Правовая природа соглашения органа управления особой экономической зоной с резидентом

(Цирина М. А.) («Журнал российского права», 2013, N 2) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОГЛАШЕНИЯ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ С РЕЗИДЕНТОМ

М. А. ЦИРИНА

Цирина Мадина Ахметовна, старший научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Проведен анализ соглашения об осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны на предмет определения его правовой природы, сформулированы предложения по его совершенствованию, направленные на достижение эффективной цивилистической конструкции обеспечения защиты интересов частного инвестора.

Ключевые слова: инвестиции, особая экономическая зона, предпринимательская деятельность, орган управления, резидент, соглашение.

Legal nature of agreement between management body of special economic zone with resident M. A. Tsirina

In article analyzed the agreement regulatory agency of special economic zone with resident for definitions it legal nature and formulated the offers for it improvement directed to achieve effective civil constriction which is consist in provide protect the interests of the private investor.

Key words: investment, special economic zone, business activities, regulatory agency, resident, agreement.

Создание особых экономических зон (далее — ОЭЗ) получило широкое распространение в США, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Ирландии, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, КНР и других государствах. В настоящее время в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, офшорных, туристических и т. д.). В Российской Федерации функционируют 25 ОЭЗ, из которых 4 — промышленно-производственного типа («Алабуга», «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина») <1>, 4 — технико-внедренческого типа («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург») <2>, 3 — портового типа («Ульяновск Восточный», «Советская гавань», «Мурманск») <3>, 7 — туристско-рекреационного типа («Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «остров Русский») <4>. В совокупность ОЭЗ туристического типа (туристический кластер), действующих на территории Российской Федерации, входят ОЭЗ, расположенные в Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Дагестан <5>. ——————————— <1> См.: Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа», от 21 декабря 2005 г. N 782 «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа», от 12 августа 2010 г. N 621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа», от 16 декабря 2010 г. N 1032 «О создании на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа». <2> См.: Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа», от 21 декабря 2005 г. N 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа», от 21 декабря 2005 г. N 779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа», от 21 декабря 2005 г. N 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа». <3> См.: Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны», от 31 декабря 2009 г. N 1185 «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны», от 12 октября 2010 г. N 800 «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны». <4> См.: Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 3 февраля 2007 г. N 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 3 февраля 2007 г. N 68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 3 февраля 2007 г. N 72 «О создании на территории Иркутского района муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 3 февраля 2007 г. N 73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 3 февраля 2007 г. N 71 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», от 31 марта 2010 г. N 201 «О создании на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны». <5> См.: Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

Особые экономические зоны создаются в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций, расширения экспорта товаров и услуг, получения новых производственных и управленческих технологий, стимулирования научных разработок и инновационной деятельности, увеличения валютных доходов, что является необходимым условием для устойчивого роста экономики и повышения конкурентоспособности страны. Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, другие привилегии, что обеспечивает резидентам зон ряд конкурентных преимуществ. Так, по данным Минэкономразвития России, существующая в ОЭЗ система налогообложения обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды <6>. ——————————— <6> URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон N 116-ФЗ) предусматривает в качестве условия для приобретения индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями статуса резидента ОЭЗ и внесения соответствующей записи в реестр резидентов заключение с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности на территории таких зон. Соглашение об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ представляет собой договор, в котором одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность на территории ОЭЗ, а другая сторона (орган управления ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре. Следует отметить, что к такому соглашению в полной мере применимы общие положения о гражданско-правовом договоре, содержащиеся в гл. 27 ГК РФ. Существенным условием гражданско-правового договора выступают условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Предметом соглашения о ведении предпринимательской деятельности является осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности: 1) промышленно-производственная деятельность — производство и (или) переработка товаров (продукции), их реализация; деятельность по логистике — оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ); 2) технико-внедренческая деятельность — инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ); 3) туристско-рекреационная деятельность — деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ); 4) портовая деятельность — осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности: складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ; снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов; производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; и т. д. Исходя из предмета соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, можно выделить четыре вида соглашения: об осуществлении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ. При заключении соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ в обязательном порядке применяются типовые формы таких соглашений, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2012 г. N 209. В договорах, именуемых соглашениями, заключение которых чаще всего направлено на организацию предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций, как правило, участвуют различные государственные органы <7>. ——————————— <7> См.: Доронина Н. Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2012. N 1.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 116-ФЗ соглашение об осуществлении производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ заключается между резидентом ОЭЗ, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией. При этом правоспособность органа управления ОЭЗ вытекает не из общей гражданской правоспособности, а из правовых актов, закрепляющих полномочия таких органов. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 1 ст. 7 Закона N 116-ФЗ). В настоящее время уполномоченным органом в данной сфере является Минэкономразвития России <8>. ——————————— <8> См.: подп. 5.3.22 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437.

Частью 1 ст. 8 Закона N 116-ФЗ определены полномочия Минэкономразвития России в сфере управления ОЭЗ <9>. Органы управления ОЭЗ представляют в таможенный и налоговый органы в установленные сроки копии соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ (ч. 7 ст. 9 Закона N 116-ФЗ) и сообщают сведения о лишении лица статуса резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов ОЭЗ соответствующей записи (ч. 10 ст. 9 Закона N 116-ФЗ). ——————————— <9> К числу таких полномочий относятся: регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ; ведение реестра резидентов ОЭЗ; обобщение информации о результатах функционирования ОЭЗ; контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; выдача разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию и т. д.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ, осуществления контроля за реализацией этих планов ч. 4 ст. 7 Закона N 116-ФЗ предусматривается создание наблюдательного совета ОЭЗ <10>. Состав наблюдательного совета ОЭЗ утверждается Минэкономразвития России. ——————————— <10> Полномочия наблюдательного совета ОЭЗ определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 502.

Для осуществления функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории и управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости Минэкономразвития России вправе привлекать управляющую компанию (ч. 2 ст. 8 Закона N 116-ФЗ). Привлечение управляющей компании в лице открытого акционерного общества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, а также хозяйственного общества, созданного с участием такого ОАО в указанных целях, к управлению ОЭЗ обосновывается значительным числом полномочий управляющей компании по управлению такой зоной, взаимодействию с резидентами, в том числе по строительству инфраструктуры, привлечению резидентов особой экономической зоны и т. д. Другими словами, управляющая компания является обязательным субъектом соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ <11>. ——————————— <11> Подробнее об этом см.: Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Под ред. А. В. Гасумяновой, К. А. Михайловой, И. В. Пушкина. 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, органами управления ОЭЗ являются: уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регулирования ОЭЗ; наблюдательный совет ОЭЗ; управляющая компания ОЭЗ. Резидентами ОЭЗ могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления такой зоны соглашение о ведении предпринимательской деятельности, а также индивидуальный предприниматель (ст. 9 Закона N 116-ФЗ). Субъектный состав ОЭЗ определяется в зависимости от их типовой принадлежности. В частности, коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, может выступать в качестве резидента всех четырех типов ОЭЗ. При этом индивидуальный предприниматель в соответствии с положениями Закона N 116-ФЗ вправе быть резидентом только технико-внедренческой и туристско-рекреационной зон (ч. 2 ст. 9). На основе анализа субъектного состава соглашения по осуществлению предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ можно сделать вывод о многосторонности данного соглашения. Осуществление коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ не является основанием для признания их в качестве резидентов такой зоны. Важным условием является внесение таких субъектов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ (ч. 3 ст. 9 Закона N 116-ФЗ). При этом согласно ч. 10 ст. 12 Закона N 116-ФЗ резидент ОЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу. Еще одно существенное условие соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ — обязательства и права сторон такого соглашения. Так, в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ОЭЗ обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением о ведении деятельности, а также осуществлять инвестиции и капитальные вложения в объеме и сроки, которые предусмотрены таким соглашением (п. 1 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). В частности, резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов), при этом он обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 40 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности (ч. 3 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). В случае, если соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ предусматриваются строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, резидент портовой ОЭЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности обязуется осуществить капитальные вложения в рублях в сумме не менее чем: 1) 400 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, в том числе объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта или аэропорта, при этом резидент портовой ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 40 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности; 2) 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, при этом резидент портовой ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 40 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). Применение резидентом портовой ОЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности предусматривается соглашением об осуществлении деятельности, и его размер не может быть менее чем: 1) 30 млн. руб. при складировании товаров, их хранении, оптовой торговле, биржевой торговле товарами (включая подакцизные товары или минеральное сырье); 2) 10 млн. руб. при складировании товаров, не являющихся подакцизными товарами, хранении таких товаров, оптовой торговле, биржевой торговле ими; 3) 2,5 млн. руб. при осуществлении иной портовой деятельности (ч. 5 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). В случае, если соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ предусматривается строительство объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта или аэропорта и (или) реконструкция объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, резидент портовой ОЭЗ в течение срока, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности, обязуется осуществить разработку проектной документации, выполнить инженерные изыскания, провести государственную экспертизу проектной документации, выполнять функции заказчика и инвестора при строительстве и (или) реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта. Резидент ОЭЗ оказывает содействие органам управления ОЭЗ в части осуществления контроля за выполнением условий соглашения об осуществлении деятельности, в том числе обеспечивает беспрепятственный допуск должностных лиц органов управления ОЭЗ к объектам инфраструктуры такой зоны, принадлежащим ему и находящимся в границах ОЭЗ, представляет в органы управления ОЭЗ в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию. Рассматриваемое соглашение может считаться также инвестиционным в силу наличия обязанности резидента ОЭЗ осуществить инвестиции и капитальные вложения в ходе осуществления деятельности на территории таких зон. Соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ обладает чертами организационного характера, поскольку оставляет неурегулированное пространство, которое должно стать предметом будущих соглашений. В частности, уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти обязуется предоставить резиденту ОЭЗ в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту такой зоны требуется земельный участок <12>. Договор аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах ОЭЗ, заключается с резидентом такой зоны на срок действия соглашения об осуществлении деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом ОЭЗ (ч. 2 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). ——————————— <12> См.: Приказ Минэкономразвития России от 12 апреля 2006 г. N 95 (в ред. от 21 февраля 2011 г.) «Об утверждении примерных форм договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон».

