О введении института уполномоченного экономического оператора

(Тимошин С.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

О ВВЕДЕНИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 14 октября 2011 года

С. ТИМОШИН

11 октября 2011 г. ФТС России разместила на своем официальном сайте информацию, относящуюся к вопросу введения в Российской Федерации института уполномоченных экономических операторов.

ФТС России информирует о том, что ее Приказ «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» направлен на госрегистрацию в Минюст России. Прием заявлений участников ВЭД о включении в реестр уполномоченных экономических операторов [1] будет возможен только после вступления в силу данного Приказа.

Вместе с тем ФТС России сообщает, что все требования и условия включения юрлиц в реестр уполномоченных экономических операторов определены Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТК ТС) и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон). Кроме того, данными документами определены сведения, которые необходимо указать в заявлении о включении в этот реестр, и перечень прилагаемых к нему документов. ФТС России обращает внимание на конкретные статьи, регулирующие включение в реестр уполномоченных экономических операторов.

Необходимо напомнить, что институт уполномоченного экономического оператора является новым для российского таможенного законодательства (он был введен ст. 38 ТК ТС). Уполномоченный экономический оператор призван был заменить лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ [2]). Свое развитие институт уполномоченного экономического оператора нашел и в Законе, в котором подробно прописано, какие действия необходимо произвести, чтобы приобрести статус такого субъекта таможенных правоотношений.

Однако до настоящего времени ни одно юрлицо не может получить такой статус, поскольку отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, реализующие нормы, закрепленные в ТК ТС и Законе. В частности, как упоминалось выше, документ, который определяет последовательность действий ФТС России при принятии решения о возможности включения юрлиц в реестр уполномоченных экономических операторов, направлен на регистрацию в Минюст России.

Также на госрегистрации находится Приказ ФТС России «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором». Такое соглашение должно будет предусматривать порядок взаимодействия между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, включая регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб и пр.

Документ:

Информация ФТС России от 11.10.2011 «По вопросу введения в Российской Федерации института уполномоченных экономических операторов».

[1] Напомним, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.

[2] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. Утратил силу с 29 декабря 2010 г., кроме п. 1 ст. 357.10, который перестал действовать с 1 октября 2011 г.

——————————————————————