Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 249 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Сошников А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 249

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. СОШНИКОВ

Статья 249 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение таможенных правил, посягающее на установленный режим зоны таможенного контроля.

Таможенное законодательство не определяет понятия режима зоны таможенного контроля. Вместе с тем следует оговориться, что это понятие употребляется в таможенном законодательстве в ином смысле, чем понятие «таможенный режим товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации». Исходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации, режимом зоны таможенного контроля можно признать установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу правила перемещения через границы зоны таможенного контроля, нахождения в ней и осуществления на ее территории действий, связанных с проведением таможенного контроля и таможенного оформления, а также иных действий.

Порядок создания и обозначения зон

таможенного контроля

В соответствии с Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденным приказом ГТК России от 13 июля 2000 года N 594, зоной таможенного контроля признается специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Выделение конкретной территории под зону таможенного контроля отнесено к компетенции начальника таможенного органа. Факторы, которые должны учитываться при выделении территории, оговорены Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, а также принятым в его развитие письмом ГТК России от 12 октября 2000 года N 01-06/29595 «О зонах таможенного контроля». В частности, при создании постоянной зоны таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации принимаются во внимание факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

Приказом ГТК России N 594 также определены места, создание в которых зон таможенного контроля является обязательным. К ним относятся, в том числе, места проведения таможенного оформления и таможенного контроля, места расположения таможенных органов, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, места пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.

Создание зоны таможенного контроля начинается с принятия таможенным органом решения о ее создании. Такое решение принимается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого предполагается образование зоны таможенного контроля, и оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами, а также средства, используемые для обозначения зоны таможенного контроля. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт. При создании зоны таможенного контроля определяются также необходимость и способы информирования других заинтересованных органов о ее создании.

При создании свободных таможенных зон, а также при учреждении складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли, такие территории и помещения приобретают статус зон таможенного контроля независимо от принятия таможенным органом соответствующего решения.

Границы зоны таможенного контроля могут быть обозначены различными способами в зависимости от того, является она постоянной либо временной. Так, пределы постоянной зоны таможенного контроля по общему правилу обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля» («Customs control zone»), которые устанавливаются по ее периметру в местах пересечения с транспортными путями и в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков. В свою очередь, пределы временной зоны таможенного контроля могут помечаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями, с использованием подручных материалов и средств. Допускается также устное оповещение об установлении временной зоны таможенного контроля и ее границах.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

В соответствии со статьями 181 и 249 Таможенного кодекса Российской Федерации основными нарушениями режима зоны таможенного контроля являются «перемещение товаров, транспортных средств и лиц» через границы зоны таможенного контроля и в ее пределах, а также осуществление коммерческой деятельности в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится такая зона.

Однако перечень деяний, влекущих наступление ответственности по статье 249 Таможенного кодекса Российской Федерации, не ограничивается указанными выше. Например, как нарушение режима зоны таможенного контроля будет квалифицировано перемещение товаров и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля с разрешения таможенного органа, но не по установленным им маршрутам.

Необходимо обратить внимание на абсурдность формулировки диспозиций статей 181 и 249 Таможенного кодекса Российской Федерации. Из них следует, что в качестве непосредственных объектов правонарушения выступают товары, транспортные средства и лица, что не может быть верным. Непосредственными объектами нарушения таможенных правил служат товары и транспортные средства, в отношении которых не соблюдены требования нормативных правовых актов по таможенному делу. Лица же являются субъектами правонарушений. Представляется, что состав рассматриваемого нарушения таможенных правил будет образовывать все-таки пересечение лицами границ зон таможенного контроля и их передвижение в пределах такой зоны.

Перемещению товаров и транспортных средств через границы и в пределах зоны таможенного контроля, а также пересечению лицами границы зоны таможенного контроля и их передвижению в ее пределах должно предшествовать получение разрешения таможенного органа. При этом в отдельных случаях таможенный орган не имеет права отказать в разрешении на перемещение в пределах зоны таможенного контроля. Так, при посадке на транспортное средство, находящееся в зоне таможенного контроля и предназначенное для перевозки пассажиров, должностное лицо таможенного органа обязано дать разрешение на пересечение границы зоны таможенного контроля лицу, имеющему билет на поездку на таком транспортном средстве.

Категории лиц, имеющих право на пересечение границ зон таможенного контроля и передвижение в пределах таких зон без разрешения таможенного органа, определяются на нормативно — правовом уровне. В частности, статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено полномочие прокурора при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения подконтрольных ему государственных органов. Осуществление коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля также возможно только с предварительного разрешения таможенного органа.

Исходя из целей создания зон таможенного контроля, можно сделать вывод о том, что одним из критериев предоставления такого разрешения является отсутствие преград для выполнения функций таможенного органа.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 249 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривает наложение взыскания в виде предупреждения либо штрафа в размере до 10-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

——————————————————————