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона N 116-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти организует выдачу необходимых разрешений на строительство объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта или аэропорта, а также на работы в акватории морского порта, речного порта, на территории аэропорта. Соглашение об осуществлении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ является консенсуальным, так как оно считается заключенным с момента достижения его субъектами согласия по всем условиям. Кроме того, наличие обоюдных обязанностей при заключении сторонами соглашения свидетельствует о взаимном характере такого соглашения. В отношении соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ также действуют положения ГК РФ о последствиях неисполнения обязательств одной из сторон договора. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. В случае неисполнения одной из сторон соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ обязательств, предусмотренных таким соглашением, сторона, чьи права нарушены, может потребовать в судебном порядке исполнения обязательства в натуре, возмещения убытков либо взыскания неустойки (ст. 15 ГК РФ). При решении споров, возникающих из соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, возникает ряд проблем, связанных как с разноуровневостью субъектов такого соглашения, так и с отсутствием в соглашении конкретизации условий разрешения конфликтов между его сторонами. На актуальность проблемы сбалансированности публичных и частных интересов в гражданских правоотношениях обращали особое внимание классики отечественной цивилистики <13>. ——————————— <13> Подробнее об этом см.: Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 97; Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 202; История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1988. С. 692 — 758.

Сохраняющаяся актуальность проблемы реализации принципа равноправия в гражданско-правовом регулировании взаимной ответственности государства и личности вполне обоснованна и содержит практические основания. Следует отметить, что 2/3 жалоб российских граждан, поступающих в Европейский суд по правам человека, — это жалобы по гражданским делам. Большинство из них касается неисполнения государством обязательств перед гражданами. Российские государственные суды при решении такого рода дел стараются защитить не личный, общественный, а именно государственный интерес. Такой же подход демонстрируют и многие представители других ветвей государственной власти, считающие интересы государства и государственной собственности превалирующими над интересами граждан и организаций иных форм собственности <14>. ——————————— <14> См.: Лаптев В. Наши люди в Страсбурге // Российская газета. 2004. 28 янв.; Зорькин В. Д. Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сб. ст. / Сост. П. Д. Баренбойм. М., 2004. С. 10.

С принятием во Франции Закона о модернизации экономики в августе 2008 г. Французский торговый кодекс был дополнен статьей, предусматривавшей в договоре ответственность стороны, действиями которой был нарушен баланс интересов. Основанием принятия такой статьи стало признание наличия проблемы в правовом регулировании коммерческих отношений, в которых экономическое неравенство влечет недостаточную защиту прав участника договорных отношений. В специальном законодательстве Российской Федерации, регулирующем договоры подобного рода, проблема решается путем включения условий о порядке их изменения и расторжения в целях достижения баланса интересов. Как и в концессионном договоре, в соглашении с резидентом ОЭЗ основная цель — создать обязательства для сторон в части осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций, а также гарантировать исполнение сторонами условий заключения соглашения, сохранение стабильности и неизменяемости его условий <15>. ——————————— <15> См.: Доронина Н. Г. Указ. соч.

По мнению Н. Г. Дорониной, гражданско-правовой договор является основным способом достижения необходимого баланса публичных и частных интересов в соглашениях об осуществлении деятельности на территориях ОЭЗ. И в целях обеспечения исполнения обязанностей по договору было бы целесообразно предусмотреть в нем ответственность сторон за действия, нарушающие баланс интересов, достигнутый при заключении договора. Представляется, что равенство сторон соглашения может быть также восполнено указанием в типовом соглашении об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ трех обязательных условий, направленных в первую очередь на обеспечение защиты частного инвестора: 1) оснований для выплаты компенсации в случае нарушения одной из сторон предусмотренных соглашением обязательств; 2) условий о порядке исчисления и выплаты компенсации в случае нарушения одной из сторон предусмотренных соглашением обязательств; 3) порядка разрешения споров. При решении вопроса о выборе суда для рассмотрения споров, возникающих из такого вида соглашений, третейский суд является наиболее эффективным способом урегулирования конфликтов ввиду того, что стороны самостоятельно могут договориться о виде арбитража (институциональный арбитраж, арбитраж ad hoc), а также выбрать арбитров, которым могут доверить разрешение конфликтов, и т. д. Кроме того, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» принятое третейским судом решение будет для сторон окончательным. В заключение отметим, что наряду с обеспечением льготного режима осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, гарантирующего заинтересованность иностранных компаний в осуществлении инвестиций в российскую экономику, необходимо повышение уровня их защищенности. В связи с этим улучшению инвестиционного климата в стране может способствовать совершенствование правового регулирования договорных отношений в части предоставления максимально возможных гарантий защиты интересов частных инвесторов.

Библиографический список

Доронина Н. Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2012. N 1. Зорькин В. Д. Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сб. ст. / Сост. П. Д. Баренбойм. М., 2004. История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1988. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Под ред. А. В. Гасумяновой, К. А. Михайловой, И. В. Пушкина. 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Лаптев В. Наши люди в Страсбурге // Российская газета. 2004. 28 янв. Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

——————————————————————

Название документа