О развитии института таможенного администрирования изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза

(Гармонников С. Н.) ("Таможенное дело", 2012, N 3) Текст документа

О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЙ ИЗ РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

С. Н. ГАРМОННИКОВ

-------------------------------- <*> Garmonnikov S. N. On development of institute of customs administering of exemptions of regime of functioning of the uniform customs territory of the Customs Union.

Гармонников Сергей Николаевич, руководитель Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан.

В данной статье автор уделяет внимание развитию института таможенного администрирования изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза. Автор предлагает юридическую конструкцию по данному вопросу. Кроме того, автор подробно анализирует правовую базу в данной области.

Ключевые слова: Таможенный союз, таможенная территория, таможенное администрирование, взаимная торговля товарами, единое экономическое пространство, ТС.

The author of the present article draws attention to development of customs administering of exemptions of regime of functioning of uniform customs territory of the Customs Union. The author proposes juridical construction on the said issue. Besides the author analyses in detail legal data base in this sphere.

Key words: Customs Union, customs territory, customs administering, reciprocal trade of goods, uniform economic territory, Customs Service.

В Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. <1> Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация определили таможенный союз как форму торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при применении государствами-членами Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами. -------------------------------- <1> Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" от 6 окт. 2007 г. // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

Однако в процессе формирования Таможенного союза обозначилась потребность в более полном учете как социально значимых нужд населения, так и потребностей развития национальных экономик государств-членов, зависящих от традиционного импорта отдельных наименований товаров из третьих стран. По этой причине Комиссией Таможенного союза решением от 27 ноября 2009 г. N 130 был утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союза <2> (далее - Перечень товаров переходного периода). -------------------------------- <2> Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (в ред. от 18 нояб. 2011 г.) // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

По состоянию на 1 января 2010 г. Перечень товаров переходного периода включал в себя товары, классифицируемые в 406 товарных подсубпозициях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), но к 1 января 2012 г. он сократился до 72 наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД ТС <3>, а именно: -------------------------------- <3> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 нояб. 2011 г. N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

- фармацевтическая продукция - 45 наименований товаров; - полимеры этилена прочие - 1 наименование товара; - фольга алюминиевая - 1 наименование товара; - железнодорожные локомотивы, подвижной состав и их части - 10 наименований товаров; - медицинские инструменты и оборудование - 13 наименований товаров; - сборные строительные конструкции (теплицы) - 2 наименования товара. В 2011 г. в Казахстан из-за пределов Таможенного союза было ввезено товаров Перечня переходного периода на общую сумму 1,65 млрд. долларов США, что на 32,6% превысило аналогичный показатель 2010 г. <4>. -------------------------------- <4> Данные статистики внешней торговли Республики Казахстан за янв. - дек. 2011 г., подготовленные Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (официально не публиковались).

Структура импорта в Казахстан в 2011 г. продукции, включенной в Перечень товаров переходного периода (далее - товары переходного периода), в сравнении с 2010 г. существенно не изменилась: наибольшую долю в общем объеме импорта товаров вышеуказанных наименований составили фармацевтическая продукция (49,9%), железнодорожный подвижной состав и части (30,2%) и пластмассы (3,5%); основными странами-поставщиками являлись Украина (21,9%), Германия (13,2%) и Китай (10,1%). В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 644 <5> Правительством Республики Казахстан был осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение администрирования товаров переходного периода, а именно: -------------------------------- <5> Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 644 "О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

- ввоз на территорию Республики Казахстан конструкций сборных теплиц из черных металлов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан, при представлении документов, подтверждающих их целевое использование; полимеров этилена и алюминиевой фольги - при наличии в контракте нормы о целевом использовании ввозимого товара; - в отношении лекарственных средств в Республике Казахстан введены требования о нанесении дополнительной информации на лицевой стороне упаковки лекарственного средства о его предназначении исключительно для реализации на территории Казахстана; - в целях обеспечения контроля в отношении железнодорожных вагонов на этапе их перерегистрации внесены дополнения в Правила регистрации железнодорожного подвижного состава в Республике Казахстан, согласно которым в Государственный реестр должны вноситься дополнительные сведения об уплате таможенных пошлин в отношении железнодорожного подвижного состава, касательно которого Республика Казахстан применяет ставки ввозных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС). Контроль целевого использования на территории Республики Казахстан товаров переходного периода возложен на ряд казахстанских министерств и ведомств и по этой причине не рассматривается Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан в качестве одного из основных направлений посттаможенного контроля. Необходимо отметить, что в целях минимизации рисков ввоза на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан отдельных наименований товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, в отношении которых в Белоруссии и Казахстане на 1 июля 2010 г. - дату вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза <6> - применялись более льготные, чем в России, порядок уплаты и ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, руководителями государств - членов Таможенного союза 5 июля 2010 г. был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза <7> (далее - Протокол об изъятиях), которым из правила о беспрепятственном перемещении в пределах единой таможенной территории был изъят ряд товаров и транспортных средств (далее - товары изъятия), в том числе: -------------------------------- <6> Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О Таможенном кодексе Таможенного союза" от 27 нояб. 2009 г. (в ред. Протокола от 16 апр. 2010 г. "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 нояб. 2009 года") // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru. <7> Протокол между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 5 июля 2010 г. "Об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства для личного пользования, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза от 18 июня 2010 г. <8>; -------------------------------- <8> Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru.

- товары, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся эти товары, применяются специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры или в отношении которых государства - члены Таможенного союза применяют различающиеся ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий ввоза вследствие неунификации торговых режимов с третьими странами; - товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ТС, то есть товары переходного периода. В отношении вышеперечисленных товаров и транспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, при перемещении в рамках взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза было предписано осуществлять таможенный контроль и таможенное декларирование с взиманием ввозных пошлин в соответствии с законодательством государства ввоза с учетом положений Протокола об изъятиях. Дальнейшее развитие институт таможенного администрирования товаров изъятия получил в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <9>, положениями ч. 6 ст. 217 "Дополнительные случаи декларирования товаров" которого Правительству Российской Федерации было предоставлено право устанавливать случаи декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Россию с территории государства - члена Таможенного союза, а именно: -------------------------------- <9> Федеральный закон от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в ред. от 6 дек. 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

1) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства - члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации; 2) если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин; 3) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза. Проведенный анализ показывает, что изложенный в вышеуказанном Федеральном законе перечень случаев таможенного декларирования товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан, охватывает более широкую номенклатуру товаров и транспортных средств, чем Протокол об изъятиях и тем более Перечень товаров переходного периода. То есть предложенной юридической конструкцией системы изъятий из режима функционирования единой таможенной территории российский законодатель попытался не только охватить уже известные, причем как согласованные, так и инициативно применяемые в одностороннем порядке государствами - членами Таможенного союза механизмы обеспечения национальных экономических интересов, но и предвосхитить появление в будущем новых форм государственной поддержки отечественных импортеров на отдельных территориях Таможенного союза. Следует отметить, что возможность применения государствами - членами Таможенного союза в одностороннем порядке во взаимной торговле специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также запретов и ограничений импорта или экспорта, необходимых для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, заложена основополагающим Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (ст. 3). При этом определено, что введение таких запретов и ограничений не может использоваться в качестве средства неоправданной дискриминации или скрытого ограничения торговли. 26 января 2012 г. Правительство Российской Федерации своим Постановлением N 32 <10> определило Правила декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, перечисленных в ч. 6 ст. 217 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза. Декларирование таких товаров должно осуществляться декларантом или таможенным представителем путем подачи заявления в произвольной форме с указанием требуемых сведений и приложением необходимых документов не позднее 5 рабочих дней с даты ввоза товаров на территорию России с уплатой или доплатой причитающихся сумм пошлин с применением приходного таможенного ордера. -------------------------------- <10> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 янв. 2012 г. N 32 "Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время совершенствование таможенного администрирования изъятий из режима функционирования единой таможенной территории происходит в следующих направлениях: 1. Повышение качества администрирования таможенными органами товаров, подлежащих декларированию при их ввозе на территорию Российской Федерации с территории других государств - членов Таможенного союза, в значительной мере зависит от полноты информационного взаимодействия между таможенными службами и иными контролирующими органами трех стран. В рамках укрепления таможенного сотрудничества вопрос повышения уровня интегрированности национальных автоматизированных систем таможенных органов рассматривался на третьем заседании Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза <11>, прошедшем 15 марта 2012 г. в г. Витебске, на котором были утверждены Технические условия информационного взаимодействия между таможенными службами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов <12>. -------------------------------- <11> Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 22 июня 2011 г. "Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. ru. <12> Технические условия информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов (версия 2.1), утв. решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 15 марта 2012 г. N 3/12 (официально не публиковались).

2. Разработка Федеральной таможенной службой предложений о внесении изменений в ст. 217 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", нацеленных на более четкую регламентацию случаев осуществления таможенного декларирования товаров и транспортных средств при их ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Таможенного союза. Эта задача решается в рамках выполнения решения коллегии Федеральной таможенной службы от 22 февраля 2012 г. <13>, в котором одной из приоритетных задач ФТС России на 2012 г. провозглашено в том числе совершенствование нормативного регулирования в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. -------------------------------- <13> Решение коллегии ФТС России от 22 февраля 2012 г. "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год", утв. Приказом ФТС России от 2 апреля 2012 г. N 620 "О решении коллегии ФТС России от 22 февраля 2012 г. "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год" (официально не публиковались).

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что на текущем этапе функционирования Таможенного союза процесс совершенствования таможенного законодательства включает в себя также развитие института таможенного администрирования товаров и транспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, что обусловлено сохраняющимися различиями в уровнях и условиях развития национальных экономик государств - членов Таможенного союза.

------------------------------------------------------------------

Название документа