Вопросы функционирования зон с особым экономическим режимом в зарубежных странах

(Редакционный материал)

(«Туризм: право и экономика», 2006, N 2)

ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ

РЕЖИМОМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

/»Туризм: право и экономика», 2006, N 2/ (начало в N 1 за 2006)

Латвийская республика

В ЛР существует четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет). В силу того что правовое регулирование ведения деятельности в каждом из свободных портов идентично, представляется целесообразным рассмотреть их вместе. Что касается свободных экономических зон, то правовое регулирование ведения предпринимательской деятельности в каждой из них является аналогичным, вследствие чего ниже рассмотрим только одну из них — Лиепайскую специальную экономическую зону.

Рижский и Вентспилсский свободные порты

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных портов. Закон о Вентспилсском свободном порте (принят Сеймом 19 декабря 1996 г. и обнародован Президентом ЛР 3 января 1997 г.); Закон о Рижском свободном порте (принят Сеймом 9 марта 2000 г. и обнародован Президентом ЛР 28 марта 2000 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)).

Понятие свободной зоны свободного порта. Порядок создания

Территорией в пределах свободного порта, в которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной деятельности, является свободная зона.

Свободная зона — территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики.

Режим свободной зоны применяется только к таким предприятиям (предпринимательским обществам), территория которых в свободном порту отграничена и обеспечена соответственно оборудованными одним или несколькими таможенными пограничными пропускными пунктами и охраной, которая следит за тем, чтобы движение товаров и лиц на территорию лицензированного предпринимательского общества и из нее соответствовало таможенным требованиям. Каждое лицензированное предпринимательское общество обеспечивает охрану своей территории.

Предприятия (предпринимательские общества), на которые распространяется режим свободной зоны, не должны осуществлять предпринимательскую деятельность за пределами территории свободного порта. Предпринимательской деятельностью за пределами территории лицензированного предпринимательского общества не считаются:

нахождение структуры управления или представительства предприятия (предпринимательского общества) за пределами отграниченной территории;

ведение переговоров о сделке и заключение договоров за пределами отграниченной территории;

другие действия, не имеющие характера товарно-денежной сделки;

транзит товаров через отграниченную территорию.

Поскольку свободная зона — это территория лицензированного предприятия, порядком ее создания следует считать порядок приобретения предприятием статуса лицензированного.

Для того чтобы стать лицензированным, предприятие должно заключить договор о предпринимательской деятельности в свободном порту с Управлением порта и получить разрешение на осуществление предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны.

Претендовать на заключение договора и получение разрешения имеет право предприятие (предпринимательское общество), которое уже учреждено в свободном порту или будет учреждено в будущем (претендентом является учредитель) с соблюдением следующих предварительных условий:

1) профиль деятельности и перспектива развития предприятия (предпринимательского общества) должны соответствовать программе развития свободного порта, утвержденной Управлением порта;

2) учредители и участники предприятия (предпринимательского общества) должны иметь хорошую репутацию, стабильное финансовое положение и опыт в сфере предпринимательской деятельности (такая информация не запрашивается о самоуправлениях и государстве как учредителях или участниках, но может быть запрошена о государственных предприятиях и предприятиях самоуправлений).

Договор о предпринимательской деятельности в свободном порту заключается по конкретным видам деятельности. Договор может быть заключен одновременно по нескольким видам деятельности.

Для заключения договора и получения разрешения претендент должен подать в Управление порта заявление и приложить установленные законом документы. Управление порта принимает решение о заключении договора с претендентом в трехмесячный срок после представления необходимых документов.

Договор о предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны заключается на срок не менее пяти лет. Такой договор является основанием для выдачи разрешения на осуществление предпринимательской деятельности в свободном порту. Разрешение выдается на срок договора после проверки готовности предприятия (предпринимательского общества) к осуществлению деятельности в свободном порту.

Управление свободной зоной

Управление свободной зоной осуществляет Управление свободным портом, которое является юридическим лицом. Оно имеет такие же таможенные льготы, как и лицензированные предпринимательские общества.

Деятельность в свободной зоне. Порядок доступа

Предпринимательскую деятельность на территории свободного порта могут осуществлять лицензированные предпринимательские общества (предпринимательское общество, заключившее договор с Управлением порта о предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны и получившее разрешение Управления порта на такую деятельность), а также предпринимательские общества, не получившие разрешение на осуществление предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны.

