Административно-правовое регулирование вывоза нефти и нефтепродуктов

(Андреева Е. И.)

(«Административное право и процесс», 2012, N 1)

Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫВОЗА

НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Е. И. АНДРЕЕВА

Андреева Елена Ислямовна, заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент.

В статье идет речь о проблеме обеспечения соблюдения таможенного законодательства в части, касающейся контроля перемещения нефти и нефтепродуктов, имеющих разные вывозные таможенные пошлины, но не имеющих четких критериев для однозначной классификации их в соответствии с ТН ВЭД.

Ключевые слова: классификация, код, товар, ТН ВЭД, таможенный контроль, нефть, экспертиза.

Administrative-law regulation of export of oil and oil products

E. I. Andreeva

The article deals with the problem of ensuring compliance with customs legislation with regard to control of transition of oil and oil product having different customs duties but not having criteria for univocal classification thereof in accordance with the Nomenclature of Goods subject to Foreign Trade.

Key words: classification, code, good, Nomenclature of Goods subject to Foreign Trade, customs control, oil, expertise.

Единым таможенным тарифом таможенного союза установлены различные ставки таможенных пошлин (ввозных и вывозных) на нефть и нефтепродукты [1]. Одновременно в таможенной практике имеется устойчивая тенденция недостоверного декларирования нефти и нефтепродуктов, когда под видом жидких топлив, в частности мазута, экспортируется сырая нефть по ставке, установленной на продукты ее переработки.

Следует отметить, что на сегодняшний день нет внятного определения, что же считать сырой нефтью. Этому также способствует отсутствие четких товароведческих показателей на нефть и некоторые виды жидкого топлива (мазут) как в национальных, так и в международных стандартах. Иными словами, сырая нефть, добываемая на различных месторождениях, неоднородна по своему составу и свойствам, схожа с определенными нефтяными фракциями с неглубокой степенью переработки. Из-за специфики перемещения данной категории товара и отсутствия четких, научно обоснованных критериев отнесения их к определенной товарной группировке риск противоправного экспорта постоянно довольно высок.

В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и наработанном на его основе Едином таможенном тарифе (ЕТТ) в товарной позиции 2710 00 последовательно выделены различные фракции нефти: легкие (бензины), средние (керосины), тяжелые дистилляты, к которым относятся газойли и жидкие топлива, а также масла [1, 2].

В соответствии с примечанием 4 к субпозициям 27-й группы ТН ВЭД 90 об.% или более легких дистиллятов перегоняется при t°C = 210°C. Согласно дополнительному примечанию 2 «в» к группе 27 ТН ВЭД ТС к средним дистиллятам относятся нефтепродукты, менее 90 об.% которых перегоняется при t°C = 210°C и 65 об.% или более перегоняется при t°C = 250°C. Что касается тяжелых дистиллятов, то, исходя из дополнительного примечания 2 «г» к группе 27 ТН ВЭД ТС, тяжелыми дистиллятами являются нефтяные фракции и другие нефтепродукты, менее 65 об.% которых перегоняется при t°C = 250°C, и фракции, процент перегонки которых при t°C = 250°C не может быть определен установленным методом.

На основании ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» до t°C = 300°C выход фракций нефти составляет не менее 52 об.% для нефти типа 0, не менее 47 об.% для нефти типа 1 и не менее 42 об.% для нефти типа 2. Для остальных типов норма выхода фракций нефти не установлена.

Таким образом, на основании анализа критериев, установленных в национальных и международных стандартах, следует, что по фракционному составу показатели сырой нефти сопоставимы только с тяжелыми дистиллятами (жидкие топлива и газойли).

В соответствии с ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» из всех жидких топлив физико-химические свойства мазута по нескольким параметрам пересекаются с аналогичными свойствами сырой нефти. Так, по массовой доле серы все виды мазута марок Ф5, Ф12, 40 и 100 соответствуют 1-му, 2-му или 3-му классу нефти, по плотности при t°C = 20°C мазут марок Ф5 и Ф12 соотносится с 4-м типом нефти, а мазут марок 40 и 100 — со всеми пятью типами нефти (критерии не нормируются, но их определение обязательно).

