Туристско-рекреационные особые экономические зоны

(Вавилин М. В.)

(«Законность», 2012, N 1)

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

М. В. ВАВИЛИН

Вавилин Михаил Владимирович, аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, специалист пресс-группы прокуратуры Республики Татарстан.

В статье рассматриваются правовые проблемы функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон.

Ключевые слова: туризм; туристская деятельность; туристско-рекреационные особые экономические зоны.

The tourist and recreational special economic zones

M. V. Vavilin

The article examines the legal problems of operation of tourist and recreational special economic zones.

Key words: tourism; tourist activity; tourist and recreational special economic zones.

В 2012 г. начинается эксплуатация туристско-рекреационных особых экономических зон. В связи с этим вопрос об их правовом статусе приобретает все большую актуальность.

Законодательство в сфере туризма на сегодняшний день окончательно еще не сформировано, поэтому в этой отрасли возникают правовые парадоксы, на которые следует обратить внимание при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экономики и природопользования.

В настоящее время понятийный аппарат законодательства, регулирующего деятельность в сфере туризма, несовершенен. Например, ст. 2 ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена законодательству о туристской деятельности. При буквальном толковании статьи правоприменитель должен сделать вывод о том, что в нашей стране государственному регулированию подлежит только деятельность туристских организаций.

В широком смысле слова упомянутая сфера туризма включает деятельность государственных органов, туристов, их объединений, а также органов, обеспечивающих безопасность туристов. Таким образом, правильно было бы сделать поправку, дополнив в соответствующих статьях понятие «туристская деятельность» термином «деятельность в сфере туризма», так как в последнюю можно включить деятельность сразу всех субъектов туристских отношений: туристов, туристских организаций, работников туриндустрии, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Одна из сравнительно новых форм управления туризмом — туристско-рекреационные особые экономические зоны, которые могут быть созданы на территории нашей страны в соответствии с ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Основными целями создания этих зон являются: 1) улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России, 2) удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории РФ, 3) стимулирование развития регионов, не обладающих достаточным производственно-промышленным потенциалом.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее — туристско-рекреационная ОЭЗ) создаются сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании постановления Правительства РФ (в том числе на территориях нескольких муниципальных образований).

Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ могут стать коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) и индивидуальные предприниматели. Для этого необходимо зарегистрироваться на территории муниципального образования, в границах которого расположена туристско-рекреационная ОЭЗ, и заключить с ее органами управления соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

В ФЗ от 22 июля 2005 г. перечислены возможные существенные нарушения резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, на основании которых указанное соглашение может быть расторгнуто. К ним относятся:

1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, проектной документации для проведения ее экспертизы и согласования;

2) неосуществление капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

3) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

4) неосуществление туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления органами управления особыми экономическими зонами факта неосуществления туристско-рекреационной деятельности.

На сегодняшний день созданию и функционированию туристско-рекреационных ОЭЗ сопутствуют несколько правовых парадоксов.

Первый парадокс заключается в том, что земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

В соответствии с ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Эти территории относятся к объектам общенационального достояния.

Аналогичное определение зафиксировано и в ст. 94 Земельного кодекса РФ. Следует иметь в виду, что цель создания особо охраняемых территорий — защита их от неблагоприятных антропогенных воздействий. Поэтому в ст. 8.39 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Таким образом, в указанном нормативном акте зафиксирована возможность антропогенного воздействия на особо охраняемые территории, входящие в состав туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Второй парадокс заключается в том, что, в отличие от других типов экономических зон, в туристско-рекреационной допускается размещение объектов жилищного фонда. Действующая редакция ФЗ от 22 июля 2005 г. предоставляет индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям возможность размещать на территории туристско-рекреационных зон не только специализированное жилье, предназначенное для обслуживающего персонала, но и иные объекты жилищного фонда, в том числе частные.

В целях пресечения частной застройки территорий зон целесообразно изложить ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22 июля 2005 г. в таком варианте: «На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда (жилые помещения в общежитиях) социальной инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон».

Согласно Налоговому кодексу РФ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляются некоторые дополнительные гарантии и налоговые льготы:

— применять в отношении собственных амортизируемых объектов основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент;

— переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме;

— применять установленную законами субъектов РФ пониженную налоговую ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ; и т. д.

Получается, что указанные льготы резидент туристско-рекреационной ОЭЗ может применить на все основные средства, которыми владеет, что может привести к злоупотреблениям.

Таким образом, несмотря на большой потенциал России как крупного туристского центра, правовое регулирование рассматриваемых отношений до сих пор недостаточно. Нерешенность этого вопроса может сказаться на качестве и эффективности осуществления надзора в этой сфере.

Пристатейный библиографический список

Елгина Д. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 4.

——————————————————————