Декларируем правильно

(Чмелев А.) («ЭЖ-Юрист», N 2, 2004)

ДЕКЛАРИРУЕМ ПРАВИЛЬНО

А. ЧМЕЛЕВ

Александр Чмелев, юрист.

Места декларирования

В связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса России хотелось бы еще раз остановиться на наиболее значимых изменениях. Ознакомившись с отдельными статьями юристов, освещающих положения нового ТК РФ (далее — ТК-2004), хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые новеллы закона ими раскрываются неполно, без учета всей совокупности норм, которые можно встретить в новом нормативно-правовом акте. Рассматривая регламентацию порядка декларирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, специалисты отмечают обычно только то, что в таких случаях таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному ее принять. Данная норма нашла свое отражение в п. 1 ст. 125 ТК-2004, и если ее выделить из общего контекста правового акта, то она напомнит многим участникам внешнеэкономической деятельности о произошедшей революции в порядке декларирования товаров. Однако после анализа п. 1 ст. 129 ТК-2004 можно сделать вывод о том, что положение п. 1 ст. 125 ТК-2004 может быть применено только в случае вывоза товаров за территорию России (то есть обычно при заявлении режима экспорта), что, на наш взгляд, полнее освещает вопрос об общих местах декларирования товаров. Если же затронуть данный вопрос более подробно, то после анализа п. 2 ст. 125 ТК-2004 видно, что за Государственным таможенным комитетом России (далее — ГТК России) остается хороший механизм сужения мест декларирования отдельных видов товаров. По состоянию на 03.11.2003 ГТК России издано порядка 16 приказов, устанавливающих определенные места для декларирования отдельных видов товаров (см. Приказы ГТК России за 2003 год: N 1049 — 1054, N 1027 — 1033 и другие). В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельности имеют полное право подвергать такие акты ГТК России правовому анализу с учетом положений п. 2 ст. 59 ТК-2004. Поскольку случаи установления мест декларирования отдельных видов товаров ГТК России должны быть обязательно обоснованы в рамках исчерпывающих поводов, изложенных п. 2 ст. 125 ТК-2004. Например, вызывает сомнение законность ограничения ГТК России мест таможенного оформления в Дальневосточном регионе легковых транспортных средств, перемещаемых физическими или юридическими лицами в коммерческих целях. Приложение к Приказу ГТК России от 19.09.2003 N 1053 устанавливает только один таможенный пост в морских дальневосточных портах (морской порт Восточный Находкинской таможни), где реально, по мнению ГТК России, могут быть задекларированы легковые иностранные машины при их ввозе (обычно из Японии или Кореи). Другие таможни (Хасанская, Владивостокская, Южно-Сахалинская, Ванинская) для этой цели использованы быть не могут. Причем ГТК России с учетом подп. 1 — 4 п. 2 ст. 125 ТК России так и не обосновала причину изложенного требования в рассматриваемом нами Приказе. Следует отметить, что ограничивать места перемещения товаров через таможенную границу при их ввозе может и Правительство России (абз. 2 п. 1 ст. 69 ТК России). Уже сейчас можно ознакомиться с Постановлением Правительства России от 03.11.2003 N 665, которое с 1 января 2004 г. устанавливает только 30 пунктов пропуска, через которые могут ввозиться мясо птицы из стран, не имеющих сухопутных путей сообщения с Россией.

Сроки оформления

Полагаем, юристы неполно раскрывают и расчет сроков, в пределах которых декларация может находиться на этапе таможенного оформления и таможенного контроля. Во-первых, для расчета сроков выпуска товаров (с момента предъявления декларации) необходимо учитывать, что, помимо самой декларации, должны быть представлены в таможню в обязательном порядке: — товары, заявленные в таможенной декларации; — необходимые документы и сведения на декларируемые товары. Во-вторых, следует знать, что при наличии определенных условий (см. п. 2 ст. 359 ТК-2004) сроки выпуска товара могут быть таможенными органами продлены. К примеру, если: — предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров; — сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Реально могут быть продлены сроки оформления товара и в случае корректировки декларантом по требованию таможни сведений, влияющих на размер уплаты таможенных пошлин или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных законодательством России (см. п. 6 ст. 153 ТК-2004).

