Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической деятельности

(Завьялова Е. Б.) («Российский внешнеэкономический вестник», 2013, N 2)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Б. ЗАВЬЯЛОВА

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как экономический феномен в течение многих лет развивалось как одно из направлений внутренней экономической политики государств. Длительное время в экономической терминологии использовался термин «корпоратистская договоренность» (Corporatist arrangements), который имел множество значений, в том числе и такое — «договоренность между тремя ключевыми элементами современного производства: деловыми кругами, профсоюзами и государственными структурами». Опыт реализации ГЧП в зарубежных государствах свидетельствует, что политика достижения экономических целей и практические шаги в области сотрудничества государственных структур и частных предприятий основываются на положениях теории смешанной экономики. Стимулируя формирование партнерских отношений, государственные организации расширяют арсенал наиболее действенных методов регулирования хозяйственной деятельности, часто перелагая контроль, владение и управление принадлежащей государству собственностью на частные предприятия, которые, используя государственные активы, применяют в производстве предпринимательский опыт и накопленные знания, осуществляют капиталовложения, стремясь минимизировать риски ведения хозяйственной деятельности. Условия государственно-частного партнерства образуют механизм, стимулирующий развитие экономики и обеспечивающий защиту интересов различных собственников в рыночном хозяйстве. В основе схемы управления собственностью в рамках государственно-частного партнерства находится механизм разделения рисков, который заключается в том, что некоторые из рисков берет на себя сторона, являющаяся наиболее приспособленной к объективной оценке, контролю и управлению данным видом риска, например политические риски обычно несет государство, а коммерческие — предпринимательские структуры. Схемы государственно-частного партнерства в мировой экономике используются, как правило, для долгосрочного предоставления денежных средств и для управления предприятиями коммунального хозяйства, а также транспортными системами, объектами здравоохранения, благоустройства и т. д. Следует отметить, что взаимодействие предпринимательских структур и государственного аппарата появилось достаточно давно. В настоящее время сутью государственно-частного партнерства является институциональный и организационный союз, содружество государственных и предпринимательских структур, а иногда и международных финансовых организаций и других организаций для осуществления проектов высокой общественной значимости. Условия этого союза, методы осуществления управления и применяемые формы в ряде случаев существенно различаются, в зависимости от уровня экономического развития страны и специфики функционирования механизма рыночных отношений в стране. Как правило, государство не может объявить себя свободным от выполнения социальных функций, определяемых общенациональными интересами, а предпринимательские структуры обычно берут на себя роль организации производства. Правовая основа, на которой существует двустороннее партнерство, является сравнительно новой ступенью в динамике отношений государства и бизнеса. Эта ступень сформировалась в ходе либерализации экономической политики, проводимой внутри страны и призванной сыграть важную роль в дальнейшем развитии рыночных отношений. Динамично совершенствующееся партнерство, в сравнении с обычными отношениями, имеет определенные устоявшиеся модели использования денежных средств, отношений управления собственностью и отработанные методы управления. Решающим условием в государственно-частном партнерстве является эффективное использование государственной собственности или государственного капитала. В рассматриваемом партнерстве частное предпринимательство отличается мобильностью, высокой эффективностью применения имеющихся знаний и ресурсов, реализацией нововведений. Сочетание преимуществ двух форм собственности оказывается возможным с использованием различных методов государственно-частного партнерства. Уже имеющийся и хорошо известный набор методов рассматриваемого партнерства дает возможность при сохранении государственного контроля над собственностью имеющих важное значение национальных объектов поручать на время функции владения и управления частным предпринимательским структурам. Более того, при умелом управлении подобными объектами указанное партнерство дает возможность привлечь для успешного функционирования объекта дополнительные финансовые средства. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет и отдать часть рисков частным компаниям. При реализации схемы управления механизмом государственно-частного партнерства осуществляется консолидация ресурсов двух сторон. Государственно-частное партнерство можно идентифицировать как особую форму реализации функции управления для выработки и реализации экономической политики <1>. Это партнерство определяется как «формирование совместных отношений между правительством, рентабельными фирмами и некоммерческими частными организациями для выполнения определенной стратегической функции» <2>. ——————————— <1> Подробнее см. Hans Slomp. European politics into the twenty-first century: integration and division. Westport, Connecticut, USA: Praeger Publishers, 2000. Pp. 81; Corporatism // http://en. wikipedia. org/wiki/Corporatism. <2> Linder, Stephen H., and Pauline Vaillancourt Rosenau. 2000. Mapping the Terrain of the Public-Private Policy Partnership. In Public-Private Policy Partnerships, edited by Pauline Vaillancourt Rosenau. Cambridge MA: MIT Press. P. 5.

Сущность государственно-частного партнерства заключается в том, что государство, с одной стороны, проявляет заинтересованность в увеличении бюджета и в повышении объема налогов, а с другой стороны, предпринимательские компании заинтересованы в росте социальной инфраструктуры и росте промышленного производства. Государство стремится создать благоприятные условия для экономического роста, повышения объема прибылей и обеспечения стабильного и поступательного развития. В этой связи государственно-частное партнерство может быть рассмотрено в виде особой формы реализации договора между государством и бизнесом о принципах сотрудничества. Здесь действует подход: «Если выигрывает бизнес, то выигрывает и государство». То есть предпринимательским структурам в схемах ГЧП предлагаются льготы и преимущества, а следовательно, возможности для роста его доходов в обмен на участие в развитии объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. Таким образом, к анализу сущности и функционирования государственно-частного партнерства целесообразно подходить с обобщенной позиции, существенно шире, чем с позиций анализа обычного проектного финансирования объектов общественной инфраструктуры, и изучать его с учетом ряда актуальных требований развития современной экономики. В наиболее активной форме государственно-частное партнерство государства и предпринимательских структур реализуется, прежде всего, в отраслях производственной инфраструктуры, то есть на транспорте (железнодорожном, автомобильном, при транспортировке газа), а также в энергетике, в аэропортах, в коммунальном хозяйстве. Это в основном отрасли, составляющие базис жизнеобеспечения общества. Имеется достаточно большой накопленный опыт распределения правомочий собственности государства и частного бизнеса и в секторах общественных услуг. Исторически именно в таких отраслях началось применение разнообразных схем государственно-частного партнерства. В схемах такого партнерства государство, как правило, обязуется нести ответственность за бесперебойное функционирование совместно управляемых объектов, за обеспечение населения общественными благами. Этим и объясняется тренд к сохранению соответствующих объектов инфраструктуры в собственности государства и обеспечению эффективного управления данными объектами, а также рациональному применению контролируемых государством ресурсов в экономике.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ

Учитывая специфические обстоятельства современного этапа экономического развития страны и тенденций, получивших распространение в мировой экономике, в России применение наиболее рентабельных принципов сотрудничества власти и предпринимательских структур становится важным направлением разработки и реализации рациональной экономической политики, увеличения инвестиционной активности и инновационной деятельности в России в целом и в отдельных регионах. Подобное взаимодействие с учетом применяемых региональных стратегий может позволить повысить темпы роста ВВП, увеличить эффективность функционирования и государственного сектора экономики, понизить издержки производства на всех уровнях реализации инфраструктурных проектов. Следует подчеркнуть, что динамичное развитие инфраструктурных объектов как важного условия стабильного экономического развития страны должно не являться какой-либо абстрактной целью, а существенно способствовать кардинальному изменению структуры нашей экономики, росту конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках. Ныне сотрудничество государства и бизнеса осуществляется в форме государственно-частного партнерства между государственными организациями и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Направления этого взаимодействия, конкретные формы и методы могут значительно различаться. Они определяются уровнем зрелости экономики и специфики рыночных отношений в каждой стране. В настоящее время в России при прямом участии предпринимательских структур создан широкий спектр организаций в форме государственно-частного партнерства: в частности, речь идет о торгово-промышленных палатах, особых экономических зонах, технопарках, Инвестиционном фонде Российской Федерации, о компании «Российская венчурная компания» и т. п. По нашему мнению, на этом рано ставить точку: задача развития и совершенствования системы государственно-частного партнерства будет успешно решена не только путем рационального сотрудничества государства и предпринимательских структур, но и при активном вовлечении в инвестиционные процессы других организаций, в частности финансовых организаций, в том числе международных <3>. ——————————— <3> Чернышев О. А., Калашникова Е. О. Развитие государственно-частного партнерства в России. Доклад на конференции «Благотворительность — лучшие традиции российского общества». 12 февраля 2012 г.

В России идеи ГЧП достаточно активно разрабатываются, особенно в последние годы, но практических успехов пока достичь не удалось. Основными проблемами, препятствующими внедрению ГЧП, по нашему мнению, являются: недоверие к государству российского бизнеса; отсутствие ясных и понятных финансовых схем осуществления совместных проектов; отсутствие комплексной, долговременной программы социально-экономического развития страны, которая бы включала и решение вопросов территориального размещения производственных предприятий и объектов инфраструктуры. Хотя деньги у Правительства и предпринимательских структур для стратегических инвестиций есть, привлекательные проекты также имеются, концессионная деятельность не развивается из-за отсутствия кадров, несовершенства системы управления и нормативно-правовой базы. При анализе практики ГЧП в России часто приводятся примеры и ссылки на зарубежный опыт. Действительно, конкретные цифры показывают, что наработанная в этой сфере практика заслуживает особого внимания. Ведь, по данным Всемирного банка, общий объем частных вложений только в инфраструктурные проекты за последние 20 лет увеличился в 10 раз и по разным оценкам достиг 150 — 200 млрд. долл. <4>. ——————————— <4> Жигулин В. ГЧП и роль торгово-промышленных палат // http://www. tpp-inform. ru/regions/2659.html 31 августа 2012 г..

В индустриально развитых государствах в рамках государственно-частного партнерства государственные организации существенно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов, разрабатывая для них некоторые общие нормы производственного процесса, тарифы на ряд видов услуг, ведут политику ограничения монополий и обеспечивают другие «правила игры» для предпринимательского сектора. Необходимо иметь в виду, что для каждого уровня экономического развития страны необходим соответствующий уровень инфраструктуры. Именно поэтому больше внимания стало уделяться развитию объектов инфраструктуры, а также объектам, которые находятся в собственности государства или муниципалитетов: в частности, имеются в виду железные и автомобильные дороги, аэропорты, трубопроводный транспорт, электрические сети, жилищно-коммунальное хозяйство и проч. В настоящее время в России отсутствует система долгосрочного планирования, в стране лишь изучаются возможности формирования системы долгосрочного стратегического планирования экономики, которая могла бы быть аналогичной существовавшей в СССР, но для условий рыночной экономики <5>. В некоторых работах для разработки вариантов развития хозяйства удаленных от центральных областей районов России предлагается использовать методологию транспортно-экономических балансов. Многоуровневая схема прогнозирования включает расчеты по ряду экономико-математических моделей, в том числе по оптимизационной межотраслевой межрайонной модели, имитационной модели прогнозирования грузопотоков, системе моделей отраслей, модели прогнозирования опорной транспортной сети, поведенческой модели генерирования гипотез, модели прогнозирования транспортно-технологических систем. ——————————— <5> Азиатская часть России: Новый этап освоения северных и восточных регионов страны / В. Ю. Малов, Л. А. Безруков, М. В. Шиловский и др.; Отв. ред. В. В. Кулешов; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 2008. 427 с.

