Дифференциация ставок ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара (комментарий действующего таможенного законодательства)

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (КОММЕНТАРИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

Таможенная пошлина является разновидностью косвенных налогов. К основным элементам налогообложения относится ставка. Пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса РФ закреплено, что под налоговой ставкой понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения). В данной статье мы касаемся вопросов, связанных со ставками ввозной таможенной пошлины. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» был утвержден прилагаемый к данному Постановлению Таможенный тариф Российской Федерации — свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Этот Тариф был принят в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года и межправительственного Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года, и в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает следующее: — на всей таможенной территории Российской Федерации ставки едины; — ставки таможенных пошлин не подлежат изменению в зависимости от лиц, которые перемещают товары, через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. (Из данного правила есть и исключения: тарифные льготы, закрепленные в статье 34 Закона «О таможенном тарифе». Особого внимания требует следующий момент: исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены в упомянутом выше Законе «О таможенном тарифе».) В пункте 2 статьи 3 Закона «О таможенном тарифе» мы получаем понятие предельных ставок — это ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) <*>. ——————————— <*> «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом … любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся Сторон или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон», — такое определение режима наибольшего благоприятствования содержится в статье 1 ГАТТ.

Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях. В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются максимальные ставки — это базовые ставки, увеличенные в два раза. Хотим обратить внимание, что к товарам, происхождение которых достоверно не установлено, может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления. Остановимся на понятии преференциальных ставок. Они являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Российская Федерация имеет собственную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии со статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» национальная система преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Национальная система преференций включает в себя три основных элемента: перечень развивающихся стран — пользователей системой преференций Российской Федерации; перечень наименее развитых стран — пользователей системой преференций Российской Федерации; список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию распространяется преференциальный режим. Особенностями применения преференциального режима является то, что он применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки. Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. В случае если товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ (или одновременно в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ), и поставляются без выполнения перечисленных в предыдущем абзаце условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка. Если же товары происходят из страны, включенной либо в перечень наименее развитых стран, либо в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, но не включенной в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ, и поставляются без соблюдения указанных условий, они облагаются базовыми ставками, увеличенными вдвое. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 было установлено, что с 15 мая 1996 года товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих базовых ставок таможенного тарифа. Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяются так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно. Преференциальный режим может распространяться не на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Перечень товаров-исключений был также утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 «Об утверждении Перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется» (в ред. от 25.01.1999). В него включены некоторые виды продуктов питания (соки, воды, пиво и др.), фармацевтическая продукция, одежда и обувь, изделия из драгоценных камней и бижутерия, некоторые виды аудио — и видеотехники (магнитофоны и другая звукозаписывающая аппаратура, видеозаписывающая или видеопроизводящая аппаратура, телевизоры и др.), машины для автоматической обработки информации, кассовые аппараты, электронные интегральные схемы и микросборки, телефонная аппаратура, автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, часы и часовые механизмы и др. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что от определения страны происхождения товара в конечном счете зависит выбор ставки таможенного тарифа. Под страной происхождения понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями (статья 26 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Для определения страны происхождения выделяют три критерия: критерий переработки; критерий процентного содержания; критерий достаточной переработки. В данной статье мы остановимся на основных моментах каждого из этих критериев. Критерий переработки предполагает такую переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной классификации, то есть переводит его из одной товарной позиции в другую. Переработка (обработка) товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена переработка (обработка), а саму эту страну считать страной его происхождения. Критерий процентного содержания устанавливает предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового товара. В Законе РФ «О таможенном тарифе» содержится перечень товаров, считающихся полностью произведенными в данной стране. Полностью произведенными в данной стране являются полезные ископаемые, добытые в ее государственных границах — на ее территории или в территориальных водах, а также на континентальном шельфе и в морских недрах, если данная страна имеет исключительные права на разработку этих недр. В этом списке содержатся также растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны; живые животные, родившиеся и выращенные на этой территории; продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных (молоко, яйца, шерсть и т. д.). Считается полностью произведенной в данной стране продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, в том числе и продукция, добытая и/или произведенная в Мировом океане судами, ходящими под флагом данной страны, или судами, арендованными (зафрахтованными) этой страной. В Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (приложение к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996) уточняется, что к товарам, полностью произведенным в стране, относятся продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продукции морского промысла, добытой в Мировом океане судами данной страны или судами, зафрахтованными данной страной (п. 2 «ж»). К продукции, полностью произведенной в данной стране, отнесены вторичное сырье, скрап <*> и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также собранные внутри данной страны использованные продукты, которые пригодны для восстановления сырья. ——————————— <*> Скрап (англ. scrap) — отходы производства доменных и сталеплавильных цехов, а также всякий железный и стальной лом, обрезки, стружка, идущие в переработку.

Отражением реалий современного научно-технического прогресса является включение в список товаров, продукции высоких технологий, полученных в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране или арендуемых ею. Критерий достаточной переработки при определении страны происхождения используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны. Этот критерий означает, что товар считается происходящим из этой страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Формами выражения критерия достаточной переработки могут быть: правило смены товарной позиции — изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре на уровне любого из четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара; правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены (отсюда и само название — ad valorem, т. е. с цены) поставляемого товара; составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место. При использовании в качестве критерия достаточной переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются для импортированных материалов — по таможенной стоимости, а в случае, если их происхождение неизвестно, — по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство, что же касается готовых товаров — то по цене франко-завод или экспортной цене продавца. В таможенной практике страна происхождения товара подтверждается специальным документом — сертификатом о происхождении товара. Это особый документ, выдаваемый компетентным органом в стране-экспортере (торговыми палатами, союзами, ассоциациями предпринимателей и т. п.), который позволяет определить товары и в котором удостоверяется, что товары, к которым относится данный сертификат, происходят из конкретной страны. В сертификатах (свидетельствах) о происхождении сырьевых товаров требуется указание места добычи, а полуфабрикатов и изделий — страны производства. Иногда требуется, чтобы свидетельство о происхождении, используемое в таможенных целях, было заверено консулом (обычно консул заверяет лишь подпись лица, выдающего свидетельство). Эта операция именуется консульской легализацией. Сертификат представляется в обязательном порядке на товары, происходящие из стран, которым Россия предоставляет преференциальный режим таможенного обложения и на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также в случаях, если в документах для таможенного оформления отсутствуют сведения о происхождении товаров либо у таможенного органа есть основание полагать, что декларируемые сведения о происхождении товаров недостоверны, и в случаях, если это предусмотрено международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, или российским законодательством в области охраны окружающей среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации. Основное требование, предъявляемое Законом РФ «О таможенном тарифе» к сертификату о происхождении товара, состоит в том, что он должен однозначно свидетельствовать о том, что поставляемый товар происходит из данной страны. Сертификат о происхождении представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления. Обратим внимание на то, что в отношении сертификата о происхождении таможенное законодательство устанавливает правило, по которому непредоставление такого сертификата, оформленного надлежащим образом, или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара. Не является основанием для отказа в выпуске товара и утрата сертификата. В последнем случае таможенный орган принимает официально заверенный дубликат сертификата. Таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление, имеет право подвергнуть сомнению безупречность самого сертификата или содержащихся в нем сведений. В этом случае он обращается с просьбой к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Моментом окончательного определения страны происхождения товара, перемещаемого через российскую таможенную границу, является представление таможенному органу сертификата о происхождении, оформленного надлежащим образом, или запрошенных сведений. Теперь обратим внимание на формы сертификатов о происхождении товара. Сертификат по форме «А» представляется в подтверждение факта происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется национальная система преференций Российской Федерации <*>. Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи. ——————————— <*> Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении преференций в рамках Общей системы преференций. Соглашение подписано в Москве 12 апреля 1996 года главами правительств Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины.

В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства — участника СНГ таможенным органом представляется сертификат о происхождении по форме СТ-1, заверенный печатью уполномоченного центрального органа исполнительной власти (министерства, государственного комитета и т. д.) или торгово-промышленной палаты страны происхождения. Сертификат представляется таможенному органу в отпечатанном виде, без исправлений, на русском, английском, французском или испанском языках. При необходимости таможенные органы вправе требовать перевода сертификата на русский язык. В примечаниях на оборотной стороне сертификата по форме «А» указано, что сертификат представляется на языке страны-импортера или английском, французском, испанском языках в двух экземплярах, каждый из которых заверяется компетентным национальным органом или уполномоченной на это организацией. Что же касается сертификата по форме СТ-1, то он представляется исполненным на русском языке. Когда же речь идет об удостоверении происхождения небольших партий товаров (как правило, стоимостью до 5000 долларов США), то представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах, которые предъявляются таможенным органам. Обратим внимание на полномочия, связанные с принятием предварительных решений по происхождению товаров: они урегулированы в Приказе ГТК РФ от 7 августа 1995 года N 484 (ред. от 20.12.2001) «О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения товаров». В приложении 2 к этому Приказу содержится Порядок подтверждения страны происхождения отдельных товаров. Лицо, заинтересованное в подтверждении достоверности сертификата, направляет в соответствующий таможенный орган письменный запрос и оригинал надлежащим образом оформленного бланка сертификата происхождения товара. Документы направляются в зависимости от товара, происхождение которого подтверждается, в ГТК РФ, региональное таможенное управление или таможню, в регионе деятельности которой осуществляется таможенное оформление данных товаров. Перечни сертификатов происхождения товаров, которые должны предоставляться в ГТК РФ, таможенные управления или таможни, приведены в приложениях к Приказу ГТК РФ от 7 августа 1995 года N 484. В ГТК (Таможенно-тарифное управление <*>) направляются для подтверждения сертификаты происхождения на машины для автоматической обработки информации, видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру, телевизионные камеры, телевизионные приемники и фотокопировальные машины. В отношении микроволновых печей, сигарет, одежды из натуральной кожи подтверждение происхождения этих товаров возлагается на региональное таможенное управление, в зоне деятельности которого осуществляется таможенное оформление. Наконец, подтверждение происхождения ковров, жареного кофе, чая составляет компетенцию таможни, в регионе деятельности которой осуществляется таможенное оформление. ——————————— <*> От имени ГТК России подтверждение достоверности сертификатов происхождения товаров производится Таможенно-тарифным управлением.

Вышестоящий таможенный орган вправе отменить решение о признании действительным сертификата происхождения товара, принятое нижестоящим таможенным органом, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, а также в случае установления нарушений действующих правил определения страны происхождения товаров. Максимальный срок предоставления таможенным органам сертификата происхождения, достоверность которого подтверждена надлежащим образом, — один год с даты принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации. По истечении указанного срока претензии по уплаченным и взысканным суммам таможенных платежей таможенными органами не принимаются и возврат уплаченных сумм таможенных платежей не производится. Запрос на подтверждение достоверности сертификата происхождения товара должен содержать все необходимые сведения. К нему прилагаются пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения. Заявление на подтверждение достоверности сертификата происхождения рассматривается соответствующим таможенным органом в течение 30 дней со дня его получения. Общий срок рассмотрения заявления с учетом запросов дополнительных документов в подтверждение представленных сведений не должен превышать трех месяцев. Подтверждение действительности сертификата происхождения оформляется записью «Сертификат признан действительным» в графе «Для служебных отметок» (N 4 — для сертификата по форме «А», N 5 — для сертификата по форме «СТ-1»). Вышестоящий таможенный орган вправе отменить решение о признании действительности сертификата, принятое нижестоящим таможенным органом, если такое решение основывалось на неполной или недостоверной информации, а также в случае установления нарушений действующих правил определения страны происхождения товаров. Значение процедуры подтверждения достоверности сертификатов происхождения в таможенно-тарифном механизме определяется тем, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются только при наличии сертификата происхождения, достоверность которого подтверждена соответствующим таможенным органом. Подтверждение сертификата происхождения товара требуется вне зависимости как от декларируемого таможенного режима, так и от категории лиц, ввозящих товары (кроме товаров, ввозимых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности). Из данного общего правила существует исключение. Согласно указанию ГТК России от 6 августа 1997 года N 01-14/1052 (ред. от 10.03.2000) «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках Соглашений о кооперации по оборонным отраслям промышленности» таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации по перечням в соответствии с настоящим указанием, производится без представления сертификатов соответствия; без подтверждения в ГТК России достоверности сертификатов о происхождении товара по форме СТ-1 в отношении товаров, входящих в приложение 1 к Порядку подтверждения таможенными органами страны происхождения, утвержденному Приказом ГТК России от 07.08.1995 N 484. Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товара в широком смысле слова — как место происхождения товара, то есть страной происхождения товара в таком понимании данного термина могут быть группа стран, таможенные союзы, регион или часть государства. Пример выделения региона для целей определения происхождения товара содержится в Федеральном законе «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». В соответствии со статьей 7 этого Закона на территории Особой экономической зоны в Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны с некоторыми особенностями. Так, например, товары, произведенные в Особой экономической зоне (должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, кроме таможенных сборов. К таким товарам не применяются меры экономической политики (квотирование и лицензирование). Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией зоны совместно с ГТК РФ. Другой пример выделения в качестве места происхождения товара отдельного региона содержится в Федеральном законе от 31 мая 1999 года N 104-ФР «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». В целях реализации пункта 4 статьи 6 названного Закона ГТК России совместно с администрацией Магаданской области разработал Методические рекомендации об установлении происхождения товаров из Особой экономической зоны в Магаданской области. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, содержат пример того, когда под страной происхождения товара может пониматься группа стран. Названные Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств — участников СНГ и обращающихся в торговле между этими государствами (порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств — участников СНГ из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств — участников СНГ). Термин «страна происхождения товара» означает при его использовании в данных Правилах государство — участника СНГ, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом отмечается, что для применения критерия достаточной переработки может применяться кумулятивный принцип происхождения, то есть при последовательной переработке товара в государствах — участниках СНГ эти государства рассматриваются для целей определения происхождения как одно целое. Проиллюстрируем изложенное несколькими примерами. Таможенный орган РФ осуществляет таможенное оформление партии кофе, ввозимой в Россию из Франции. Декларант представляет сертификат о происхождении товара, в котором в качестве страны происхождения определена Франция. Поскольку Франция входит в число стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при расчете таможенной пошлины будет применяться базовая ставка таможенной пошлины в размере 5%. В этом случае на партию кофе таможенной стоимостью 20000 долларов США подлежит уплате ввозная таможенная пошлина в размере: таможенная пошлина ввозная = 20000 x 5 / 100 = 1000 долларов США. Если при этом таможенному органу не будет предоставлен сертификат о происхождении товара, ввозная таможенная пошлина будет исчисляться по максимальной ставке, вдвое больше базовой (то есть 10%). Она составит: таможенная пошлина ввозная = 20000 x 10 / 100 = 2000 долларов США. При расчете таможенной пошлины за партию кофе той же таможенной стоимости, происходящего из Бразилии, может применяться преференциальная ставка (Бразилия входит в перечень стран — пользователей схемой преференций Российской Федерации). Для этого необходимо предъявить сертификат по форме «А». Наличие такого сертификата служит основанием для использования ставки таможенной пошлины в размере 3/4 базовой ставки таможенного тарифа (в данном случае — 75%): таможенная пошлина ввозная = 20000 x 3,75 = 750 долларов США. Если декларант предъявит таможенному органу сертификат о происхождении иной, чем сертификат по форме «А», при расчете ввозной таможенной пошлины будет использоваться базовая ставка 5%. Партия кофе будет облагаться таможенной пошлиной по максимальной ставке, если декларант не сможет подтвердить происхождение товара путем предоставления сертификата (таможенная пошлина в этом случае будет равна 2000 долларов США). Наконец, в случае если декларант подтверждает, например, что кофе происходит из Гвинеи, являющейся наименее развитой страной, то ввозимая партия кофе будет освобождена от уплаты таможенной пошлины. Данные примеры мы использовали для того, чтобы наглядно показать зависимость размера таможенной пошлины от страны происхождения импортируемых товаров.

——————————————————————