Из практики прокурорского надзора по гражданским делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 1999, N 9)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Поскольку обязанность по уплате таможенных платежей не является мерой ответственности за нарушение таможенных правил, к отношениям по уплате таможенной пошлины не может быть применено правило ч. 2 ст. 234 Таможенного кодекса РФ об обратной силе актов, смягчающих или отменяющих ответственность за нарушение таможенных правил.

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Воронцову о взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей, ссылаясь на то, что в мае 1995 г. ответчик ввез на территорию России из Германии автомашину БМВ с освобождением от уплаты таможенных платежей. При таможенном оформлении автомашины Воронцову было выдано таможенное удостоверение, в котором указано, что автотранспортное средство ввезено беспошлинно и передача его в пользование другим лицам запрещена.

В техническом паспорте также сделана отметка о том, что отчуждение и передача в пользование автомашины другим лицам производится с разрешения таможни.

В нарушение таможенных правил Воронцов передал автомашину по нотариально удостоверенной доверенности Воронину с правом управления машиной и продажи транспортного средства.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти исковые требования удовлетворены частично.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

Постановлением президиума Самарского областного суда протест прокурора области был оставлен без удовлетворения.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с неправильным толкованием и применением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест удовлетворила, указав следующее.

В соответствии с Общими правилами перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, которые утверждены Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15 августа 1994 г., лица, работающие на судах загранплавания, могут ввозить на территорию России без уплаты таможенных платежей транспортное средство при условии, что оно в течение двух лет не будет отчуждено, передано во владение, пользование другому лицу (кроме членов семьи). Передача транспортных средств в пользование или владение другим лицам, равно как и их отчуждение до истечения двух лет, допускается с разрешения таможни при условии внесения таможенных платежей. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что, передав автомашину другому лицу, Воронцов допустил нарушение таможенных правил и должен уплатить таможенную пошлину.

Вместе с тем, исчислив подлежащую уплате ответчиком таможенную пошлину в соответствии с действовавшим на момент рассмотрения дела Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» по ставке 0,3 экю за 1 куб. см объема двигателя, суд не учел того, что ставки таможенных платежей определяются в соответствии с нормативами, действовавшими на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации, а не на момент рассмотрения спора в суде.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенные пошлины относятся к налогам. В соответствии с ч. 3 ст. 1 названного Закона законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

Поскольку обязательство по уплате таможенной пошлины не является мерой ответственности за нарушение таможенных правил, к отношениям по уплате таможенной пошлины не может быть применено правило ч. 2 ст. 234 Таможенного кодекса РФ об обратной силе актов, смягчающих или отменяющих ответственность за нарушение таможенных правил.

Из материалов дела усматривается, что обязательство по уплате таможенных платежей у ответчика возникло 29 мая 1995 г. В связи с этим, в силу ч. 2 ст. 5 Таможенного кодекса РФ к данному обязательству должны были быть применены те нормативные правовые акты, которые действовали на момент неправомерной передачи ответчиком автомашины другому лицу, а именно Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности», на основании которого произведен расчет суммы таможенных платежей в исковом заявлении Архангельского транспортного прокурора.

Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 27 апреля 1999 г. решение районного суда и постановление президиума областного суда отменила и вынесла по делу новое решение об удовлетворении по праву требований Архангельского транспортного прокурора о взыскании с Воронцова в доход государства таможенной пошлины в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». В части определения конкретной суммы таможенных платежей, подлежащих взысканию с Воронцова в доход государства, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

——————————————————————