Проблемы судебно-арбитражной практики правового обеспечения инвестиционной деятельности в России

(Коновалов В. В.) («Российский судья», 2012, N 3)

ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ <*>

В. В. КОНОВАЛОВ

——————————— <*> Konovalov V. V. Problems of judicial-arbitrazh practice of legal provision of in vestment activities in Russia.

Коновалов Владимир Владимирович, Российская академия правосудия, соискатель кафедры гражданского права.

В статье автор исследует проблемы теории и судебно-арбитражной практики правового регулирования инвестиционной деятельности в России, обосновывает необходимость совершенствования законодательной базы в соответствии с требованиями международных стандартов.

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, арбитражный суд, инвестиции, судебная практика, международные стандарты.

The author of the article studies the problems of theory and judicial-arbitrazh practice of legal regulation of investment activities in Russia, substantiates the necessity of improvement of legislative data base in accordance with requirements of international standards.

Key words: courts of general jurisdiction, arbitrazh courts, investments, judicial practice, international standards.

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1]. В инвестиционном процессе участвуют не только частные компании, но и государство выступает как регулятор. Активно участвуя в процессе улучшения инвестиционного климата, необходимо учитывать интересы всех участников рынка, что в дальнейшем будет способствовать увеличению объемов привлекаемого капитала в развитие национальной экономики, снижение рисков, связанных с процессом инвестирования, одновременно с привлечением иностранных инвестиций также следует не забывать и о национальных интересах. Государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, развивая экономику, оно не может не привлекать инвестиции в приоритетные отрасли в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор — право. Фишер в своей книге «Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности» [2] подчеркивает важные их преимущества. Прямые иностранные инвестиции сочетают перенос практических навыков и управленческого мастерства с взаимовыгодным объемом ноу-хау; обладают мультипликативным эффектом, позитивно отражающимся не только на производстве, но и на других секторах экономики; активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса; при правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов; способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности; стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения. Опыт многих развивающихся стран показывает, что бум в развитии экономики начинается с прихода иностранного капитала. С привнесения иностранным капиталом технологий начиналось создание собственных передовых технологий. При всей значимости государства, как гаранта обеспечения экономического развития страны и использования собственных средств, все больше возрастает необходимость в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Это объясняется не только ограниченностью государственных ресурсов. В настоящее время особенно острой в России стала проблема затягивания реализации государственных активов. Также масштабному развертыванию иностранных инвестиций препятствуют такие факторы, как несовершенство нормативно-правовой базы, налоговой системы, регулирующей частную инвестиционную деятельность, преступность в экономической сфере. Вышеперечисленные факторы очень важны. Под их воздействием происходит утечка отечественного капитала за рубеж и уменьшение доли иностранных инвестиций в российскую экономику. Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты: — Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 12.12.2011)[3]; — Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011)[4]; — Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ред. от 16.11.2011)[5]; — Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов)[6]; — Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 19.07.2011)[7]; — Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»[8]. В условиях нестабильности экономик отдельных стран Еврозоны, таких как Греция, Италия, Португалия, Испания, и затруднительного доступа к инвестиционным ресурсам тем более необходимо решение первоочередных с точки зрения воздействия на активизацию инвестиционной деятельности проблем. Проблемы заключаются в следующем: — четкое законодательное оформление деятельности иностранных инвесторов; — внедрение практики государственных гарантий за счет бюджетных средств под высокоэффективные долгосрочные инвестиционные проекты. В целях модернизации отраслей народного хозяйства, энергетики, связи, транспорта вырастает значимость прямых инвестиций для вышеуказанных отраслей. Сохраняющийся в настоящее время высокий уровень образованности в России, наличие высококвалифицированных кадров, вместе с тем относительное по сравнению с европейскими специалистами, недорогой рабочей силы, обширного рынка сбыта, сырьевой базы, отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских предпринимателей из-за отсутствия у них достаточного объема оборотных средств привлекают иностранных инвесторов. Конечно же, наибольший интерес иностранных инвесторов и особое внимание привлекают такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, лесная, перерабатывающая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Многие из вышеперечисленных наиболее привлекательных, с точки зрения инвесторов, отраслей могут в ближайшие десятилетия истощить национальные природные ресурсы, привести к обширному загрязнению, поэтому также необходимо разрабатывать новые подходы к привлечению инвестиций не в сырьевые отрасли, а в наукоемкие, высокотехнологичные и инновационные производства, стимулирование развития молодых ученых, возможности создания условий работы, отвечающих современным требованиям к производству, труду, что будет препятствовать оттоку трудовых ресурсов из России, в связи с этим необходимо увеличить сроки окупаемости иностранного капитала в вышеуказанные виды производств путем внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты — срок окупаемости инвестиционного проекта, срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение (в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011))[9]. К настоящему времени принято множество нормативных документов, законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность иностранных физических и юридических лиц. Подготавливаются и новые, в большей мере укрепляющие позиции иностранных инвесторов, приводящие российское законодательство в данной области в соответствие с аналогичными международно-правовыми нормами регулирования инвестиционных процессов, а также в целях предоставления гарантий иностранным инвесторам со стороны не только российских, но и соответствующих международных финансовых институтов. Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в том числе в области защиты внутреннего рынка и национальной безопасности. Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов — необходимое условие для притока иностранных инвестиций. В России нет пока четкой государственной программы привлечения иностранных инвестиций, предусматривающей приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В то же время законодательство многих стран бывшего Союза уже содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительные или первоочередные льготы. По условиям обеспечения общей устойчивости правовой среды для деятельности иностранных инвесторов Россия проигрывает Латвии, Украине, Таджикистану, где приняты положения о том, что в случае появления более поздних законодательных актов, ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициям в течение десяти лет применяются те законодательные акты, которые были в силе в момент внесения инвестиций. Не так давно учрежден институт инвестиционного уполномоченного на основе распоряжения Президента Российской Федерации от 3 августа 2011 г. «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах». Его целями являются: — создание благоприятного инвестиционного климата; — содействие реализации инвестиционных проектов. Для достижения указанных целей необходимо: — принятие мер по устранению административных барьеров; — устранение инфраструктурных ограничений; — совершенствование нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней; — координация взаимодействия всех ветвей власти с субъектами инвестиционной деятельности; — мониторинг за реализацией инвестиционных проектов; — формирование реестра инвестиционных проектов; — распространение положительной практики по созданию благоприятного инвестиционного климата. На основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в абзаце 6 статьи 1, дается определение приоритетного инвестиционного проекта. На основании закона под ним понимается инвестиционный проект с объемом вложений, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. По данному пункту статьи до настоящего времени сохраняется множество открытых вопросов. На основании Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) суммарный объем иностранных инвестиций должен быть не менее 1 млрд. рублей, тогда он может быть признан приоритетным. Вопрос в том, что необходимо в первую очередь. Постановление Правительства должно определить круг приоритетных национальных проектов, утвердить перечень, как написано в Федеральном законе N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», абзац 6 статьи 1. До настоящего времени перечня приоритетных национальных проектов нет. К его формированию был сделан шаг — принятие Постановления Правительства от 3 августа 2011 г. N 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», одновременно с которым вышло вышеупомянутое распоряжение Президента Российской Федерации от 3 августа 2011 г. «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах». На основании этих двух документов можно сделать вывод, что федеральная власть отстраняется от процесса непосредственного привлечения инвестиций, выраженных уже в реальных проектах, и отдает эту инициативу на откуп региональным властям. Суммарный же объем капитальных вложений в соответствии с Постановлением установлен в рамках не менее 500 млн. рублей, про смешанные капиталы при участии иностранного капитала, как указано в Федеральном законе N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», составляющие не менее 100 млн. рублей, не говорится. При том что и в Федеральном законе, и в Постановлении Правительства речь идет о «приоритетных национальных проектах». Одновременно с этими проблемными вопросами, связанными с перечнем приоритетных национальных инвестиционных проектов и размерами капитальных вложений, есть еще проблемный вопрос, связанный со сроком окупаемости инвестиционных проектов. Устанавливаемые Федеральным законом N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» сроки окупаемости равны не более семи лет. Для инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные производства это незначительный срок, потому что на создание нематериальных активов может быть затрачено гораздо больше времени, до того как вложенные деньги начнут возвращаться в виде доходов. Также в Федеральном законе N 160-ФЗ есть понятие дифференциации сроков, которые тоже должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров. По данным Центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997 г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций. Нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними. Наряду с определением понятия инвестиций такие соглашения включают четыре основных обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся государства обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах. Сеульская конвенция 1985 г. вступила в силу 12 апреля 1988 г., еще одно широко применяемое в настоящее время многостороннее соглашение — Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, которая подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии. Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, например, Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый Правительством. Однако до сих пор не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него инвестиционных проектов. Этим же Законом значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации компании. Тем не менее регистрационные палаты продолжают применять устаревший перечень. Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям. Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому — многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии инвестиционных решений, является структура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являются простота и стабильность. Рационально организованная структура налогообложения должна благоприятствовать инвестиционной деятельности. Важное значение имеет также создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в России. Широко известно, что во многих странах не имеется специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции. Это объясняется, с одной стороны, тем, что если законодательство одинаково трактует как отечественных, так и иностранных инвесторов, то наличие отдельного закона, регулирующего деятельность иностранных инвесторов в стране, необязательно. С другой стороны, наличие такого закона может быть оправдано тем, что он способен установить определенные условия для иностранных инвесторов, которые способны улучшить инвестиционную привлекательность страны. Но даже в этом случае законодательство об иностранных инвестициях должно дополнять, а не заменять или повторять действующее в стране законодательство по отношению к отечественным инвесторам. Действующий в России Федеральный закон N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», принятый 9 июля 1999 г., представляет собой попытку синтеза двух вышеуказанных подходов. С одной стороны, он не создает никакого специального режима для иностранных инвесторов на территории России, а с другой — развивает идею о том, что значительные иностранные инвестиции в Россию не удастся привлечь без создания определенных льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в соответствии с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за исключением определенных изъятий, устанавливаемых федеральными законами. Гарантия прав, ответственность субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций могут с полным правом считаться частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством. Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики — процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе иностранный, капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

Литература

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 12.12.2011). 2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011). 3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 06.12.2011). 4. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 20.01.1996, с изм. от 16.04.1996). 5. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 20.01.1996, с изм. от 16.04.1996). 6. Распоряжения Президента Российской Федерации от 3 августа 2011 г. «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах». 7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 3 августа 2011 г. «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах». 8. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». 9. Пауль Фишер. Прямые и иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности — 2004.

——————————————————————