Российская нефть марки Urals, получаемая смешением в нефтепроводах высокосернистой нефти с европейской части России и малосернистой нефти с западносибирских месторождений, все-таки является высокосернистой (содержание серы от 1,81% до 3,50% серы).

В ТН ВЭД дополнительным признаком классификации мазута является содержание серы, поэтому, если предположить, что нефть вывозят под видом мазута либо в смеси с ним, то доля высокосернистого мазута должна быть гораздо больше, нежели других видов.

Согласно данным годовых сборников «Таможенная статистика внешней торговли РФ», за последние годы (с 2007 по 2010 г.) количество вывезенного мазута с содержанием серы от 2% до 2,8% в разы превышает экспорт остальных видов мазута, при этом увеличиваясь год от года. Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о том, что сырая нефть вывозится под видом сернистого мазута.

Далее важно остановиться на специфике перемещения данного вида товаров. Во-первых, при подаче временной периодической декларации на товары сами товары отсутствуют, их не предоставляют таможенному органу, поэтому нет возможности отобрать пробы и провести идентификационную экспертизу в целях установления соответствия перевозимого товара сведениям, заявленным в декларации. Во-вторых, если при подаче временной таможенной декларации товара еще нет, то при подаче полной таможенной декларации товара уже нет, так как она предоставляется таможенному органу после фактического вывоза товара. В-третьих, осуществить проверку, отбор проб возможно только при пересечении границы, при фактическом убытии товара. Для этого пункты пропуска должны быть оснащены и оборудованы должным образом, в частности, площадка для внешнего осмотра грузового подвижного состава на пункте пропуска должна иметь:

а) железнодорожные пути (минимум два на убытие и два на прибытие грузовых составов), размещенные на прямом участке с нулевым уклоном с учетом размещения на них железнодорожного состава максимальной длины;

б) переходные мостики на въезде и выезде с площадки с ограждением, прожекторами и кабинами для ведения наблюдения и осмотра составов сверху;

в) досмотровые колодцы для осмотра составов снизу (оборудуются вблизи переходных мостиков с двух сторон железнодорожных путей).

При наличии в железнодорожном пункте пропуска нефтеперевалочного участка в его пределах должно быть предусмотрено наличие соответствующих измерительных приборов для контроля объемов переваливаемых жидких нефтепродуктов, а также лаборатории для проведения экспертиз жидких нефтепродуктов на предмет соответствия перемещаемого товара сведениям, заявленным в таможенной декларации.

Однако ни один из 60 существующих железнодорожных пунктов пропуска не оборудован и не оснащен должным образом. Отсутствует необходимое путевое хозяйство (недостаточное количество подъездных путей), оборудование, технические средства для осуществления надлежащего пограничного и таможенного контроля грузовых поездов, а имеющиеся здания, помещения, сооружения и соответствующая инфраструктура имеют значительную степень износа, применяются устаревшие технологии организации пропуска, существуют проблемы со связью и электронной передачей данных.

Помимо инфраструктуры таможенных органов, качество таможенного контроля зависит от эффективности внедрения программ (концепций), разрабатываемых в рамках реализации таможенной политики государства. Так, таможенные органы РФ призваны совершать таможенные операции и проводить таможенный контроль, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения как таможенного законодательства таможенного союза, так и законодательства Российской Федерации.

Товар по временной декларации может пересекать границу несколько раз, а вероятность его досмотра такая же, как при однократном пересечении на основании одной обычной таможенной декларации. Следовательно, снижается вероятность обнаружения факта нарушения таможенного законодательства, выявления недостоверного декларирования.

Поэтому, на наш взгляд, должен быть создан такой программный продукт, который позволил бы учитывать и подвергать случайной выборке временную таможенную декларацию столько раз, сколько в соответствии с ней пересекает границу товар. Параметры случайной выборки также необходимо корректировать, т. е. изменить настройки так, чтобы таможенному досмотру товары подвергались чаще.

В рамках таможенного союза для обеспечения единства подходов, принципов реализации и эффективности контроля деятельности, основанной на применении системы управления рисками (СУР), должны быть созданы:

— единое информационное пространство;

— единая информационная поддержка СУР;

— различные базы данных и программные средства для их обработки.

Льготные условия, действующие во взаимной торговле между этими странами таможенного союза, создают дополнительные риски, связанные с большими возможностями нарушения таможенного законодательства.

Так, в соответствии с договоренностью между странами, при экспорте российской сырой нефти в Республику Казахстан вывозная таможенная пошлина вводиться не будет до 2015 г. Этим пользуются недобросовестные участники ВЭД, которые экспортируют сырьевой продукт беспошлинно из РФ, смешивают его с нефтяными фракциями на территории Республики Казахстан и вывозят за пределы таможенного союза под видом нефтепродуктов, произведенных в Республике Казахстан, по ставкам вывозных таможенных пошлин, которые действуют в этой стране (ставки значительно меньше российских).

Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности не только избегают уплаты в бюджет России высокой вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, но и экономят на разнице в ставках экспортных пошлин на нефтепродукты.

Российская сторона не имеет возможности доказать, что продукт, вывозимый с территории Республики Казахстан, не только не является продуктом переработки нефти, обладает свойствами сырого продукта, но и, по сути, является сырым продуктом. На сегодняшний день ни в национальном законодательстве, ни в международных нормах нет определения, что же такое «сырая нефть» или «сырой продукт», в чем их отличие от переработанных.

Определение, приведенное в Пояснениях к ТН ВЭД, не вносит ясности в данный вопрос. Так, сырая нефть будет классифицироваться в товарной позиции 2709 00 ТН ВЭД, даже если к ней будут добавлены углеводороды, которые были ранее получены физическими методами, например, в ходе процесса удаления легких фракций.

Недостоверное декларирование связано с заявлением недостоверных сведений о составе экспортируемого товара: наличием в составе топлива значительного количества сырых (непереработанных) нефтепродуктов, в частности, природных газовых конденсатов и природной нефти.

Распространены случаи, когда таможенным органам для обеспечения соблюдения таможенного законодательства необходимо отобрать пробы (образцы) товаров, направить их на экспертизу, срок проведения которой во много раз превышает время, отведенное на проведение таможенного контроля (срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству, если законодательством не предусмотрены более короткие сроки проведения). Поэтому в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта для проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, выпуск товаров может производиться до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме, которая может быть дополнительно начислена по результатам проведения экспертизы.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указывает основания для ее проведения, наименование организации, в которой она должна быть проведена, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых эксперту, а также срок проведения и представления заключения.

Порядок отбора проб нефти и нефтепродуктов определяет ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», в соответствии с которым для проведения экспертизы нефти и нефтепродуктов в зависимости от вида емкости, в которой они перевозятся, отбираются точечные пробы, формирующие впоследствии объединенную пробу. Объединенная проба делится на три части (аналитическую, контрольную и арбитражную) не менее 500 мл каждая. Перед упаковыванием пробу нефти или нефтепродукта перемешивают и разливают в чистые сухие стеклянные бутылки (бутылку заполняют не более чем на 90%) [7, 8].

В случае возникновения судебного разбирательства таможенному органу необходимо доказывать, что проба, во-первых, относится именно к этой партии товара, во-вторых, характеризует всю партию, поэтому акт отбора проб составляется в двух экземплярах, в нем описывается как сама проба, так и партия, из которой она отобрана. Если определенных сведений в акте не окажется, то это будет основанием для непризнания пробы в качестве вещественного доказательства в суде. Заключение эксперта не является единственным источником доказательств по делу для должностных лиц таможенных органов; кроме того, заключения экспертов могут быть ошибочными, противоречащими друг другу. Об этом свидетельствуют известные факты недостоверного декларирования нефти, вывозимой за пределы таможенной границы, и принятых судебных решений по ним [9].

