Определение таможенной стоимости как основы для исчисления таможенных платежей (комментарий действующего законодательства)

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (КОММЕНТАРИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 декабря 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.

В данной статье мы остановимся как на рассмотрении порядка определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, так и на особенностях порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Но мы будем рассматривать вопросы по определению таможенной стоимости именно как основы для исчисления таможенных платежей, так как существует еще несколько очень важных целей определения таможенной стоимости: например, для ведения внешнеэкономической и таможенной статистики, применения нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых (импортируемых) в Российскую Федерацию юридическими и физическими лицами с целью расчета таможенных платежей, — это очень сложный механизм, можно сказать, что это одна из самых сложных процедур таможенной практики. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, был утвержден Правительством Российской Федерации в Постановлении от 5 ноября 1992 года N 856. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, и Инструкция по контролю заявленной таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, были утверждены Приказом ГТК России от 5 января 1994 года N 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации». Предписания Положения действуют в отношении всех лиц, которые декларируют товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, кроме физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей. Таможенная стоимость может устанавливаться на основе документальных данных <*> (внешнеторговые контракты, счета-фактуры, консульские фактуры и т. д.), но также задача определения стоимости товаров в таможенных целях может быть возложена на таможенные органы (порядок определения будет зависеть от выбранного метода определения таможенной стоимости). Заявляемые таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой. ——————————— <*> Представляемая информация, заявленная в качестве составляющей коммерческую тайну или конфиденциальной, может использоваться только в таможенных целях и не может разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. За разглашение коммерческой тайны работники таможенных органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации. Выделяются следующие основные этапы процедуры декларирования таможенной стоимости: 1 этап. Декларант заявляет таможенную стоимость ввозимого товара и предоставляет необходимые документы и сведения для таможенного контроля. После этого таможенный орган принимает решение о правильности заявленной таможенной стоимости либо не соглашается с заявленной стоимостью. 2 этап. В случае принятия таможенным органом решения о правильности заявленной таможенной стоимости декларант уплачивает ввозную таможенную пошлину. В том случае, если на первом этапе таможенный орган не соглашается с заявленной стоимостью, то декларант имеет право доказать достоверность и правильность представленных данных (при этом возможно получение товара в пользование под залог или гарантию уполномоченного банка) либо декларант письменно запрашивает таможенный орган о причинах несогласия. 3 этап. При предоставлении декларантом на 2 этапе доказательств достоверности и правильности предоставленных данных таможенный орган может согласиться с ними или же сам определяет таможенную стоимость декларируемого товара. Последнее может происходить в следующих ситуациях: — не представлены доказательства, подтверждающие заявленную таможенную стоимость; — отсутствуют данные, подтверждающие правильность определения декларантом таможенной стоимости; — есть основания предполагать, что представленные декларантом сведения недостоверны и (или) недостаточны. В случае поступления от декларанта в таможенный орган письменного запроса на 2 этапе ответ декларанту должен быть предоставлен в 3-месячный срок в виде письменного разъяснения причин несогласия таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью. 4 этап. В случае определения на 3 этапе таможенной стоимости таможенным органом декларант либо уплачивает насчитанную ввозную таможенную пошлину или может обжаловать решения таможенного органа в порядке, определенном Таможенным кодексом РФ. Напоминаем, что направление декларантом письменного запроса таможенному органу в отношении произведенной этим органом таможенной оценки или обжалования принятого таможенным органом решения не освобождает декларанта от уплаты таможенных платежей в соответствии с произведенной таможенной оценкой. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения закреплены в разделе IV (статьи 18 — 24) Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе». Вообще от выбора метода определения таможенной стоимости зависит не только, как будет определяться таможенная стоимость, но и то, как может меняться сама величина таможенной стоимости и, как следствие, величина таможенной пошлины. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова же будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции. Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Российское законодательство заимствовало методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) вычитания стоимости; 5) сложения стоимости; 6) резервный метод. Мы сказали, что перечисленные методы должны применяться в заданном порядке, говоря так, мы имели в виду следующую схему их применения — основным методом является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. А в случае если основной метод не может быть использован, применяется один из перечисленных выше методов, при этом каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода <*>. ——————————— <*> Методы вычитания и сложения стоимости (методы 4 и 5) могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1) применяется в отношении определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (когда расчеты за купленный товар производятся посредством денежных платежей). Форма расчетов (инкассо, банковский перевод, аккредитив) принципиального значения не имеет. Отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить причиной отказа от применения метода 1 и перехода к последующим методам. Если заявляемая декларантом и фигурирующая в счете-фактуре таможенная стоимость не признается таможенным органом без ее подтверждения платежными документами, то в этом случае может быть использован механизм условного выпуска товаров. В целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода 1 допускается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам (то есть сделкам, по которым нет реального движения денежных средств). К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены (товарообменные операции, среди которых бартерные и компенсационные поставки), поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в том случае, если в соответствующих документах — контракте (договоре, соглашении), счете-проформе, таможенной декларации страны вывоза имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции (при условии обязательного выполнения общих требований по применению метода 1). В то же время по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации по договорам комиссии или консигнации, данный метод не должен применяться, так как в этом случае имеет место не купля-продажа товара, а только оказание услуг по его реализации. Заметим, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен и в тех случаях, когда возможна стоимостная оценка (с необходимыми обоснованиями и документальным подтверждением) ограничений и условий, повлиявших на цену сделки (п. 1.6 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; приложение 1 к Приказу ГТК России от 05.01.94 N 1). Для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами необходимо отсутствие ограничений в отношении прав импортера на оцениваемый товар. Однако метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен при наличии одного из следующих ограничений: — ограничения, установленные российским законодательством (например, ограничения в отношении круга лиц, имеющих право импортировать определенные товары, в частности радиоактивные, отравляющие вещества, наркотические средства и др.); — ограничения, существенно не влияющие на цену товара (если заявляется о наличии ограничения, значительно повлиявшего на цену, и документально устанавливается количественное изменение цены в результате этого ограничения, сохраняется возможность применения метода 1. Если же количественное влияние на цену определить и документально подтвердить не удается, необходимо перейти к другим методам таможенной оценки); — ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (например, экспортер предоставляет посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока. Задача посредника состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории, при необходимости оно включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей запасными частями и т. д. При этом торговец должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных условий (ограничений), установленных договором о предоставлении права на продажу. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» территориальные ограничения в отношении перепродажи товаров не лишают декларанта права применять метод по цене сделки с ввозимым товаром). Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, если продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Например, продавец устанавливает в контракте цену импортируемых товаров с условием, что покупатель закупит у него определенное количество другого товара (поставляется картофель на 1500 ЕВРО, но при этом поставщик ставит условие, что импортер должен дополнительно купить у него морковь, стоимость которой неизвестна). Не может быть использован рассматриваемый метод и если участники сделки являются взаимозависимыми лицами. Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет взаимозависимость участников сделки примерно так же, как в Соглашении 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ. Участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми, если они отвечают хотя бы одному из перечисленных признаков: — один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки; — участники сделки являются совладельцами организации; — участники сделки связаны трудовыми отношениями; — один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала; — оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица; — участники сделки совместно контролируют (непосредственно или косвенно) третье лицо; — один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника; — участники сделки или их должностные лица являются родственниками. В практике работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации взаимозависимыми лицами, имеют место случаи некорректной трактовки положений Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», касающихся понимания определения о взаимозависимости участников сделки. Это приводит к необоснованным отказам от применения рассматриваемого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров. И для обоснованности решений таможенных органов в отношении заявляемой декларантом таможенной стоимости товаров при наличии взаимозависимости между продавцом и покупателем ГТК России издал Методические рекомендации по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимозависимыми лицами, которые были доведены письмом от 23 июля 2001 года N 01-06/28840. Для определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами декларант должен доказать, что стоимость товаров при сделке между взаимозависимыми покупателем и продавцом близко совпадает с одной из указанных ниже проверочных величин. В качестве проверочных величин используются следующие стоимости товаров, ввезенных одновременно, но не ранее и не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров: 1) цены сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю идентичных или однородных товаров, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом; 2) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьей 22 Закона РФ «О таможенном тарифе»; 3) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьей 23 Закона РФ «О таможенном тарифе». Перечисленные проверочные величины должны использоваться исключительно в целях сравнения и не могут быть установлены в качестве цены сделки. Это значит, что по результатам сравнения признается, что взаимозависимость продавца и покупателя не повлияла на цену сделки и эта цена принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров или признается, что таможенная стоимость не может быть определена по методу 1 и таможенная оценка должна производиться путем последовательного применения других установленных методов. При проведении сравнения заявленной стоимости с проверочными величинами должны учитываться: — различия в коммерческих условиях продажи и количестве товаров, а также в компонентах, которые перечислены в пункте 1 статьи 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»; — различия в расходах и затратах, которые обычно несет продавец при продажах, в которых продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, по сравнению с расходами и затратами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимозависимыми лицами. Например, если цена рассматриваемой сделки установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям, то это доказывает, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки. Если установленная контрактом (договором) цена обеспечивает покрытие всех расходов, связанных с производством и доставкой товара, а также получение прибыли, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за представительный период времени (например, год) при продаже товаров того же класса или вида, то это также является доказательством того, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки; — возможность существенного различия допустимых колебаний (отклонений) цен в различных отраслях и для разных товаров. В связи с этим не может быть установлено единого допустимого норматива отклонений цен от проверочных величин. Очень важно помнить и понимать, что при отсутствии иных установленных Законом РФ «О таможенном тарифе» ограничений применения рассматриваемого метода (метода 1) наличие самого факта взаимозависимости не является достаточным основанием для неприменения данного метода. То есть, если у таможенного органа нет оснований предполагать влияние взаимозависимости продавца и покупателя на цену сделки, то не требуется проводить дополнительной проверки и запрашивать у декларанта доказательства отсутствия такого влияния. В первую очередь это касается тех случаев, когда таможенным органом уже было проверено отсутствие влияния взаимозависимости на цену сделки (например, при повторяющихся поставках одних и тех же товаров по контракту/контрактам между данными лицами). При возникновении ситуаций, когда таможенный орган обоснованно не согласен с заявленными декларантом сведениями — декларант указал, что взаимозависимость продавца и покупателя не повлияла на цену сделки <*>, а таможенный орган имеет основания полагать обратное (взаимозависимость повлияла на цену сделки), он должен официально сообщить декларанту об этих основаниях <**>. ——————————— <*> В графе 7 «б» формы ДТС-1 должно быть отмечено «нет». <**> Для этого согласно подпункту 2.8 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 5 января 1994 года N 1, в декларации таможенной стоимости формы ДТС-1 (специальных графах «Для отметок таможни» либо на оборотной стороне с указанием заголовка «Отметки таможни») должностным лицом таможенного органа дается краткое обоснование причин, вызвавших сомнение в том, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки (т. е. сомнение в обоснованности решения, принятого декларантом по графе 7 «б» формы ДТС-1).

После вынесения таможенным органом такого решения декларант имеет право представить дополнительную информацию, доказывающую, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки (если дополнительная информация не может быть представлена на этапе таможенного оформления, то товар по просьбе декларанта может быть представлен ему в пользование под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с временной (условной) оценкой <*>). ——————————— <*> На основании пункта 3 статьи 15 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Для рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии влияния взаимозависимости на цену сделки декларантом могут быть представлены следующие документы: — договора купли-продажи, на основании которых товары, идентичные или однородные оцениваемым, были проданы для ввоза в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. К этим договорам должны быть приложены соответствующие им грузовые таможенные декларации и декларации таможенной стоимости, согласно которым таможенная стоимость идентичных или однородных товаров была принята таможенным органом по методу по цене сделки с ввозимыми товарами; — бухгалтерская и банковская документация покупателя в отношении реализации оцениваемых, идентичных или однородных товаров на территории Российской Федерации; — сведения об участии продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя); — сведения о финансовых взаимоотношениях продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров. Представление таких сведений может быть необходимо для проверки возможности получения продавцом прямого или косвенного дохода от деятельности покупателя. Возможность получения такого дохода и может оказать влияние на цену сделки при взаимозависимости продавца и покупателя; — бухгалтерская и банковская документация производителя товаров, если она может быть проверена российскими таможенными органами; — сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым. Метод 2 (по цене сделки с идентичными товарами) применяется, когда в соответствии с предписаниями статьи 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» не может быть использован метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Метод 2 предполагает использование в качестве основы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными товарами, под которыми понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми по основным идентификационным признакам. К числу последних отнесены: — физические характеристики; — качество и репутация на рынке; — страна происхождения; — производитель. Таможенный орган принимает декларацию таможенной стоимости по методу 2, когда идентичные товары: 1) проданы для ввоза на российскую таможенную территорию; 2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; 3) ввезены примерно в тех же количествах и/или на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары. Суть третьего метода (по цене сделки с однородными товарами) состоит в том, что за основу для определения таможенной стоимости ввозимого товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Однородными товарами в таможенном законодательстве признаются «товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми». Таким образом, при определении однородного товара основными являются три критерия: 1) технический (наличие сходных характеристик и компонентов); 2) функциональный (выполнение тех же функций); 3) коммерческий (коммерческая взаимозаменяемость). На практике при определении однородности товаров используются следующие основные показатели: — качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; — страна происхождения; — производитель. Метод 4 (метод на основе вычитания стоимости) используется, когда оказывается невозможным применение метода 1 (например, рассматриваемая сделка заключена между взаимозависимыми лицами и взаимозависимость сторон сделки оказала влияние на цену, но дать стоимостную оценку этого влияния не представляется возможным), метода 2 (у таможенного органа и декларанта отсутствует информация по идентичным товарам) и метода 3 (отсутствует информация по однородным товарам). Метод на основе вычитания стоимости действует, когда оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния. Таким образом, метод 4 сориентирован на последующие сделки купли-продажи ввезенного товара на внутреннем рынке страны импортера. Суть этого метода заключается в том, что за основу определения таможенной стоимости берется цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на внутреннем рынке в неизменном состоянии. В этом случае в качестве базы расчета таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на российской территории в период времени, максимально приближенный к моменту ввоза товара. При этом покупатель должен быть, как правило, независим от продавца. В Законе РФ «О таможенном тарифе» (п. 2 статьи 22) уточняется требование о сроках ввоза таких товаров: не более 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров. Оговаривается (п. 4 статьи 22 Закона РФ «О таможенном тарифе»), что при отсутствии фактов продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость. При этом вычитание стоимости, добавленной в процессе дальнейшей переработки, должно основываться на объективных и количественно определяемых данных о стоимости такой работы. Основу расчетов должны составлять принятые формулы, методы оценки произведенных работ и иная практика в соответствующих отраслях производства. При использовании метода 5 (на основе сложения стоимости) в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения трех компонентов: — стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; — общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения российской таможенной границы и др.; — прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки оцениваемых товаров в Российскую Федерацию. Таможенная стоимость по методу 5 определяется как на основе информации, получаемой в стране импорта, так и с помощью информации об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны импорта. Использование метода 5 обычно ограничивается теми случаями, когда производитель готов представить таможенным органам страны импорта необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, которая может оказаться необходимой. При этом данные об издержках должны быть определены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров, представляемой производителем или от его имени. Она должна основываться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товары были произведены. Метод 6 применяется тогда, когда пять предыдущих не позволяют определить таможенную стоимость. Этот метод именуется резервным и предполагает определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики. Несмотря на то что метод 6 является вспомогательным и используется в крайнем случае, на практике он применяется чаще, чем любой из методов 2 — 5. Объяснить это можно тем, что в большинстве случаев таможенные органы на местах не располагают достаточной ценовой информацией по идентичным и однородным товарам, а тем более по калькуляции цены зарубежного поставщика и структуре внутренней цены реализации на территории Российской Федерации. Особое внимание обратим на то, что общим требованием ко всем исходным ценовым данным, используемым для расчета таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность — цена должна соотноситься с конкретным товаром способом, позволяющим без труда его однозначно идентифицировать (коммерческое наименование товара, его описание, сведения о фирме-производителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара). В пункте 2 статьи 24 Закона РФ «О таможенном тарифе» перечислены те виды цен, которые не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости: 1) цена товара на внутреннем российском рынке; 2) цена товара, поставляемого из стран его вывоза в третьи страны; 3) цена на внутреннем российском рынке на товары российского происхождения; 4) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара. Допускается использование информационных справочников по мировым ценам и ценам внутреннего рынка, статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных, о скидках, прибыли, транспортных тарифах и т. д. При применении метода 6 российский таможенный орган представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Таможенным органам на местах предписывается организовать работу по формированию собственных справочно-информационных баз ценовых данных, ориентированных на номенклатуру товаров, ввозимых через данный таможенный орган. Существуют два способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД. Формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 при ввозе товаров применяются в том случае, когда данные товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если же декларируемые таможенные режимы не предусматривают обложения таможенными налогами, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД <*>. ——————————— <*> Таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости.

Существует исчерпывающий перечень случаев, когда ДТС не заполняется. Он приведен в Инструкции по заполнению ДТС, утвержденной Приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 года. К таким случаям отнесены: — таможенная стоимость ввозимой партии товара не превышает суммы, эквивалентной 5000 долларов США, за исключением многоразовых поставок в рамках одного контракта, а также повторяющихся поставок одного и того же товара одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным контрактам; — ввоз товаров физическими лицами не для коммерческих целей; — заявление таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары не подлежат таможенному обложению (за исключением сборов за таможенное оформление); — ввоз товаров, которые не облагаются та моженными пошлинами и налогами. ДТС заполняется в 3-х экземплярах и может быть в виде формы ДТС-1 и ДТС-2. Форма ДТС-1 предназначена для использования при заявлении таможенной стоимости, определяемой по методу 1 «Метод по цене сделки с ввозимыми товарами», форма ДТС-2 предназначена для использования остальных методов расчета таможенной стоимости. Каждая из этих форм состоит из двух основных листов: первого — лицевого листа и второго листа, в котором указываются сведения о таможенной стоимости и ее элементах. Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация страниц дополнительных листов начинается с третьего номера (т. е. 1-й и 2-й листы — основные листы формы, 3-й и последующие листы — дополнительные). Основные, а также и дополнительные листы форм ДТС-1 и ДТС-2 заполняются на товары от одного до трех наименований. Декларация таможенной стоимости является таможенным документом и соответственно за все сведения, указанные в декларации таможенной стоимости и в документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости (список необходимых документов для предоставления в таможенный орган, а также перечень тех документов, которые могут им дополнительно быть затребованы, приведены в п. п. 2.4 — 2.5 Инструкции по заполнению ДТС, утвержденной Приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.1994), декларант несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К ДТС как таможенному документу предъявляются технические требования, сформулируем некоторые из них: декларация заполняется на русском языке на пишущей машинке или печатающем устройстве компьютера; не должно быть при заполнении подчисток и помарок, а исправления сведений, сделанные декларантом, должны быть заверены его подписью; каждый лист ДТС подписывается декларантом. То, что требования, предъявляемые к техническому оформлению, важны, говорит и то, что ДТС, заполненная неразборчиво, с исправлениями, не заверенными декларантом, не принимается таможенным органом. Возникшие на практике вопросы по заполнению форм ДТС-1 и ДТС-2 помогут разрешить п. п. 2 и 3 Инструкции по заполнению декларации таможенной стоимости (приложение N 2 к Положению, утвержденному Приказом ГТК РФ от 05.01.1994 N 1). Очень часто процесс предоставления необходимых для определения таможенной стоимости документов или их подтверждающих бывает продолжителен во времени. В таких случаях при отсутствии на момент таможенного оформления у декларанта документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, либо доказательств, подтверждающих достоверность использованных данных, а также в тех случаях, когда условиями контракта предусмотрено положение о пересмотре цен с учетом реализации товара, в соответствии с которым окончательная цена ввозимого товара может быть определена по общей сумме платежей покупателя продавцу, таможенный орган вправе принять решение о предоставлении товара в пользование декларанту при условии обеспечения уплаты полной суммы таможенных платежей: — по письменному заявлению декларанта (его форма утверждена Приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.1994, приложение 4) таможенный орган может предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с действующим законодательством. При этом стоимость предмета залога или сумма гарантии банка должны обеспечивать уплату таможенных платежей, рассчитанных с учетом возможной корректировки таможенной стоимости (т. е. на основе временной (условной) таможенной оценки). В случае уплаты таможенных платежей на момент таможенного оформления стоимость предмета залога или сумма гарантии банка определяется исходя из разницы временной (условной) таможенной оценки товара, произведенной таможенным органом в установленном порядке, и таможенной стоимости, заявленной декларантом. Прокомментируем сказанное на примере. Ввозится два комплекта оборудования на условиях поставки «с завода» (EXW). Ставка ввозной таможенной пошлины — 10%; ставка НДС — 20%. В счете-фактуре продавцом указана сумма 20000 у. е., подлежащая оплате за поставленный товар. На момент таможенного оформления ввозная таможенная пошлина уплачена в размере 2000 у. е., НДС — в размере 4400 у. е., т. е. общая сумма таможенных платежей за ввозимый товар составила 5400 у. е. (для упрощения расчета в примере не учитываются сборы за таможенное оформление). В связи с тем что при данном условии поставки (EXW) в счет-фактуру, выставленный продавцом покупателю, не вошли расходы по доставке товара до таможенной границы Российской Федерации и декларантом не представлены документы, позволяющие определить стоимость доставки товара, таможенным органом осуществляется временная (условная) таможенная оценка ввозимого товара с учетом возможных расходов на доставку. В соответствии с произведенной оценкой таможенная стоимость товара определена в сумме 23000 у. е. Тогда подлежащая уплате сумма таможенной пошлины составит 2300 у. е., а сумма НДС — 5060 у. е., т. е. общая сумма платежей составит 7360 у. е. В этом случае до получения таможенным органом от декларанта документов, позволяющих точно определить расходы по доставке товара, товар может быть выпущен под гарантию банка на сумму 1960 у. е. (7360 — 5400 = 1960 у. е.). В течение срока, устанавливаемого таможенным органом (но не более 60 дней), декларант собирает и представляет в таможенный орган документы, необходимые для уточнения и/или подтверждения таможенной стоимости. При этом срок действия гарантии или договора о залоге не может быть меньше срока, устанавливаемого таможенным органом для представления указанных документов; — по письменному заявлению декларанта таможенный орган может предоставить ему декларируемый товар в пользование при условии внесения необходимых сумм платежей на депозит таможенного органа исходя из временной (условной) таможенной оценки товара, произведенной таможенным органом в установленном порядке. После представления декларантом всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения таможенной стоимости товаров, осуществляется перерасчет таможенной стоимости и соответствующих таможенных платежей, в т. ч. возврат излишне взысканных сумм либо взыскание недоплаченных. <*> ——————————— <*> При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров и таможенных платежей все расчеты производятся в соответствии с законодательством, действующим на день принятия таможенной декларации.

Если в итоге любого из вышеуказанных вариантов декларант не может документально подтвердить заявленную им таможенную стоимость, таможенный орган вправе определять таможенную стоимость на основе последовательного применения методов оценки. В таможенную стоимость ввозимых товаров включаются расходы по доставке этих товаров до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза понимается: а) для авиаперевозок — аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товаров; б) для морских и речных перевозок — первый порт разгрузки или порт перевалки на территории России, если факт перегрузки товара подтвержден таможенным органом этого порта; в) для перевозок другими видами транспорта — место нахождения пункта пропуска на таможенной границе России на пути следования товара; г) для товара, доставляемого по почте, — пункт международного почтового обмена. При этом таможенная стоимость ввозимого товара (а также курс иностранных валют) определяется на дату принятия таможенной декларации. В случае изменения таможенной стоимости заполняется специальная форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей — КТС-1 и КТС-2. Положение о корректировке таможенной стоимости закреплено в Приказе ГТК РФ от 23 мая 2002 года N 512 «Об утверждении Положения о корректировке таможенной стоимости». Формы КТС-1 и КТС-2 состоят из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов, которые распределяются аналогично листам ГТД. Основной лист (форма КТС-1) используется для указания сведений о корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей одного отдельно декларируемого с использованием ГТД товара. При корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей нескольких товаров, декларируемых в одной ГТД, используются добавочные листы (форма КТС-2), каждый из которых дает возможность корректировать таможенную стоимость и таможенные платежи еще по двум товарам. Общие правила заполнения граф формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) аналогичны правилам заполнения соответствующих граф ГТД. Особенности заполнения отдельных граф КТС отражены в Инструкции по заполнению КТС, утвержденной Приказом ГТК РФ от 23 мая 2002 года N 512. Требования к порядку оформления КТС аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку оформления ГТД. КТС заполняется только в отношении тех товаров, таможенная стоимость которых корректируется, либо величина временной (условной) оценки которых, установленная таможенным органом, превышает заявленную в ГТД величину их таможенной стоимости. В случае неявки декларанта в установленный таможенным органом срок для принятия решения о таможенной стоимости товара, выпущенного с временной (условной) оценкой, таможенная стоимость товара может быть принята равной величине временной (условной) оценки, а КТС при этом не заполняют. При корректировке таможенной стоимости КТС заполняет то лицо (декларант либо должностное лицо таможенного органа), которое определило и заявило в декларации таможенной стоимости принятую таможенным органом скорректированную (уточненную) величину таможенной стоимости. При временной (условной) оценке товара КТС может заполнять либо декларант, либо должностное лицо таможенного органа. Срок оформления КТС исчисляется со дня представления запрошенных для таможенных целей документов и сведений и не должен превышать сроков проверки и оформления ГТД (установленных статьей 194 Таможенного кодекса Российской Федерации). Датой же окончания оформления КТС и принятия таможенным органом решения о величине скорректированной таможенной стоимости товара (или величине его временной (условной) оценки) и сумме подлежащих уплате таможенных платежей является последняя из дат, указанных в графе «Д» формы КТС-1. Сформулируем и выделим те моменты, когда может осуществляться корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых (т. е. как ввозимых, так и вывозимых) через таможенную границу Российской Федерации. Это может происходить: 1. В процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля: — в случае выявления должностными лицами таможенного органа: технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости, после их исправления в формах декларации таможенной стоимости; несоответствия заявленных декларантом величины таможенной стоимости и соответствующих ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости; некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости; несоответствия заявленных декларантом в грузовой таможенной декларации (ГТД) сведений о товаре (его описании, существенно влияющем на качественные характеристики товара и его цену; количестве; стоимости и др.), повлиявших на величину таможенной стоимости товара, фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения им таможенного контроля; — при выявлении покупателем или получателем товара (в том числе в период нахождения товара на складе временного хранения) несоответствия фактурной и таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и таможенной стоимости товара в связи с отклонением количества и/или качества товара, поставленного покупателю, от количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость товара (при подтверждении данного факта в соответствии с установленным порядком таможенным органом, производящим таможенное оформление данного товара); — при проведении таможенной оценки товара таможенным органом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России. 2. При принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного в соответствии с заявленным таможенным режимом с временной (условной) оценкой: — до истечения срока временной (условной) оценки товара, в том числе в следующих случаях: представления декларантом в соответствии с запросом таможенного органа дополнительных документов и сведений, подтверждающих/уточняющих заявленные в ГТД сведения о товаре; наличия у таможенного органа оснований полагать, что дополнительно представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и/или достаточными; принятия вышестоящим таможенным органом в соответствии с его компетенцией решения по таможенной стоимости товара; — по истечении срока временной (условной) оценки товара, в том числе в случаях: непредставления декларантом в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений; получения таможенным органом дополнительных документов и сведений в результате проведенной проверки достоверности документов, представленных декларантом для целей таможенного оформления. 3. После завершения таможенного оформления и выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом: — при выявлении покупателем или получателем товара после завершения таможенного оформления товара: технических и/или методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; несоответствия заявленной таможенной стоимости фактической стоимости товара, имевшей место на день принятия таможенной декларации, в связи с отклонением количества и/или качества товара, поставленного покупателю, от количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость товара; — при выявлении таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара: технических и/или методологических ошибок, допущенных декларантом при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей; — при выявлении в ходе проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей. Особенности при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых с отсрочкой или рассрочкой оплаты по договорам купли-продажи, а также по договорам товарного кредита, были растолкованы в письме ГТК РФ от 6 августа 2002 г. N 01-06/31475. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» при определении таможенной стоимости включение в цену сделки, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар, процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не предусмотрено. В этой связи, а также принимая во внимание положения пункта 1 статьи 15 вышеприведенного Закона о том, что заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не включаются в таможенную стоимость товаров при соответствующем подтверждении таможенному органу заявленных данных о цене сделки и сумме процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. Согласно мировой практике для обеспечения надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в рассматриваемом случае рекомендуется принимать во внимание одновременное соблюдение следующих условий. 1. Наличие во внешнеторговом договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. 2. Определение во внешнеторговом договоре условий в соответствии с общими правилами о договоре купли-продажи (количество, ассортимент, качество, комплектность, тара и (или) упаковка и другие необходимые сведения о товарах, подлежащих продаже с отсрочкой или рассрочкой оплаты; условия поставки; цена сделки, подлежащая уплате; валюта цены; валюта платежа и т. д.), а также условий оплаты товара, связанных с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов; документы, на основании которых будет производиться оплата, и т. д.). 3. Документальное подтверждение цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, которая может быть принята в основу определения таможенной стоимости в соответствии с установленным Законом порядком. 4. Размер процента за отсрочку или рассрочку оплаты не превышает среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам в связи с отсрочкой или рассрочкой оплаты за товары, ввезенные одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При отсутствии данных о таких обязательствах и (или) если есть основания полагать, что такие данные не являются количественно определенными и достоверными, для целей контроля таможенной стоимости предельная величина процентов может считаться равной 15 процентам, как установлено статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении долговых обязательств в иностранной валюте при рассмотрении вопроса об отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам. Приведенные условия в отношении процентов за отсрочку или рассрочку оплаты товаров могут использоваться при применении всех методов определения таможенной стоимости, установленных разделом IV Закона РФ «О таможенном тарифе». При ввозе товаров по договорам международного финансового лизинга, которыми предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга, при выполнении приведенных выше условий суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты также не включаются в таможенную стоимость товаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1461 утвердило Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а Правила применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утверждены Приказом ГТК РФ от 27 августа 1997 г. N 522 (ред. от 23.05.2002). В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки: а) комиссионные и брокерские вознаграждения; б) стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров; инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров; вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров; е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации; ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. Включение в таможенную стоимость вышеперечисленных расходов производится при условии, если они: — действительно имели или будут иметь место; — подтверждены документально на основе объективных и количественно определяемых данных; — не были включены в цену товара, предусмотренную контрактом. Если определение и документальное подтверждение величины этих расходов не представляется возможным, таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе цены сделки. В случае если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара (например, с учетом биржевых котировок на соответствующую дату, по формуле расчета цены и т. п.) либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем (т. е. на дату таможенного оформления цена сделки неизвестна), определение и заявление таможенной стоимости осуществляются следующим образом: 1. В таможенный орган подается письменное заявление от лица, перемещающего товары через таможенную границу Российской Федерации, об установлении срока представления декларантом необходимых документов, подтверждающих и/или уточняющих заявленную им таможенную стоимость вывозимых товаров. 2. Должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, в установленном порядке производятся соответствующие записи и отметки. Таможенное же оформление вывозимых товаров производится с учетом временной (условной) оценки, но данная процедура не заменяет процедуру подачи временной грузовой таможенной декларации. Временная (условная) оценка производится только при подаче полной грузовой таможенной декларации. В качестве базы для временной (условной) таможенной оценки вывозимых товаров принимается либо предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре (контракте), либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре (контракте) условиями ее расчета. При невозможности проведения подобных расчетов временная (условная) оценка вывозимых товаров может быть произведена на основе имеющейся в распоряжении таможенного органа соответствующей ценовой информации. Декларант вправе представить имеющиеся у него сведения и документы, обеспечивающие объективность временной (условной) оценки вывозимых товаров. После представления декларантом в установленный таможенным органом срок всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, осуществляются корректировка таможенной стоимости и перерасчет таможенных платежей. При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров (например, безвозмездные и компенсационные поставки, поставки по договору аренды, найма и т. п.), а также в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, таможенная стоимость вывозимого товара определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость вывозимых товаров.

——————————————————————