Проблемные вопросы определения таможенной стоимости товаров

(Попова Е. В.) ("Таможенное дело", 2012, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ <*>

Е. В. ПОПОВА

-------------------------------- <*> Popova E. V. Controversial issues of assessment of customs cost of goods.

Попова Е. В., старший преподаватель кафедры таможенного дела Московского института юриспруденции.

Автор в данной статье подробно останавливается на вопросах определения таможенной стоимости товаров и проблемных аспектах этого вопроса. Автор весьма глубоко определяет правовую базу по данному вопросу.

Ключевые слова: таможенная стоимость, Таможенный кодекс ТС, определение таможенной стоимости, правовое регулирование таможенной стоимости.

The author of the article describes in detail the issues of assessment of customs cost of goods and controversial aspects of this problem. The author presents a thorough analysis on the legal base related to this issue.

Key words: customs cost, customs code of the Customs Union, assessment of customs cost, legal regulation of customs cost.

Вопросы таможенной стоимости всегда являлись самыми "больными" для большинства лиц, перемещающих товары, - будь это профессиональные таможенные представители, ранее именовавшиеся брокерами, имеющие в своем штате подготовленных специалистов по таможенному делу, или же отдельные "декларанты" - "серые" брокеры, или лица, решившие самостоятельно осуществить все необходимые таможенные операции при перемещении товаров. Хотя что может быть проще - ведь существуют четко установленные положения законодательства, регламентирующие этот вопрос. Вот здесь и хотелось бы остановиться подробней. При совершении таможенных операций по декларированию товаров необходимо определить таможенную стоимость товаров. Законодательно этот вопрос до недавнего времени регулировался параллельно двумя нормативными документами: во-первых, положениями Закона РФ "О таможенном тарифе", и во-вторых, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). Причем не совсем понятно: деятельность Таможенного союза началась с 1(6) июля 2010 года, однако положения Закона "О таможенном тарифе" перестали действовать только 7 января 2012 года (изменения внесены Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В настоящее время это "двоевластие" урегулировано, однако осталось еще много аспектов законодательства, вызывающих затруднения. Хотелось бы подробней остановиться на некоторых из них. В соответствии с вышеуказанным Соглашением при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, декларант имеет право воспользоваться последовательно любым из шести предусмотренных методов определения таможенной стоимости. Так, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в основу которого положена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, т. е. та цена товара, о которой продавец и покупатель договорились, заключая сделку, очень часто оспаривается таможенными органами только по тем причинам, что эта цена не соответствует критериям установленных профилей риска. При этом, как правило, не исследуется процесс ценообразования товара, не учитываются факторы, повлиявшие на установление цены товара. Этот же метод нельзя использовать при наличии взаимосвязи между участниками сделки, в случае если эта взаимосвязь повлияла на стоимость сделки. Согласно порядку проведения дополнительной проверки, предусмотренному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 23.09.2011) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" "наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающей основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, является признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров". При этом законодательством четко регламентируется вопрос, что процесс доказывания отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки возложен на декларанта. При этом декларанту необходимо доказать, что стоимость его товара в рамках сделки корреспондирует: 1) со стоимостью сделки с идентичными или с однородными товарами при продаже таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза; 2) с таможенной стоимостью идентичных или однородных товаров, определенной согласно статье 8 Соглашения; 3) с таможенной стоимостью идентичных или однородных товаров, определенной согласно статье 9 Соглашения. То есть законодательно предусмотрено как минимум три возможности доказать свою правоту, но это теоретически. А как дело обстоит на практике? Рассмотрим следующий пример. Лицо ввозит товар, например химические удобрения, состав которых разработан по уникальному рецепту, не имеющие аналогов. Участники сделки являются взаимосвязанными лицами, т. е. декларанту необходимо доказать отсутствие влияния этой взаимосвязи на стоимость сделки. В соответствии с предусмотренными законодательными нормами попробуем обратиться ко второму или третьему методу. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 23.09.2011) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" предусмотрено, что при определении таможенной стоимости методом по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, например, документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом: таможенная декларация, декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1), внешнеторговый договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему, счет-фактура и другие коммерческие документы, а также другие документы и сведения, которые были представлены декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров (включая дополнительные документы и сведения). Таким образом, предполагается, что в случае невозможности использования цены ввезенных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости декларант должен располагать иной информацией о стоимости идентичных или однородных товаров, т. е. необходимо было ввезти такие товары ранее (и чтобы таможенная стоимость товаров была определена по первому методу) или получить указанную выше информацию, например внешнеторговый договор, счета-фактуры к нему у лиц, которые ввозили идентичную или однородную продукцию. Моментально возникает вопрос: а много ли найдется организаций (не являющихся взаимосвязанными с указанным лицом), желающих передать информацию о своей сделке? Таким образом, возникает дилемма: с одной стороны, не можем применить первый метод и должны последовательно применить другие (или отказаться от их применения), а с другой стороны, получается, что основанием для отказа от применения второго и (или) третьего метода является элементарное отсутствие информации, которая отвечала бы по своим критериям требованиям закона. Конечно, не стоит забывать о статье 2 уже упомянутого Соглашения, которая предусматривает, что в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст. ст. 6 или 7 Соглашения, т. е. о стоимости идентичных или однородных товаров. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне. Но и здесь вопрос: много ли консультаций проводится с лицами, перемещающими товары? И дело даже не в том, что таможенные органы не хотят предоставлять такую информацию, вся беда в том, что они сами ею не располагают. Таким образом, при невозможности использовать методы по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами последовательно переходим к методам вычитания и сложения. Ранее такой товар не производился и, соответственно, на внутреннем рынке страны импорта не реализовывался. Таким образом, и метод вычитания использовать не сможем. Остается обратиться к методу сложения, т. е. получить информацию у производителя обо всех расходах, которые, в свою очередь, отражают себестоимость продукции и цену ее реализации. И вот тут возникает главный вопрос: если лица взаимосвязаны, например являются юридически признанными деловыми партнерами, т. е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности, тогда, возможно, данная информация и будет представлена продавцом. В противном же случае данная информация является как минимум коммерческой тайной. Кроме того, при использовании метода сложения (5 метода) в соответствии со статьей 9 Соглашения расчетная стоимость товаров определяется путем сложения "суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза". Однако, насколько известно автору, в таможенных органах РФ отсутствует нормативный документ или какая-либо справочная информация, разъясняющие порядок формирования и размер эквивалента величины прибыли, коммерческих и управленческих расходов, как в Российской Федерации, так и в странах экспорта товаров, предназначенных для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза. То есть получается замкнутый круг. И единственное решение вопроса - это согласиться с решением таможенного органа на корректировку таможенной стоимости товаров? Обращаясь к истокам вопроса, хотелось бы остановиться на принципах, определенных Киотской конвенцией (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973)) (в ред. Протокола от 26.06.1999), в которой декларируется, что "упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением, в частности, следующих принципов: - применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом; - предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики". То есть подразумевается, что любое лицо, являясь участником внешнеэкономической деятельности, начиная заниматься этой деятельностью, могло бы самостоятельно рассчитать коммерческую целесообразность сделки, составными частями которой являются не только цена сделки, грамотная и правильная логистика, но и совершение обязательных таможенных операций, в частности определение и заявление таможенной стоимости. Конечно, и сотрудникам таможенных органов, в чью компетенцию входит осуществление контроля таможенной стоимости, сложно ориентироваться в стоимостном "вакууме", если в распоряжении имеется только информационная база данных деклараций на товары и, в лучшем случае, справочники ВНИКИ. Почему бы не предоставить в распоряжение и участников ВЭД, и сотрудников таможни информацию, на основании которой были разработаны профили риска, чтобы и обе стороны процесса совершенно четко понимали, на каких справочных данных построена аналитическая работа - "цена за килограмм". Полезной будет информация, которую можно использовать при определении величины прибыли, применяя методы сложения или вычитания. Кроме того, актуальной будет и информация официальных дилеров, представительств и иных лиц, осуществляющих ввоз товаров в рамках прямых контрактов с производителями, в случае если доступ к этой информации (с учетом сохранения обстоятельств сделки, представляющих коммерческую тайну) будет открыт для всех заинтересованных лиц. Таким образом, руководствуясь международными нормами в области упрощения таможенных процедур и имея в распоряжении предсказуемое и последовательное законодательство, остается только предпринять усилия, чтобы нормы закона, применяемые на практике, стали действительно транспарентны (от англ. transparent - явный, очевидный; отсутствие секретности, доступность любой информации) <1>. -------------------------------- <1> Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. 1-е изд. СПб.: Норинт, 1998.

------------------------------------------------------------------

Название документа