Перечень документов

Нельзя согласиться и с некоторыми выводами специалистов (И. Борисов, С. Белов, «Двойная запись», «Эж-Юрист» N 6, июнь 2003 г.), которые утверждают, что в ст. 73 — 76 ТК-2004 указан исчерпывающий перечень документов, которые надо подавать в таможню. Представляется, ст. 73 — 76 ТК-2004 определяют только перечень документов, необходимых для предъявления их таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию России. Причем эта обязанность возлагается непосредственно на перевозчика, а не на декларанта (п. 1 ст. 72 ТК-2004), до фактической подачи таможенной декларации. Чтобы уяснить общий перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами при оформлении товара в целях его ввоза из-за границы либо вывоза в Россию, следует довольно подробно изучить положения Кодекса, регламентирующие порядок помещения товаров на склады временного хранения, проведение внутреннего таможенного транзита, порядок декларирования товаров, а также применение отдельных таможенных режимов. В целях подтверждения в таможенных органах применения в отношении перемещаемого товара тарифных преференций закон требует представления вместе с декларацией документа, подтверждающего происхождение товара (п. 1 ст. 34 и п. 1 ст. 37 ТК-2004). Какие еще документы могут потребовать таможенные органы при подаче таможенной декларации? Для выяснения этого нужно одновременно проанализировать положения подп. 1 п. 2 ст. 127, ст. 131 и п. 3 ст. 124, п. 2, 3 ст. 131 ТК-2004, которые более чем в два раза могут расширить предполагаемый перечень документов, необходимых для ее оформления. И это еще не все. Чуть выше отмечалось, что до фактической подачи таможенной декларации (при проведении отдельных таможенных процедур) таможенному органу должны быть предоставлены отдельные пакеты документов в зависимости от того, будете вы оформлять товар в месте его пересечения через таможенную границу (ст. 102 ТК-2004) или нет (п. 2 ст. 81 ТК-2004). К тому же при декларировании товаров нужно еще представлять документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости (п. 4 ст. 131 ТК-2004). С учетом положений Кодекса (ст. 161 ТК-2004) существуют и отдельные документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявляемые таможенные режимы. Причем прямо ссылок на такие документы в Таможенном кодексе может и не быть. К примеру, п. 1 ст. 166 ТК-2004 определяет, что экспорт товаров осуществляется при условии выполнения определенных требований, в том числе установленных другими федеральными законами и иными правовыми актами. В настоящее время это может быть требование, связанное с предоставлением лицензии при экспорте лекарственных средств <*>. ——————————— <*> Пункт 1 ст. 26 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.98 N 86-ФЗ.

В случае же предполагаемого заявления режима переработки товара на таможенной территории декларанту нужно будет дополнительно оформить разрешение установленного образца (ст. 174 и 179 ТК-2004), а также с учетом п. 2 ст. 174 и подп. 3 п. 1 ст. 175 ТК-2004 подготовить акт сопоставления результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов переработки. Таким образом, поскольку некоторые положения Таможенного кодекса, регламентирующие условия применения таможенных режимов, имеют отсылочный характер, то и весь перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами, установить реально проблематично. Частично разобраться можно с помощью Приказа ГТК России от 16.09.2003 N 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», который вступает в силу с 16 января 2004 года.

Немного о приятном

Нужно отдать должное, что в процедуре принятия декларации и сопровождающих ее документов есть и позитивные моменты. К примеру, пункт 5 ст. 131 ТК-2004 дает возможность декларантам по их мотивированному обращению к таможенным органам отсрочить предоставление необходимых документов на 45 дней с момента принятия к оформлению таможенной декларации. Кроме того, по сравнению с Таможенным кодексом 1993 года в новом Таможенном кодексе значительно расширен перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларанта (ст. 126 ТК-2004). Это касается как российских, так и иностранных лиц. Упрощен и порядок декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии (ст. 128 ТК-2004). Участниками внешнеэкономической деятельности достаточно востребовано будет и предварительное декларирование товаров, когда таможенная декларация на иностранные товары может быть подана за 15 дней до их фактического прибытия на таможенную территорию России или до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 130 ТК-2004). Необходимо отметить, что п. 2 ст. 132 ТК России будет устанавливать для таможенных органов исчерпывающий перечень оснований отказа в принятии таможенных деклараций.

В заключение

В завершение освещения процедуры декларирования товаров хотелось бы рекомендовать всем участникам процесса таможенного оформления систематически сверять требования таможенных органов с положениями п. 2 ст. 59, абз. 2 п. 1 ст. 63, ст. 159 нового Таможенного кодекса России.

——————————————————————