свою очередь, те страны, в которых за потребление наркотиков предусмотрена уголовная ответственность, можно классифицировать на следующие группы: 1) страны, в которых наказуемо незаконное потребление любых наркотиков; 2) страны, в которых наказуемо незаконное потребление не всех, а лишь отдельных, так называемых тяжелых наркотиков; 3) страны, в которых наказуемо незаконное потребление наркотиков лишь в определенных случаях. Российская Федерация в настоящее время относится к группе стран, в которых за потребление наркотиков установлена лишь административная ответственность. Уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств существовала непродолжительный период, с 1987 по 1991 г. Изначально потребление наркотиков не признавалось административным правонарушением, но лица, больные наркоманией, обязаны были проходить лечение, и предусматривалась ответственность за уклонение от такого лечения. Так, например, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» <2> Закон РСФСР о здравоохранении <3> был дополнен ст. 59.1 «Лечение больных наркоманией», согласно которой лица, больные наркоманией, были обязаны проходить лечение в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения, а больные, уклоняющиеся от такого лечения, подлежали направлению по постановлению районного (городского) народного суда в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет. ——————————— <2> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1974. N 29. Ст. 782. <3> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 31. Ст. 656.

Ранее был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» <4>. Порядок направления в лечебно-трудовые профилактории, а также режим содержания в них устанавливались законодательством Союза ССР и РСФСР. ——————————— <4> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. N 35. Ст. 870.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. в ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» <5>, органы милиции наделялись полномочиями по наложению штрафа за потребление наркотических веществ без назначения врача. ——————————— <5> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 9. Ст. 121; 1968. N 2. Ст. 34; N 15. Ст. 614; 1969. N 18. Ст. 575; N 40. Ст. 1232; 1972. N 32. Ст. 800; N 34. Ст. 846; 1973. N 28. Ст. 588.

В дальнейшем при принятии Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. в него была включена ст. 44 «Потребление наркотических веществ без назначения врача», согласно которой такое потребление влекло наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей <6>. ——————————— <6> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. в целях пресечения распространения наркомании и токсикомании Президиумом Верховного Совета РСФСР был принят Указ от 29 июня 1987 г. N 6462-XI «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР» <7>, которым УК РСФСР дополнялся ст. 224.3 «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача», а ст. 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях излагалась в новой редакции, согласно которой незаконное потребление наркотических средств без назначения врача влекло наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер признавалось недостаточным, — административный арест на срок до пятнадцати суток. ——————————— <7> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. N 27. Ст. 961.

Лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождалось от административной ответственности за действия, предусмотренные этой статьей. Статья 224.3 УК РСФСР предусматривала, что незаконное потребление наркотических средств без назначения врача, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до трехсот рублей. Одновременно ст. 224 УК РСФСР дополнялась примечанием, согласно которому лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, освобождается от уголовной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств. Административная и уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств существовали одновременно до конца 1991 г. Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 1982-1 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» <8> были внесены изменения в ст. 224.3 Уголовного кодекса РСФСР и в ст. 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, исключающие уголовную и административную ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. ——————————— <8> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1867.

Одной из причин таких изменений в уголовном и административном законодательстве стало заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 г. N 8 «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией», которым признавалось, что употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления. В дальнейшем указанная позиция Комитета конституционного надзора СССР была подвергнута серьезному критическому анализу, в результате которого был сделан вывод о допустимости привлечения к ответственности за потребление наркотиков без назначения врача. Этот вывод, в частности, основывался на Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными протоколом от 25 марта 1972 г.) <9> и Конвенции о психотропных веществах 1971 г. <10>). Подписавшие эти Конвенции страны взяли на себя обязательство ограничить исключительно медицинскими и научными целями применение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 4 Конвенции 1961 г., п. «а» ст. 7 Конвенции 1971 г.) и принимать все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами (ст. 38 Конвенции 1961 г.). ——————————— <9> См.: Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 15 — 50. <10> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416 — 434.

По инициативе Комитета по законодательству Верховного Совета СССР законодательные акты, предусматривающие ответственность за потребление наркотиков, были направлены в ООН на международную экспертизу, откуда пришел ответ, что они не противоречат международно-правовым нормам <11>. ——————————— <11> Об этом см.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2000. С. 86.

Следует отметить, что на момент отмены в России уголовной и административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача такая ответственность существовала во многих странах. В тот период, как было отмечено еще в своем первом докладе (п. 104) Международным комитетом по контролю над наркотиками (далее по тексту — МККН), злоупотребление наркотиками во многих странах рассматривалось как преступление, а наркоманы как преступники <12>. ——————————— <12> См.: Первый доклад Международного комитета по контролю над наркотиками. Женева, 8 ноября 1968 г. // Наркоконтроль. 2008. N 1. С. 30 — 41.

Согласно результатам проведенного А. Н. Сергеевым исследования по этому вопросу, в Японии за потребление так называемых мягких наркотиков предусматривалось лишение свободы до 3 лет, а за «жесткие» (героин, кокаин) — до 10 лет; в Таиланде — соответственно 1 год и 10 лет; во Франции за потребление наркотиков устанавливалось наказание в виде лишения свободы до 2 лет или штрафа от 50 до 5000 франков; в Греции предусматривалось лишение свободы от 2 до 5 лет в случае, если виновный не считается наркоманом, если это наркоман — принудительное лечение; в Австралии — лишение свободы до 6 месяцев или штраф в 2000 австралийских долларов; в Швейцарии — лишение свободы до 3 месяцев или штраф; в Египте — до 15 лет лишения свободы. В 1990 г. была введена административная и уголовная ответственность за употребление наркотиков в Италии <13>. ——————————— <13> См.: Сергеев А. Н. К вопросу об отмене ответственности за немедицинское потребление наркотиков // Вопросы наркологии. 1994. N 1. С. 33.

С учетом приведенных обстоятельств Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях вновь была установлена административная ответственность за потребление наркотиков <14> (ст. 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»). ——————————— <14> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.

Непосредственным основанием для установления административной ответственности стало запрещение ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <15> потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. ——————————— <15> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 210.

Сложнее решался вопрос с обоснованностью восстановления уголовной ответственности за незаконное (без назначения врача) потребление наркотиков, так как ни в одной из вышеназванных международных антинаркотических конвенций не рассматривается именно в качестве уголовно наказуемого правонарушения непосредственно незаконное потребление наркотиков. На это обстоятельство, в частности, было указано в первой главе Доклада МККН за 1992 г. (п. 15) <16>. ——————————— <16> См.: Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А. В. Федоров. М., 2007. С. 16.

Реализуемая в последние двадцать лет в Российской Федерации уголовно-правовая антинаркотическая политика не признавала возможность криминализации потребления наркотиков. Тем не менее среди ученых и практиков единство мнений по данному вопросу отсутствует. Ряд ученых отрицают необходимость восстановления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков. Например, достаточно резко эту позицию изложил Е. И. Цымбал: «…желание ввести уголовную ответственность за немедицинское употребление наркотиков отражает беспомощность тех, кто это предлагает, их стремление возложить всю ответственность за распространенность наркомании в обществе на МВД. Это абсурдно, поскольку совершенно очевидно, что органы внутренних дел не могут вместо общества и государства отвечать за те масштабы, которые у нас принимают социальные болезни» <17>. ——————————— <17> Цымбал Е. И. Совершенствование мер правового противодействия незаконному обороту наркотиков // Борьба с незаконным оборотом наркотиков: проблемы уголовного права, криминалистики, прокурорского надзора. М., 2000. С. 24.

Более того, отдельные ученые выступают за легализацию наркотиков. Например, известный криминолог Я. И. Гилинский считает, что «рано или поздно мир придет к необходимости легализации всех наркотических средств». Этот тезис обосновывается, в частности, тем, что потребление наркотиков — «это личное дело каждого (так же как потребление вредных для здоровья табака, алкоголя и т. п.)» и тем, что «ни одну социальную проблему еще не удавалось решить путем запретов и репрессий» <18>. ——————————— <18> См.: Гилинский Я. И. Наркотизм: социальные и криминальные проблемы // Наркотизм. Наркомания. Наркополитика: Сб. статей / Под ред. А. Г. Софронова. СПб., 2006. С. 28.

Последним призывом к отказу от ответственности за незаконное потребление наркотиков и их легализацию стал подготовленный Глобальной антинаркотической комиссией (Комиссией ООН по политике в отношении наркотиков), в состав которой входят в том числе бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший госсекретарь США Джордж Шульц, бывшие президенты Колумбии и Мексики — Сесар Гавириа и Эрнесто Седильо, специальный доклад, содержащий рекомендацию о том, что необходимо прекратить «криминализацию и маргинализацию людей, употребляющих наркотики, но не наносящих вред другим» <19>. ——————————— <19> См.: Гасюк А. Дурман-траве — зеленый свет? // Российская газета. 09.06.2011. N 124.

В то же время многие ученые, практики и депутаты законодательных органов власти убеждены в необходимости восстановления уголовной ответственности за незаконное (немедицинское) потребление наркотиков и не менее резко обозначили свою точку зрения. Так, Б. Ф. Калачев и А. Н. Сергеев характеризуют отмену в 1991 г. уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков как «нелепость, юридический нонсенс», отмечая, что «в результате подобных законодательных «изысков» сложилась весьма двусмысленная ситуация. Потребителя, который имел при себе наркотики в небольших размерах, привлекали к административной ответственности, а при наличии большого веса — к уголовной ответственности. Однако если этого же субъекта задерживали в состоянии наркотического опьянения, то есть после приема того или иного размера наркопрепарата, он какой-либо ответственности не подлежал» <20>. ——————————— <20> Об этом см.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2000. С. 86.

По мнению Б. В. Грызлова, председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющегося сторонником введения уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков, необходимо «ужесточение санкций за торговлю наркотиками, введение уголовной ответственности за их употребление, введение принудительного лечения наркоманов и обязательного тестирования на наркотики (сначала учащихся, а затем и работающих)». В качестве обоснования этого предложения приводятся следующие доводы: «Уголовная ответственность за употребление наркотиков — мощная превентивная мера. Наркоманы — больные люди. Но по статистике их близкие умирают быстрее и чаще — не выдерживает сердце. Наркоманы — больные. Но, потребляя наркотики, они участвуют в их незаконном обороте, нарушая тем самым права окружающих. Каждый наркоман втягивает в употребление наркотиков до 20 человек. Одно это уже оправдывает его изоляцию. А ведь он еще и уголовно опасен — ежегодно у нас фиксируется до 200 тыс. связанных с наркотиками преступлений: стремясь добыть деньги на дозу, наркоман готов пойти на все, вплоть до убийства. Так почему мы должны ждать, когда наркоман совершит преступление? Или все-таки стоит изолировать его, пока он не наломал дров? Мне кажется, что так будет гуманнее и для него, и для окружающих» <21>. ——————————— <21> Грызлов Б. Наркоторговцев нужно ссылать на каторгу // Независимая газета. 07.06.2011.

Дискуссия на указанную тему ведется давно, периодически вступая в активные фазы, и в настоящее время вновь широко обсуждается вопрос о целесообразности установления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков. В частности, данный вопрос поднимался на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации на тему «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» 18 апреля 2011 г. в Иркутске. По итогам этого заседания Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации представить предложения об установлении ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также о возможности применения в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости. От того, каким будет решение по данному поручению, во многом зависит дальнейшее развитие практики противодействия незаконному обороту наркотиков. Несомненно, что при принятии решения в этой части должен быть учтен не только опыт прошлого, но и современный опыт применения уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков в других странах, в том числе в государствах — бывших союзных республиках СССР, проведен серьезный анализ последствий криминализации немедицинского потребления наркотиков. На постсоветском пространстве уголовная ответственность за незаконное потребление наркотиков была установлена в Армении, Грузии и Украине. Статья 271 Уголовного кодекса Республики Армения предусматривает, что за потребление наркотических средств без назначения врача наказание в виде штрафа в размере не свыше двухсоткратного минимального размера заработной платы или ареста на срок не свыше двух месяцев <22>. ——————————— <22> См.: Уголовный кодекс Республики Армения / Научн. ред. Е. Р. Азарян, Н. И. Мацнев; предисл. Е. Р. Азаряна; пер. с арм. Р. З. Авакяна. СПб., 2004.

По ст. 273 Уголовного кодекса Грузии незаконное потребление без назначения врача наркотических средств, их аналогов или прекурсоров наказывается штрафом или общественно полезным трудом на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, или арестом на срок до трех месяцев, или лишением свободы на срок до одного года <23>. ——————————— <23> См.: Уголовный кодекс Грузии / Научн. ред. З. К. Бигвава; вступит. ст. В. И. Михайлова; обзорн. ст. О. Гамкрелидзе; пер. с груз. И. Мериджанашвили. СПб., 2002.

Статья 316 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за незаконное публичное потребление наркотических средств. Согласно этой статье публичное или совершенное группой лиц незаконное потребление наркотических средств в местах, предназначенных для проведения учебных, спортивных и культурных мероприятий, и в других местах массового пребывания граждан — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет. Те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 307 «Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 310 «Посев или выращивание снотворного мака либо конопли», 314 «Незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 315 «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 317 «Организация или содержание мест для незаконного потребления, производства либо изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 318 «Незаконное изготовление, подделка, использование либо сбыт поддельных документов на получение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» Уголовного кодекса Украины, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет <24>. ——————————— <24> См.: Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 г. / Под ред. Н. И. Мельника, Н. И. Хавронюка. Киев, 2004. С. 316.

Из других стран, установивших уголовную ответственность за незаконное потребление наркотиков, можно назвать Францию, которая, как и Россия, относится к странам с континентальной системой права, и Швецию. Статья 222-37 Уголовного кодекса Франции устанавливает за незаконное употребление наркотиков наказание в виде десяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 50000000 франков. За руководство группировкой или организацией, имеющей целью незаконное употребление наркотиков, согласно ст. 222-34 этого кодекса, предусмотрено пожизненное уголовное заключение и штраф в размере 50000000 франков <25>. ——————————— <25> См.: Уголовный кодекс Франции / Научн. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой; пер. Е. Н. Крыловой. СПб., 2002.

В Швеции в 1988 г. устанавливается уголовная ответственность за потребление наркотиков <26>. Первоначально было установлено наказание за незаконное употребление наркотиков в виде штрафа. С 1993 г. за незаконное употребление наркотиков предусмотрено тюремное заключение. ——————————— <26> Об этом см.: Фролова Н. А., Зазулин Г. В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. Научно-практическое издание. СПб., 2003. С. 92.

В случае принятия решения об установлении в Российской Федерации уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков предстоит найти ответы на несколько вопросов: 1. Какое именно незаконное (немедицинское) потребление наркотиков будет признано уголовно наказуемым — разовое, неоднократное (два и более раза) или систематическое; групповое; публичное; в определенных местах; при определенных ситуациях и т. д.? 2. Должно ли предшествовать привлечение к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков привлечению к уголовной ответственности за их потребление? Например, по аналогии со ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем неоднократного злоупотребления доминирующим положением. При этом под неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности. 3. Если привлечению к уголовной ответственности будет предшествовать привлечение к административной ответственности, то сколько раз до привлечения к уголовной ответственности лицо должно быть привлечено к административной ответственности и за какой период? 4. Будет ли установлено привлечение к уголовной ответственности только за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ или и за незаконное потребление аналогов таких средств и веществ? 5. Какие именно виды уголовного наказания будут предусмотрены за незаконное потребление наркотиков и будет ли при этом восстановлен институт принудительного лечения? Какими будут ответы на эти вопросы, покажет ближайшее время.

——————————————————————