Особенности таможенного декларирования товаров

(Толстая С. Б.) («Право и экономика», 2012, N 6)

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

С. Б. ТОЛСТАЯ

Толстая Светлана Борисовна, начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО «Волжский абразивный завод». Доцент кафедры налогообложения и аудита Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Специалист по таможенному праву. Родилась 14 апреля 1963 г. в Волгограде. В 1985 г. окончила Волгоградский инженерно-строительный институт, в 2001 г. — Международный институт экономики и права.

В статье рассматриваются особенности таможенного декларирования товаров, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и таможенным законодательством Российской Федерации в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих. Проводится практический анализ возможностей и условий применения декларирования с учетом рассмотренных особенностей.

Ключевые слова: Таможенный союз, особенности таможенного декларирования товаров, неполная таможенная декларация, периодическая таможенная декларация, временная периодическая декларация, декларация на товары, поставляемые в несобранном или разобранном виде.

Peculiarities of customs declaration of goods S. B. Tolstaya

The article deals with the peculiarities of customs declaration of goods established by the customs legislation of the Customs Union and customs legislation of the Russian Federation depending on the categories of goods and of persons transporting goods. A practical analysis of possibilities and conditions of use of declaration procedures is carried out, taking into account the examined peculiarities.

Key words: the Customs Union, peculiarities of customs declaration of goods, incomplete customs declaration, periodic customs declaration, temporal periodic declaration, declaration of goods to be supplied unassembled or disassembled.

1 июля 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Российской Федерации и Республики Казахстан, а 6 июля к нему присоединилась Республика Беларусь. Со вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) <1> в практику таможенных органов Российской Федерации внедрены принципиально новые понятия, сложилась новая система нормативно-правового регулирования таможенных правоотношений. ——————————— <1> http://www. tsouz. ru/Docs/Kodeks1/Pages/default. aspx

Однако общеизвестно, что «Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы еще полностью не завершилась» [1], и далеко не все проблемы удалось решить данным документом. В решении Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества <2> опубликованы данные статистики о том, что с момента введения в действие ТК ТС Комиссией Таможенного союза было принято более ста нормативных актов по вопросам таможенного регулирования. ——————————— <2> Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества N 80 «О Докладе Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза «Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 — 2012 годы».

Хотя прошло достаточно много времени после начала работы в условиях Таможенного союза, остаются вопросы, применение которых не урегулировано законодательством Таможенного союза. Одним из таких вопросов является вопрос оформления таможенных деклараций с особенностями декларирования, установленными в ст. 194 ТК ТС. В главе 27 «Таможенное декларирование товаров» ТК ТС достаточно подробно и детально описаны операции по таможенному декларированию товаров. Лишь одна статья (ст. 194) из данной главы посвящена особенностям таможенного декларирования товаров. В данной статье установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях: если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования; при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени; при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени. На уровне законодательства Таможенного союза особенности декларирования товаров упомянуты лишь в гл. 47 ТК ТС, посвященной перемещению товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи. Для этой же категории товаров издано и два решения Комиссии Таможенного союза <3>. ——————————— <3> Решения Комиссии Таможенного союза N 519 «О проекте Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза» и N 619 «О некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза».

Иными словами, все остальные вопросы таможенного регулирования по данной тематике переданы на уровень национального законодательства, основным актом которого является Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <4> (далее — Закон). Участники таможенных правоотношений в своей деятельности по применению указанных особенностей декларирования должны руководствоваться этим нормативным правовым актом. ——————————— <4> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Российская газета. 2010. N 269.

Общая концепция нового таможенного законодательства Российской Федерации направлена на облегчение, ускорение и упрощение таможенных операций, т. е. товары должны быть выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой в возможно короткие сроки. Достижению этих целей в значительной степени способствуют установленные Законом особенности декларирования товаров, предусматривающие возможность подачи неполной, периодической или временной таможенной декларации.

Неполная таможенная декларация

В случае если декларант на момент подачи таможенной декларации не может точно заявить сведения о транспортных средствах, перевозящих товары, или о транспортных средствах, на которые будут перегружены товары в пунктах пропуска, транспортных документах и (или) стране назначения товаров или их получателе, может быть подана неполная таможенная декларация. Чаще всего такой вид декларации используется при декларировании товаров, вывозимых железнодорожным или смешанным видом транспорта. Согласно п. 1 ст. 194 ТК ТС, в случае если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, по причинам, не зависящим от него, в соответствии со ст. 212 Закона он может подать неполную таможенную декларацию, при условии что в ней будут заявлены все сведения, которые необходимы для выпуска товаров, начисления и уплаты таможенных платежей, а также сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений и позволяющие идентифицировать качественные и количественные характеристики товара. Декларант также должен подать в таможенный орган письменное обязательство о предоставлении необходимых сведений в срок, установленный таможенным органом. Этот срок различается в зависимости от статуса товаров (иностранные либо товары Таможенного союза) и определяется таможенным органом в пределах, установленных Законом: в отношении иностранных товаров — не более 45 дней с момента регистрации неполной декларации; в отношении товаров Таможенного союза — устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных и иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. Возможность подачи неполной таможенной декларации предусмотрена стандартным правилом 3.13 Генерального приложения к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999), которым установлено, что «…в тех случаях, когда по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, декларант не располагает всей информацией, требующейся для заполнения декларации на товары, разрешается подача предварительной или неполной декларации на товары при условии, что она содержит сведения, признанные таможенной службой необходимыми, и что декларант обязуется дополнить ее в установленный срок» <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2011. N 32. Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ).

При этом все требования таможенного законодательства применяются на день подачи неполной декларации, т. е. принятие таможенным органом неполной таможенной декларации имеет такие же юридические последствия, как и принятие таможенной декларации без особенностей декларирования, и не влечет изменения порядка исчисления и уплаты таможенных платежей. Первостепенное значение названное правило имеет применительно к условиям, которые влияют на уплату таможенных платежей и которые могут меняться в течение определенного периода времени (ставки таможенных пошлин, курсы валют). Эта норма также полностью соответствует стандартному правилу 3.14 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающему, что, «если таможенная служба регистрирует предварительную или неполную декларацию на товары, применяемое к этим товарам тарифное регулирование не должно отличаться от того, которое применялось бы, если бы с самого начала была подана полная и надлежащим образом заполненная декларация на товары». Согласно п. 2 ст. 194 ТК ТС при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени декларант может подать одну таможенную декларацию на все товары. Больше в таможенном законодательстве Таможенного союза по данной тематике ничего нет, и мы снова обращаемся к национальному таможенному законодательству. Две статьи Закона (ст. ст. 213, 214) регламентируют условия применения данных особенностей декларирования.

Периодическое таможенное декларирование

Данный вид декларирования товаров применяется в том случае, если декларанту точно известны все необходимые для заполнения декларации сведения о товаре (количество и таможенная стоимость). Необходимо отметить, что возможность подачи периодической таможенной декларации имелась и ранее, однако существенным отличием от ранее существовавшего порядка, определенного в ч. 1 ст. 136 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), является то, что по новому таможенному законодательству для подачи периодической таможенной декларации не требуется получение разрешения таможенного органа. Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы оформлять товары с применением периодического таможенного декларирования? Прежде всего, строго установлен период поставки, причем как для ввозимых, так и для вывозимых товаров. Данный период поставки не должен превышать 30 календарных дней, и в течение этого периода декларант должен совершить определенные действия в зависимости от статуса товара: в отношении иностранных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, — предъявить товары таможенному органу; в отношении товаров Таможенного союза, вывозимых из Российской Федерации, — отгрузить товары (сдать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях их вывоза). По периодической таможенной декларации можно оформить товарную партию, которая должна состоять из одних и тех же товаров, регулярно перемещаемых через таможенную границу, которые ввозятся или вывозятся из Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному внешнеэкономическому договору или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки. При этом товары для оформления их с данной особенностью декларирования рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковое наименование и одинаковый классификационный код. В данной статье законодатель также четко установил требование по регулярности перемещения товаров через таможенную границу. Если лицо перемещает одни и те же товары через таможенную границу три и более раза в течение 30 календарных дней, такие поставки рассматриваются как регулярные. Заявляемые в периодической декларации сведения должны позволять идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. Таможенное декларирование товарной партии, которая может быть заявлена в периодической декларации на товары, обязательно должно производиться в одном и том же таможенном органе. Ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены одновременно с подачей периодической таможенной декларации исходя из ставок, курса иностранных валют и с учетом ограничений, действующих на день ее регистрации. Периодическая таможенная декларация должна быть подана в таможенный орган не ранее чем за 15 дней до начала заявляемого периода поставки. Уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации, декларант обязан заявить таможенному органу по форме корректировки декларации на товары (КДТ1) и (КДТ2), установленной Приказом Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. N 976 <6>, в строго определенные сроки: ——————————— <6> Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. N 976 «О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации» // Российская газета. 2011. N 136.

не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров; не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров. Заявленные в периодической декларации вывозимые товары должны быть фактически вывезены в течение трех месяцев после дня окончания периода поставки. Не допускается вывоз товаров в количестве, превышающем заявленное количество в периодической декларации. Запрещается применять периодическое декларирование при вывозе товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.

Временное периодическое таможенное декларирование

Если при вывозе товаров Таможенного союза декларантом не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости товаров, допускается подача временной периодической таможенной декларации. Для применения данного порядка необходимо разрешение таможенного органа, которому подана временная таможенная декларация. Это требование распространяется только на декларирование товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами и (или) к которым применяются ограничения при вывозе. Разрешение таможенного органа оформляется путем регистрации временной таможенной декларации только в том случае: если у декларанта на день подачи временной декларации на товары отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела; если декларант на день подачи временной декларации на товары осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее одного года, в рамках которой им был осуществлен ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации) не менее 12 раз. Пунктом 4 ст. 214 Закона также установлено, что соблюдение указанных условий не требуется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, а также в отношении товаров, декларантами которых являются уполномоченные экономические операторы либо лица, уплатившие за год, предшествующий дате подачи временной декларации на товары, суммы таможенных пошлин, налогов в размере более 100 млн. руб. После того как товары фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза, декларант должен подать одну или несколько полных деклараций, в которых должны быть заявлены точные сведения о товарах. Возможность подачи полной таможенной декларации по каждому факту вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза части партии товаров, заявленных во временной таможенной декларации, не ограничена ни таможенным законодательством Таможенного союза, ни законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Реализация такой возможности не зависит от вида транспорта, который используется при вывозе, если эти товары могут рассматриваться как одна товарная партия. Декларант должен письменно заявить в таможенной декларации срок, который ему необходим для подачи полной таможенной декларации. Этот срок зависит от времени, которое требуется декларанту для фактического вывоза товаров и получения документов, позволяющих заполнить полную таможенную декларацию, и различен: если товары не облагаются вывозными пошлинами или к ним не применяются ограничения, этот срок составляет не более восьми месяцев с даты регистрации временной декларации; если товары облагаются вывозными таможенными пошлинами или к ним применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев. Цена товаров и действие ограничений по вывозу применяются на день регистрации временной таможенной декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных документах, разрешающих убытие товаров. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное количество во временной периодической декларации, не допускается. При подаче временной декларации вывозные таможенные пошлины рассчитываются исходя из объема и таможенной стоимости, заявленных во временной таможенной декларации, и подлежат уплате до выпуска товаров. При подаче полной декларации вывозные таможенные пошлины рассчитываются исходя из фактически вывезенного объема и (или) стоимости товаров с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары, и подлежат уплате одновременно с подачей полной декларации на товары. Сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин может либо увеличиться, либо уменьшиться в результате уточнения сведений и (или) изменения ставки таможенной пошлины либо изменения курса иностранной валюты на день регистрации полной декларации на товары. Пени, в случае доплаты, не начисляются. Возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии с гл. 17 Закона. Допускается также изменение сведений о получателях товаров. В этом случае количество полных деклараций должно соответствовать количеству внешнеторговых договоров. Если до истечения предельных сроков (восемь и шесть месяцев), установленных на подачу полных таможенных деклараций, товары не вывезены с таможенной территории Таможенного союза, то временная декларация считается неподанной. Какие же еще возможности предусмотрены новым таможенным законодательством для того, чтобы максимально оптимизировать таможенные операции по декларированию товаров? Общеизвестно, что выпуск сложного технологического оборудования занимает достаточно большое количество времени. При этом отдельные составляющие данного оборудования или производственных линий могут производиться в разных странах, и срок их изготовления достаточно длительный. Поставка, как правило, бывает не одномоментной, а растянута на определенный промежуток времени. Поэтому единственной возможностью оформить такие товары с максимально низкими издержками на таможенные операции является получение предварительного классификационного решения (далее — решение). Данное решение оформляется в соответствии с правилами Административного регламента Федеральной таможенной службы, вступившего в действие с 24 марта 2011 г. <7>. ——————————— <7> Приказ ФТС России от 25 октября 2010 г. N 1957 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» // БНА ФОИВ. 2011. N 8.

На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования: технологическое оборудование декларируется таможенному органу путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок. Необходимо отметить, что и ранее, по ТК РФ (2003 г.), существовала возможность оформления технологического оборудования с применением особого порядка декларирования. Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени, установлены в ст. 215 Закона.

Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде

Данной статьей предусмотрено, что такие товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при соблюдении определенных условий: декларант должен представить в таможенный орган решение о классификации товара, выданное Федеральной таможенной службой в соответствии с Административным регламентом <8>, которое необходимо оформить заранее, до декларирования товара; ——————————— <8> Приказ ФТС России от 25 октября 2010 г. N 1957 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» // БНА ФОИВ. 2011. N 8.

поставка компонентов товара в адрес одного получателя при ввозе этого товара в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом, или в качестве вклада в уставный капитал получателя, а при вывозе товара — поставка компонентов товара одним отправителем в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом; таможенное декларирование ввозимого товара осуществляется одному таможенному органу в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны. Заранее, до начала декларирования, декларант должен представить в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование товара, письменное уведомление о планируемых поставках, а также приложить к нему заверенную копию решения о классификации. Декларант либо таможенный представитель, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта, при наличии решения о классификации подает в контролирующую таможню письменное уведомление о ввозе (вывозе) товара в несобранном или разобранном виде. В уведомлении должны быть указаны следующие сведения: о декларанте; о решении о классификации (номер и дата его выдачи); о планируемых сроках ввоза или вывоза товара; о месте нахождения товара на территории Российской Федерации, где будут осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого товара); иные сведения, имеющие значение для проведения таможенного контроля в отношении ввозимого товара. Уведомление может быть составлено в произвольной форме или по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении к Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России <9>. ——————————— <9> Приказ ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206 «Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар» // Российская газета. 2011. N 66.

При поставке каждой отдельной партии товара декларант обязан: подать заявление на условный выпуск на каждую партию товара. Заявление должно быть составлено по установленной форме <10>; ——————————— <10> Приказ ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206 «Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар» // Российская газета. 2011. N 66.

представить копию решения о классификации, заверенную декларантом; представить копию уведомления с отметкой контролирующей таможни; приложить коммерческие, транспортные и товаросопроводительные документы; предъявить товары таможенному органу. После проведения проверки представленных документов и товаров таможенный орган оформляет условный выпуск товаров. Не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара. Таможенные пошлины, налоги, а также курсы иностранных валют применяются по ставкам, действующим на день регистрации итоговой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке. Заявление на условный выпуск и итоговая декларация с момента их регистрации становятся документами, свидетельствующими о фактах, имеющих юридическое значение. Если было принято решение об изменении решения о классификации товара, заявление на условный выпуск и итоговая декларация на товар заполняются с учетом изменения решения о классификации. Если действие решения о классификации прекращено, компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара по общему порядку таможенного декларирования. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации. Указанный особый порядок декларирования распространяется только на товары, классифицируемые в следующих товарных позициях: 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0), — и в позициях групп 84 — 86, 88 — 90 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В соответствии со ст. 222 Закона компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, являются условно выпущенными товарами, которые запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В данной публикации были рассмотрены основные особенности декларирования товаров, которые прямо упомянуты в ст. 194 ТК ТС. В этой же статье предоставлено право устанавливать особенности декларирования товаров законодательству государств — членов ТС. Такое право в полной мере реализовано еще в нескольких статьях Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (например, ст. 216 ТК ТС, которая устанавливает особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода; ст. 217 ТК ТС, устанавливающая дополнительные случаи декларирования товаров). Подводя итог своему исследованию по данной теме, можно отметить, что оформление таможенных деклараций с применением особенностей декларирования претерпело значительные изменения. К сожалению, в данном вопросе ТК ТС не стал документом прямого действия. Из приведенного анализа особенностей декларирования можно заметить, что по-прежнему действуют отсылочные нормы к национальному законодательству, что, безусловно, затрудняет применение особенностей декларирования товаров всеми участниками таможенных правоотношений. Применение декларирования с учетом рассмотренных особенностей затрагивает как интересы лиц, перемещающих товары, так и таможенных органов. С одной стороны, это должно быть выгодно таможенным органам, так как интересы применение особенностей декларирования существенно снижает временные затраты на проведение таможенных формальностей. С другой стороны, новые положения призваны обеспечить ускоренный порядок таможенного декларирования, что выгодно участникам внешнеэкономических отношений. Причем необходимо рассматривать не только упрощение и ускорение таможенных операций, но и экономический аспект данных действий. Например, применение периодического или временного периодического декларирования может значительно сократить затраты на таможенные сборы, которые уплачиваются по каждой таможенной декларации. Однако это уже предмет другого исследования.

Список литературы

1. Чайка К. Изменения правовой базы таможенного регулирования в РФ // Новости российского экспорта. 2011. N 1 — 2.

——————————————————————