Вектор развития таможенной службы

(Ступников А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 14)

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему органов, на которые возложена одна из важнейших задач — обеспечение экономической безопасности государства. Все негативные явления, с которыми приходится сталкиваться участникам внешнеэкономической деятельности при взаимодействии с таможенными органами, — сложности таможенного оформления, коррупция — лишь внешние симптомы того состояния, в котором сейчас находится таможенная служба.

Подготовка и вступление РФ во Всемирную торговую организацию обязывают совершенствовать структуру таможенных органов, таможенное законодательство в целях оптимизации внешнеторговой деятельности. С подписанием Протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Российская Федерация взяла на себя обязательства по поэтапному снижению уровня тарифной защиты экономики. Иными словами, ставки ввозных таможенных пошлин будут постепенно снижаться, что в конечном счете приведет к снижению доходов федерального бюджета от перечисляемых таможенными органами таможенных платежей. Кроме того, экспоненциальное увеличение объемов трансграничной торговли товарами обязывает максимально сократить длительность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля до выпуска товаров, акцентировав внимание на проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Также фискальная функция таможенных органов должна быть отодвинута на второй план, уступив приоритет правоохранительной деятельности. Квинтэссенция планируемых к осуществлению мероприятий по модернизации таможенной службы изложена в Стратегии развития таможенной службы до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р) (далее — Стратегия). Данный документ предусматривает реализацию целого ряда небезынтересных программ и новелл, призванных вывести таможенную службу Российской Федерации к мировым стандартам таможенного администрирования, таких как повсеместное применение электронного декларирования и удаленного выпуска, таможенный контроль на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, автоматический выпуск товаров и пр. Весьма оптимистично написанная Стратегия в целом соотносится с «дорожной картой» совершенствования таможенного администрирования (распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»), но, как представляется, далека от реальности. Во-первых, очевидна проблема коррупции в таможенных органах (ее исследование заслуживает отдельной статьи). Это, наш взгляд, самая существенная преграда, преодоление которой осуществляется лишь формально. В то же время ни Стратегия, ни Дорожная карта не уделяют внимания борьбе с коррупцией в таможенных органах. Во-вторых, большинство предлагаемых к внедрению инновационных технологий — повсеместная реализация технологии удаленного выпуска, автоматического выпуска без участия должностного лица таможенного органа, использование предварительной информации в рамках системы управления рисками при принятии решения о выпуске товаров, исключение дублирования электронных документов документами на бумажных носителях и пр. — основаны на электронном обмене сведениями между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Как отмечалось в юридической литературе, нормативная база, регулирующая информационный обмен сведениями между участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами, устарела и нуждается в модернизации. Подключение заинтересованного лица к системе информационного обмена с таможенным органом влечет определенные расходы. Кроме того, несмотря на постоянную модернизацию аппаратной части ФТС России, пока еще достаточно велико число жалоб на работоспособность системы информационного обмена <1>. ——————————— <1> Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы // Право и экономика. 2011. N 8.

В-третьих, существующая плановая система оценки эффективности деятельности таможенных органов требует исключительно выполнения установленных Правительством РФ показателей (например, собираемости таможенных платежей, количества уголовных и административных дел, выявленных случаев контрабанды и пр.). Показателя, отражающего удовлетворенность участников внешнеэкономической деятельности таможенными органами или создание благоприятного для внешней торговли климата в регионе деятельности, нет. В-четвертых, полагаем, что временная оптимизация таможенных операций будет достигаться не внедрением новых таможенных технологий, а императивным законодательным закреплением более коротких сроков совершения таможенных операций. В результате таможенное оформление будет осуществляться на основе старого правового инструментария, что не скажется благоприятно на качестве совершаемых таможенных операций. В целом обозначенный Правительством РФ вектор развития таможенной службы России имеет больше декларативное значение. С сожалением приходится заметить, что Стратегия не содержит разумного решения проблемы коррупции в таможенных органах, не предлагает плана по поднятию престижа таможенной службы, привлечению молодых, перспективных и грамотных специалистов в таможенные органы. А потому видится она своего рода оптимистичным коммюнике, которое не отражает действительного положения дел в таможенных органах.

КСТАТИ Особое положение таможенных органов в системе органов исполнительной власти обусловлено целым рядом специфических функций, присущих как правоохранительным органам (осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания, борьба с контрабандой и пр.), так и фискальным и контрольно-надзорным органам (валютный контроль, взимание и контроль за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, защита прав на объекты интеллектуальной собственности и др.). Таможенные органы осуществляют таможенный и транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу. За 11 месяцев 2012 года таможенные органы в доход федерального бюджета перечислили более 5849 млрд. руб. В 2011 году в доход федерального бюджета перечислено более 6023 млрд. руб.

——————————————————————