Принципиально важным, как нам представляется, является разделение народнохозяйственного эффекта и эффекта деятельности отдельных компаний. Последний может быть выше в ряде случаев, но чаще всего это связано с большими потерями в других отраслях, других регионах и народном хозяйстве в целом. Обращаясь к вопросам развития регионов азиатской части России, можно отметить, что сегодня вновь заметно повышение заинтересованности в большей согласованности действий при решении проблем территорий. Популярным стало понятие «территориальный кластер», тогда как ранее в отечественной практике использовалось понятие «территориально-производственный комплекс» (ТПК). По нашему мнению, эти понятия могут быть «разведены» и использоваться применительно к соответствующим ситуациям. В регионах ресурсного освоения в азиатской части России условия для формирования полноценных кластеров с самоорганизующейся конкурентной средой еще предстоит создать, но не во всех отраслях такое возможно. В данном случае больше подходит стратегия ГЧП в форме «ТПК-подход и объект», предполагающая одновременное участие и региональных, и федеральных структур власти по решению социальных, экологических и других проблем.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В настоящее время формы государственно-частного партнерства приобрели достаточно широкое многообразие: помимо инструментов решения чисто внутригосударственных экономических вопросов этот термин стал широко применяться и для разрешения экономических проблем между государствами. То есть инструменты ГЧП стали использоваться в решении задач внешнеэкономической деятельности государств и в области международных экономических отношений. Тесное деловое сотрудничество между представителями предпринимательских структур и государственными ведомствами в сфере внешнеэкономической деятельности развивается уже достаточно давно. Оно имеет целью решение проблем функционирования частного капитала за пределами государства. Это может быть государственное содействие внешнеэкономической деятельности с целью решения конкретных проблем и внешнеэкономическая политика государства, направленная на обеспечение интересов национальных предпринимательских структур в международных экономических отношениях. В первом случае такая деятельность представляет выработку и реализацию средств поддержки национального экспорта, выработки торговой политики, во втором — совместные решения в рамках международных организаций. В течение многих десятилетий исследование деятельности международных организаций концентрировалось на межгосударственном решении коллективных проблем <6>. В 60 — 70-е годы XX в. в анализ были включена деятельность транснациональных корпораций, а также международных неправительственных организаций. В экономической литературе анализ их деятельности как агентов ГЧП и прямых партнеров национальных правительств в решении задач управления международными проблемами был предпринят в 1998 — 2002 гг. <7>. ——————————— <6> Hasenclever, Andreas, Peter Mayer, and Volker Rittberger. 1997. Theories of International Regimes. Cambridge: Cambridge University Press. 264 p. <7> Reinicke, Wolfgang H. 1998. Global Public Policy. Governing without Government? Washington DC: Brookings.; Cutler, Claire A., Virginia Haulier, and Tony Porter, eds. 1999. Private Authority and International Affairs. Albany NY: State University of New York Press. 412 p.; O’Brien, Robert, Anne Marie Goetz, Jan Aart Scholte, and Marc Williams. 2000. Contesting Global Governance. Multilateral Economic Institutions and Global Social Movements. Cambridge: Cambridge University Press. 23 p.

Сам по себе факт появления такого вида сотрудничества не стоит квалифицировать как снижение роли непосредственно государств в международных экономических отношениях. Возникновение и развитие государственно-частного партнерства — часть нового направления управления решением проблем отношения каждого государства и зарегистрированных в них предпринимательских структур с предприятиями других стран в области экономических отношений. В странах Европейского союза (ЕС) целью промышленной политики ЕС является устойчивый рост и создание рабочих мест при одновременном переходе к более эффективному использованию ресурсов в промышленности в целом. Большое значение имеют поощрение добровольных инициатив промышленного характера и более широкое распространение эффективных методов управления. Предусматриваются следующие основные направления действий: разработка стратегии доступа к рынкам сырья; распространение директивы об экологическом подходе к проектированию новых продуктов; разработка плана действий для экологических инноваций; поддержка в сотрудничестве со странами-членами и промышленными компаниями проектов в области производственных технологий со сверхнизкими выбросами углерода и т. д. Одним из основных приоритетов новой промышленной политики является быстрое восстановление промышленности ЕС после экономического кризиса. Появление в некоторых отраслях избыточных мощностей требует ответа на уровне предприятия — от принятия новых моделей бизнеса и производства новых продуктов до ухода с рынка <8>. Практика свидетельствует о том, что структурная адаптация, основанная на конкурентоспособности, проходит быстрее и более эффективна. Со своей стороны государства — члены ЕС должны поддержать перераспределение труда в рамках системы гибкой занятости. Качественное управление реструктуризацией может способствовать предприятиям адаптироваться к структурным преобразованиям. Существующие правила предоставления государственной помощи позволяют странам-членам содействовать изменениям, например, через поддержку профессионального обучения или НИОКР, инноваций или рискового инвестирования. ——————————— <8> Une politique industrielle integree a l’ere de la mondialisation: Mettre la competitivite et le dcveloppement durable sur le devant de la scene / Communication de la Commission au parlement europeen, au Conseil, au Comite economique et social europeen et au Comite des regions. Bruxelles, 2010. 39 p. Mode of access: http://ec. europa. eu/enterprise/policies/industrial-competitiveness/industrial-policy/files/communication_on_industrial_policy_fr. pdf. P. 24.

