Понятия в таможенном праве

(Ноздрачев А. Ф.) («Право и экономика», NN 10, 12, 1998)

ПОНЯТИЯ В ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ

/»Право и экономика», N 10, 1998/

А. Ф. НОЗДРАЧЕВ

Ноздрачев Александр Филиппович Доктор юридических наук, профессор. Специалист в области административного права, государственного управления. Родился 4 февраля 1940 г. в г. Ставрополь. Окончил юрфак МГУ. С 1965 г. работает во ВНИИСЗ — сегодня Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, руководитель отдела. С 1980 г. занимается преподавательской деятельностью. Публикации: «Административное право». / Учебное пособие. Изд. 1 — 1992. Изд. 2 — 1997; «Государственное использование и правовое регулирование». 1980. Соавтор более 20 коллективных монографий.

Существовавшая долгое время монополия государства на внешнеэкономическую деятельность отменена. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных законом. Либерализация внешнеэкономической деятельности существенно расширила круг предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц) и отдельных предпринимателей (граждан), получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. В связи с этим чрезвычайно возросла роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Государство устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимает таможенные платежи, утверждает таможенные правила, осуществляет другие виды управленческой деятельности и регулирования, относящиеся к таможенному делу и таможенной политике. Государство должно вести таможенное дело исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства, при помощи которых осуществляется таможенная деятельность, непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Правила, непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. Вот почему в последние годы в таможенной сфере разработана система нормативных актов, важнейшее место среди которых занимает Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18 июня 1993 года (далее — ТК РФ), и Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе». В таможенном законодательстве введены новые понятия, профессиональные термины, таможенные режимы, виды таможенных услуг, участники таможенных отношений и т. д. Получило развитие законодательство, закрепляющее основные особенности перемещения товаров в рамках СНГ. Поэтому исключительно актуальное значение приобретает изучение понятийного аппарата таможенного права и на этой основе выявление его основных содержательных разделов, тенденций возможного и реального развития. В предлагаемой статье дается системная характеристика основных понятий таможенного права в полном соответствии с внутренней структурой таможенного законодательства и, прежде всего, его базовых источников — Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Соответственно, все термины, отражающие основные понятия, сгруппированы по тематическим блокам (разделам), внутри которых они расположены в логической последовательности, определяемой таможенными процедурами и таможенным законодательством.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Термин «таможенное дело» (таможенная деятельность) происходит от слова «тамга» (тюрск. — монг.), которое употреблялось в России в XIII — XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова «тамга» в дальнейшем образовался глагол «тамжить», т. е. облагать товар пошлиной. В современном понимании «таможенное дело» — это сложное комплексное понятие, непосредственно связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей. В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. По таможенному Уставу СССР 1924 года (ст. 2) существо таможенного дела исчерпывалось «…борьбой с контрабандой на территории страны». В Таможенном кодексе СССР 1928 года (ст. 1 — 2) <*> таможенное дело определялось как выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли. В Таможенном кодексе СССР 1964 года (ст. 2) <**> определение таможенного дела включало в себя следующие элементы: «…контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой». ——————————— <*> СЗ СССР. 1929. N 1. Ст. 1 — 2. <**> ВВС СССР. 1964. N 20. Ст. 242.

В Таможенном кодексе СССР 1991 года содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее своему времени — перестройке, для которого были характерны расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте статьи 1 указанного Кодекса понятием таможенного дела охватывалось: «Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики…». Характерная особенность данного определения таможенного дела состоит в том, что оно не включает в него таможенную политику. Под таможенным делом в Таможенном кодексе РФ 1993 года (ст. 1) понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Такое определение таможенного дела признается удачным. Оно достаточно полно отражает содержание таможенной деятельности и соответствует структуре ТК РФ <*>. ——————————— <*> Таможенное право. / Отв. ред. Б. Н. Габричидзе. — С. 3; Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права.

Структура таможенного дела по Таможенному кодексу Российской Федерации

— Таможенная политика; перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств; таможенные режимы; таможенно — тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. — Дознание и оперативно — розыскная деятельность таможенных органов; борьба с нарушениями таможенных правил и применение мер ответственности за эти нарушения. — Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение; информирование и консультирование; принятие, аннулирование, изменение или отзыв предварительных решений; обращение в собственность государства и распоряжение товарами и транспортными средствами; обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; регулирование прохождения службы в таможенных органах. Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления, их изменения и дополнения, что получит адекватное отражение и в содержании таможенной деятельности. Но каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства. Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов — за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации. Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы собственного суверенитета; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации. Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите: государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, оперативно — розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности.

