Порядок без порядка

(Носов А.)

(«Бизнес-адвокат», N 6, 2000)

ПОРЯДОК БЕЗ ПОРЯДКА

А. НОСОВ

Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является установленный законодательством Российской Федерации порядок вступления в силу нормативных правовых актов. Исключительно фактом вступления в силу определяется возможность применения указанных актов для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, наступления определенных правовых последствий, а также ссылки на нормативные правовые акты при разрешении возникших споров.

Несмотря на достаточно детальное регулирование данного вопроса законодательством Российской Федерации, нередко возникают ситуации неоднозначного толкования и применения законодательства, существенным образом влияющие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов, что во многом характерно для налоговых и административных правоотношений.

Так, 2 ноября 1999 г. одной из таможен московского региона на экспортируемые АКБ «КРОМБАНК» аффинированное золото и серебро были начислены экспортные таможенные пошлины в размерах, рассчитанных в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198 ставками, общая сумма которых составила более 6 миллионов рублей. При начислении таможенной пошлины сотрудники таможенного органа руководствовались телетайпограммой ГТК России от 29 октября 1999 г. N Т-20907, согласно которой таможенные органы, начиная с 29 октября 1999 г., должны применять ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ.

Значительная сумма начисленных таможенных платежей просто-таки обязывает налогоплательщика проверить правомерность их начисления, которая изначально определяется возможностью применения нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность и условия уплаты конкретного вида налога.

В приведенной ситуации банк, осуществляющий экспорт товаров, является участником внешнеэкономической деятельности, а правоотношения по перемещению товаров через границу Российской Федерации регулируются таможенным законодательством.

Согласно общему правилу, закрепленному в ст. 5 Таможенного кодекса РФ, в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации.

Вступление в силу актов (в том числе постановлений) Правительства РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763. Указанными документами установлен порядок вступления в силу постановлений Правительства РФ, который различен для трех групп постановлений.

Постановления первой группы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

К третьей группе постановлений относятся постановления, в самом тексте которых устанавливается другой порядок вступления их в силу (рассматриваемое постановление не содержит такой оговорки).

Постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198, которым были утверждены ставки вывозных таможенных пошлин, было опубликовано в «Российской газете» от 3 ноября 1999 г. N 218, а экспортные таможенные пошлины, как было указано, начислены 2 ноября 1999 г.

Таким образом, вопрос о правомерности начисления таможенных пошлин по ставкам вывозных таможенных пошлин, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198, должен быть решен путем отнесения данного Постановления к первой или второй группе.

По мнению ГТК России, Постановление от 28 октября 1999 г. N 1198 не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, т. к. утверждает ставки вывозных таможенных пошлин для торгового оборота, участниками которого являются субъекты хозяйственной деятельности (видимо, это юридические лица), а не физические лица, в связи с чем на основании ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» данное Постановление вступает в силу с даты его подписания (т. е. с 28 октября 1999 г.).

Позволим себе не согласиться с этим мнением, основываясь на следующем.

Рассматриваемым Постановлением не определяется конкретный субъект таможенного правоотношения, для которого утверждены ставки вывозной таможенной пошлины, более того, такой субъект и не может быть определен, так как согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов. При этом под лицами в рамках указанного Закона понимаются предприятия, учреждения, организации и граждане, а также лица без гражданства, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации (п. 4 ст. 5).

С другой стороны, затрагивая права и законные интересы юридических лиц, являющихся по своей сути объединениями, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, нормативный правовой акт тем самым затрагивает и интересы человека и гражданина, что было отмечено в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 августа 1999 г. N КАС99-215.

Нормативный правовой акт, определяющий ставки налога, ограничивает права юридических лиц, возлагая на них дополнительные расходы, вследствие чего уменьшается размер чистой прибыли, а следовательно, и размер выплачиваемых гражданам — участникам хозяйственного общества дивидендов либо премий, что отражается на их правах.

При этом в соответствии с гражданским законодательством любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае, если такая деятельность будет иметь внешнеэкономический характер, она будет регулироваться теми же таможенными правилами, которые установлены для перемещения товаров и транспортных средств юридическими лицами.

Таким образом, ставки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198, будут применяться и для начисления вывозной таможенной пошлины на товары, экспортируемые индивидуальным предпринимателем, что непосредственным образом будет затрагивать его права и свободы как человека и гражданина.

И, наконец, последнее.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации лицами регулируется ст. 109 Таможенного кодекса РФ, а также принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».

Согласно приведенным актам общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности, будут применяться в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, в случаях:

а) если лицом заявлено либо таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) отказа физического лица от применения упрощенного, льготного порядка;

в) если общая стоимость вывозимых товаров в эквивалентном выражении превышает 10000 долларов США.

Следовательно, в указанных случаях положения Постановления Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198 будут затрагивать права, свободы и обязанности человека и гражданина, не имеющего статус индивидуального предпринимателя.

Из приведенного видно, что Постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о таможенном союзе» затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, вследствие чего вступило в силу только по истечении 7 дней после дня его первого официального опубликования, т. е. 11 ноября 1999 г.

Таким образом, действия должностных лиц таможенного органа по начислению вывозной таможенной пошлины по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198, не вступившим в силу, являются неправомерными и могут быть обжалованы в соответствии с разделом XIII ТК России.

——————————————————————