Успех предприятий в современной экономике зависит от их способности выходить на международные рынки. В странах Европейского союза государственно-частное партнерство в значительной степени использует информационную поддержку экспортеров. В частности, своевременно представляются данные о регламентах и нормах, касающихся товаров и услуг. При этом, учитывая высокий уровень конкуренции на европейском и американском рынках, большие перспективы открывают перед европейской промышленностью формирующиеся рынки Индии, Китая и Бразилии. Однако европейские предприятия встречаются с многочисленными трудностями при экспорте в эти страны. Для решения подобных проблем в рамках ЕС принято решение ежегодно готовить для Совета ЕС доклад о препятствиях торговле; укреплять торговые отношения со странами — соседями ЕС, а также анализировать меры по поддержке деятельности европейских малых и средних предприятий на внешних рынках. В целом следует отметить, что если в период кризиса преобладали краткосрочные меры по спасению экономики и ее оживлению, то в будущем ЕС намерен сосредоточиться на долгосрочных структурных проблемах, к которым относятся: конкурентоспособность на мировом уровне, климатические изменения, энергетика, старение населения, квалификация и знания населения. При этом в условиях оздоровления бюджетов основой стратегии конкурентоспособности должны стать реформы в таких областях, как состояние экономической среды, государственные административные структуры, повышение инновационной способности предприятий и энергетическая эффективность, а не затратные программы. Реализация новой промышленной политики требует более эффективного управления на европейском уровне. Идея национальных секторов и национальной промышленности, не связанных с другими секторами или остальным миром, уходит в прошлое. Поскольку сегодня особое значение приобретают стратегические европейские промышленные интересы, приоритетными являются не национальные, а скоординированные европейские действия. В России государственно-частное партнерство в сфере внешнеэкономической деятельности реализуется на основе экономической политики государства. Эта деятельность в стране регулируется различными нормами, изложенными в законах РФ. К числу наиболее важных актов, регулирующих данную деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О таможенном тарифе». Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий определяется постановлениями Правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они, в частности, определяют порядок выдачи лицензий и установления квот для ввоза и вывоза (для определенных товаров), величины таможенных пошлин, ставки таможенной очистки товаров, а также порядок их взимания. В последние годы государство практически полностью отказалось от административных методов регулирования внешней торговли (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Принимаются меры по созданию лучших условий для доступа российских экспортеров на рынки других государств. При этом используются как двусторонние так и многосторонние переговоры, участие в деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны оказывать содействие росту торговли Российской Федерации с зарубежными государствами. К числу важнейших направлений в повышении рентабельности национального производства относятся привлечение иностранных инвестиций и международная кооперация производства. Осуществление регулирования международной инвестиционной деятельности и международной производственной кооперации российских производственных предприятий осуществляется различными законами Российской Федерации. Государство оказывает содействие российским предприятиям в организации создания совместных предприятий и в привлечении иностранных инвестиций. Согласно принятым документам, от взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, а также имущество, ввозимое иностранными работниками совместных предприятий для собственных нужд. Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается способствовать внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Предприятия без каких-либо ограничений имеют право самостоятельно выходить на внешние рынки с целью продажи выпускаемой продукции на внешних рынках, осуществлять кооперирование производства и привлекать средства иностранных компаний, что существенно способствует повышению объемов и эффективности производства. Однако решающую роль в повышении эффективности производства товаров и их поставок на внешние рынки должны играть сами предприятия, а не государственные структуры. Только создавая современное конкурентоспособное производство, в том числе и высокотехнологичных товаров, повышая эффективность внешнеторговых операций, российские предприятия могут стать равноправными партнерами иностранных компаний. В связи с присоединением России к ВТО структура мер по поддержке предпринимательских структур на внешнем рынке несколько меняется. Многие, ранее использовавшиеся меры могут не совпадать с одобренными в рамках ВТО нормами. В этой связи необходимо ускорить выполнение программы адаптации отраслей российской экономики, в частности автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и фармацевтической промышленности, к условиям ВТО. «План мы разрабатывали вместе с депутатами и бизнесом. Там отражены меры поддержки, его не надо дополнять, надо ускорить», — заявил журналистам в ноябре 2012 г. глава МЭР А. Белоусов. Он также отметил, что необходимо разработать систему поддержки экспорта в условиях ВТО <9>. ——————————— <9> Некоторые акты о поддержке экспортеров промпродукции могут отменить // http://www. ibc. ru/ibcfreenews/20121225174535.shtml // РБК. 25.12.2012, Москва 17.45.35.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Азиатская часть России: Новый этап освоения северных и восточных регионов страны / В. Ю. Малов, Л. А. Безруков, М. В. Шиловекий и др.; Отв. ред. В. В. Кулешов; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 2008. 427 с. Жигулин В. ГЧП и роль торгово-промышленных палат // http://www. tpp-inform. ru/regions/2659.html 31 августа 2012 г. Некоторые акты о поддержке экспортеров промпродукции могут отменить // http://www. rbc. ru/rbcfreenews/20121225174535.shtml // РБК. 25.12.2012, Москва 17.45.35. Hans Slomp Europe, A Political Profile [2 volumes]: An American Companion to European Politics. ABC-CLIO. September, 2011. 868 pages // http://ebookee. org/Europe-A-Political-Profile-2-volumes-An-American-Companion-to-European-Politics-Hans-Slomp_1703309.html#UIdveco56ZoMle3X.99. Hasenclever, Andreas, Peter Mayer, and Volker Rittberger. 1997. Theories of International Regimes. Cambridge: Cambridge University Press. 264 p. Linder, Stephen H., and Pauline Vaillancourt Rosenau. 2000. Mapping the Terrain of the Public-Private Policy Partnership. In Public-Private Policy Partnerships, edited by Pauline Vaillancourt Rosenau. Cambridge MA: MIT Press. P. 1 — 18. O’Brien, Robert, Anne Marie Goetz, Jan Aart Scholte, and Marc Williams. 2000. Contesting Global Governance. Multilateral Economic Institutions and Global Social Movements. Cambridge: Cambridge University Press. 23 p. Reinicke, Wolfgang H. 1998. Global Public Policy. Governing without Government? Washington DC: Brookings.; Cutler, Claire A., Virginia Haulier, and Tony Porter, eds. 1999. Private Authority and International Affairs. Albany NY: State University of New York Press. 412 p. Une politique industrielle integree a l’ere de la mondialisation: Mettre la competitivite et le dcveloppement durable sur le devant de la scene / Communication de la Commission au parlement europeen, au Conseil, au Comite economique et social europeen et au Comite des regions. Bruxelles, 2010. 39 p. Mode of access: http://ec. europa. eu/enteprise/policies/industrialcompetitiveness/industrial-policy/files/communication_on_industrial_policy_fr. pdf. P. 24.

——————————————————————