Рецензия на монографию А. В. Пащенко «Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников»

(Малиновская В. М.) («Реформы и право», 2013, N 1) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А. В. ПАЩЕНКО «ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС: К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ УЧАСТНИКОВ» <1>

В. М. МАЛИНОВСКАЯ

——————————— <1> Пащенко Андрей Владимирович. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2013. 160 с.

Малиновская Виктория Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России.

Review on the Monograph Andrey Paschenko «Legal Relationships for the Establishment and Payment of Customs Duties in the Customs Union Within the EurAsEC: on the Issue of a Member’s Status» V. M. Malinowskaya

Монографическая работа Андрея Владимировича Пащенко посвящена исследованию правового механизма установления и уплаты таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС). Главным итогом развития процесса экономической интеграции государств — бывших советских республик на большей части постсоветского пространства стало становление Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В состав Таможенного союза входят Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация с возможностью присоединения других государств, разделяющих цели и принципы ЕврАзЭС. В соответствии с решениями глав государств — членов Таможенного союза от 18 ноября 2011 года Таможенный союз перешел на новую ступень экономической интеграции. С 1 января 2012 года Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации называется Евразийским союзом (далее — ЕАС), а единая таможенная территория настоящего Таможенного союза — Единым экономическим пространством (далее — ЕЭП). Тема монографической работы А. В. Пащенко является актуальной в связи созданием в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС единой системы таможенно-тарифного регулирования, начавшей функционировать с 1 января 2009 года. Монографическое исследование А. В. Пащенко состоит из трех глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на соответствующие параграфы. Предложенную автором систему изложения всего исследовательского материала следует признать правильной. Первая глава монографии посвящена изложению теоретических основ правового механизма установления и уплаты таможенных пошлин. Автор раскрывает содержание специальных таможенно-правовых понятий исследуемой темы, опираясь на общие категории теории права. Следует признать обоснованным рассмотрение в первой главе монографии понятия и признаков таможенно-тарифных правоотношений, их классификации, объекта, субъектов и содержания отношений по установлению и уплате таможенных пошлин. В своей монографии А. В. Пащенко актуализировал определение понятия «таможенно-тарифные правоотношения», сформулированное проф. А. Н. Козыриным в докторской диссертации «Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)» <2>. Автор монографии расширил объем понятия «таможенно-тарифные правоотношения» и включил в него не только правоотношения по уплате таможенных пошлин, но и правоотношения по установлению таможенных пошлин, контролю за уплатой таможенных пошлин, правоотношения по обжалованию актов таможенных органов и привлечению к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (с. 16). ——————————— <2> Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. … докт. юрид. наук. М., 1994.

В этой части работы автор высказывает некоторые новые для науки таможенного права идеи. Например, идею о выделении квазитаможенно-тарифных правоотношений, характерным признаком которых «является трансформация в процессе своего развития в производные таможенно-тарифные правоотношения» (С. 26). Кроме того, А. В. Пащенко предлагает в правовом статусе субъекта таможенно-тарифных правоотношений выделять международный, наднациональный и национальный компоненты. Так, «все источники, — пишет автор, — содержащие таможенно-финансовые нормы, могут быть разделены на три уровня: международный, наднациональный и национальный. При этом правовой статус некоторых субъектов таможенно-тарифных отношений может определяться нормами права, содержащимися в источниках, отнесенных к разным уровням правового регулирования. Следовательно, в правовом статусе субъекта таможенно-тарифных правоотношений необходимо выделять международный, наднациональный и национальный компоненты» (С. 58). Во второй главе монографии достаточно подробно описывается правовой статус органов Таможенного союза, образованного в рамках ЕврАзЭС, — Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии. Очень точно автором подмечена сложившаяся парадоксальная ситуация с системой высших органов в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Так, высшим органом Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС de jure является Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества, а высшим органом Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС de facto — Высший Евразийский экономический совет. Как правильно отмечает А. В. Пащенко, «такая парадоксальная ситуация сложилась в связи с подписанием Договора о Евразийской экономической комиссии. В соответствии с договором полномочия, которыми наделен Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза), в соответствии с международными договорами, формирующими договорно-правовую базу ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, а также решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества по вопросам ТС ЕврАзЭС, осуществляет Высший Евразийский экономический совет (ст. 38 Договора о Евразийской экономической комиссии). При этом остается открытым вопрос были ли полномочия переданы или в настоящее время оба органа наделены одинаковыми полномочиями в отношении вопросов ТС ЕврАзЭС» (С. 61). Следует признать обоснованным рассмотрение во второй главе монографии вопросов, касающихся участия государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин: процедуры принятия Единого таможенного тарифа Таможенного союза ЕврАзЭС, правил ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза ЕврАзЭС, единых правил определения таможенной стоимости, национальных правил установления вывозных таможенных пошлин. Не вызывает никаких возражений весьма подробное изложение в монографии правового статуса участников отношений по уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе, образованном в рамках ЕврАзЭС. Именно по этой причине в третьей главе монографии дается подробная характеристика правового статуса декларанта и таможенных органов государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Весьма логично также включение в монографию параграфа о правовом статусе иных участников отношений по уплате таможенных пошлин (перевозчиков, таможенных перевозчиков, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов и других субъектов). Виды иных участников отношений по уплате таможенных пошлин приведены в таблице, представленной на с. 104 — 105 монографии. К достоинствам монографии можно отнести использование ее автором сравнительно-правового метода при изучении правового регулирования установления и уплаты таможенных пошлин в зарубежных странах. При этом законодательство зарубежных стран исследуется не ради исторического воссоздания «исторического учреждения» <3>, от чего предостерегал проф. В. А. Лебедев, а в интересах отечественного права. На основе исследования законодательства зарубежных стран, проведенного А. В. Пащенко, были выделены три уровня правового регулирования таможенно-тарифных правоотношений, что в дальнейшем широко используется при изучении таможенно-тарифных правоотношений в Таможенном союзе ЕврАзЭС (С. 50). ——————————— <3> Лебедев В. А. Финансовое право: Учебник // Золотые страницы российского финансового права России / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2000. Т. 2. С. 10.

Заслуживает одобрения включение автором в свою монографию графических схем, которые во многом помогают анализировать теоретические положения настоящего исследования. Так, например, схема на которой платежи, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, распределены по уровням регулирования (на с. 156), поможет правильно понять, какие нормативные правовые акты необходимо исследовать для изучения того или иного платежа. Несомненную познавательную значимость имеет схематичное представление структуры таможенных органов государств — членов Таможенного союза ЕврАзЭС (С. 147 — 149) и национальных систем нормативных правовых актов (С. 157). Уникальная информация изложена в схеме и таблице обо всех таможенных союзах мира: название на русском и английском языках, информация о членах каждого таможенного союза и расположение этого союза на карте мира (С. 150 — 154). Очень интересная информация представлена в виде схемы «Участие европейских стран в международных экономических организациях» (С. 155). Примечательным обстоятельством является тот факт, что автор смог уделить внимание и актуальным проблемам таможенного права ЕврАзЭС. В частности, справедливо отмечено, что «процесс нормотворчества в ЕврАзЭС, в силу разных обстоятельств, развивается хаотично и порой напоминает игру в бирюльки — когда принятие одного нормативного акта приводит к образованию многочисленных коллизий и появлению правовых пробелов. Процесс формирования нормативной базы еще далек от завершения, и поэтому все доступные средства должны быть направлены на то, чтобы сократить переходный период. Такими средствами являются не только изучение таможенно-тарифных правоотношений, но и выработка критериев, систематизирующих правовые нормы, регулирующие таможенно-тарифные отношения. Использование этих критериев позволит сократить количество коллизий и уменьшить пробельность в регулировании таможенно-тарифных отношений» (С. 119). Необычным представляется авторский стиль изложения материала. Так, А. В. Пащенко очень эмоционально проходит к оценке ситуации, сложившейся в современной науке таможенного права. А также он достаточно эмоционален при оценке состояния и уровня развития современного таможенного законодательства ЕврАзЭС. В своих оценках автор использует такие эпитеты и сравнения, как: «авральное» создание нормативной базы»; «нанесен новый «удар» по доктрине таможенного права». Итак, создание и деятельность любой международной структуры всегда сопровождается разработкой и принятием большого количества нормативных правовых актов. Этот процесс представляется сложным. Требуется не только регламентировать все аспекты деятельности новой структуры, но и учесть интересы и национальные особенности всех государств, инициировавших ее создание. Формирование нормативной базы таможенного союза в Европе продолжалось около 20 лет. В этой связи будет наивным полагать, что нормотворческий процесс в Евразийском экономическом сообществе будет простым и его удастся завершить в течение пары лет С 1995 года было принято более 1000 нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, при этом основной массив нормативных правовых актов был принят за последние три-четыре года. На основе вышеизложенного в настоящее время представляется наиболее актуальным вопрос о возрождении российской науки таможенного права. Новые научные исследования, посвященные вопросам совершенствования таможенного законодательства ЕврАзЭС, в том числе с учетом опыта иных таможенных союзов, такие как: монография А. В. Пащенко «Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников», могут внести необходимый вклад в этот процесс. В целом высказанные замечания по рецензируемой монографии, безусловно, носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку исследовательской работы Андрея Владимировича Пащенко «Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников». Актуальность, новизна и научно-практическая значимость монографии А. В. Пащенко не вызывает сомнений. Рецензируемая монография написана на должном теоретическом уровне и содержит полезный материал, который несомненно заслуживает внимательного изучения в период становления таможенного права Евразийского союза.

——————————————————————

Название документа