Иностранные инвестиции в банковском секторе экономики России

(Веселкова Е. Е.)

("Законодательство и экономика", 2012, N 10)

Текст документа

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Е. Е. ВЕСЕЛКОВА

Кандидат юридических наук Е. Е. Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор экономики России. Особое внимание уделяется особенностям данной правовой формы иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций (ПФИИ) в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность. Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энерго-сырьевому сектору). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание его капиталов, до начала мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. (МФК) превратило коммерческие (и государственные) банки в основного субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки могут создаваться в форме как акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Кредитная организация как специальный вид хозяйственного общества подлежит исследованию. Рассмотрим правовую основу для интеграции иностранного элемента посредством учреждения (вхождения в уже созданную) кредитной организации.

В условиях развивающегося финансового кризиса вопрос об иностранных инвестициях в российский банковский сектор по-прежнему актуален. Об этом свидетельствует как статистика Банка России, отражающая продолжающееся увеличение доли иностранного капитала в совокупном зарегистрированном капитале действующих кредитных организаций, так и поступающая от участников рынка информация о проводимых переговорах с потенциальными стратегическими партнерами из-за рубежа. На фоне пока еще не воплощенных в жизнь инициатив Центрального банка РФ, направленных на упрощение процедур проведения сделок по слиянию и поглощению (далее - сделки М&А) в банковском секторе, финансовый кризис определенно поспособствовал принятию законодательными органами страны мер, направленных на упрощение порядка приобретения банков, испытывающих острую нехватку ликвидности.

В соответствии с информацией Банка России по состоянию на 1 июля 2008 г. лицензию на осуществление банковских операций в России имели 215 кредитных организаций с участием нерезидентов, расположенных в 39 субъектах Федерации, при этом большинство из них (125) - в Москве. В 70 кредитных, организациях уставный капитал сформирован за счет средств нерезидентов на 100%. По оценкам Ассоциации российских банков к 2020 г. доля иностранного участия в капитале и активах российской банковской системы может составить 30 - 35%.

В сентябре 2008 г., в самый разгар финансового кризиса в Америке и Европе, от крупных зарубежных инвесторов в капитал Инвестиционного торгового банка поступили 200 млн. долл. Это означает, что российский банковский рынок интересен зарубежным инвесторам и в условиях кризиса. Однако для более точной оценки перспектив вхождения зарубежных инвесторов в капитал российских банков следует прежде всего проанализировать правовое поле, определяющее условия таких инвестиций.

Российская Федерация не создает какие-либо необычные требования в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ст. 1) не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации (ст. 18 Закона N 86-ФЗ).

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории России только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории нашей страны.

Несмотря на то что Закон N 86-ФЗ и Закон N 395-1 предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/01-01/1617 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., в котором, в частности, говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Вместе с тем, как указано в Заявлении, Правительство РФ и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.

Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 г. - 127, в сентябре 2004 г. - 129, в сентябре 2005 г. - 131.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями" (Приказ ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:

- уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;

- финансовое положение учредителей-нерезидентов;

- деловая репутация учредителей-нерезидентов;

- очередность подачи заявления.

Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (указание ЦБ РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У). Стоит отметить, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением "О порядке и критериях финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций" (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П). Приобретатель-нерезидент должен представить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением от 19 апреля 2005 г. N 268-П "О порядке и критериях финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций". Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию "чистые активы", применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что "чистые активы" - показатель, определяемый как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. - из статьи 18 Закона N 395-1 исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия - 5 млн. евро. Учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:

- учредительные документы;

- решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории России;

- балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т. п.

Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения. Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в главе 3 Инструкции.

Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка. Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.

Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма, в котором необходимо представить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.

Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн. долл. практически не представляет интереса для зарубежных инвесторов.

До 1 января 2007 г. в соответствии со статьей 18 Закона N 395-1 кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.

С 31 января 2007 г. признана утратившей силу глава 3 Положения N 437 "Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов". Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Инструкцией Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И.

Юридическое лицо - нерезидент (включая кредитную организацию) в дополнение к документам, указанным в пункте 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения этого юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение указанного органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.

Физическое лицо - нерезидент дополнительно представляет "подтверждение первоклассного согласно международной банковской практике иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody's, Standart & Poor's рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)".

Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" конкретизирует данную норму.

Накопительными счетами признаются:

- корреспондентский счет кредитной организации - эмитента, открытый в Банке России в российской валюте;

- корреспондентский счет кредитной организации - эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории Российской Федерации в соответствующей иностранной валюте;

- накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.

Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, где открыт корреспондентский счет кредитной организации - эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации - эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации - эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.

Кредитная организация - эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете со специальным режимом.

Данные денежные средства могут:

- возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;

- возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.

После регистрации отчета об итогах выпуска средства в российской валюте с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.

Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации - эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации - эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ N 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации - эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, Банке внешней торговли или первоклассном банке "группы развитых стран" (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody's, Standart & Poor's рейтинг не ниже АА, prime-1), а также иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации - эмитента.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор над ее деятельностью:

- платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;

- заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы.

С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.

Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы.

Библиография

------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Уголовно-процессуальное право Российской Федерации" М. М. Богуславского включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005.

------------------------------------------------------------------

Богуславский М. М. Международное частное право. М., 2006.

Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (академический курс). М.: Волтерс Клувер, 2004.

Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.

Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.

Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

------------------------------------------------------------------

Название документа