Однако установленные законом таможенные льготы и особые мероприятия таможенного контроля применяются только к лицензированным предпринимательским обществам и к Управлению порта.

Услуги по погрузке, доставке, хранению, обработке товаров (грузов) и другие услуги и производство товаров в режиме свободной зоны оказывают только лицензированные предприятия (предпринимательские общества).

Нелицензированные предпринимательские общества могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории свободного порта без установленных для лицензированных предпринимательских обществ льгот и с подчинением контролю Управления порта в пределах его компетенции. Упомянутые предпринимательские общества не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях свободных зон.

Что касается деятельности, которую можно осуществлять в СЭЗ, законом не установлены ограничения по видам деятельности. Однако существуют ограничения на осуществление предпринимательскими обществами розничной торговли в свободных зонах свободных портов СЭЗ.

На территории свободной зоны предпринимательского общества свободного порта запрещается розничная торговля (поставка товаров и оказание услуг физическим лицам), за исключением:

поставки продовольственных и медицинских товаров;

сделок в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов; торговли в магазинах безналоговой торговли, созданных согласно Таможенному закону и работающих в установленном Кабинетом министров порядке.

Поставка продовольственных и медицинских товаров и оказание услуг в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов физическим лицам разрешается только предпринимательским обществам свободного порта, которые заключили с Управлением порта договор о розничной торговле на территории свободного порта.

Лиепайская специальная экономическая зона

Основные акты, регулирующие правовой режим специальных

экономических зон

Закон «О Лиепайской специальной экономической зоне» (принят Сеймом 17 февраля 1997 г. и обнародован Президентом ЛР 4 марта 1997 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)).

Понятие Лиепайской специальной экономической зоны

Территория Лиепайской специальной экономической зоны (далее — СЭЗ) — территория города Лиепаи и Лиепайского района, которая образована для достижения определенных Законом о Лиепайской специальной экономической зоне целей и границы которой устанавливаются настоящим законом.

Территория Лиепайской специальной экономической зоны определена Законом (приложение). Лиепайская специальная экономическая зона создается на 20 лет — с 1 марта 1997 г. по 1 марта 2017 г. Срок деятельности Лиепайской специальной экономической зоны в установленном законом порядке может быть продлен. Лиепайская СЭЗ была создана Законом «О Лиепайской СЭЗ».

Управление Лиепайской СЭЗ

Органом управления Лиепайской СЭЗ является Управление Лиепайской специальной экономической зоны — созданный государством и самоуправлением орган управления. Управление Лиепайской специальной экономической зоны является юридическим лицом. Функции Управления Лиепайской специальной экономической зоны выполняют правление Лиепайской специальной экономической зоны и исполнительный аппарат Лиепайской специальной экономической зоны, которым руководит управляющий Лиепайской специальной экономической зоны.

Правление Лиепайской специальной экономической зоны является высшим коллективным органом надзора и управления Лиепайской СЭЗ. Его членов назначает Кабинет министров на пять лет по предложению думы города Лиепаи. В состав правления включаются три представителя государственных интересов, делегированные Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством сообщения, три делегированные думой города Лиепаи представителя и три представителя предпринимателей Лиепаи. Закон содержит открытый перечень функций правления. Важнейшими из них являются заключение договоров с инвесторами Лиепайской СЭЗ об инвестициях и деятельности предпринимательских обществ на территории Лиепайской СЭЗ; заключение договоров с предпринимательскими обществами Лиепайской СЭЗ об их предпринимательской деятельности на территории Лиепайской СЭЗ; установление свободных зон (обязанности администрации свободной зоны исполняет правление Лиепайской СЭЗ) и их границ при согласовании с Государственной службой доходов соответствия этих зон введению режима свободной зоны; назначение исполнительного аппарата Лиепайской СЭЗ, руководство им и контроль.

Исполнительный аппарат Лиепайской СЭЗ является исполнительным и представительным органом Управления Лиепайской СЭЗ. Управляющего Лиепайской специальной экономической зоны назначает на должность правление Лиепайской специальной экономической зоны. Назначение и руководство исполнительным аппаратом осуществляет управляющий Лиепайской специальной экономической зоны.

Инвестиции и предпринимательская деятельность в Лиепайской СЭЗ

Для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности соответствующие субъекты (предпринимательские общества, инвесторы) заключают с правлением Управления СЭЗ договоры на осуществление деятельности в СЭЗ.

Ниже рассмотрим понятия, особенности создания и деятельности каждого из субъектов.

Предпринимательские общества Лиепайской СЭЗ — созданные или преобразованные, находящиеся на территории Лиепайской СЭЗ предприятия и предпринимательские общества, заключившие договор с правлением Управления Лиепайской СЭЗ о предпринимательской деятельности на территории Лиепайской СЭЗ.

На территории Лиепайской специальной экономической зоны разрешается деятельность предпринимательских обществ и организаций, не заключивших договор с Управлением об осуществлении деятельности в СЭЗ, однако они не вправе пользоваться установленными в СЭЗ льготами.

Предпринимательское общество Лиепайской СЭЗ должно находиться на территории Лиепайской СЭЗ и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только на этой территории.

Инвесторы Лиепайской СЭЗ — физические или юридические лица Латвии или иностранных государств, заключившие договор с правлением Управления Лиепайской СЭЗ об инвестициях для осуществления предпринимательской деятельности на территории Лиепайской специальной экономической зоны.

Инвесторы могут производить инвестиции в предпринимательские общества, находящиеся на территории Лиепайской СЭЗ, только после заключения соответствующего договора.

Для осуществления предпринимательской деятельности инвестор Лиепайской СЭЗ должен создать или преобразовать и зарегистрировать в Регистре предприятий предприятие или предпринимательское общество. Дополнительно к установленным законом документам в Регистр предприятий представляется копия договора об инвестициях.

Что касается деятельности, которую можно осуществлять в СЭЗ, Законом не установлены ограничения по видам деятельности. Однако существуют ограничения на осуществление предпринимательскими обществами розничной торговли в свободных зонах СЭЗ.

На территории свободной зоны предпринимательского общества запрещается розничная торговля (поставка товаров и оказание услуг физическим лицам), за исключением:

поставки продовольственных и медицинских товаров;

сделок в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов:

— торговли в магазинах безналоговой торговли, созданных согласно Таможенному закону и работающих в установленном Кабинетом министров порядке.

Поставка продовольственных и медицинских товаров и оказание услуг в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов физическим лицам разрешается только предпринимательским обществам ОЭЗ, которые заключили с управлением СЭЗ договор о розничной торговле на территории СЭЗ.

Гарантии предпринимательским обществам Лиепайской СЭЗ

Внесение изменений в положения Закона не должно ухудшить правовое положение тех предпринимательских обществ Лиепайской специальной экономической зоны, которые начали свою деятельность на территории Лиепайской СЭЗ и получили соответствующее выданное правлением Управления Лиепайской СЭЗ на определенный срок удостоверение о праве применения налоговых льгот.

Льготы и преимущества в свободных портах и специальных

экономических зонах

Подготовлено на основе Закона ЛР «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах» (принят Сеймом 27 июня 2001 г.; обнародован Президентом ЛР 10 августа 2001 г.).

Условные обозначения

Свободный порт (Рижский, Вентспилсский), Лиепайская (Резекненская) специальная экономическая зона, когда речь идет обо всех сразу, будут обозначены как ОЭЗ;

лицензированное предпринимательское общество, предпринимательское общество зоны, когда речь идет об обоих, будут обозначены как предпринимательское общество ОЭЗ;

управление зоны или управление свободного порта, когда речь идет об обоих, будут обозначены как управление ОЭЗ.

I. Льготы по косвенным налогам

1. НДС

0-процентной ставкой НДС облагаются:

товары, которые поставляются предпринимательскому обществу ОЭЗ, управлению ОЭЗ на входящей в территорию ОЭЗ территории свободной зоны (далее — свободная зона) лицом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, а также товары, которые экспортируются с территории свободной зоны;

иностранные товары, которые предпринимательское общество ОЭЗ, управление ОЭЗ на территории свободной зоны поставляет другому предпринимательскому обществу. Иностранные товары с территории свободной зоны разрешается ввозить на внутреннюю территорию только с применением соответствующей таможенной процедуры согласно Таможенному закону;

услуги, которые предпринимательскому обществу ОЭЗ на территории свободной зоны оказываются лицом, облагаемым налогом на добавленную стоимость;

услуги, которые управлению ОЭЗ оказываются лицом, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Строительные услуги, которые предпринимательским обществам Лиепайской СЭЗ и Управлению Лиепайской СЭЗ по территории Лиепайской СЭЗ оказывают лица, облагаемые налогом на добавленную стоимость, 18-процентной ставкой НДС облагаются:

— латвийские товары, которые предпринимательское общество ОЭЗ, управление ОЭЗ поставляет другому предпринимательскому обществу, не являющемуся предпринимательским обществом ОЭЗ;

— продовольственные и медицинские товары, поставленные через розничную торговлю и услуги в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов, оказанные на территории свободной зоны предпринимательских обществ, облагаются, за исключением товаров и услуг, освобожденных от НДС согласно ст. 6 Закона «О налоге на добавленную стоимость».

2. Акцизы

Освобождаются от авизного налога:

— нефтепродукты, которые поставляются предпринимательским обществам ОЭЗ, управлениям ОЭЗ, пока нефтепродукты находятся на территории свободной зоны предпринимательских обществ ОЭЗ, управления ОЭЗ;

— упомянутые нефтепродукты в случаях, установленных Законом «Об акцизном налоге на нефтепродукты», а также в случаях, когда предпринимательские общества ОЭЗ, управления ОЭЗ эти нефтепродукты используют:

1) на судах и иных плавучих объектах, не используемых для нужд отдыха и развлечения;

2) в подъемниках, подъемных кранах и других подобных объектах, используемых только на территории свободной зоны.

II. Льготы по прямым налогам

Право на применение льгот по прямым налогам предпринимательское общество зоны или лицензированное предпринимательское общество приобретает с того периода таксации, в котором выдано разрешение на применение льгот по прямым налогам.

Разрешение на применение льгот по прямым налогам предоставляется управлением ОЭЗ в установленном законом порядке.

Указанное разрешение может быть предоставлено предпринимательскому обществу ОЭЗ, которое соответствует обоим нижеупомянутым условиям:

1) находится на территории ОЭЗ;

2) осуществляет предпринимательскую деятельность только на территории свободной зоны, входящей в территорию ОЭЗ.

1. Налог на недвижимое имущество

Предпринимательское общество ОЭЗ в отношении имеющегося в его собственности, владении или пользовании недвижимого имущества, находящегося на территории ОЭЗ, имеет право применять скидку по налогу на недвижимое имущество в размере 80% от исчисленной (без применения других скидок) суммы налога.

По решению самоуправления предпринимательское общество ОЭЗ в отношении имеющегося в его собственности, владении или пользовании недвижимого имущества, находящегося на территории ОЭЗ, имеет право применять скидку по налогу на недвижимое имущество в размере до 20% от исчисленной (без применения других скидок) суммы налога.

3. Управление зоны или управление Рижского свободного порта не уплачивает налог на недвижимое имущество или любой иной налог, который может быть введен взамен упомянутого налога, за недвижимое имущество, которое находится на территории зоны или свободного порта и принадлежит государству или самоуправлению и которое в соответствии с Законом предоставлено в пользование управлению зоны или управлению свободного порта и не передано впоследствии иному пользователю.

2. Замечание: Закон «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах» устанавливает ограничения на применение льгот по прямым налогам.

2. Подоходный налог с предприятий

2.1. Скидку в размере 80% от исчисленной суммы подоходного налога имеют право применять:

— предпринимательское общество ОЭЗ при исчислении суммы налога на свои доходы;

— предпринимательское общество ОЭЗ при исчислении суммы налога на выплачиваемые нерезиденту дивиденды, а также вознаграждения за управленческие и консультативные услуги и плату за интеллектуальную собственность.

2.2. Предпринимательское общество ОЭЗ уменьшает облагаемый подоходным налогом с предприятий доход от вложений, произведенных в такие объекты инфраструктуры или социальной сферы, которые принадлежат государству или самоуправлению и находятся на территории ОЭЗ, если эти вложения произведены согласно договору, заключенному с управлением ОЭЗ.

III. Льготы по внесению взносов государственного

социального страхования

За занятое в предпринимательском обществе ОЭЗ лицо — иностранца, который вносит обязательные взносы государственного социального страхования и приравненные к ним платежи в своей стране проживания, предпринимательское общество ОЭЗ имеет право вносить обязательные взносы государственного социального страхования из суммы, являющейся меньше месячного трудового дохода социально застрахованного лица, но не меньше 15 минимальных месячных заработных плат. Относительно суммы, из которой исчисляются обязательные взносы государственного социального страхования, предпринимательское общество ОЭЗ договаривается с соответствующим лицом в письменной форме.

Обзор подготовлен Центром стратегических разработок

при Правительстве Российской Федерации

——————————————————————