Таможенное дело — монополия государства

Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции по управлению таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей, для решения вопросов развития экономики страны и ограждения ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов — спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т. д.

Таможенное дело — предмет ведения Российской Федерации

Конституция РФ (п. «ж» ст. 71) относит к ведению Российской Федерации таможенное регулирование. В свою очередь, ТК РФ (ст. 1) таможенное дело в целом относит к ведению федеральных органов государственной власти. Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. В статье 8 Конституции РФ установлено: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». На территории Российской Федерации «…не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране в Конституции РФ предусмотрены соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, таможенных пошлин и сборов (п. «ж», «з» ст. 71; ч. 1 п. «н» ст. 72; ст. 73; ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно пункту «в» статьи 106 Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Основное направление дальнейшего развития таможенного дела в Российской Федерации — гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ст. 2 ТК РФ). В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции ТК РФ (ст. 4) устанавливает, что Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Таможенное дело тесно связано с внешними связями, с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров Российской Федерации и способствует их реализации. В ТК РФ (ст. 6) установлено, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора Российской Федерации, если в ТК РФ и в других актах законодательства Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Таможенная политика — это органичная составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 2 ТК РФ). Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта). Основным средством осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства. В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику. Основные цели таможенной политики: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово — политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации. Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» основными принципами внешнеторговой деятельности являются: — единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации; — единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; — единство политики экспортного контроля; — единство таможенной территории Российской Федерации; — приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; — равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация; — защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; — исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли. Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т. д. Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин. С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ И ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т. е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешней экономической деятельности. Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы. В соответствии с ТК РФ (ст. 3) составными частями российской таможенной территории являются: сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Сухопутная территория российского государства — это вся суша, находящаяся в пределах его границ. Согласно Закону Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» к внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России. Территориальные воды (море) — это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Острова за пределами территориальных вод, как правило, принадлежат ближайшему прибрежному государству. Воздушную территорию Российской Федерации составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касается космоса. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. На континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет свои суверенные права. В Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 5) установлено, что Российская Федерация на континентальном шельфе обладает исключительным правом сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. В районе континентального шельфа Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками, сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. В отношении исключительной экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, что и в отношении континентального шельфа. Исключительная экономическая зона рассматривается как часть открытого моря с изъятиями в пользу прав прибрежного государства. Указанные права и юрисдикция — это не результат территориального верховенства (суверенитета) государства над районами зоны, а следствие международной договоренности, т. е. эти права и юрисдикция имеют международно — правовое происхождение и Конвенционную основу. ТК РФ (ст. 3) устанавливает, что таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российской Федерации обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. В таможенную территорию не входят отдельные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады. Свободная таможенная зона — это территория, на которой иностранные товары размещаются и используются в соответствующих границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Российские товары размещаются и используются на указанных территориях в соответствии с условиями, применяемыми при экспорте. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ). С точки зрения таможенного права они находятся за пределами таможенной границы. Вместе с тем из общего правила о выведении свободных таможенных зон и свободных складов за пределы таможенной территории имеются исключения, которые устанавливаются ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. Пример подобного исключения предусмотрен в Федеральном законе от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В соответствии со статьей 1 этого Закона особая экономическая зона в Калининградской области является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно в силу особенностей правового режима, предусмотренных статьей 7 Закона, территория Калининградской особой экономической зоны, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, включена в состав таможенной территории Российской Федерации. На определение таможенной территории существенное влияние оказывает создание таможенных союзов. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы (ст. 4 ТК РФ). Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими таможенными границами, со свободным обращением товаров на ней, с едиными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к другим странам. В генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) создание единой таможенной территории закреплено в качестве одного из важнейших международно — правовых требований к таможенному союзу. Поэтому таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их союз дает единую союзную таможенную территорию. Примером создания таможенных союзов может служить Бенилюкс — таможенно — экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948). В январе 1995 года был создан таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Он явился важной формой экономической интеграции независимых государств в рамках СНГ. Пределы таможенной территории государства определяются таможенной границей: «Таможенная граница — граница таможенной территории Российской Федерации» (ст. 5 Закона «О таможенном тарифе»). Таможенная граница практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны. Однако во всех случаях понятие таможенной границы не совпадает с понятием государственной границы. Государственная граница представляет собой реальную линию на местности и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной границы. Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются: «Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов…» (ст. 3 ТК РФ). Принято различать внешнюю и внутреннюю границы. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов. На внешней таможенной границе действует административно — таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками. Внутренние таможенные границы образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Они проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно — правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной таможенной зоны, свободного склада рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно — пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.

/»Право и экономика», N 12, 1998/

ТОВАРЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ И ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

В общеупотребительном смысле товар — это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли — продажи. В таможенном праве термином товар обозначается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением того, что предусмотрено таможенным законодательством). При этом не имеет значения, с какой целью данные товары перемещаются: для продажи, бартера, демонстрации, потребления и т. д. Под имуществом подразумеваются любые предметы, перемещаемые через таможенную границу. Валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Согласно действующему в РФ законодательству валютными ценностями являются: — иностранная валюта; — выраженные в иностранной валюте платежные документы (чеки, векселя и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства; — драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий и др.) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий; — природные драгоценные камни — алмазы, рубины и др. в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных изделий из этих камней. Перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с валютным законодательством РФ. Электрическая, тепловая и иные виды энергии как предметы, обладающие количественной и качественной определенностью, являются объектом гражданских прав (ст. 539 — 548 ГК РФ). Поэтому ТК РФ (п. 1 ст. 18) определенно называет все виды энергии движимым имуществом в смысле объекта таможенного права. Что касается транспортных средств, то товаром в таможенном праве признаются не все перемещаемые через таможенную границу транспортны е средства. Не являются товаром транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. В таможенном праве существенное значение имеет происхождение товара. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товара может пониматься также группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для определения происхождения товара. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: — полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах; — живые животные и растительная продукция, выращенные на ее территории; — продукция, полученная или произведенная от выращенных животных, охотничьего, рыболовного и морского промыслов; — вторичное сырье и отходы производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также все другие товары, произведенные в данной стране исключительно из указанной продукции. Критерием достаточной переработки товара в данной стране считается: изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре, выполнение производственных или технологических операций, достаточных, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; правила адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара. По этим правилам российскими считаются товары, созданные или переработанные в соответствии с установленными критериями на территории РФ. Согласно пункту 2 статьи 18 ТК РФ российскими товарами признаются также иностранные товары, выпущенные в свободное обращение на территории РФ. Под выпуском товаров в свободное обращение понимается распоряжение без таможенного контроля на таможенной территории РФ или за пределами этой территории товарами и транспортными средствами, пропущенными через таможенную границу без обязательства об их вывозе. Все остальные товары признаются в таможенном праве как иностранные. Не могут признаваться в качестве российских товаров иностранные товары, подвергшиеся на таможенной территории операциям, не отвечающим критерию достаточной переработки. Такого рода операциями считаются: операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (сортировка, упаковка и т. д.); простые сборочные операции; смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих. Документом подтверждения товара из данной страны является сертификат о происхождении товара — письменный документ, выдаваемый уполномоченным органом или учреждением (торгово — промышленными палатами, ассоциациями производителей и др.) и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны. Он включает в себя: письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения; письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности. Закон РФ «О таможенном тарифе» содержит перечень случаев, когда при ввозе товара в Россию сертификат о происхождении товара представляется обязательно. При вывозе товаров с таможенной территории РФ сертификат о происхождении товара выдается в тех случаях, когда его необходимость зафиксирована в соответствующем контракте, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрена международными обязательствами России. В таможенных целях все товары, обращающиеся в международной торговле, систематизированы в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД РФ). ТН ВЭД РФ представляет собой перечень наименований, описаний и кодов товаров. Они объединены в разделы и группы по признаку происхождения (промышленные, растительные и т. д.) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). ТН ВЭД построена на основе и в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатурой Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Указанная международно — правовая основа товарной номенклатуры применяется в РФ с 1991 года. ТН ВЭД РФ определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Непосредственное ведение и совершенствование ТН ВЭД осуществляется таможенными органами, являясь одной из основных их функций (ст. 216 — 218 ТК РФ). Они обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы и приводят номенклатуру в соответствие с ее международной основой; осуществляют опубликование ТН ВЭД РФ; разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию номенклатуры и публикуют их; осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД РФ. 3 ноября 1995 года в Москве подписано Соглашение о единой ТН ВЭД Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) на базе ГС. Ведение ТН ВЭД СНГ также возложено на таможенные органы РФ. Товаром в таможенном праве признается не любое движимое имущество, а только перемещаемое через таможенную границу РФ. Под перемещением через таможенную границу РФ понимаются действия по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Перемещение через таможенную границу классифицируется как фактическое пересечение таможенной границы в случае ввоза товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ, а также их ввоза с территории свободных экономических зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе их с указанной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещением через таможенную границу считается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства. Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования. Перемещение товаров через таможенную границу вне определенных таможенными органами мест, вне установленного времени производства таможенного оформления, с сокрытием от таможенного контроля и т. п. является квалифицирующими признаками, предусмотренными УК РФ и ТК РФ, таможенных преступлений, а также предусмотренных ТК РФ нарушений таможенных правил.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Под принципами перемещения через таможенную границу понимаются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники отношений ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности). Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ изложены в главе 3 ТК РФ. Именно в этом качестве основные принципы имеют значение фундаментальных правовых требований, обязательных для исполнения и соблюдения. Они образуют основу правового регулирования перемещения товаров и транспортных средств, таможенного оформления и таможенного контроля. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств — основополагающий принцип, закрепленный в статье 19 ТК РФ. Суть его в том, что все лица (граждане и юридические лица) на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств. Юридическое равенство признается за всеми лицами, перемещающими товары, независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК РФ, от собственного имени. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ и другими актами РФ на уровне закона. В законах РФ могут быть предусмотрены определенные ограничения в отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, для защиты общественного порядка и нравственных устоев общества. Осуществление гражданского права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Запреты на ввоз и вывоз отдельных товаров

В ТК РФ установлены основания, по которым может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из нее отдельных товаров и транспортных средств. К ним относятся: соображения государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений и др. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств является открытым. Он может быть изменен или дополнен согласно законодательным актам и международным договорам РФ. Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат незамедлительному вывозу или возврату. В соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 20) ввезенные или вывезенные вопреки установленному запрету товары и транспортные средства должны быть незамедлительно вывезены за пределы РФ либо возвращены на ее территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающее товары, либо перевозчик (ч. 3 ст. 20 ТК РФ).

Ограничения на ввоз и вывоз товаров

В ТК РФ (ст. 21) предусматривается, что наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть применены различные ограничения. Законодательство РФ устанавливает ограничения исходя из соображений экономической политики, международных обязательств РФ, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим, достаточно важным основаниям. При установлении таких ограничений ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под их действие, производится таможенными органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных законодательством и международными договорами РФ. В настоящее время установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.

Право выбора таможенного режима

Перемещение товаров через таможенную границу РФ может осуществляться только в соответствии с предусмотренными ТК РФ (ст. 22, 23) и другими актами законодательства РФ правилами — так называемыми таможенными режимами. Таможенный режим представляет собой совокупность условий, определяющих статус перемещаемых через таможенную границу РФ товаров. Такие условия касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и предоставления льгот, определения пределов прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию РФ, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы, а также ряда других вопросов. Право выбора таможенного режима предоставлено лицу, перемещающему товары. По его заявлению один таможенный режим может быть заменен другим. При выборе режима подлежат учету назначение и характер товара, цели его ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и некоторые другие обстоятельства.

Обеспечение сохранности товаров

При осуществлении таможенных операций органы, к которым в связи с этим поступают товары и транспортные средства, обязаны обеспечить их сохранность. ТК РФ предусматривает обязательства, при которых такая ответственность не наступает. Общим для всех таможенных режимов является правило, предусматривающее освобождение от ответственности за несохранность товаров, если это вызвано аварией или обстоятельствами непреодолимой силы. Не несут соответствующие органы ответственности и за недостачу товаров, образовавшуюся в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки и хранения.

Определенность места и времени пересечения таможенной границы РФ

Этот принцип выражен в статье 27 ТК РФ, согласно которой пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов в РФ товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу РФ только по согласованию с таможенными органами.

Условный выпуск товаров

Этот принцип перемещения товаров и транспортных средств изложен в статье 29 ТК РФ. Суть его состоит в передаче таможенными органами товаров и транспортных средств после их таможенного оформления в распоряжение лица, обязавшегося соблюдать установленные ограничения, требования или условия. Так в части 1 статьи 29 ТК РФ установлено, что условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в каких предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства РФ.

ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тарифное регулирование в таможенном деле — это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара с этой территории. В ТК РФ состав таможенных платежей определяется дважды. В статье 18 ТК РФ к их числу отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. В статье 110 ТК РФ приведен закрытый перечень, включающий 11 видов таможенных платежей. Однако в последующем этот перечень неоднократно дополнялся и в настоящее время содержит 14 видов таможенных платежей. Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенный тариф

Это ключевой элемент тарифных мер регулирования. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ установлены Законом РФ от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе». Основные цели таможенного тарифа: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ, поддержание рационального соотношения вывоза товаров и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику и др. Основные элементы таможенного тарифа: таможенная пошлина; ставки таможенных пошлин; таможенная стоимость товара; тарифные льготы (тарифные преференции, тарифные привилегии). Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина взимается без встречного удовлетворения, т. е. не представляет собой плату за услуги. Основной принцип регулирования таможенно — тарифных отношений — принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Он запрещает субъектам таможенно — тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом. В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» (ст. 3) допускается установление тарифных льгот и преференций по таможенному тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок установления тарифных льгот определяется Правительством РФ. При этом тарифные льготы не должны носить индивидуального характера (за исключением случаев, предусмотренных ст. 35, 36 и 37 Закона «О таможенном тарифе»). Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление преференций в отношении товаров: происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций РФ, например Албания, Алжир, Куба, Монголия и др. Таможенные привилегии — это преимущества, предоставляемые определенным физическим, должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или других платежей, либо упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур. Указанные льготы представляются дифференцированно, согласно указаниям ТК РФ. Таможенные пошлины классифицируются по разным критериям. По объекту взимания различают: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в РФ не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике (ст. 14 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов. Вывозные пошлины выполняют фискальную функцию таможенно — тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены. В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Отдельную графу образуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим законодательством предусматривается уплата не только таможенных пошлин, но и иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер регулирования. Все виды таможенных платежей и порядок их взимания таможенными органами регламентируются ТК РФ (разд. III) и другими законами РФ. Так, применение налога на добавленную стоимость (НДС) к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии со статьей 112 ТК РФ и Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость». Применение акцизов к товарам, перемещаемым через таможенную границу, осуществляется в соответствии со статьей 113 ТК РФ и Законом РФ «Об акцизах» и т. д.

Исчисление таможенных платежей

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. В РФ определяется по методам, установленным Законом РФ «О таможенном тарифе» и ТК РФ (ст. 117).

Плательщики таможенных платежей

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иными лицами в соответствии с ТК РФ. Общее правило состоит в том, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Сроки уплаты таможенных платежей

Таможенные платежи уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

Порядок уплаты таможенных платежей

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т. д. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, перечисляющему указанные платежи на счета таможенных органов.

Валюта, в которой уплачиваются таможенные платежи

Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

Взыскание таможенных платежей и меры ответственности

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке.

МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами. К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. Правовые основания запрещения ввоза в РФ и вывоза из РФ отдельных товаров и транспортных средств установлены в ТК РФ (гл. 3). В ТК РФ (ст. 20) приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т. п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 19) установлен общий порядок наложения запрета на осуществление экспортных и/или импортных операций исходя из национальных интересов. Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения — ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени — ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование — количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения — ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран. Общие основания и порядок введения ограничений на ввоз и вывоз товаров установлены в статье 21 ТК РФ, в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и в других законодательных актах. Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений (ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензирование в таможенном деле — разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Соответственно различаются лицензии ввозные, вывозные и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным на то государственным органом. В РФ государственным органом, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, является Министерство внешних экономических связей РФ, разрешение на транзит товаров выдают таможенные органы РФ. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанного в них срока. Товары, подлежащие лицензированию, принимаются к таможенному оформлению только при наличии лицензии или надлежаще заверенной ее копии. В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно — технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. Крайними мерами экономической политики являются таможенная блокада и эмбарго. Таможенная блокада может осуществляться путем приостановки выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т. д. Цель такой меры — нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго — запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике применяется как средство экономического или финансового давления, как форма репрессий. Эмбарго служит основанием для приостановки или прекращения экспортно — импортных операций, выполнения всех или некоторых конкретных обязательств в таможенной сфере. Меры экономической политики, в отношении ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, устанавливаются в актах не только российского, но также и в источниках международного права: например, в международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и др.). О существовании последних (и содержащихся в них мерах) ГТК России доводит до сведения подчиненных таможенных органов. Акты законодательства, устанавливающие меры экономической политики, подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до их введения в действие, за исключением законов, в отношении которых предусмотрен иной порядок вступления в силу. Указы Президента РФ о перечнях (списках) товаров, подлежащих экспортному контролю, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается таможенными органами при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются. Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке лишь убытков, связанных с участием РФ в международных санкциях, за счет федерального бюджета (ст. 21 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

——————————————————————