Калининградская ОЭЗ — место под масляным солнцем тропиков или орудие конкурентной борьбы?

(Суслов А. Ю.) («Торговое право», 2012, N 3)

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОЭЗ — МЕСТО ПОД МАСЛЯНЫМ СОЛНЦЕМ ТРОПИКОВ ИЛИ ОРУДИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ?

А. Ю. СУСЛОВ

Суслов А. Ю., референт государственной гражданской службы 1 класса.

Калининградская область остается весьма привлекательной для ведения и развития производства и торговли. Но есть и пробелы, которые рано или поздно проявляются при решении практических задач. Одну из таких проблем автор осветил в статье — производство и поставки тропических масел на территорию Российской Федерации, которые проходят непосредственно через Калининградскую область и, как следствие, особую экономическую зону.

Ключевые слова: обработка, переработка, ввозная пошлина, перечень товаров, Таможенный союз, тропические масла, Таможенный кодекс, Калининградская область, особая экономическая зона, свободная экономическая зона.

Каждое государство имеет потребность в создании на своей территории зон с особым правовым статусом, льготными экономическими условиями для торговли, осуществления различных видов производственной, научно-исследовательской деятельности, предоставления финансовых, туристических и иных услуг. В современном мире особые экономические зоны представляют собой масштабные проекты по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий. Особые экономические зоны (далее по тексту — ОЭЗ) предоставляют компаниям возможности, с одной стороны, использовать определенные инвестиционные преимущества, с другой — избежать негативного влияния на бизнес нерыночных факторов и неэффективного администрирования. Создание особых экономических зон обычно проходит под эгидой развития высокотехнологичного сектора экономики, производства, туризма, разработки и производства новых видов продукции и товаров, оптимизации логистики и расширения транспортной системы. Соответствующие цели провозглашены и в Федеральном законе от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» <1> (далее по тексту — Закон об особых экономических зонах в Российской Федерации). ——————————— <1> СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127; 12.12.2011. N 50. Ст. 7351.

Что такое ОЭЗ в России

На территории Российской Федерации основы режима особых экономических зон впервые появились в 1993 году в связи с принятием Таможенного кодекса РФ <1>, глава 12 которого была посвящена содержанию таможенных режимов, а именно содержанию свободной таможенной зоны, можно сказать, определенному прообразу особой экономической зоны. ——————————— <1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 05.08.1993. N 31. Ст. 1224.

Через 10 лет в положениях нового Таможенного кодекса РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ <1>) уже появляется упоминание о том, что на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2066. <2> С принятием действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (СЗ РФ. 13.12.2010. N 50. Ст. 6615) прежде устоявшийся термин «таможенный режим» был заменен на термин «таможенная процедура». Постепенно соответствующие изменения вносятся и в другие нормативные акты. Учитывая уже сложившееся многолетнее использование термина «таможенный режим» как в нормативных актах, так и в юридической литературе, в настоящей статье для удобства читателя применительно к свободной таможенной зоне термины «режим» и «процедура» будут использоваться как синонимы.

Широкое и системное формирование особых экономических зон началось в 2005 году в связи с принятием упомянутого Закона об особых экономических зонах в Российской Федерации. Согласно его статье 2 особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Закон предусматривает создание на территории Российской Федерации четырех типов ОЭЗ (пункт 1 статьи 4): 1) промышленно-производственных особых экономических зон; 2) технико-внедренческих особых экономических зон; 3) туристско-рекреационных особых экономических зон; 4) портовых особых экономических зон. На сегодняшний день в Российской Федерации действует 25 особых экономических зон различных типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 14 туристические и 3 портово-логистические.

ОЭЗ и Таможенный союз

В результате образования Таможенного союза правовой статус ОЭЗ получил закрепление и на международном уровне в Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее по тексту — Соглашение по вопросам ОЭЗ) от 18.06.2010 <1>. Принятие этого акта представляется прогрессивной мерой развития ОЭЗ на территории России и сопредельных государств. Оставляя основной массив проблем, связанных с функционированием ОЭЗ, на усмотрение национального законодателя, Соглашение устанавливает правовые основы построения ОЭЗ и детально раскрывает содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, которая играет первостепенную роль, в частности, для Калининградской ОЭЗ, о чем пойдет речь далее. Достоинствами данного акта являются отсутствие пустых декларативных норм и качественное наполнение заложенных в нем регулятивных начал. ——————————— <1> Документ опубликован не был. В соответствии со статьей 27 Соглашения оно подлежит ратификации и временно применяется с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009. В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 06.07.2010 с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010.

