Банк как лицо, способствующее уплате таможенных платежей

(Шилина Е. В.) («Таможенное дело», 2006, N 1)

БАНК КАК ЛИЦО, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Е. В. ШИЛИНА

Шилина Е. В., соискатель кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права, начальник юридического сектора Заводского отделения N 6976 Сбербанка России ОАО.

Основой взаимодействия банков и кредитных организаций с субъектами внешнеэкономической деятельности по поводу уплаты таможенных платежей является банковский счет. Благодаря ему реально складываются правоотношения не только между сторонами договора банковского счета, но и между банком и государством, клиентом и государством. Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм и проведении других операций по счету. Посредством банковского счета осуществляется движение денег как основы платежного механизма. Экономическая функция денег связана с тем, что они являются всеобщим эквивалентом стоимости, в обмен на который можно получить любой товар (услугу), а также средством платежа и накопления. Юридическая роль денег обусловлена их признанием законным платежным средством на территории конкретного государства <1>. ——————————— <1> См.: Игбаева Г. Р. Использование иностранной валюты в качестве средства платежа // Кодекс-info. 2005. Март — апрель. С. 37.

Гражданским законодательством (ст. ст. 140, 861 ГК РФ) предусматриваются два вида платежей, один из которых осуществляется путем наличных расчетов (когда должник передает кредитору деньги в натуральной форме), и второй — путем безналичных расчетов (посредством использования банковского счета). В последнем случае между сторонами возникает расчетное правоотношение. Как лицо, способствующее уплате таможенных платежей, банк участвует в нескольких видах правоотношений: — в правоотношениях, складывающихся в процессе добровольной уплаты таможенных платежей субъектом внешнеэкономической деятельности; — в правоотношениях, возникающих из принудительного взыскания таможенных платежей; — в правоотношениях по поводу обеспечения уплаты таможенных платежей. Во всех этих отношениях субъектами данных связей выступают: таможенные органы (как правило, таможни), банки и юридические лица (и приравненные к ним индивидуальные предприниматели). Правоотношения, складывающиеся в процессе добровольной уплаты таможенных платежей, являются регулятивными. Это означает, что в их основе находится правомерное поведение субъектов, основанное на легитимном осуществлении ими своих обязанностей. Проведя исчисление суммы таможенных платежей, субъект обращается в банк с платежным поручением, в котором указывается на необходимость перечислить денежные средства на счет таможенного органа. Это действие лица неразрывно связано с уточнением момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Такая обязанность в соответствии с ТК РФ признается выполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Представляется, что, устанавливая такое положение, законодатель воспринял Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» <2>. В нем указывается, что данная обязанность считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Аналогичное положение содержит норма ч. 2 ст. 45 НК РФ, устанавливающая, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. ——————————— <2> См.: СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5211.

Думается, что законодатель связал данную обязанность не с плательщиком, а с банком не просто так. Дело в том, что банк получит возможность исполнить поручение субъекта лишь в случае достаточного денежного остатка у него на счете. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Однако отсутствие денежных средств будет являться несомненным препятствием для выполнения обязанности уплаты таможенных платежей. Раскрывая функции банков по обеспечению поступлений в бюджет налоговых платежей, В. В. Попов обращает внимание на приоритет их обязанностей перед правами. Он пишет: «Обязанность банков исполнять платежные поручения клиентов-плательщиков налогов исполняется ими при наличии на счете клиента денежных средств. В противном случае эта обязанность переходит в право банков не исполнять данные поручения» <3>. Именно поэтому формулировка, приведенная в Таможенном кодексе РФ, представляется нам удовлетворяющей современным условиям. ——————————— <3> Попов В. В. Банки как субъекты налогового права. Автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 22.

Обязанность банка выполнить требование своего клиента основана на необходимости принятия индивидуального финансово-правового акта, в качестве которого выступает платежное поручение. Данный документ представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке <4>. Платежное поручение есть предмет расчетного правоотношения; оно является отправной точкой исполнения обязанности субъекта внешней торговли уплатить таможенные платежи. Основная отличительная черта этой формы расчетов — то, что инициатива исходит от плательщика. В литературе справедливо отмечается, что выставление платежного поручения признается волевым актом, имеющим форму юридического факта <5>. Однако, как было указано выше, такое действие субъекта еще не означает исполнения в полной мере исполнения его обязанности по уплате таможенных платежей. Она будет выполнена лишь при соблюдении следующих условий: ——————————— <4> См.: п. 3.1 Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2004 г.) // Вестник Банка России. 2002. N 74. <5> См.: Дементьев И. В. