О правовой характеристике условного выпуска товаров в таможенном законодательстве

(Истомин С. И.) («Таможенное дело», 2011, N 3) Текст документа

О ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ УСЛОВНОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ <*>

С. И. ИСТОМИН

——————————— <*> Istomin S. I. The legal characterization of the conditional release of goods in the customs legislation.

В данной статье анализируются положения Таможенного кодекса Таможенного союза и иных нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования, определяющих правила условного выпуска товаров.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Таможенного союза, товары, таможенные процедуры.

This article analyses the provisions of the Customs code of the Customs Union and other normative legal acts in the sphere of customs regulation establishing the rules of conditional release of goods.

Key words: Customs Code of the Customs Union, goods, customs procedures.

Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТК союза) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» используется термин «условный выпуск товаров» (статьи 200 ТК союза, 222 Федерального закона), содержание которого требует своего анализа, поскольку условный выпуск налагает дополнительные обязанности на декларанта. Условный выпуск товаров можно рассматривать как совокупность норм, регулирующих в определенных случаях правовое положение товаров. Условный выпуск необходимо связывать с правами и обязанностями декларанта и таможенных органов, а также с порядком выполнения определенных таможенных операций. Условный выпуск товаров прошел свои этапы появления и развития в таможенном законодательстве. В Таможенном кодексе Российской Федерации в редакции 1993 г. условный выпуск товаров отсутствовал, в то же время применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов допускалось достаточно широко, соответственно возникали вопросы о правовом статусе товаров и осуществлении таможенного контроля при предоставлении льгот. Таможенный кодекс Российской Федерации в редакции 2003 г. содержал статью 151, в которой раскрывались содержание условного выпуска и его случаи с отнесением условно выпущенных товаров к статусу иностранных товаров. По существу положения указанной статьи мало чем отличаются от статьи 200 ТК союза, за исключением того, что к условно выпущенным товарам статья 151 относила товары, заявленные к выпуску для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлялась отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов, что не нашло отражения в ТК союза и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Действительно, достаточно трудно отнести товары, заявленные к выпуску для внутреннего потребления, к иностранным товарам только потому, что на счета таможенного органа не поступили денежные средства, хотя они уже списаны со счета декларанта в банке или уплачиваются с рассрочкой. Таким образом, ТК союза внес уточнения в понимание того, какие товары следует относить к условно выпущенным, что не говорит о том, что формулировка статьи 200 ТК союза в дальнейшем не претерпит дополнений или изменений. Содержание условного выпуска товаров раскрывается в статье 200 ТК союза, которая предусматривает три основания для отнесения товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, к условно выпущенным. Это товары, в отношении которых: 1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; 2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, после выпуска товаров; 3) государством — членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Правовое положение условно выпущенных товаров раскрывается в пункте 2 рассматриваемой статьи. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Условно выпущенные товары, ограниченные к использованию и распоряжению в связи с дополнительным представлением документов, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Условно выпущенные товары, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в меньшем размере, чем установленные Единым таможенным тарифом, могут использоваться только в пределах территории государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск. Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов предусматривается международными соглашениями, Налоговым кодексом Российской Федерации. Так, Соглашение от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» <1> предусматривает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; продукции морского промысла судов государств — членов Таможенного союза, а также судов, арендованных юридическими и физическими лицами государств — членов Таможенного союза; товары, предназначенные для гуманитарной помощи или в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и т. д. ——————————— <1> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.

Решением от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от ввозной таможенной пошлины освобожден ввоз моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенных хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка» при выполнении определенных критериев и т. д. <2>. ——————————— <2> Российская газета. N 227. 2009.

Статья 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе таких товаров, как товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»; технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и ряда других товаров. Основное требование, которое предъявляется к условно выпущенным товарам, заключается в том, что такие товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, т. е. иное использование товаров рассматривается как нарушение льготного режима. Так, указанным выше решением Комиссии Таможенного союза освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины ввоз авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства, т. е. перечисленные товары могут использоваться только при обслуживании указанной авиатехники с учетом ее предназначения и национальной принадлежности. В тех случаях, когда условный выпуск товаров осуществлен без представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, т. е. в отсутствие лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров, такие товары запрещаются к передаче третьим лицам или использоваться в любой форме. Третья категория товаров, в отношении которых допускается условный выпуск в связи с применением ставок ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок, установленных Единым таможенным тарифом, может использоваться только в пределах территории государства — участника Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск. Правовое положение условно выпущенных товаров сводится к тому, что такие товары сохраняют статус иностранных товаров и поэтому продолжают находиться под таможенным контролем. Важное значение имеет период времени нахождения товара в статусе условно выпущенного, особенно это относится к товарам, которые могут использоваться длительное время, например основные средства. Условно выпущенные товары предполагают определенные сроки, в течение которых они находятся под таможенным контролем и могут использоваться с ограничениями. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК союза, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств — членов Таможенного союза. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после:

прекращения представления уплаты ввозных обязанности по уплате документов, указанных таможенных пошлин в причитающихся сумм в подпункте 1 пункта размере разницы сумм ввозных таможенных 1 статьи 195 ТК ввозных таможенных пошлин, налогов — в союза, — в отношении пошлин, исчисленных отношении товаров, товаров, указанных в по ставкам ввозных указанных в подпункте подпункте 2 пункта 1 таможенных пошлин, 1 пункта 1 статьи 200 статьи 200 ТК союза. установленных Единым ТК союза. таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, — в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 200 ТК союза.

Прекращение обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты рассматриваются в статье 211 ТК союза, в соответствии с пунктом 2 которой обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта: 1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, — в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК союза; 2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами: — по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза; — по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза; — при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы — с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение; — в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК союза, наступивших в течение пяти лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления; — при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза. Международными договорами и (или) решениями Комиссии Таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. Для приобретения статуса товаров Таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т. е. подача декларации не требуется. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, в случаях, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 5 статьи 200 ТК союза, определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпущенных условно, установлен статьей 119 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которой уплата может производиться декларантом (его правопреемником) или иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении. Уплата сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании заявления указанных лиц, поданного в таможенный орган, производивший условный выпуск товаров, с указанием номера таможенной декларации, по которой осуществлялся условный выпуск товаров, и реквизитов платежного документа, по которому произведена уплата таможенных пошлин, налогов. Порядок представления документов после выпуска товаров установлен статьей 219 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Порядок предусматривает письменное обращение декларанта в таможенный орган; письменное разрешение таможенного органа о представлении документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров; обязательство в письменной форме декларанта о представлении документов в установленный срок. Международными договорами государства — члена Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в статье 222 дополнительно перечисляет товары, относимые к условно выпущенным. К ним относятся: 1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; 2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию; 3) иные товары в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Компоненты товара, указанные в пункте 1 части 1 рассматриваемой статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Товары, указанные в пункте 2 части 1 указанной статьи, считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза либо отказа в пользу государства. Обращает на себя внимание, что ТК союза к условно выпущенным относит товары, помещенные только под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в то же время допускается, что международными договорами государства — участника Таможенного союза или законодательством государств — участников союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным. Представляется, что отнесение к условно выпущенным товаров, помещенных только под процедуру выпуска для внутреннего потребления, является обоснованным. Условный выпуск предполагает использование товаров с учетом каких-то требований, которые вытекают из предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Льготы вызывают обязанности по целевому использованию товаров, что и является условием для выпуска товара. Условный выпуск можно рассматривать как подвид процедуры выпуска для внутреннего потребления. Требуется ли при условном выпуске в указанной процедуре отнесение товара к иностранному? Представляется, что в этом нет необходимости. Отнесение условно выпущенного товара к иностранному объясняется прежде всего возможностью дальнейшего таможенного контроля целевого использования такого товара. В связи с этим возникает вопрос: только ли в отношении иностранного товара осуществляется таможенный контроль? Статья 96 ТК союза определяет товары, находящиеся под таможенным контролем. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы. В соответствии со статьей 192 ТК союза по письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров. Статья 99 ТК союза предусматривает осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, каких-либо ограничений по таможенным процедурам в указанной статье не содержится, т. е. таможенный контроль проводится после выпуска товаров, помещенных под все процедуры, установленные ТК союза. Более того, таможенный контроль проводится после выпуска товаров в течение трех лет. Законодательством государств — участников союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ограничивает срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров тремя годами (статья 164). Обращает на себя внимание формулировка нормы, содержащейся в абзаце 1 статьи 99 ТК союза: «…таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем», т. е. контроль осуществляется после окончания контроля. Вряд ли такую формулу можно признать удачной. Таможенный контроль проводится и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства союза (статья 100 ТК союза), т. е. и в отношении товаров союза. Как уже указывалось, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» расширяет перечень товаров с отнесением их к условно выпущенным, в частности, к ним относятся товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада, в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию. Имеются ли основания для отнесения перечисленных товаров к условно выпущенным? Выпуск товаров — это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК союза помещению под таможенные процедуры. Таким образом, выпуск необходимо рассматривать во взаимосвязи с условиями определенной таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Условный выпуск товаров предполагает разрешение заинтересованным лицам использовать товары, выполняя условия выбранной процедуры, под которую помещен товар, с учетом каких-то дополнительных обстоятельств, например предоставление льготы по уплате ввозной пошлины, налогов. Льгота представляет собой облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил <3>. Процедура выпуска для внутреннего потребления в ряде случаев допускает предоставление такой льготы, которая рассматривается как предоставление государством каких-либо преимуществ субъектам хозяйствования, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения <4>. ——————————— <3> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Русский язык, 1989. С. 268. <4> Предпринимательство: Словарь-справочник / Т. Я. Нерсисян. М.: Анкил, 2007. С. 348.

Предоставление льготы объясняется ее использованием как элемента комплексного способа осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов). Экономические условия потребовали совершенствования традиционных таможенных процедур, а также расширения их перечня и применения в их рамках новых приемов, лучше приспособленных к некоторым специфическим потребностям экономики. Предоставленная льгота выступает как исключение из общего правила. Содержатся ли такие исключения в процедурах, перечисленных в статье 222 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»? Указанные процедуры содержат общие условия и требования без каких-либо исключений. Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые процедуры не изменяют статус ввезенных товаров. В процедуре таможенного склада иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока; в процедуре беспошлинной торговли иностранные товары реализуются под таможенным контролем, в процедурах переработки на таможенной территории или для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения речь также идет об иностранных товарах. Условный выпуск товаров связывается с приданием им статуса иностранного товара, но товар остается иностранным согласно содержанию процедуры. Условный выпуск товара при таком положении говорит, что товар становится еще раз иностранным? Расширение круга процедур, предполагающих условный выпуск товаров, приводит к определенным противоречиям. Так, в соответствии со статьей 213 ТК союза товары, помещенные под процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории союза, утрачивают статус товаров союза. Утрата статуса товара союза связывается с вывозом их с таможенной территории союза. Данный вывод подтверждается положением, содержащимся в статье 285 ТК союза, согласно которому товары, помещенные под процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с территории союза, утрачивают статус товаров союза. В то же время статья 234 ТК союза допускает хранение на таможенном складе товаров союза, помещенных под процедуру экспорта. Тогда следует понимать, что помещение на таможенный склад таких товаров меняет их статус на иностранный до вывоза их с таможенной территории союза. Анализ положений, регулирующих условный выпуск товаров, показывает, что необходима дальнейшая работа по обоснованию такого выпуска товаров.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *