Новации института таможенной экспертизы

(Глазунова И. В.) («Таможенное дело», 2012, N 2) Текст документа

НОВАЦИИ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ <*>

И. В. ГЛАЗУНОВА

——————————— <*> Glazunova I. V. Novations of institute of customs expertize.

Глазунова Инесса Владимировна, старший научный сотрудник отдела планирования, координации и ведения научной работы ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», кандидат юридических наук.

В своей статье автор рассматривает институт таможенной экспертизы в свете изменений законодательства по этому вопросу. Автор проводит сравнение между ранее действовавшим законодательством и новым. Также автор рассматривает вопрос о подготовке специалистов-экспертов в области таможенного дела.

Ключевые слова: таможенная экспертиза, таможенный контроль, Таможенный кодекс Таможенного союза, законодательство Таможенного союза, ТК ТС, таможенное регулирование.

The author of the article considers institute of customs expertize in light of changes in legislation with regard to this issue. The author compares the new legislation and the old one. The author also considers the issue of training of specialists-experts in the sphere of customs affairs.

Key words: customs expertize, customs control, Customs Code of the Customs Union, legislation of the Customs Union, Customs Code of the RF, customs regulation.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) <1> в значительной мере изменил организацию экспертного обеспечения таможенных органов. Глава 20 названного Кодекса посвящена таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля. ——————————— <1> Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 в ред. от 16.04.2010 // СПС «КонсультантПлюс».

В ТК ТС впервые на законодательном уровне даны определения понятиям «таможенная экспертиза» и «таможенный эксперт» (ст. 137). Ранее эти понятия использовались в основном в научных исследованиях, посвященных использованию специальных познаний в таможенных целях <2>. Согласно ст. 137 ТК ТС таможенный эксперт — это должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. В данном случае речь идет о специализированном таможенном органе, наделенном правом производства таможенной экспертизы. Решением Комиссии Таможенного союза определены таможенные органы государств — участников Таможенного союза, проводящие таможенную экспертизу: ——————————— <2> Нестеров А. В., Андреева Е. И. Теоретические основы таможенной экспертизы: Учеб. пособие. М.: РИО РТА, 2007. 108 с.; Нестеров А. Экспертные исследования в таможенном деле // Закон. 2003. N 3. С. 80 — 84; Скоморохова А. Г., Казуров Б. К. Еще раз о таможенной экспертизе // Информационный бюллетень N 11: по материалам Криминалистических чтений «Экспертиза в таможенной деятельности». М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 3 — 8.

— для Республики Беларусь — таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу; — для Республики Казахстан — Центральная таможенная лаборатория; — для Российской Федерации — Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России <3>. ——————————— <3> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» // Таможенный вестник. 2010. N 13.

Представляется, что создание Таможенного союза актуализирует задачу создания механизма взаимодействия таможенных органов государств-участников, проводящих таможенные экспертизы. Построение таких отношений может способствовать формированию единых научно-методических подходов к экспертной деятельности, осуществляемой в целях таможенного контроля, обмену новейшими технологиями, актуальной информацией и т. д. Давая определение таможенной экспертизе как организации и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами, с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования, законодатель тем самым предоставляет право на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам. Вместе с тем следует отметить, что ст. 138 ТК ТС устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами. Ранее, согласно ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) <4>, проведение экспертизы в ходе таможенного контроля могло быть поручено любому лицу, обладающему необходимыми специальными познаниями. При этом право выбора эксперта (экспертного учреждения) всегда оставалось у таможенного органа. ——————————— <4> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 22. Ст. 2066.

Профессиональная подготовка таможенных экспертов и их аттестация на право самостоятельного проведения экспертизы осуществляются Федеральной таможенной службой в нормативно установленном порядке. Подготовка и аттестация иных экспертов на право проведения таможенной экспертизы в настоящее время урегулированы недостаточно <5>. В целях обеспечения стабильности и результативности таможенных экспертиз целесообразным представляется рассмотрение возможности создания при ФТС России системы подтверждения компетентности иных экспертов и уполномоченных экспертных организаций. ——————————— <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» // СПС «КонсультантПлюс».

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля в настоящее время может рассматриваться в качестве самостоятельного направления экспертной деятельности, имеющего свою специфическую направленность — применение специальных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. При этом необходимо отметить некоторую непоследовательность законодателя при определении места таможенной экспертизы в деятельности таможенных органов. Как следует из названия главы 20 ТК ТС, производство экспертизы возможно при проведении таможенного контроля. В то же время легитимное определение таможенной экспертизы указывает на цель ее применения — решение задач в области таможенного регулирования. В свою очередь, таможенный контроль является незначительной частью применяемых мер таможенного регулирования. Далее ст. 138 ТК ТС устанавливает, что таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таким образом, законодатель определяет, что таможенная экспертиза может быть назначена при совершении таможенных операций в ходе таможенного контроля, который, в свою очередь, является частью мер таможенного регулирования. Представляется, что достаточным является указание на использование экспертизы именно при таможенном контроле, как это следует из названия главы 20 ТК ТС. С точки зрения общей теории экспертизы таможенные экспертизы не представляют собой самостоятельный вид экспертиз. Тем не менее при классификации экспертиз некоторыми учеными предпринимаются попытки обосновать правомерность и целесообразность выделения таможенных экспертиз в отдельный вид. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, дознании, не являются таможенными экспертизами. Назначение и проведение этих экспертиз на территориях государств — участников Таможенного союза регламентируется соответствующим национальным законодательством. В соответствии со ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) объектами экспертизы являлись товары, транспортные средства или документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах. ТК ТС по-новому определяет объект таможенной экспертизы: товары, в т. ч. транспортные средства, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для совершения таможенных операций, и средства их идентификации (п. 3 ст. 138). Казалось бы, изменений не произошло. Однако статус транспортных средств как объектов экспертизы претерпел существенные изменения. Если ТК РФ рассматривал транспортные средства как средство для перемещения товара (т. к. транспортные средства, выступающие в качестве товара, уже включены в понятие «товар, перемещаемый через таможенную границу»), то ТК ТС исключил из перечня объектов экспертного исследования транспортные средства как средства для перемещения товара через таможенную границу, которые теперь получили название «транспортные средства международной перевозки» (п. 1 ст. 4 ТК ТС). Таким образом, в настоящее время таможенная экспертиза назначается в отношении товаров (в т. ч. транспортных средств), документов, необходимых для совершения таможенных операций, средств идентификации. Возможность проведения на этапе таможенного контроля экспертизы в отношении транспортных средств международной перевозки не предусмотрена. Проведение их экспертизы, например на предмет наличия тайников, возможно в рамках административного либо уголовного производства. Новый Таможенный кодекс ограничил права лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, при назначении и проведении экспертизы. Так, эти лица утратили право заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о назначении конкретного эксперта, присутствовать при проведении таможенной экспертизы. Сравнение положений ТК РФ (ст. 381) и ТК ТС (ст. 140) показывает, что объем прав таможенного эксперта увеличился. Статьей 378 ТК РФ предусматривалась административная ответственность таможенного эксперта за дачу заведомо ложного заключения. Согласно ст. 138 ТК ТС эксперт также несет ответственность за данное деяние, однако вид и мера этой ответственности не указаны. В ст. 142 Кодекса содержится требование о том, что в заключение эксперта включается отметка о предупреждении его об административной или уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы. У российских практических работников возникает вопрос об основаниях введения уголовной ответственности экспертов в названных случаях. Представляется, что применительно к производству таможенных экспертиз по поручениям российских таможенных органов следует руководствоваться следующим. Ответственность эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора), к числу которых относится и таможенный контроль, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.26 «Заведомо ложное заключение эксперта»). Уголовная ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренная ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлена при выполнении судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве. Таким образом, за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенного контроля по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации эксперт может быть привлечен к административной ответственности. Нами рассмотрены только некоторые изменения законодательства, касающиеся производства таможенной экспертизы, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза. Безусловно, правоприменительная практика выявит как положительные последствия их принятия, так и проблемные вопросы.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *