Изменения правил для иностранных инвестиций в российские стратегические хозяйственные общества

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Корпоративная практика / Слияния и поглощения) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Корпоративная практика / Слияния и поглощения)

Информационное письмо N 289

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 ноября 2011 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что принят Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» <1>, который вступает в силу 18 декабря 2011 года. ——————————— <1> Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в дальнейшем именуется Федеральный закон.

Вносимые изменения в целом улучшают условия для осуществления иностранных инвестиций в российские стратегические хозяйственные общества. Предусматриваются следующие изменения правил для таких иностранных инвестиций. 1. Сделки с участием международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ или с которыми РФ заключила международные договоры, в отношении российских стратегических хозяйственных обществ не будут подлежать предварительному согласованию по Федеральному закону. Перечень таких международных финансовых организаций будет утвержден Правительством РФ. 2. Федеральный закон не будет распространяться на сделки в отношении российских стратегических хозяйственных обществ, заключаемые организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ, являющихся по законодательству РФ налоговыми резидентами РФ (за исключением граждан РФ с двойным гражданством). Для определения контроля применяются по аналогии положения частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона. 3. В отношении российского стратегического хозяйственного общества, осуществляющего пользование участками недр федерального значения, контроль негосударственного иностранного инвестора или группы лиц и предварительное согласование их сделок будут начинаться не с 10, а с 25 процентов общего количества голосов по акциям (долям) в уставном капитале либо состава коллегиального органа управления или коллегиального исполнительного органа такого общества. При этом при указанной доле участия (25% или более) негосударственного иностранного инвестора или группы лиц в уставном капитале общества сделка не будет подлежать предварительному согласованию, если в результате приобретения акций (долей) общества доля такого иностранного инвестора или группы лиц в обществе не увеличивается. Остальные критерии контроля и требования предварительного согласования сделок в отношении общества сохраняются (то есть при возможности определять решения общества путем распоряжения голосами на общем собрании, путем участия в совете директоров, иных органах управления обществом, путем заключения с обществом договора об осуществлении функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения, а также в случае права назначать единоличный исполнительный орган). 4. Уточняются формулировки четырех видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в результате чего к такой деятельности более не будут относиться: — деятельность по эксплуатации радиационных источников, осуществляемая хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной; — подлежащая лицензированию деятельность по распространению, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предоставление услуг в области шифрования информации, осуществляемые банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) РФ. 5. В случаях, когда в связи с установлением контроля или сделкой российское стратегическое хозяйственное общество подлежит проверке, такую проверку будут проводить федеральный орган исполнительной власти в области обороны (Министерство обороны Российской Федерации) и, как и ранее, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности Российской Федерации). Увеличен с 20 до 30 дней срок для направления ими в уполномоченный орган (Федеральную антимонопольную службу) заключений о возникновении угрозы соответственно обороне страны, безопасности государства или об отсутствии такой угрозы. 6. Изменены некоторые процедурные действия и сроки, связанные с реализацией решения, принимаемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, о согласовании сделки или контроля под условием заключения соглашения с заявителем об обеспечении выполнения им определенных обязательств. Заключение соглашения будет осуществляться в течение не 20, а 30 дней со дня поступления решения Комиссии в уполномоченный орган (с возможностью продления этого срока по заявлению заявителя не более чем на 14 дней). В случае решения Комиссии о согласовании сделки или контроля под условием заключения соглашения и отказа заявителя принять на себя определенные обязательства или заключить соглашение либо незаключения соглашения в установленные сроки решение об отказе в согласовании будет приниматься не Комиссией, а оформляться уполномоченным органом (Федеральной антимонопольной службой) с информированием об этом Комиссии.

——————————————————————