Так, статья 1 Соглашения включает в себя ряд дефиниций: свободной экономической зоны и двух ее разновидностей: портовой и логистической; в определении резидента ОЭЗ установлены предъявляемые к нему требования. Ничего лишнего. Статья 2 Соглашения закрепляет возможные цели создания ОЭЗ. Заметим, что перечень целей открытый. Далее следуют нормы о порядке создания и ликвидации ОЭЗ, а также о видах осуществляемой в них деятельности, отсылающие к национальному законодательству, и др. Но самое ценное, конечно, представляет собой порядок функционирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны (статьи 9 — 21).

Основные определения и правила

Остановимся на основных определениях. Термины «особая экономическая зона», «свободная экономическая зона» и «специальная экономическая зона» (аббревиатуры ОЭЗ, СЭЗ) используются в Соглашении по вопросам ОЭЗ как синонимы, поэтому далее для единообразия с российским законодательством будем использовать термин «ОЭЗ». В соответствии со статьей 1 Соглашения ОЭЗ — это часть территории государства — члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны; портовая ОЭЗ создается на части территории морского порта, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров; логистическая ОЭЗ создается на части территории государства — члена Таможенного союза, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу государства-члена Таможенного союза. Резидентом ОЭЗ может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства — члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов (пункт 4 статьи 1 Соглашения по вопросам ОЭЗ). Смысл привилегированного положения резидентов состоит в том, что на территориях ОЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении им особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств — членов Таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства — члена Таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории ОЭЗ. Свободная таможенная зона согласно пункту 1 статьи 10 рассматриваемого Соглашения представляет собой таможенную процедуру, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Необходимо заметить, что абзац 1 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам ОЭЗ устанавливает важный принцип относительно статуса происхождения товаров — при помещении товаров под процедуру свободной таможенной зоны он не меняется. Таким образом, для изменения статуса происхождения товара необходима переработка. Например, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус иностранных товаров, если они не вывозятся за пределы Таможенного союза (в противном случае применяется статья 19 Соглашения, посвященная правилам определения статуса товара при переработке). Здесь следует сразу обратить внимание на следующее обстоятельство: для того, чтобы режим свободной таможенной зоны действовал, товар должен находиться на территории ОЭЗ. Поэтому, если необходимо осуществить беспошлинный ввоз через территорию ОЭЗ товаров, потребляемых за ее пределами, встает вопрос о том, как это сделать, ведь иностранные товары при помещении под процедуру свободной таможенной зоны остаются иностранными и при их вывозе из ОЭЗ придется платить все пошлины, и весь положительный эффект процедуры свободной таможенной зоны нивелируется. В этом и кроется главная цель создания некоторых ОЭЗ — заставить резидентов перерабатывать ввозимую продукцию до такой степени, чтобы менялся статус происхождения товара, с привлечением крупных иностранных инвестиций, что в конечном счете приводит к развитию отечественной промышленности, экономическому росту, повышению занятости и уровня жизни населения в таких регионах. Вышесказанное справедливо в отношении Калининградской ОЭЗ — наиболее значимой и привлекательной для внешнеторгового бизнеса.

Особая экономическая зона в Калининградской области

Почему Калининградская область? Кстати, в перечне ОЭЗ на официальных сайтах Минэкономразвития России <1>, курирующего особые экономические зоны, и ОАО «Особые экономические зоны» <2>, которое является управляющей государственной компанией в отношении особых экономических зон, Калининградская ОЭЗ отсутствует (есть Куршская Коса, туристическая ОЭЗ на территории Калининградской области, но никакого отношения к рассматриваемой теме она не имеет). ——————————— <1> Министерство экономического развития Российской Федерации: http://www. economy. gov. ru. <2> ОАО «Особые экономические зоны»: http://www. oao-oez. ru.

Географические и иные особенности

Основная причина заинтересованности в Калининградской ОЭЗ — географическое положение Калининградской области. Оторванность от остальной территории России создает препятствия для логистики и успешной хозяйственной деятельности. Однако, с другой стороны, Калининградская область расположена в экономически развитом регионе. На севере и востоке на протяжении 280,5 км она граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км — с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтики. Максимальная протяженность области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг — 108 км. От Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской — 70 км. Ближайший областной центр России — Псков — отстоит от Калининграда на 800 км; от Калининграда до Москвы — 1289 км, до Санкт-Петербурга — 940 км. До многих европейских столиц расстояния сравнительно небольшие: 350 км до Вильнюса, 390 км до Риги, 400 км до Варшавы, 600 км до Берлина, 650 км до Стокгольма, 680 км до Копенгагена, 850 км до Осло, 580 км до Таллинна, 510 км до Минска, 160 км до Гданьска. Калининградская область является одной из самых маленьких территорий в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в среднем по России — 8,6 человека на 1 кв. км) <1>. Калининград связан с открытым морем судоходным каналом, построенным в начале XX века. ——————————— <1> Данные официального сайта Правительства Калининградской области: http://www. gov39.ru.

Экономический смысл создания ОЭЗ на такой территории состоял в том, чтобы сформировать особые условия для развития отечественной промышленности, обеспечить высокий уровень занятости и жизни населения в целом, нивелируя тем самым негативные последствия оторванности региона от остальной территории России, а также создать благоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций. Применительно к внешней торговле механизмом для достижения указанных целей является предоставление режима свободной таможенной зоны для товаров, ввозимых в Калининградскую область для потребления на ее территории, а также для достаточной переработки в соответствии с установленными законодательством критериями, после чего такие товары приобретают статус российских и вывозятся на остальную территорию России соответственно без уплаты таможенных пошлин и иных ограничений. Такая схема стимулирует развитие перерабатывающей промышленности в Калининградской области.

Нормативная основа

Правовой основой функционирования Калининградской ОЭЗ являются уже упоминавшиеся Соглашение по вопросам ОЭЗ, Закон об особых экономических зонах в Российской Федерации, а также Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 280.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» было принято Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 N 186 «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области» <10>. ——————————— <1> СЗ РФ. 10.04.2006. N 15. Ст. 1618; 12.03.2012. N 11. Ст. 1310.

По согласованию с правительством Калининградской области в целях защиты местного (калининградского) товаропроизводителя в Перечень были включены товары, которые являются наиболее «чувствительными» для региона. К ним относятся главным образом продукция животноводства и растениеводства, мясо — и молокоперерабатывающих производств, консервированные продукты из мяса и рыбы, яйца домашней птицы, маргарины, макаронные, хлебобулочные и кондитерские изделия, а также отдельные виды санитарно-гигиенических изделий, строительных материалов, производимых на территории области, ювелирные изделия. В дальнейшем по инициативе правительства Калининградской области были приняты Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 N 703 <1> и от 17.03.2010 N 142 <2> «О внесении изменений в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области», расширяющие Перечень такими товарами, как крышки металлические, жестяные банки, кирпич и блоки строительные. ——————————— <1> СЗ РФ. 31.08.2009. N 35. Ст. 4251. <2> СЗ РФ. 22.03.2010. N 12. Ст. 1339.

Принятие данных нормативных актов способствовало развитию предприятий в соответствующих сферах производства. До сих пор продолжаются попытки изменить указанный Перечень. Поэтому наиболее актуальные проблемы Калининградской ОЭЗ на протяжении последних лет связаны с борьбой заинтересованных участников бизнес-сообщества, органов исполнительной власти Калининградской области и Российской Федерации за дополнение Перечня новыми товарными позициями. Далее речь пойдет о последнем дополнении Перечня, связанном с широко обсуждаемой проблемой промышленного использования тропических масел.

Завязка. Пальмовая атака с Украины

В двухтысячных Россию захлестнула волна импорта дешевых тропических масел (главным образом пальмового) из Украины, вытесняя с рынка конкурирующие российские предприятия масложировой отрасли. А дешевыми они были потому, что ввозились в режиме свободной таможенной зоны, благодаря действовавшим на тот момент в рамках СНГ критериям достаточной переработки, которые позволяли после несущественных операций вроде отстаивания и фильтрования менять страну происхождения товара на Украину. Остановимся на производственном применении тропических масел: 1) пальмовое масло широко используется для изготовления молочных продуктов, заменителей молочного жира, маргарина, выпечки, эквивалентов масла какао, значительно продлевая срок хранения этих продуктов. Кроме того, пальмовое масло активно используется и в косметической промышленности; 2) рапсовое масло применяют как в пищевой промышленности, так и в технических целях; 3) кокосовое масло применяется в кондитерской продукции, в косметической промышленности, в том числе в мыловарении; 4) пальмоядровое масло используется для получения пальмоядрового стеарина, который удобен для оболочных технологий в пищевой промышленности благодаря хорошим температурным характеристикам. Также пальмоядровое масло применяется в косметической промышленности, включая мыловарение. Как видим, основные виды тропических масел характеризуются двояким применением как в пищевой, так и в непищевой индустрии. Причем если использование тропических масел в качестве технического сырья зарекомендовало себя достаточно хорошо, то целесообразность их включения в продукты питания не так однозначна. Расширение применения тропических масел (в первую очередь пальмового) в производстве пищевой продукции натолкнулось на сопротивление различных научно-экспертных организаций, неоднократно заявлявших об опасности их употребления в пищу для здоровья человека. Не так давно в СМИ вновь прокатилась волна протеста против использования пальмового масла для замещения молочных жиров. При этом все тропические масла ввозятся из-за рубежа, в то время как в России существуют многолетние традиции использования собственных ресурсов растительных масел для изготовления пищевой продукции. Однако в защиту применения тропических масел при производстве продуктов питания выступил Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, находящийся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 15.04.1994 страны СНГ подписали в Москве Соглашение о создании зоны свободной торговли <1>. Хотя данное Соглашение не ратифицировано Российской Федерацией, de facto оно временно применяется в торговле с Украиной, в отношении которой оно вступило в силу с 15.12.1999. ——————————— <1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 9.

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Соглашения Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон. Таким образом, для того, чтобы воспользоваться режимом свободной таможенной зоны, нужно было добиться в результате переработки смены статуса происхождения товара на украинский.

Критерии достаточности переработки

Несколько слов о критериях достаточной переработки. В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 <1>, критерий достаточной переработки для растительных масел товарных позиций из 1507 — 1515 ТН ВЭД был следующий — механическая очистка путем: 1) отстаивания, фильтрования; 2) центрифугирования; 3) обработки горячей водой или паром; 4) нейтрализации щелочью; 5) обработки острым паром под вакуумом <2>. ——————————— <1> РГ. 16.01.2001. N 9. <2> Документ утрачивает силу с даты вступления в силу для государств — участников СНГ Соглашения от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. — Прим. ред.

То есть можно было путем минимальных затрат, не прибегая к трудоемким операциям по переработке, превращать масло из иностранного в украинское и направлять в Россию, минуя таможенные пошлины и прочие препятствия. Параллельно с ростом прибыли украинских поставщиков росло недовольство их российских конкурентов. К концу двухтысячных, стало очевидно, что ситуацию с импортом тропических масел необходимо брать под государственный контроль, так как все эти масла поступают исключительно из-за рубежа.

Перекрытие украинского канала

Федеральным законом от 01.06.2011 N 103-ФЗ <1> Российская Федерация ратифицировала Соглашение о от 20.11.2009 «Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» <2> с оговорками в части определения критерия достаточной переработки для растительных масел и жиров на их основе. Так, в соответствии с указанным Федеральным законом Российская Федерация в отношении пункта 2.4 раздела 2 <3> Правил определения страны происхождения товаров, являющихся приложением к Соглашению, оставила за собой право: ——————————— <1> СЗ РФ. 06.06.2011. N 23. Ст. 3243. <2> СЗ РФ. 22.08.2011. N 34. Ст. 4950. <3> На основании указанного пункта 2.4 Правил в случае участия в производстве товара третьих стран помимо государств — участников Соглашения страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара. Пунктом также устанавливаются и соответствующие критерии. — Прим. авт.

— при определении страны происхождения товаров по товарным позициям 1507 — 1515 и 1701 ТН ВЭД применять основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении указанных товарных позиций на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков; — при применении условий, изложенных в подпунктах «б» и «в» пункта 2.4 раздела 2 Правил, исходить из того, что при производстве товаров по товарной позиции 1516 ТН ВЭД стоимость используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции. При производстве товаров по товарным позициям 1517 и из 2106 90 980 ТН ВЭД (пригодные для употребления в пищу смеси или готовые продукты из животных, или растительных жиров, или масел или их фракций, содержащие более 15 мас. процентов молочных жиров) стоимость материалов товарных позиций 1511 и 1513 ТН ВЭД не должна превышать 50% цены конечной продукции. После этого украинские экспортеры уже не могли поставлять тропические масла в режиме свободной таможенной зоны. Их прежняя схема с незначительной переработкой в новых условиях потеряла всякий смысл.

Заградительные пошлины

Для общего сокращения ввоза тропических масел помимо перекрытия «растаможенных» потоков необходимо было принимать меры и на общефедеральном уровне. Как известно, самым простым и действенным способом снизить количество ввозимого товара является повышение ввозных таможенных пошлин до такого уровня, чтобы его ввоз стал экономически невыгодным. Поэтому такие пошлины в правоприменительной практике именуются заградительными. Это довольно удобный подход, создающий у обывателя иллюзию сохранения либеральности таможенного регулирования. Нетарифные запреты «режут глаза» предпринимателям и общественности, всегда служат поводом к обвинению проводимой политики в недемократичности, императивности, протекционизме и закрытости. В современном мире внешнеторговая политика, к которой применимы подобные эпитеты, крайне не популярна. В международном сообществе ценятся и приветствуются глобализационные меры, направленные на снятие всевозможных ограничений, максимальную либерализацию, открытость, таможенную интеграцию, «острова» которой все больше заполняют международную карту мира в виде экономических объединений. В настоящее время уважают того, кто умеет сотрудничать, а не толкаться локтями. Здесь же никто ничего не запрещает. Лозунг тарифных барьеров иной: «Везите, мы не запрещаем, но мы сделаем так, что вам этого делать не захочется». Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 2841 ставки ввозных таможенных пошлин на товарные позиции ТН ВЭД 1511 10 900 2, 1511 90 190 2, 1511 90 990 2, ввозимые в таре 20000 кг или менее, были установлены в размере 0,4 евро за 1 кг (до этого было 0,15, но не менее 0,12 евро за 1 кг, причем требование к количеству было иным: в коробках, бочках, канистрах или бидах нетто-массой 200 кг или менее) <1>. ——————————— <1> Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), утвержденный решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 // РГ. 30.11.2009. N 227/1.

Правда, данные изменения касались только пальмового масла и его фракций (позиции 1511), потому что оно было самым проблемным из тропических масел. Впоследствии было принято решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» <1>, утвердившее ныне действующий Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС). В нем на указанные товарные позиции были установлены твердые ставки в размере 0,4 евро за 1 кг. ——————————— <1> Опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза: http://www. tsouz. ru, 29.11.2011.

Кульминация. Калининградская «течь»

В I полугодии 2011 года вышеописанные меры позволили сократить на 60% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года нерациональный импорт упакованного пальмового масла, которое в значительных объемах используется недобросовестными производителями для замещения молочного жира при производстве отдельных видов пищевой продукции. Казалось бы, результат должен был удовлетворить всех. Общественное мнение должно быть довольно тем, что вредные пищевые добавки стали поступать на территорию страны в меньшем количестве, то есть кампания в средствах массовой информации против травли населения некачественными продуктами питания и обмана покупателей, когда под видом молочной продукции подсовывают суррогат, завершилась успехом. Отечественные предприятия масложировой отрасли избавились от своих украинских конкурентов в результате перекрытия товаропотока с Украины. Но, как известно, если русло реки перекрыть, она потечет по обходным ручьям. Так получилось и здесь. «Потекло» на этот раз через Калининградскую область. А значит, работу надо было довести до конца. Еще в 2009 году Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике дала указания по внесению дополнений товарными позициями тропических масел в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. Однако решение этого вопроса затянулось. По инициативе Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции и Российского Союза предприятий молочной отрасли в 2011 году предпринимаются новые попытки расширения Перечня товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, в части его дополнения растительными маслами и жирами на их основе (коды ТН ВЭД ТС 1511, 1513, 1516, 1517). Естественно, что эта инициатива вызвала протест со стороны правительства и предпринимателей Калининградской области.

История повторяется дважды?

На первый взгляд может показаться, что ситуация аналогична украинской и следует защитить интересы двух? крупных ассоциаций отечественных масложировых предприятий от калининградских «растаможек». Однако здесь обстоятельства были совершенно иными. Прежде всего необходимо напомнить, что тропические масла являются сырьем для производства жиров специального назначения и ни в Калининградской области, ни в России не производятся. Существенное отличие состоит в том, что в данном случае речь идет не об иностранных конкурентах, которые переливают из пустого в порожнее за значительную прибыль и при этом вытесняют с рынка российские предприятия, а о российских конкурирующих предприятиях, занимающихся производством качественно нового товара, переделывая жидкое масло в твердые брикеты, готовые к использованию для создания конечного продукта. То есть эти предприятия работают в реальном секторе экономики, о котором так много сказано за последние десятилетия и с политических трибун, и с научных кафедр, и со страниц СМИ. Для вывоза из Калининградской области масел в режиме свободной таможенной зоны они должны быть подвергнуты достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, выдаваемым уполномоченным органом — Калининградской торгово-промышленной палатой. Критерии достаточной переработки утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 N 171 «Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области» <1>. В соответствии с этими Правилами товары считаются подвергнутыми достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров выполняется одно из следующих условий: ——- ————————- <1> СЗ РФ. 03.04.2006. N 14. Ст. 1549.

— произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков; — произошло изменение стоимости товаров (процентная доля добавленной стоимости достигла 30%). При этом добавленная стоимость переработки товаров на территории Особой экономической зоны рассчитывается по формуле:

Рц — Рст. имп Ац = ————— x 100% Рц

где: Ац — добавленная стоимость; Рц — цена товара, произведенного на территории Особой экономической зоны, на условиях «франко-завод» изготовителя с учетом прибыли предприятия; Рст. имп — таможенная стоимость товаров, использованных при переработке и не происходящих с таможенной территории Российской Федерации.

В расчет цены товара, произведенного на территории ОЭЗ, на условиях «франко-завод» изготовителя включаются: а) материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ; б) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ; в) суммы начисленной амортизации, определяемые в соответствии со статьей 259 Налогового кодекса РФ; г) расходы на ремонт основных средств, определяемые в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса РФ; д) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ; е) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, определяемые в соответствии со статьей 262 Налогового кодекса РФ; ж) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, определяемые в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса РФ; з) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, определяемые в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. То есть, те правила, которые установлены для ОЭЗ в Калининградской области, совсем не похожи на те, что мы наблюдали при рассмотрении ситуации с Украиной.

История — это наука о том, чего уже нет и не будет

Амбруаз Поль Туссен Жюль Валери, французский эссеист, поэт

В этом есть и свои плюсы. Так, в условиях ОЭЗ в Калининградской области созданы новые современные высокотехнологичные производства, специализирующиеся на переработке масел и изготовлении пищевых растительных жиров специального назначения, маргаринов, шоколадной глазури. Проведены модернизация и реконструкция действующих заводов. В данной отрасли занято около 30 предприятий Калининградской области с общим количеством работников около 2000 человек. По состоянию на 01.11.2011 суммарная производственная мощность калининградских масложировых предприятий составляла в районе 450 тыс. тонн в год. А в течение последних 5 лет мощности региональных предприятий выросли почти в 2 раза. Основная часть продукции предприятий (более 90%) вывозится в другие регионы России. На долю экспортной продукции приходится примерно 3%. Экспортная продукция в основном направляется в страны СНГ. Предприятия отрасли обеспечивают также и существенную часть налоговых поступлений в бюджет области. Средняя заработная плата работников устойчиво превышает среднюю зарплату по региону. Это говорит о социальной ориентации отрасли, предприятия которой обеспечивают высокий уровень благосостояния своим работникам. Безусловно, значительные объемы средств инвестируются предприятиями в развитие собственной производственной базы. Благодаря этому на сегодняшний день производства оснащены самым современным высокопроизводительным оборудованием, позволяющим выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию не только на российском, но и мировом рынке. Для понимания общей картины приведем небольшие численные показатели: начиная с 2006 года инвестиции в основные средства составили в сумме более 2,4 млрд. рублей. При этом таможенная статистика показывает незначительность объема ввоза тропических масел через Калининградскую область относительно общего объема ввоза (табл. 1).

Таблица 1

Товарная Масса нетто Масса нетто СТЗ СТЗ Про — Про — позиция (кг), (кг), 2009 2010 цент цент 2009 год 2010 год от от общего общего объема объема 2009 2010

1511. Масло 525491776,00 655931105,00 67784180 76742771 13 12 пальмовое и его фракции, нера — финированные или рафиниро — ванные, но без изменения химического состава

1513. Масло 143807734,00 137521483,00 13347669 15980218 9 12 кокосовое (копровое); пальмоядровое или масло Бабассу и их фракции, нерафини — рованные или рафи — нированные, но без изменения химического состава

1516. Жиры и 63272695,00 68881629,00 23355586 32016993 37 46 масла животные или расти — тельные и их фракции, полностью или частично гидрогени — зированные, пе — реэтерифициро — ванные, ре — этерифицирован — ные, или элаидинизиро — ванные, или рафинированные, но не подвергнутые дальнейшей обработке

1517. 65470875,00 95479714,50 1050942 4413501 2 5 Маргарин, при — годные для употребления в пищу смеси или готовые продук — ты из животных, или растительных жиров, или масел, или фра — кций различных жиров, или масел данной группы, кроме пищевых жиров или масел или их фракций то — варной позиции 1516

Основными импортерами тропических масел в Россию остаются компании «ЭФКО» и «Нижегородский МЖК». Надо отметить, что транспортные расходы по доставке 1 кг готовой продукции из Калининградской области в Центральный федеральный округ России составляют для железнодорожного транспорта — 0,086 долл./кг, для автомобильного транспорта — 0,12 долл./кг. Средневзвешенный транспортный тариф — 0,098 долл./кг. Таким образом, таможенные льготы ОЭЗ носят компенсационный характер, покрывая лишь часть высоких транспортных расходов, обусловленных эксклавным положением региона, острым дефицитом подвижного железнодорожного состава, несбалансированным грузооборотом между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. Для сравнения: доставка продукции ООО «Союз-ТТМ» — калининградского производителя растительных масел и жиров — автомобильным транспортом из Калининграда до Москвы составляет 3,34 руб./кг, а продукции компании «ЭФКО» — 1,28 руб./кг. Необходимо также отметить, что пальмовое масло и его фракции широко используются для производства специальных видов жиров с низким содержанием трансизомеров, ограничения на содержание которых вводятся в технические регламенты Таможенного союза.

«Что такое хорошо, что такое плохо?»

Правительство Калининградской области и Калининградской области и Калининградская торгово-промышленная палата неоднократно выступали против включения тропических масел и жиров на их основе товарных позиций ТН ВЭД 1511, 1513, 1516, 1517 в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 186, поскольку такая мера негативно скажется на экономической и социальной ситуации в регионе, приведет к прекращению деятельности порядка 30 предприятий в масложировой отрасли, сокращению более 2000 рабочих мест, существенному ухудшению инвестиционного климата. Однако в противостоянии по поводу дополнения Перечня вскрылся существенный пробел в действующем законодательстве о принятии нормативных правовых актов, затрагивающих интересы особых экономических зон. Порядок принятия Постановлений Правительства РФ не предусматривает необходимости согласования подобных актов с субъектами Российской Федерации. Так, согласно статье 56 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 <1>, проекты актов Правительства РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до внесения их в Правительство РФ. Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 07.06.2004. N 23. Ст. 2313; 21.11.2011. N 47. Ст. 6663.

При этом таможенное регулирование в соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции РФ относится к сфере ведения Российской Федерации. В то же время Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает необходимость согласования проектов нормативных актов, затрагивающих интересы Калининградской области, с правительством Калининградской области. Более того, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 3 вышеназванного Федерального закона администрация особой экономической зоны вправе лишь формировать предложения о включении в Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В результате при обсуждении вопроса о запрете помещения тропических масел под режим свободной таможенной зоны мнение и голос Калининградской области были проигнорированы. Итог — Постановление Правительства РФ от 07.03.2012 N 200 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 186» <1>. Учитывая важность и вместе с тем лаконичность этого акта, предлагаем читателю его «резолютивную» часть: ——————————— <1> СЗ РФ. 12.03.2012. N 11. Ст. 1310.

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2012 г. N 200

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 МАРТА 2006 Г. N 186 <1>

——————————— <1> Не приводится.

Извлекаем уроки, или для чего нам нужен режим свободной таможенной зоны в Калининградской области

Многолетняя конкурентная борьба на рынке тропических масел завершилась победой Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции и Российского Союза предприятий молочной отрасли. Также были удовлетворены желания потребителей: сделан еще один шаг в сторону свертывания массового использования нелюбимого ими пальмового масла в продуктах питания. Но выиграли ли от этого государство и экономика Калининградской области? В последней от принятого решения пострадают все: большое количество современных развитых предприятий, население, которое на этих предприятиях трудилось, потребители тропических масел, которые используются не только в пищевой промышленности. Кроме того, пострадает региональный бюджет, который лишится такого солидного источника доходов. Государство достигло своей цели — теперь можно продолжать сокращать ввоз тропических масел уже на федеральном уровне путем как тарифного, так и нетарифного регулирования. Очень удобно регулировать его, к примеру, одним манипулированием размером таможенных пошлин. И здесь принципиально встает вопрос: для чего государству нужна ОЭЗ в Калининградской области? Если для того же, что и самому региону, то есть компенсации оторванности Калининградской области от остальной территории России, стимулирования развития реального сектора экономики в перспективном густонаселенном регионе, который давно небезынтересен нашим европейским соседям, увеличения притока иностранных инвестиций, чтобы были средства этот самый реальный сектор экономики развивать — тогда государство от принятого решения проиграло очень сильно. Ведь проблема использования тропических масел в продуктах питания требует решения с разных сторон. Очевидно, что главный упор должен делаться на жесткое регулирование качества пищевой продукции путем установления обязательных требований к продуктам питания для их обращения на внутреннем рынке. Однако данная тематика не относится к таможенному регулированию. Что касается таможенных барьеров, то они, безусловно, должны содействовать применению внутренних технических правил и стандартов качества, предъявляемых к пищевой продукции. Но принятие мер таможенного регулирования должно быть, в отличие от законодательных требований к качеству, мягким и постепенным, а также дифференцированным. Мягким, потому что установление императивных запретов в отношении тропических масел наносит ущерб сразу большому количеству субъектов: и предприятиям масложировой отрасли, и посредникам, участвующим в обороте как самих масел, так и конечной продукции, и населению, заинтересованному в высоком уровне занятости и в низких ценах на конечную продукцию. Постепенным, потому что после недавнего массированного вложения капитала в калининградскую масложировую отрасль экономически самоубийственно созданные новейшие производственные мощности уничтожать. Следует постепенно переориентировать их на нужды как пищевой, так и химической промышленности с учетом новых требований к использованию тропических масел. Дифференцированным, потому что тропические масла различны по своим свойствам и не все из них не приемлемы для использования в пищевой продукции. Принятое Постановление Правительства РФ запрещает помещение под режим свободной таможенной зоны сразу всех видов не только пальмового, но и кокосового, пальмоядрового масел, масла Бабассу и др. Кроме того, запрещенные виды тропических масел и жиров незаменимы в химической промышленности, косметологии. Эти отрасли также пострадают от вводимых мер пресечения использования данного сырья в пищевых продуктах.

Развязка

И, наконец, последний вывод, который можно сделать в сложившейся ситуации. Делать ставку в производственном или внешнеторговом бизнесе на режим свободной таможенной зоны в России на сегодняшний день крайне рискованно. Правительство Калининградской области уже инициировало принятие законопроекта, вносящего поправку в Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ, обязывающую при принятии решений, затрагивающих интересы Калининградской области, учитывать ее позицию. Однако до тех пор, пока этот законопроект не будет принят, Калининградская область останется в наших глазах и, что важнее, в глазах зарубежных инвесторов не местом под солнцем, а ареной конкурентной борьбы.

——————————————————————