Уклонение от уплаты таможенных платежей

(Чучаев А., Иванова С.)

(«Российская юстиция», N 10, 1999)

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

А. ЧУЧАЕВ, С. ИВАНОВА

А. Чучаев, директор Института права и госслужбы Ульяновского госуниверситета, профессор.

С. Иванова, старший преподаватель Ульяновского госуниверситета.

25 июня 1998 г. в ст. 194 УК РФ внесены изменения. Ее ч. 1 изложена в редакции, которая, не меняя существа уголовно — правового запрета, уточняет субъектов уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенного в крупном размере. Понятие организации в данном случае употребляется в широком смысле слова. Имеются в виду предприятия, организации и учреждения, вступающие в таможенные правоотношения. В примечании к ст. 198 УК предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности, если преступление, предусмотренное ст. 194 УК, оно совершило впервые, способствовало его раскрытию и полностью возместило причиненный ущерб.

При описании предмета преступления законодатель пользуется понятием «таможенные платежи». Его содержание раскрывается в ст. 18 Таможенного кодекса РФ (ТК), в соответствии с которой под таможенными платежами понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами. Статья 110 ТК конкретизирует это понятие. В ней перечисляется 11 видов таможенных платежей.

Первой среди таможенных платежей называется таможенная пошлина. Ее дефиницию ТК и Закон РФ «О таможенном тарифе» формулирует в самых общих чертах. В ст. 18 ТК она определяется как платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако не весь трансграничный оборот подлежит обложению таможенной пошлиной. Некоторые виды товара освобождаются от ее уплаты. Таможенная пошлина по существу представляет собой одну из разновидностей косвенных налогов.

Второй вид таможенных платежей — налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно ст. 112 ТК применение НДС к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК и Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость». При решении вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в виде НДС необходимо учитывать, что по большому числу товарных позиций предоставляется освобождение от его уплаты.

Акцизы как вид таможенных платежей в таможенном законодательстве не определяются. Согласно ст. 113 ТК применение акцизов к товарам, ввозимым и вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с ТК и Законом РФ «Об акцизах». Положения указанных законодательных актов детализированы в Инструкции Государственной налоговой службы от 17 июля 1995 г. «О порядке исчисления и уплаты акцизов», а также в Приказе ГТК России от 25 апреля 1997 г. «О взимании акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Кроме того, порядок исчисления акцизов с товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, установлен Временной инструкцией «О взимании таможенных платежей», которую следует применять с учетом изменений, содержащихся в более поздних нормативных актах.

Статья 114 ТК регулирует таможенные сборы за таможенное оформление, которое представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенные таможенные режимы и завершение действия этих режимов. Сборы взимаются, во-первых, за оформление на таможне товаров, в том числе и перемещаемых не для коммерческих целей, ввозимых или вывозимых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях; во-вторых, за таможенное оформление транспортных средств. За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов указанные сборы уплачиваются в двойном размере.

ГТК вправе уменьшать указанные в ст. 114 ТК размеры сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях — изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы. Их размеры устанавливаются ГТК исходя из средней стоимости оказанных услуг (ст. 115 ТК). Региональным таможенным управлениям предоставлено право устанавливать дифференцированные размеры платежей за хранение.

В ст. 116 ТК регламентирован порядок взимания сборов за таможенное сопровождение товаров, которое означает сопровождение товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов. Размеры данных таможенных сборов определены в Приложении к Приказу ГТК от 27 декабря 1994 г. «О таможенном сопровождении товаров».

Содержание остальных таможенных платежей, основание, размеры и порядок их уплаты в разделе III («Таможенные платежи») ТК не раскрываются. И, как нам представляется, сделано это не случайно. Дело в том, что таможенное законодательство предусматривает два их вида: платежи, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; иные платежи в сфере таможенного дела. Однако это обстоятельство в уголовном праве не учитывается, хотя оно имеет принципиальное значение для решения вопроса об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. В юридической литературе при анализе рассматриваемого преступления предмет посягательства либо просто называется — «таможенные платежи», либо дополнительно к этому перечисляются их виды.

На наш взгляд, содержание этого понятия несколько уже, оно не охватывает все таможенные платежи, а ограничивается лишь теми, которые непосредственно связаны с ввозом или вывозом товара или транспортных средств с таможенной территории и являются неотъемлемым условием их перемещения через таможенную границу. Уклонение от уплаты таможенной пошлины, НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров и таможенное сопровождение составляют суть рассматриваемого преступления, определяют его общественную опасность. Согласно ст. 401 ТК средства, полученные от взимания указанных платежей, вносятся в федеральный бюджет. Стало быть, лицо, уклоняясь от их уплаты, посягает на выполнение таможенными органами фискальной функции.

Другие таможенные сборы — сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление их действия, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия, плата за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах — обусловлены иными действиями, хотя и находящимися в сфере таможенного дела. Имеющиеся в литературе разъяснения относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необоснованно расширяют круг таможенных платежей, уклонение от уплаты которых образует рассматриваемое деяние. Возможно, обусловлено это недостаточно конкретной формулировкой диспозиции нормы. Следовало бы внести в ее текст уточнение, ограничивающее перечень платежей, например: «уклонение от уплаты таможенных платежей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу…». Подобная реконструкция ст. 194 УК наиболее точно бы фиксировала социальную направленность преступления, его общественную опасность, причины, обусловившие криминализацию деяния.

Второй способ менее радикален, однако и он позволяет правоприменительной практике получить ориентиры в определении предмета посягательства. Его суть заключается в принятии Верховным Судом РФ постановления по этой категории дел с разъяснением понятия таможенных платежей в смысле ст. 194 УК.

Общие условия исчисления и уплаты таможенных платежей изложены в главе 20 ТК. Статья 117 ТК устанавливает, что основой для их исчисления является таможенная стоимость. Порядок ее определения закреплен в Законе РФ «О таможенном тарифе». Особенностью исчисления НДС является то, что объект налогообложения — таможенная стоимость увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам — и на сумму акциза.

Таможенная пошлина, налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если же декларант, нарушая требования ст. 171 ТК, подал ее не вовремя, сроки уплаты исчисляются со дня истечения срока подачи декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием декларации. В отношении сроков уплаты некоторых видов сборов существуют особые правила.

Порядок уплаты таможенных платежей установлен в ст. 120 ТК. По общему правилу они уплачиваются таможенному органу. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое затем перечисляет их на счета таможенных органов.

Для подакцизных товаров, подлежащих маркировке, предусмотрен особый порядок уплаты. Частично это делается при покупке акцизных марок. Неоплаченная сумма таможенных платежей обеспечивается залогом, гарантией банка или внесением причитающихся сумм на депозит. При таможенном оформлении оставшаяся часть уплачивается в общеустановленном порядке.

При решении вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необходимо учитывать, что таможенное законодательство допускает отсрочку и рассрочку уплаты таможенных платежей. Они не предоставляются лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты (ст. 121 ТК).

Объективная сторона состава преступления состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Уклонение — преднамеренный отказ плательщика таможенных платежей уплатить их в установленные таможенным законодательством сроки. Не имеет значения, полностью или частично утаен объект платежа либо о нем имелась полная информация. Лицо может уклоняться от уплаты платежей одного или нескольких видов. В последнем случае необходимо, чтобы сумма неуплаты, составляющая крупный размер, охватывалась единым умыслом виновного.

Способы совершения преступления в законе не указаны, они могут быть различными и на квалификацию не влияют. Между тем ст. 282 ТК указывает некоторые формы такого уклонения.

Понятие крупного размера дается в примечании к ст. 194 УК. При его определении следует иметь в виду таможенные льготы. Так, в главах 30 и 31 ТК они устанавливаются для представительств иностранных государств, их работников и иных иностранных лиц (дипломатических и консульских курьеров, представителей и членов делегаций иностранных государств и т. д.). Кроме того, имеются тарифные льготы (преференции), под которыми понимаются предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики России льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

По конструкции состав рассматриваемого посягательства является формальным, он считается оконченным в момент совершения деяния.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель в законе не указаны, влияния на квалификацию не оказывают. По существу они могут быть различными, однако, как правило, характеризуются корыстной направленностью.

По ст. 194 УК ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций, по должности обязанные обеспечивать уплату таможенных платежей, и физические лица. В обоих случаях речь идет о специальном субъекте. При его определении необходимо исходить из требований таможенного законодательства. Так, согласно ст. 118 ТК таможенные платежи уплачиваются декларантом либо иным лицом. Декларант — обобщающее понятие. Его содержание раскрывается в ст. 18 ТК: «декларант — лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени». Таможенным брокером является предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (ст. 157 ТК).

Законодательство не формулирует понятие «иных лиц», обязанных уплачивать таможенные платежи. По нашему мнению, его необходимо раскрывать с учетом трех обстоятельств: разъяснений основных понятий, используемых в ТК (ст. 18), вида таможенного режима товаров и транспортных средств (ст. 23), вида таможенных платежей (ст. 110).

Применительно к организациям, о которых говорится в законе, при привлечении их работника к ответственности необходимо дополнительно установить, лежала ли на нем обязанность по производству расчета и уплате таможенных платежей.

Статья 118 ТК допускает возможность уплаты таможенных платежей любым заинтересованным лицом (кроме случаев, оговоренных в законе). Последнее не может выступать субъектом преступления, поскольку это является его правом, а не закрепленной в законе обязанностью. Обязанность по уплате также продолжает оставаться на плательщике таможенных платежей.

Одним из квалифицирующих признаков является совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору. Содержанием сговора должны охватываться по крайней мере три обстоятельства: способ и цель совершения деяния, размер неуплаты таможенных платежей.

Если наряду с плательщиком таможенных платежей в совершении преступления принимало участие должностное лицо, злоупотребившее должностными полномочиями, имеет место совокупность преступлений, охватываемых ст. ст. 34, 194 и ст. 285 УК.

В п. «б» ч. 2 ст. 194 УК в качестве квалифицирующего признака рассматривается прежняя судимость виновного за преступления, которые являются однородными в юридическом смысле и схожими в социальном аспекте, — все они выражаются в уклонении от уплаты обязательных платежей и налогов. Понятие неоднократности (п. «в» ч. 2 ст. 194 УК) раскрывается в ч. 1 ст. 16 УК. Уклонение от уплаты таможенных платежей не признается неоднократным, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК) или согласно примечанию к ст. 198 УК. Внесенные в ч. 2 ст. 194 УК изменения делают невозможной квалификацию преступления как совершенного неоднократно, если лицо за уклонение от уплаты таможенных платежей уже было судимо. В этом случае повторение преступления квалифицируется как совершенное лицом, ранее судимым за совершение преступления, предусмотренного ст. 194 УК. Содержание особо крупного размера раскрывается в примечании к ст. 194 УК.

——————————————————————