В частности, имеют место случаи, когда участник ВЭД вывозит топливо нефтяное жидкое для промышленных целей (код 2710 19 610 0 ТН ВЭД), подкрепляя это заключением эксперта, в котором указывается, что по физико-химическим показателям нефтепродукт, полученный путем промышленного смешения легкой (бензиновой) и тяжелой фракции нефти, соответствует термину «жидкие топлива».

В частности, имеют место случаи, когда в заключении эксперта указывается, что отобранные пробы представляют собой нефть, смешанную с иными углеводородными фракциями. Данный факт служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении участника ВЭД. Решение о назначении наказания в виде штрафа участником ВЭД оспаривается в суде. Суд признал, что указанное заключение не может рассматриваться в качестве доказательства по делу, поскольку оно было получено на основании нарушенных требований ГОСТ 2517-85.

Суд постановил, что таможенный орган не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что был экспортирован незадекларированный товар — сырая нефть и нет наличия в действиях участника ВЭД состава административного правонарушения.

При вывозе топлива котельного маловязкого (код 2710196100) экспертиза установила, что проба соответствует продукту, полученному путем смешения природного газового конденсата, природной нефти с нефтепродуктами (компонентами, вырабатываемыми из нефтяного сырья). Товар является смесевым продуктом широкого фракционного и углеводородного состава и обладает признаками сырого нефтепродукта (содержит характерную для сырых нефтепродуктов концентрацию хлористых солей), может быть использован в качестве топлива для различных тепловых установок, а также для дальнейшей переработки. Таким образом, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, указание кода ТН ВЭД, не соответствующего данному товару, занижение размера таможенных пошлин является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения.

Суд установил, что при декларировании были предоставлены подробные сведения относительно вывозимого товара. Заполнение 31-й графы таможенной декларации осуществлялось на основании информации, отраженной в договоре поставки нефтепродуктов, контракте, а также паспортах на топливо котельное маловязкое. Таможенному органу предоставлялись акты выхода готовой продукции, согласно которым при приготовлении топлива котельного маловязкого сырая нефть и газоконденсат в процессе смешения не участвовали. Суд признал, что таможенный орган не доказал, что участник ВЭД заявил недостоверные сведения о товаре при декларировании и что товар может рассматриваться как сырой продукт, подвергшийся незначительным технологическим процессам. Представленные в экспертном заключении выводы подтверждают комплексное назначение смесевого товара, в том числе и как топлива для различных тепловых установок [9].

Учитывая вышеизложенное, проблему вывоза нефти под видом жидких нефтепродуктов путем их недостоверного декларирования необходимо решать комплексно, и прежде всего на уровне Правительства РФ, имеющего административный ресурс, необходимый для решения этого вопроса.

Одна из действенных мер сегодня — это унификация ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и темные жидкие нефтепродукты. Низкие ставки вывозных таможенных пошлин должны сопровождать товары с высокой добавленной стоимостью, т. е. готовую продукцию, а мазут, по своей сути, это сырьевой продукт, пригодный для дальнейшей переработки. Следовательно, на наш взгляд, на вывоз данной сырьевой продукции должны быть установлены соответствующие высокие вывозные таможенные пошлины. Данные меры в значительной степени станут стимулировать производителей проводить на таможенной территории глубокую переработку нефти, а следовательно, будут созданы рабочие места и решаться социальные проблемы общества.

Список литературы

1. Таможенный кодекс таможенного союза. 2010.

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 26.07.2010) «О недрах» // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

3. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. 2010.

4. Единый таможенный тариф таможенного союза. 2011.

5. Пояснения к ТН ВЭД России. Т. 1. М., 2007. 288 с.

6. Таможенная статистика внешней торговли РФ 2009 г.: Годовой сборник. М.: ФТС России, 2010. 363 с.

7. ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия».

8. ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия».

9. URL: http:/www. consultant. ru.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *