О повышении эффективности надзора за исполнением органами военного управления законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий хранения, использования и утилизации боеприпасов и взрывчатых веществ. Выступление военного прокурора Центрального военного округа генерал-майора юстиции Е. В. Иванова

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

Текст документа

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ

ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И УТИЛИЗАЦИИ БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ЮСТИЦИИ Е. В. ИВАНОВА

Надзор по обеспечению законности при хранении, использовании и утилизации оружия и боеприпасов всегда являлся одним из приоритетных направлений деятельности органов военной прокуратуры.

Но в условиях проводимых организационно-штатных преобразований в Вооруженных Силах, крупнейших за последнее время мероприятий по оптимизации системы хранения оружия и боеприпасов эта работа приобрела особую актуальность. На некоторых ее аспектах я остановлюсь.

Сибирский федеральный округ, наряду с Уральским и Приволжским, территориально входит в состав Центрального военного округа. Исторически сложилось так, что именно наш округ является самым насыщенным с точки зрения количества хранящихся в нем боеприпасов. После развала Союза именно к нам были вывезены практически все запасы вооружения из расформированных групп войск из стран Восточной Европы и Монголии. Именно это обстоятельство привело к тому, что все базы и арсеналы были буквально «под завязку» перегружены боеприпасами. Превышение штатных норм составляло полтора раза. На сегодняшний день на территории Сибирского федерального округа расположено 11 арсеналов и баз, на которых хранится около 1 млн. тонн боеприпасов, или более 28 тыс. условных вагонов.

В настоящее время командованием проводятся мероприятия по оптимизации системы хранения боеприпасов, связанные с сокращением их количества. В ходе реализации данных планов будет перемещено более 450 тыс. тонн боеприпасов к новым местам хранения, на капитальное строительство и реконструкцию арсеналов и баз будет затрачено не менее 2 млрд. рублей.

В период до 2016 г. в Сибирском федеральном округе останутся только два места хранения боеприпасов — в Иркутской области (ст. Зима) и Красноярском крае (г. Ачинск), которые оборудуют самыми совершенными системами хранения. Наконец таким образом будет решена проблема «запретных зон».

В этой связи военным прокурорам гарнизонов направлены задания о надзорном сопровождении процесса расформирования баз и арсеналов, обеспечении безопасности при транспортировке боеприпасов, а также законности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на эти цели.

Пожалуй, самая «горячая» тема — это надзорная деятельность в сфере обеспечения законов при утилизации устаревших и неиспользуемых в войсках боеприпасов.

Их огромное количество на территории округа, о чем я уже говорил, по истечении десятков лет хранения в настоящий момент стало представлять прямую и реальную опасность для людей. Можно говорить, что было ошибкой складирование вблизи населенных пунктов смертоносного груза, способного несколько раз уничтожить все живое вокруг. Но китайский мыслитель Конфуций сказал: «Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок».

И именно из соображений безопасности граждан руководством страны было принято решение об уничтожении устаревших боеприпасов методом их подрыва.

В 2011 г. на территории Сибирского федерального округа уничтожено более 150 тыс. тонн боеприпасов.

В начале года в военные прокуратуры округа поступило более 200 обращений по поводу взрывов на полигонах СФО.

По результатам проведенных проверок осуществлено реагирование. Командованием округа во исполнение требований прокурора издано указание об ограничении массы одной закладки до 120 кг в тротиловом эквиваленте (ранее — до 500 кг) при одновременном увеличении числа точек подрыва.

В течение года совместно с командирами всех степеней проводились рабочие встречи с представителями властей субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественных организаций, в ходе которых разъяснялись важность и необходимость утилизации, вырабатывались совместные решения по уменьшению воздействия вредных факторов на граждан и окружающую среду. Принятыми мерами в 2011 г. число обращений граждан снизилось в разы (до трех в декабре).

Проверкам подвергался не только сам процесс уничтожения взрывоопасных предметов, но и все предшествующие ему этапы — от погрузки на арсеналах до разгрузки и транспортировки непосредственно к местам уничтожения.

На каждом из этапов выявлялись и обобщались распространенные нарушения законов, которые в виде экспресс-информации направлялись во все военные прокуратуры гарнизонов.

Наиболее значимые из них мною лично доводились командующему войсками округа в ходе еженедельных встреч. Установленные конструктивные отношения позволяли оперативно решать наиболее острые проблемы, связанные с обеспечением безопасности работ.

Так, военной прокуратурой Юргинского гарнизона в ходе внезапной проверки на 251-м общевойсковом полигоне пресечена попытка одновременного подрыва более 1400 кг взрывчатых веществ.

Причина проста — из-за неорганизованности подрывная команда не успела выполнить недельную норму и решила одним взрывом наверстать упущенное.

По данному факту мною был проинформирован командующий войсками округа, который в течение суток принял меры по устранению выявленных нарушений законов. По итогам прокурорского реагирования командиры подрывных команд отстранены от работ и привлечены к ответственности, в том числе и материальной.

Не менее остра проблема пресечения незаконного распространения боеприпасов и взрывчатых веществ.

Военными прокурорами гарнизонов периодически вскрывались факты вопиющей безалаберности, а в ряде случаев и халатности при проведении работ.

В ноябре 2011 г. на подрывных точках Юргинского полигона после окончания утилизации оставлены ящики с тротилом общим весом 337 кг и 55 электродетонаторами, которые никем не охранялись.

Не всегда выставляется оцепление, исключающее свободный доступ гражданского населения на опасную территорию. Осмотры полигонов проводятся поверхностно, взрывоопасные предметы своевременно не обнаруживаются и попадают в незаконный оборот.

В июне 2011 г. группой саперов одной из частей Красноярского гарнизона после окончания взрывных работ обнаружено 9 неразорвавшихся боеприпасов. Командир группы разминирования найденные снаряды не подорвал, а закопал на территории полигона, где они на следующий день были обнаружены и вынесены за пределы стрельбища гражданином В. В. Медведевым. При разборке одного из них произошел разрыв взрывателя, в результате чего последний получил ранение.

Подобные нарушения вскрывались в истекшем году и на полигоне в Новосибирской области.

Как результат — на складах металлолома сотрудниками правоохранительных органов периодически изымаются боеприпасы или их фрагменты, содержащие взрывчатые вещества.

В целях пресечения подобных происшествий, помимо работы с командованием, военные прокуроры гарнизонов наладили взаимодействие с органами безопасности и внутренних дел, которые осуществляют оперативное сопровождение мест утилизации боеприпасов.

В целом, по итогам надзорной деятельности в 2011 г., прокурорами было вскрыто 2200 нарушений закона, внесено 430 представлений, заявлено 5 исков о прекращении подрывов до устранения выявленных нарушений, по материалам проверок возбуждено 12 уголовных дел.

Подобная работа нам предстоит и в наступившем году на 7 полигонах (Иркутская обл. — 3, Красноярский край — 2, Кемеровская и Новосибирская обл. — по 1). Подлежат уничтожению более 165 тыс. тонн боеприпасов.

Фактически на воздух будет пущено 12 тыс. тонн латуни, 5 тыс. тонн меди, 4 тыс. тонн алюминия, до 7 тыс. тонн тяжелых металлов — вольфрама, молибдена. К сожалению, возможности промышленности ограниченны и не позволяют провести промышленную утилизацию такого колоссального объема взрывоопасных предметов.

К утилизации привлекаются 1774 военнослужащих и 395 единиц венной техники.

В связи с этим командованию и военным прокурорам с учетом накопленного опыта предстоит решить объемные задачи по обеспечению законности в сфере сохранности оружия и боеприпасов, создания безопасных условий службы при их утилизации и перемещении, пресечения нарушений конституционных прав граждан.

В феврале — марте по согласованию с заместителями Генерального прокурора в федеральных округах запланированы совещания с участием губернаторов областей, на территории которых ведутся работы, командования ЦВО, иных силовых министерств и ведомств. В ходе совещаний будут обсуждены проблемы соблюдения конституционных прав граждан при проведении утилизации, организация взаимодействия между правоохранительными структурами.

Военные прокуроры ориентированы на проведение надзорных мероприятий комплексно, с привлечением специалистов, сквозным методом — от конкретного полигона до командующего войсками округа включительно. Конечной их целью должно быть оперативное устранение всех выявленных нарушений закона.

В заключение хочу сказать, что военные прокуроры Центрального военного округа понимают ту степень ответственности, которая лежит на плечах. Хочу заверить, что нами будет сделано все от нас зависящее для обеспечения режима законности на этом приоритетном направлении деятельности.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *