Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при оформлении воздушных судов в режиме временного ввоза

(Терещенко Л. К., Шестакова М. П.)

(«Право и экономика», N 4, 2002)

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВОЗДУШНЫХ

СУДОВ В РЕЖИМЕ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА

Л. К. ТЕРЕЩЕНКО, М. П. ШЕСТАКОВА

Людмила Константиновна Терещенко, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к. ю.н.

Марина Петровна Шестакова, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к. ю.н.

Таможенное законодательство устанавливает два возможных статуса транспортных средств при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации. Это — статус товара и статус транспортного средства как такового. В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса РФ статус транспортного средства имеют те из них, которые используются для международных перевозок пассажиров и товаров. В остальных случаях транспортные средства рассматриваются таможенным законодательством как товар. Таким образом, основным критерием для разграничения товара и транспортного средства является цель перемещения через таможенную границу. Для транспортного средства это — международная перевозка пассажиров и товаров.

Анализ документов, представленных российской авиакомпанией, свидетельствует о том, что воздушные суда, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза в рамках договора N У-0836 от 20.01.1999, заключенного между российской авиакомпанией и кипрской компанией, имеют статус транспортного средства в соответствии с действующим таможенным законодательством Российской Федерации.

Режим временного ввоза (вывоза) транспортных средств регулируется международными актами, нормами Таможенного кодекса РФ и целым рядом подзаконных актов. Правительством Российской Федерации 6 июля 2001 г. принято Постановление N 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств», которым утверждено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам. В развитие указанного Постановления Государственный таможенный комитет РФ принял ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок временного ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации транспортных средств: Приказ ГТК РФ от 31 июля 2001 г. N 744 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств», письмо ГТК РФ от 18 октября 2001 г. N 01-06/41946 «Об особенностях таможенного оформления воздушных судов», письмо ГТК РФ от 28 января 2002 г. N 01-06/3242 «Об особенностях таможенного оформления воздушных судов» и др.

Постановлением Правительства предусматривается, что транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза), определенным таможенным законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных указанным Положением.

Действие Положения распространяется на транспортные средства, используемые как для международных перевозок пассажиров и товаров, так и для иных целей торгового мореплавания, гражданской, государственной и экспериментальной авиации, а также железнодорожного транспорта, за исключением случаев использования транспортных средств физическими лицами для личного пользования (служебные поездки, туризм и т. п.). Таким образом, можно утверждать, что на воздушные суда, ввозимые иностранной компанией на таможенную территорию РФ в режиме временного ввоза и эксплуатируемые российской авиакомпанией в соответствии с указанным выше договором, должны распространяться нормы указанного Положения.

Положением определены условия, при наличии которых временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств происходит с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами. На необходимость исполнения предусмотренных Положением требований при проведении таможенного оформления воздушных судов при помещении их под режим временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных платежей указано в названных выше актах ГТК РФ.

К этим условиям относятся следующие:

а) транспортные средства, в том числе порожние, используются для международных перевозок пассажиров и товаров (для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной коммерческой или промышленной перевозки товаров);

б) транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства на имя иностранного лица, ввозятся и используются иностранным лицом, за исключением прицепов, полуприцепов, железнодорожных вагонов и контейнеров, которые могут ввозиться и использоваться российским лицом для разгрузки товаров на территории Российской Федерации или загрузки товаров с целью их немедленного вывоза с территории Российской Федерации;

в) транспортные средства не используются на таможенной территории Российской Федерации для внутренних перевозок пассажиров и товаров, за исключением случаев, когда возможность использования иностранных транспортных средств для внутренних перевозок на таможенной территории Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами предусмотрена законодательством РФ, в том числе международными договорами РФ;

г) транспортные средства не передаются в аренду (в субаренду — при ввозе уже арендованного транспортного средства).

Разъясняя условия полного освобождения воздушных судов от обложения таможенными пошлинами при временном ввозе на таможенную территорию РФ, ГТК РФ в своем письме от 18 октября 2001 г. указывает, что в случае выполнения нерегулярного полета воздушным судном, зарегистрированным на территории иностранного государства за иностранным лицом, временно ввозимым иностранным лицом для целей осуществления международной перевозки, прибывающим и убывающим с таможенной территории Российской Федерации из одного и того же аэропорта, открытого в соответствии с установленным порядком для международного сообщения, без совершения иных транспортных операций на территории РФ, в отношении такого воздушного судна предоставляется полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами, и его таможенное оформление производится в упрощенном порядке на основании представленных судовых документов без взимания таможенных сборов за таможенное оформление.

Полагаем, что временный ввоз воздушных судов российской авиакомпанией на основании договора N У-0836 от 20.01.1999 осуществляется в полном соответствии с требованиями Положения и принятых в его развитие актов ГТК России.

1. Пп. «а» п. 2 Положения устанавливает требование использования транспортного средства только в международных перевозках.

В соответствии со ст. 101 Воздушного кодекса Российской Федерации международная воздушная перевозка определяется как воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

соответственно на территории двух государств;

на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) на территории другого государства.

Грузовое воздушное судно ИЛ-76 предназначается для международных перевозок грузов, маршруты которого определяются арендатором самолета — иностранной компанией (кипрская компания) и не ограничиваются территорией одной страны, в том числе и России. Использование воздушного судна исключительно в международных перевозках подтверждается транспортными документами и согласованными маршрутами перелетов. Так, каждый полет воздушного судна осуществляется только по заданию кипрской компании. Такое задание оформляется в виде приложения к договору, подписываемому обеими сторонами и являющемуся неотъемлемой частью договора. Помимо маршрута в указанном приложении определяется график движения рейсов воздушного судна (время вылета и прилета) и др. Каких-либо рейсов, не предусмотренных приложениями к договору, российская сторона совершать не вправе, поскольку не обладает соответствующими правомочиями в отношении воздушных судов. Приложения к договору однозначно свидетельствуют о международном характере перевозок. Таким образом, требование, содержащееся в пп. «а» п. 2 Положения, в отношении указанных воздушных судов соблюдается.

2. Подпункт «б» п. 2 Положения устанавливает сразу несколько требований.

Требование первое. Транспортные средства должны быть зарегистрированы на территории иностранного государства на имя иностранного лица. Первая часть требования позволяет четко определить государственную принадлежность транспортного средства, тогда как вторая — определить собственника.

Воздушные грузовые суда ИЛ-76, для эксплуатации которых российская авиакомпания предоставляет свои экипажи и ИТП, являются собственностью Национальной Авиакомпании одной из стран СНГ (далее — Национальная Авиакомпания), что подтверждается Соглашением N УОО-11-ЛТ по передаче воздушных судов и их эксплуатации от 15 декабря 1997 г., заключенным между российской авиакомпанией и Национальной Авиакомпанией (ст. 1).

В соответствии с гражданским законодательством РФ права на ряд объектов гражданских прав (объекты недвижимости), в том числе и на воздушные суда, подлежат государственной регистрации (указанное требование в отношении воздушных судов воспроизведено и ст. 33 Воздушного кодекса РФ). Ст. 131 ГК РФ устанавливает, что регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования и др. Помимо регистрации самих прав на объекты недвижимости регистрации подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Рассматриваемые воздушные суда зарегистрированы в стране — участнице СНГ на имя Национальной Авиакомпании, являющейся собственником этих воздушных судов. Их государственная принадлежность сохраняется по настоящий момент, так же как не изменился и собственник. Указанные воздушные суда были переданы собственником арендатору — кипрской компании с условием запрета передачи их в субаренду. Для использования полученных в аренду воздушных судов арендатор — авиационная компания, в свою очередь, заключила договор N У-0836 от 20.01.1999 с российской авиакомпанией, в соответствии с которым российская сторона предоставляет летные экипажи и инженерно — технический персонал для обеспечения эксплуатации воздушных судов как в воздухе, так и на земле.

Каких-либо юридических действий, влекущих за собой для российской авиационной компании возникновение или изменение права собственности или иных вещных прав на эти воздушные суда, не совершалось, соответственно российская авиакомпания не приобрела на указанные воздушные суда прав (права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, права постоянного пользования), требующих в соответствии с гражданским законодательством государственной регистрации.

Помимо государственной регистрации, предусмотренной ГК РФ, Воздушным кодексом РФ также предусмотрены государственная регистрация и государственный учет воздушных судов (ст. 33). Установлено, что воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

гражданские воздушные суда — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

В данном случае речь идет о втором варианте регистрации (в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства), при этом имеется заключенное соглашение о поддержании летной годности между государством эксплуатанта (Российская Федерация) и государством регистрации (страна — участница СНГ).

Правильность определения принадлежности воздушного судна и государства регистрации (страна СНГ) подтверждается и Соглашением N УОО-11-ЛТ по передаче воздушных судов и их эксплуатации: п. 1.2 ст. 1 устанавливает, что передаваемые воздушные суда являются собственностью страны — участницы СНГ и не могут быть предметом любых споров, залога или удержания в иностранном аэропорту, а п. 1.3 содержит требования о сохранении опознавательных и регистрационных знаков этой страны на борту судна.

Таким образом, условие регистрации транспортных средств на территории иностранного государства на имя иностранного лица соблюдено.

Требование второе. Транспортные средства ввозятся и используются иностранным лицом. Правомочие пользования, о котором идет речь в данном случае, представляет собой основанную на законе или договоре возможность самостоятельного хозяйственного использования вещи с целью извлечения ее полезных свойств в своих интересах.

Российская авиакомпания не обладает какими-либо правами в отношении грузовых воздушных судов, позволяющими ей самостоятельно, по своему усмотрению их использовать, ввозить или вывозить, совершать какие-либо юридически значимые действия, заключать договоры перевозки грузов. Российское авиационное предприятие является исключительно эксплуатантом, т. е. берет на себя в соответствии с договором обязанности по обеспечению полетов квалифицированными кадрами. Ввоз и использование воздушных судов осуществляет кипрская компания, являющаяся арендатором грузовых воздушных судов и заключающая договоры на перевозки грузов с различными лицами, расположенными в разных странах, от своего имени и в свою пользу. Именно она определяет, какие товары, куда, на каких коммерческих условиях и в какие сроки следует доставить арендованными ею грузовыми воздушными судами. Она же и получает доходы от перевозок грузов. Российской стороне в соответствии с договором оплачивается только труд экипажа самолета и инженерно — технического персонала. Кроме того, российская сторона осуществляет декларирование воздушных судов, поскольку в соответствии с действующим таможенным законодательством иностранное юридическое лицо не может быть декларантом.

Ремонт судна, его страхование, все виды расходов, связанных с эксплуатацией воздушных судов в соответствии с договором, берет на себя арендатор воздушного судна, что позволяет сделать вывод о том, что именно арендатор (кипрская компания) и является лицом, осуществляющим использование судна.

Таким образом, второе условие беспошлинного ввоза воздушных судов также выполнено.

Третье условие беспошлинного ввоза, установленное Положением: транспортные средства не используются на таможенной территории Российской Федерации для внутренних перевозок пассажиров и товаров.

Данное условие также выполняется российской авиакомпанией, о чем говорится в комментарии к пп. «а» п. 2 Положения.

Четвертое условие беспошлинного ввоза, установленное Положением: транспортное средство не передается в аренду (субаренду при ввозе уже арендованного транспортного средства).

Отношения между кипрской компанией и российской авиакомпанией, как указывалось выше, регулируются заключенным между ними договором N У-0836 от 20.01.1999.

Передача кипрской компанией воздушных судов в субаренду российской авиакомпании данным договором не предусмотрена. В соответствии с п. 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 договора обязанностью российской стороны является предоставление экипажей и инженерно — технического персонала для эксплуатации воздушных судов, организация выполнения всех видов их технического обслуживания, включая оперативное техническое обслуживание по встрече воздушных судов и обеспечению вылета в аэропорту базирования и в аэропортах назначения, организация выполнения периодического технического обслуживания воздушных судов.

Кипрская компания, со своей стороны, оплачивает российской стороне все услуги по техническому обслуживанию воздушных судов (п. 4.1, 4.2, 4.3 договора), расходы по проживанию и питанию экипажа и инженерно — технического персонала авиакомпании, а также оплачивает необходимые транспортные расходы, возникающие при выполнении договора (п. 3.6).

Таким образом, отношения между сторонами не носят характера арендных и полностью исключают возможность получения российской стороной ввезенных воздушных судов в субаренду. Следовательно, и четвертое условие Положения, при наличии которого ввозимые транспортные средства освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, соблюдается.

Изложенное позволяет сделать вывод, что российской авиакомпанией при оформлении воздушных судов, арендуемых кипрской компанией и ввозимых на территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза, соблюдаются все требования российского законодательства, при которых указанные воздушные суда должны полностью освобождаться от уплаты таможенных пошлин и налогов.

2. В период до принятия Постановления Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств» временно ввозимые на территорию Российской Федерации воздушные суда полностью освобождались от уплаты таможенных пошлин и налогов на основании ведомственных актов ГТК РФ, в частности указания ГТК РФ от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)».

В указании ГТК РФ от 19 сентября 1995 г. N 01-12/1141 «О режиме временного ввоза (вывоза)» разъяснялось, что транспортные средства, предназначенные для международных перевозок грузов, подлежат полному освобождению от обложения таможенными пошлинами и налогами при соблюдении следующих условий:

а) зарегистрированы на территории иностранного государства;

б) зарегистрированы за иностранным лицом;

в) ввозятся иностранным лицом;

г) используются на территории Российской Федерации иностранным лицом.

Приведенный выше анализ фактических обстоятельств, при которых осуществлялась эксплуатация воздушных судов российской авиакомпанией, позволяет сделать вывод о том, что установленные ранее действовавшим законодательством требования, при выполнении которых допускалось полное освобождение воздушных судов от обложения таможенными пошлинами и налогами при их временном ввозе на территорию Российской Федерации, российской авиакомпанией также соблюдались.

3. В отношении товаров и транспортных средств, происходящих из государств — участников СНГ, установлены более льготные условия их ввоза и вывоза.

В соответствии с Межгосударственным соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета Глав Правительств СНГ 24 сентября 1993 г. (в редакции Решений Совета Глав Правительств СНГ от 15.04.94, от 18.10.96), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.95 N 454, от 31.12.95 N 1301, от 31.01.96 N 84, от 28.02.96 N 212, от 01.04.96 N 356, от 11.04.96 N 412, от 11.04.96 N 413, от 23.04.96 N 499 и принятыми в их исполнение Приказами ГТК РФ (от 26 апреля 1996 г. N 258 — в ред. Приказов ГТК РФ от 30.05.1996 N 331, от 08.08.1996 N 487, от 11.09.1996 N 555; телетайпограмм ГТК РФ от 11.09.1996 N Т-19014, от 26.09.1996 N Т-20081; Приказов ГТК РФ от 30.09.1996 N 594, от 26.12.1996 N 786, от 16.01.1997 N 14, от 31.01.1997 N 43, от 26.03.1997 N 148, от 14.05.1997 N 266, от 05.12.1997 N 715, от 12.01.1998 N 11, от 04.02.1998 N 64, от 19.03.1998 N 157, от 04.06.1998 N 372, от 16.06.1998 N 405, от 30.06.1998 N 448, от 13.07.1998 N 488, от 25.08.1998 N 579, от 15.09.1998 N 633, от 28.09.1998 N 665, от 04.11.1998 N 743, от 21.01.1999 N 25, от 09.02.1999 N 80, от 09.03.1999 N 152, от 10.03.1999 N 154, от 24.03.1999 N 194, от 30.07.1999 N 492, от 28.09.1999 N 646, от 02.12.1999 N 838, от 30.04.1999 N 266, от 08.09.1999 N 607, от 17.09.1999 N 626, от 28.09.1999 N 647, от 31.12.1999 N 949, от 10.01.2000 N 6, от 10.03.2000 N 176 (ред. 15.11.2001), от 20.12.2001 N 1208 (ред. 28.01.2002), с изм., внесенными в Приказ ГТК РФ от 10.03.2000 N 176 Приказами ГТК РФ от 26.07.2001 N 730, от 25.09.2001 N 941) товары и транспортные средства до 1 июля 2001 г. полностью освобождались от уплаты таможенных пошлин и налогов при соблюдении одновременно следующих условий:

а) товары и транспортные средства происходят из государств — участников СНГ, являющихся участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;

б) товары и транспортные средства экспортируются резидентом одного из государств — участников данного Соглашения и ввозятся резидентом государства — участника Соглашения с таможенной территории другого государства — участника Соглашения;

в) ввоз и вывоз товаров и транспортных средств осуществляется на основании договора (контракта) между резидентами государств — участников Соглашения.

В соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ с 1 июля 2001 г. предусмотрено взимание налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых из государств — участников СНГ (за исключением Республики Белоруссия), в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах и таможенным законодательством РФ.

——————————————————————