Экономические и правовые аспекты интеграционного развития

(Океанова З. К.)

(«Российская юстиция», 2012, N 12)

Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

З. К. ОКЕАНОВА

Океанова З. К., доктор экономических наук, профессор.

Статья посвящена вопросам экономических и правовых аспектов интеграционного развития современной России.

Ключевые слова: экономическое развитие, интеграция.

The article is devoted to the issues of the economic and legal aspects of integration development of modern Russia.

Важнейшая особенность современности — интеграционные процессы, особенно актуализировавшиеся на рубеже XX — XXI вв., коренным образом изменившие мир, систему взаимодействия между участниками.

Они оказывают серьезное влияние не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на условия внутреннего хозяйствования. Как правило, наиболее значимые достижения одних стран (передовые технологии и пр.) трансформируются на другие страны, изменяя содержание и механизмы национального хозяйствования. При этом обусловливают конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Соответственно чрезвычайную значимость приобретает проблема конкурентоспособности.

Ее важнейшая составляющая — инновационные продукты и технологии, как важнейший фактор поступательного развития.

Актуальнейшая для сегодняшнего дня проблема технического регулирования в настоящее время решается практически всеми странами и интеграционными союзами.

В России в полный рост эта проблема встала с ее ориентацией на вступление в ВТО. Регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последующими изменениями и дополнениями в Федеральных законах от 09.05.2005 N 45-ФЗ; от 01.05.2007 N 65-ФЗ; от 01.12.2007 N 309-ФЗ; от 23.07.2008 N 160-ФЗ; от 18.07.2009 N 189-ФЗ; от 23.11.2009 N 261-ФЗ; от 30.12.2009 N 385-ФЗ; от 19.07.2011 N 248-ФЗ; от 21.07.2011 N 255-ФЗ), коренным образом преобразующим круг требований к продукции.

Задачами технического регулирования являются:

— построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных технических требований к продукции и связанным с ней процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— идентификация подходов к оценке безопасности продукции с международными требованиями.

Указанные положения чрезвычайно важны, с одной стороны, с точки зрения ориентированности на различные стадии движения продукции — от разработки до утилизации, с другой — параметры безопасности определяются международными требованиями, что принципиально важно в условиях интеграции.

Организационный позитив — в устранении избыточных административных барьеров для подтверждения соответствия.

Основные объекты регулирования — товары потребительского и промышленного назначения, пищевые продукты, работы, услуги, меры по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов, курортов, мест туризма и массового отдыха и пр., играющих важную роль в системе жизнеобеспечения.

В рамках интеграционных союзов важнейшая задача — формирование единых стандартов и норм, унифицированных подходов к решению экономических проблем.

Существенная закономерность — интернационализация регулирующих процессов, формирование новых, соответствующих потребностям времени интеграционных механизмов взаимодействия между участниками, так называемых интеграционных институтов, определяющих правила игры. При этом каждая страна не может проводить независимую от других стран политику.

Важный фактор интеграционного взаимодействия — технические регламенты, ориентированные на единые подходы, стандарты, механизмы регулирования в области товарной политики.

Технические регламенты и стандарты относятся к ключевым инструментам, определяющим конкурентоспособность экономики. Они позволяют производителям высокотехнологичной продукции успешно конкурировать на современном мировом (интеграционном) рынке.

В современном мире негативно оцениваются факты несоблюдения технических регламентов, неэтичного отношения к потребителям и т. д.

Технический регламент должен соответствовать ряду требований:

— содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента;

— содержать требования к характеристике продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания) и пр., но не к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия таковых не обеспечивается достижение целей технического регламента;

— технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции, а также зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент должен содержать требование информированности приобретателя о возможном вреде и обусловливающих факторах.

При выборе режима технического регулирования ориентир делается на ряд параметров — национальных и международных, имеющих важное значение:

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и/или места происхождения продукции (работ, услуг).

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Что касается международной практики, если международным договором в сфере технического регулирования установлены иные правила, по общей методологии применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятые на его основе национальные акты.

Исключение составляют случаи, если их применение невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям страны, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, например, если в соответствии с установленными процедурами страна выступала против принятия международного стандарта или его отдельного положения.

При выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.

Одно из наиболее значимых интеграционных объединений настоящего времени — ЕврАзЭС. Развивается в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества, подписанным 10.10.2000 в г. Астане (ред. от 06.10.2007), интегрирует: Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию.

К настоящему времени сформированы важнейшие институты и законодательная база сообщества (решения, международные соглашения, письма, приказы и пр.) как основа регулирования взаимодействия.

На начальном этапе прежде всего формируется нормативная база по экспортному контролю:

письмо ГТК РФ от 20.12.2002 N 01-06/50495 «О таможенном контроле товаров, обращающихся во взаимной торговле Российской Федерации и государств — членов ЕврАзЭС»;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 28.10.2003 «О едином порядке экспортного контроля государств — членов Евразийского экономического сообщества»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.09.2005 N 245 «О Правилах оформления лицензии на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю», и др.

В последующем одной из приоритетных выступает проблема технического регулирования, по которой принимается ряд законодательных актов:

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 24.03.2005 (с изм. от 12.12.2008) «Об основах гармонизации технических регламентов государств — членов Евразийского экономического сообщества»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.10.2006 N 321 «О Рекомендациях по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества»;

Соглашение правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер»;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 «О создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 N 27 «О международных договорах и иных нормативных правовых актах в сфере технического регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 38 «О техническом регулировании в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества»;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» (от 18.11.2010) и др.

Принимаются законодательные акты по важнейшим направлениям взаимодействия. В частности:

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 484 «О Соглашении о развитии в Евразийском экономическом сообществе международного лизинга сельскохозяйственной техники, машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, используемых в агропромышленных комплексах»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 483 «О Соглашении о сотрудничестве государств — членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 39 «О применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества» и др.

Можно выделить ряд законодательных актов по так называемым регулирующим механизмам. В числе важнейших:

«Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» (утв. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132) (ред. от 25.01.2012);

решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 333 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории»;

решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 59 «О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС»;

Соглашение от 09.12.2010 «О единых принципах и правилах конкуренции»;

Соглашение от 09.12.2010 «О единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий» и др.;

ряд решений по системе налогообложения и пр.

Важное решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 502 «О новой редакции Статуса Суда Евразийского экономического сообщества» (с изм. от 10.10.2011). Приведение в соответствие указанного параметра имеет принципиальное значение.

Таким образом, очевидно, что по мере развития экономических предпосылок формируются правовые механизмы, обеспечивающие поступательное экономическое развитие.

По мере необходимости национальные законодательства приводятся в соответствие с интеграционными требованиями.

В целом отношение к Евразийскому экономическому сообществу положительное. Здесь нет явно выраженных лидеров, опасных для менее развитых стран, имеются условия для конкурентного взаимодействия.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *