Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля внешнеэкономической деятельности, особенности их применения (комментарий к действующему законодательству)

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ (КОММЕНТАРИЙ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18 мая 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. На протяжении 1990-х годов не ослабевало противостояние различных, подчас диаметрально противоположных, взглядов на отношение государства к внешней торговле — от позиций, напрочь отрицающих какие бы то ни было формы государственного вмешательства во внешнеторговую сферу, до призывов к государству «вновь все взять в свои руки». Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы: — таможенно-тарифные инструменты, т. е. импортный и экспортный тарифы; — паратарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т. д.); — валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т. д.); — антидемпинговые и компенсационные пошлины; — государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; — установление различного рода технических барьеров; — контингентирование (квотирование); — лицензирование внешнеторговых операций. Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД <*>, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же — налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше — технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. <**> ——————————— <*> Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). <**> См. подробнее: Шишаев А. И. Регулирование международной торговли товарами. М., 1998.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин) <*>. Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе «О таможенном тарифе» не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики. ——————————— <*> Подробнее см.: Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001.

Меры нетарифного регулирования в Приказе Московского таможенного управления от 10 июля 1996 года N 171 «Об утверждении Типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в регионе деятельности Управления» определяются как ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ (лицензирование, квотирование, сертификация, разрешительная система и т. п.), доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ. Статья 6 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» разграничивает понятия «нетарифное регулирование» и «экспортный контроль»: «В ведении Российской Федерации находятся: …государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом». Система мер нетарифного регулирования и экспортного контроля внешней торговли, применяемых в России, состоит из следующих групп: — запрет на ввоз и вывоз и транзит определенных товаров; — квотирование и лицензирование; — разрешительная система для отдельных товаров; — сертификация некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим госстандартам; — процедура экспортного контроля. Рассмотрим особенности применения этих мер более подробно. Запреты импорта и экспорта (эмбарго) представляют собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Таможенный кодекс РФ в статье 19 закрепляет положения о том, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из России товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но установление запрета на ввоз и (или) вывоз товаров и транспортных средств не порождает противоречий: Конституция РФ в пункте 3 статьи 55 допускает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовую базу по вопросу о запрете на ввоз или вывоз отдельных видов товаров составляют Таможенный кодекс РФ (статья 20), Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (статьи 19, 20), Федеральный закон РФ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 51), Указ Президента РФ от 20 июля 1997 года N 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов», Постановление Правительства РФ от 6 августа 1996 года N 943 «Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию», Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 года N 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др. Основанием для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства являются соображения государственной безопасности; защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; охрана окружающей природной среды; защита животных и растений; защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности; защита интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации, в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами. Перечень оснований для запрещения ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации. <*> ——————————— <*> До настоящего времени продолжает действовать Список предметов, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР, составляющий приложение N 5 к Приказу ГУГТК при Совете Министров СССР N 108 от 26 мая 1988 года.

К предметам, запрещенным к вывозу, относятся товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ, исходя из следующих принципов: — сохранение исторического, культурного, научного и иного культурного наследия народов Российской Федерации; — обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; — защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации; — выполнение международных обязательств Российской Федерации; — по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Не подлежат вывозу из Российской Федерации: — движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; — движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; — культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; — культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством. На территорию Российской Федерации запрещается ввоз товаров, если они: — не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами Российской Федерации; — не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; — запрещены к использованию как опасные потребительские товары; — имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей; — признаны опасными отходами Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 года N 766 (ред. от 30.11.2001) «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов». Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещены, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток. Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени). Могут применяться запреты на отдельные виды товаров из какой-либо страны; принятие таких запретов бывает вызвано несоблюдением экспортером санитарно-гигиенических и других связанных с качеством или стандартизацией требований. Например, в связи с расширением зоны неблагополучия территории Франции по спонгиформной энцефалопатии крупного рогатого скота запрещается ввоз со всей территории Франции живого крупного рогатого скота и других продуктов, перечисленных в телефонограмме от 20 ноября 2000 года N 13-8-01/6910 Министерства сельского хозяйства РФ. К временным запретам на импорт могут прибегать по очень веским причинам, имеющим нестабильный и краткосрочный характер проявления. Например, в связи с заболеванием в Финляндии и Австрии крупного рогатого скота спонгиформной энцефалопатией (BSE) был запрещен ввоз из этих стран живых жвачных животных, эмбрионов этих видов животных, мяса говядины на кости, баранины, субпродуктов и другой сырой продукции жвачных животных (письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2001 года N 13-8-01/10750). Сезонные запреты применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов с целью ограждения внутригосударственных производителей от иностранной конкуренции в периоды наличия данных продуктов. По поводу запрещения транзита через таможенную территорию РФ приведем пример о запрете транзита необработанных природных алмазов, происходящих из Республики Сьерра-Лионе, действовавшем до 5 января 2002 года (телефонограмма ГТК РФ от 20 ноября 2000 года N ТФ-16867). Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры. Примером последнего случая является Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2000 года N 817 «О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша». В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки: для грузовых автомобилей — 200 литрами, для автобусов — 600 литрами. Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источниках международного права: международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и т. д.). Из всего сказанного можно сделать вывод, что важнейшими основаниями для принятия решения об ограничении на ввоз и вывоз являются: соображения экономической политики; выполнение международных обязательств Российской Федерации; защита экономической основы суверенитета России; защита внутреннего потребительского рынка, ответная мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и др. Другой мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров (сертификат Хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности)). Сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (статья 1 Закона «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года N 5151-1, в ред. от 31.07.98 г., с изм. от 22.11.2001 г.). Сертификация осуществляется в целях: — создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; — содействия потребителям в компетентном выборе продукции; — защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); — контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; — подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе Законом «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года N 5151-1 (в ред. от 31.07.98 г., с изм. от 22.11.2001 г.). В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. В данную систему могут входить и несколько систем сертификации однородной продукции. Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, может производиться только в случае предоставления соответствующих сертификатов, то есть контроль возложен не только на таможенные органы, но также и на органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного, экологического и иного контроля; это положение нашло свое закрепление и в статье 130 Таможенного кодекса РФ. Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с ГТК РФ: на данный момент такой список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, приведен в письме ГТК РФ от 27 декабря 2001 года N 01-06/51479 (ред. от 17.04.2002 г.). Товары, подлежащие обязательной сертификации и помещаемые под следующие таможенные режимы, подлежат выпуску только при условии предоставления в таможенные органы России сертификатов <*>: ——————————— <*> Товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими, могут условно выпускаться без представления сертификатов при помещении под перечисленные таможенные режимы при наличии соответствующего обязательства, представляемого в таможенный орган в произвольной форме. В случае отчуждения указанных товаров они подлежат сертификации в установленном порядке.

— выпуск для свободного обращения; — реимпорт (только товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации после 31 января 1994 года); — переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение); — переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки). Выпускаются без условия представления сертификатов следующие товары, независимо от таможенных режимов, под которые они помещаются: — товары, предназначенные для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала; — товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза таких товаров сверх установленных стоимостных и количественных квот). Проверка наличия сертификатов соответствия при ввозе на территорию России товаров, подлежащих сертификации, производится при таможенном оформлении в установленных местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится получатель этих товаров либо его структурное подразделение (отдельные категории товаров могут оформляться иными таможенными органами — данные случаи устанавливаются ГТК России). На период их таможенного оформления ввозимые товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (предельный срок временного хранения не может превышать двух месяцев). Следует обратить особое внимание, что для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется заверенная копия сертификата. Копия может быть заверена: нотариусом; органом, выдавшим сертификат; консульским учреждением Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 23 мая 1994 года N 217 был утвержден Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Огромное значение таможенные органы уделяют мерам по недопущению ввоза на территорию РФ товаров по аннулированным, фальсифицированным или недействительным сертификатам соответствия. Госстандартом России было дано указание территориальным органам по сертификации в случае аннулирования или обнаружения фальсифицированных сертификатов соответствия, а также приостановления действия сертификатов и признания недействительными копий и бланков сертификатов соответствия, информировать по данным фактам ГТК России <*> (письмо Госстандарта России от 13 марта 1997 года N 200/5). ——————————— <*> ГТК России соответственно информирует региональные таможенные органы о вышеуказанных фактах.

В случае если таможенное оформление по отношению к товарам, на которые представлены такие сертификаты соответствия, уже завершено и они выпущены в свободное обращение, то изъятие их из торговой сети должно будет производиться в стадии их реализации сотрудниками Госторгинспекции. При выявлении таких случаев на копиях сертификатов соответствия, находящихся в делах таможенного органа, следует делать запись «аннулирован» с указанием номера и даты письма ГТК России, которым доведена информация об их аннулировании. Квотирование и лицензирование — это меры количественного ограничения экспортно-импортных операций. Квоты — это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Необходимо различать понятия «общая квота» (это количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством Российской Федерации) и «квота» (доля общей квоты, определяемая Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе). Объемы квот на товары, выставляемые на конкурс или аукцион, устанавливаются Комиссией <*>. ——————————— <*> Положение о межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1996 года N 1299 (ред. от 12.10.2000).

Сезонные квоты представляются на строго определенный период календарного года (как правило, на три месяца) и чаще всего применяются к сельскохозяйственным товарам. Обратим внимание на понятие «контингентирование». Контингентирование — это установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот, чаще всего на определенный промежуток времени. Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования. От контингентов, устанавливающих количество товаров, разрешаемых к ввозу в страну и вывозу из страны, следует отличать тарифные контингенты (тарифные квоты). Тарифная квота обеспечивает преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами. Контингенты на импорт вводятся для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс страны. Лицензирование <*> — это регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений — лицензий. Лицензирование служит двум целям: количественное регулирование торговли (когда с выдачей лицензии представляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и контроль за импортом. ——————————— <*> Моментом появления лицензирования в международной практике считается 1931 год и инициатором выступила Франция. Подробнее см.: Шишаев И. И. Регулирование международной торговли товарами. М., 1998. С. 78 — 79.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством Российской Федерации. Вообще товары, попадающие под данную меру нетарифного регулирования, можно подразделить на следующие группы: — товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния) <*>; ——————————— <*> Только в страны ЕЭС.

— товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в порядке, определяемом Министерством экономического развития и торговли России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.); — товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля (система экспортного контроля — совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения); по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка), опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др. Правительством РФ в Постановлении от 31 октября 1996 года N 1299 (ред. от 15.12.2000 г.) было утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений и Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации. Выдача лицензий осуществляется Министерством внешнего экономического развития и торговли Российской Федерации через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований — через уполномоченного по Центральному району. Данное Министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок. Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми Министерством экономического развития и торговли РФ. <*> ——————————— <*> По вопросу, касающемуся документов, представляемых юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, для получения лицензии на экспорт (импорт) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, смотри Постановление Правительства от 10 марта 2000 года N 214.

Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов. <*> ——————————— <*> Законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля могут быть предусмотрены иные сроки принятия решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии на экспорт товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии. <*> ——————————— <*> Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений. См. подробнее п. 12 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 года N 1299 (ред. от 15.12.2000).

Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства Российской Федерации, в котором устанавливается срок действия лицензии. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации. Рассмотрение документов о выдаче лицензии и оформление лицензии, а также продление срока действия выданной лицензии осуществляются за плату (ее размер определяется Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации). Такая мера нетарифного регулирования, как разрешение государственных органов, под контролем которых находятся перемещаемые товары, нашла свое правовое закрепление в статье 130 Таможенного кодекса: «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов контроля». Также на многие лицензируемые товары для получения лицензии требуется получение разрешения от соответствующего органа. Также существуют определенные ситуации, когда воспользоваться льготами по таможенным платежам на товары можно только после получения подтверждения их назначения разрешениями (справками). Согласно Закону РФ от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» ветеринарным контролем является деятельность, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, осуществляемая путем контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами ветеринарного законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 июля 2000 года «О карантине растений» карантинный фитосанитарный контроль представляет собой мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений. Экологическим контролем может быть признана деятельность по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Выдача таких разрешений происходит в соответствующих министерствах и ведомствах (например, в Министерстве здравоохранения РФ, Министерстве сельского хозяйства и др.), и таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится при условии их получения. Данная система действует, например, при ввозе и вывозе лекарственных средств. На данный момент в России действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения РФ зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательным условием при этом является и наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов; устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также подписанного или парафированного контракта. Ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут юридические лица: предприятия — производители лекарственных средств (для целей собственного производства лекарственных средств); предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами; научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории (для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств); иностранные предприятия — производители лекарственных средств и предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, при условии, что они имеют собственные представительства на территории Российской Федерации. Вывозить же лекарственные средства с территории Российской Федерации могут юридические лица: предприятия — производители лекарственных средств; предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами. Что же касается физических лиц, то они могут вывозить лекарственные средства в количествах, необходимых для личного использования. Разрешается ввоз в Российскую Федерацию лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) без лицензии на ввоз лекарственных средств или разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации или Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, если они предназначены для: личного использования физическими лицами, прибывающими на территорию Российской Федерации; работников дипломатического корпуса или представителей международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации; лечения пассажиров транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации; лечения животных в зоопарках при наличии соответствующего обращения ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. При наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации или Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации допускается ввоз конкретной партии: лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для проведения клинических исследований, регистрации, перерегистрации; лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно-исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями; зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей. Перечень лекарственных средств и фармацевтических субстанций, применяемых в медицинских целях, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется по лицензиям Минэкономразвития и торговли России, приведен в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 1998 года N 1539 «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций» (ред. от 30.11.2001); но этот перечень не является исчерпывающим, и лекарственные средства могут классифицироваться в иных товарных позициях ТН ВЭД России. В целях недопустимости ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств, в том числе не включенных в приложение N 1, ГТК России письмом от 24 апреля 2001 года N 01-06/15801 сообщает о возможности проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, только при наличии соответствующих документов. Таковыми являются лицензия Минэкономразвития и торговли России на ввоз в случаях, предусмотренных Положением (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года N 1539), или регистрационное удостоверение на каждое ввозимое лекарственное средство, выданное Минздравом России, либо заверенная в установленном порядке копия этого документа, либо письмо Минздрава России, подтверждающее государственную регистрацию лекарственного средства (с указанием номера и даты оформления регистрационного удостоверения), подтверждающих, что ввозимые товары зарегистрированы в Российской Федерации как лекарственные средства, и заключение Минздрава России о том, что эти товары не подлежат специальному контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также при наличии иных документов, необходимых для таможенных целей. Данный порядок не распространяется на ввоз незарегистрированных лекарственных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на товары, номенклатура которых утверждена Постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 и от 30 июня 1998 года N 681. Разрешительная система применяется также и при ввозе и вывозе оружия и боеприпасов, при ввозе радиоэлектронных и высокочастотных средств, при ввозе и вывозе культурных ценностей, при ввозе источников ионизирующего излучения, при ввозе и вывозе образцов дикой флоры и фауны (ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС <*>) и др. ——————————— <*> Конвенция СИТЕС — Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются положением Правительства РФ в строгом соответствии с требованиями конвенций ООН. На данный момент Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ» утверждены государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. Внесение изменений и дополнений в эти государственные квоты осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласованному с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Правительство РФ в Постановлении от 5 июня 1994 года N 643 (ред. от 25.02.2000) утвердило Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств <*> (высокочастотных устройств). ——————————— <*> Под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или приемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования. К радиоэлектронным средствам (высокочастотным устройствам) относятся радиостанции, системы радионавигации, радиоопределения, системы кабельного телевидения и другие устройства, при работе которых используются радиочастоты выше 9 кГц.

Перемещение культурных ценностей через таможенную границу осуществляется при предоставлении в таможенный орган разрешения Министерства культуры РФ. Система экспортного контроля — это совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. Экспортный контроль — это один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности. Он является частью внутренней и внешней политики России и осуществляется в целях обеспечения безопасности государства, соблюдения его политических, экономических, социальных и военных интересов. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка. <*> ——————————— <*> См. подробнее: Щербинин С. С. Комментарий к закону об экспортном контроле (постатейный). М., 2002.

При экспорте следующие товары, оборудование и технологии попадают под экспортный контроль: — ядерные материалы, оборудование и технологии; — оборудование, материалы, технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия; — товары и технологии, которые могут быть использованы при создании бактериологического оружия; — товары и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия; — товары и технологии двойного назначения <*>. ——————————— <*> Товары двойного назначения являются по своей сути товарами мирного характера, но обладают параметрами и/или характеристиками, позволяющими использовать их при создании оружия массового поражения, вооружения и т. п.

Основными целями экспортного контроля являются: защита интересов Российской Федерации; реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об экспортном контроле» процедура экспортного контроля осуществляется посредством следующих методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности: — идентификации контролируемых товаров и технологий, то есть установления соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 Федерального закона «Об экспортном контроле»; — разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающего лицензирование или иную форму их государственного регулирования; — таможенного контроля и таможенного оформления вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле; — валютного контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации; — применения мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия. Одной из наиболее важных и сложных задач системы экспортного контроля является составление списков товаров, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям. Такие списки утверждаются указами Президента РФ (вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования). <*> ——————————— <*> Подробнее по данному вопросу см.: Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001.

Например: — Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, — утвержден в Указе Президента РФ «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется» от 21 февраля 1996 года N 228 (ред. от 05.05.2000); — Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, — утвержден Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 года N 202 (ред. от 21.06.2000) «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; — Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, — утвержден Указом Президента РФ от 26 августа 1996 года N 1268 (ред. от 28.09.2001) «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения»; — Список возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, — утвержден Указом Президента РФ от 8 августа 2001 года N 1004 «Об утверждении списка возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»; — Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, — утвержден Указом Президента РФ от 8 августа 2001 года N 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; — Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, — утвержден Указом Президента РФ от 28 августа 2001 года N 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль». Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, было утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 года N 447. Это Положение разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств РФ, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, и им определяется порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых товаров и технологий включает в себя: — разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из РФ (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых товаров и технологий (включая передачу товаров и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; — таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ контролируемых товаров и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами РФ. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2001 года N 686 утвердило Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Данное Положение, разработанное для защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств РФ по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Вывоз из РФ химикатов и технологий, перечисленных в разделах 1 и 2 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства, не являющиеся участниками Конвенции, а также ввоз в РФ указанных химикатов из этих государств запрещены. Вывоз из РФ химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства — участники Конвенции и ввоз таких химикатов в Российскую Федерацию из указанных государств разрешаются для использования исключительно в исследовательских, медицинских и фармацевтических целях или в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и химического оружия; при этом вид и количество вывозимых (ввозимых) химикатов должны соответствовать указанным целям и требованиям Конвенции. Вывоз (ввоз) из Российской Федерации контролируемых химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть осуществлен только после направления в установленном порядке в Организацию по запрещению химического оружия предусмотренного Конвенцией уведомления о таком вывозе (ввозе). Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, было утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 года N 462. Оно разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств РФ по нераспространению ядерного оружия, определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется. В рассматриваемом Постановлении закреплен запрет на передачу иностранным лицам контролируемых оборудования, материалов и технологий: — для использования при осуществлении деятельности по созданию ядерных взрывных устройств; — для использования в государствах, не обладающих ядерным оружием, при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); — в случае наличия неприемлемого риска их использования в целях, указанных выше; — в случае, когда передача противоречит цели нераспространения ядерного оружия. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 года N 634. Данное Положение, разработанное в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения обязательств РФ по Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий включает в себя: а) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий (включая передачу оборудования и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; б) таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами РФ. Вывоз из Российской Федерации в иностранные государства контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий разрешается для реализации целей, не запрещенных Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, было утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 года N 296 (в ред. от 01.10.2001). Это Положение определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых оборудования, материалов и технологий включает в себя: — разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из РФ (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых оборудования, материалов и технологий иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; — таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых оборудования, материалов и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами РФ. Требования этого Положения обязательны для исполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности при передаче иностранным лицам контролируемых оборудования и технологий в виде отдельных компонентов. Передача иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть разрешена в случаях, допускаемых международными обязательствами Российской Федерации в области экспортного контроля. Переговоры с иностранными государствами, международными и иностранными организациями в целях достижения договоренностей, предусматривающих передачу иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, могут проводиться только на основании решений Правительства РФ. Остановимся на особенностях осуществления таможенными органами экспортного контроля за услугами и интеллектуальной собственностью. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» дает следующее определение понятию «услуги»: «услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений» (ст. 2). Отличительной чертой услуги от работы является то, что услуги не обязательно имеют за собой материально выраженный результат. Обычно оценивается услуга как таковая вне зависимости от материального результата. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законодательством Российской Федерации. Специальное законодательство об интеллектуальной собственности включает (по видам объектов интеллектуальной собственности): — Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года N 3520-1 (изм. от 30.12.2001); — Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года N 5351-1 (ред. от 19.07.1995); — Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-1 (изм. от 30.12.2001); — Закон РФ «О правовой охране программы для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года N 3523-1; — Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года N 3526-1. Любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т. д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю. Таможенная стоимость результатов интеллектуальной деятельности определяется декларантом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (для вывозимых товаров — Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1461, а для ввозимых товаров — Законом РФ «О таможенном тарифе»). Обратим внимание, что при определении таможенной стоимости товаров в цену сделки включаются лицензионные и иные платежи (если они не были ранее в нее включены), которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров. При вывозе результатов интеллектуальной деятельности дополнительно к документам, представляемым декларантом для таможенных целей, в таможенный орган необходимо представить лицензии Минэкономразвития и торговли РФ (при экспорте технологий двойного назначения, информации о месторождениях топливно-энергетического комплекса и шифровальной техники) или Комитета по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (при экспорте нормативно-технической, конструкторской, технологической, программной документации к продукции военного назначения и картографической продукции военного назначения). В соответствии со статьей 174 Таможенного кодекса РФ допускается запрашивать у декларанта (экспортера) следующие дополнительные документы и/или сведения: — заключение о принадлежности товаров (технологий) к товарам двойного применения, продукции военного назначения, шифровальным средствам; — заключение о наличии информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенных на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; — заключение об отсутствии сведений, составляющих государственную тайну; — заключение о том, что вывозимая документированная информация не относится к общероссийскому национальному достоянию и архивному фонду, вывоз которой ограничен законодательством РФ; — заключение Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции РФ об отсутствии результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации. Если же при вывозе товаров передаются права на результаты интеллектуальной деятельности, то документами, подтверждающими наличие прав, являются: свидетельства на товарные знаки; патенты на промышленные образцы, изобретения, полезные модели; патенты на селекционные достижения; договоры уступки на объекты промышленной собственности; лицензионные или авторские договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности, договоры коммерческой концессии. Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие. Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Следует обратить особое внимание на то, что Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» «подправил» статью 21 (ч. 4) Таможенного кодекса РФ. В соответствии с этой нормой Таможенного кодекса РФ «расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами Российской Федерации не возмещаются». Однако в статье 21 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривается, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. <*> ——————————— <*> Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 года N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. от 30.12.2000).

Обобщая сказанное, отметим, что основной целью организации системы экспортного контроля в России является не введение абсолютного запрета на экспорт товаров, технологий двойного применения и услуг, а создание условий для нормальной внешнеэкономической деятельности предприятий при помощи осуществления контрольно-разрешительных мероприятий за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения.

——————————————————————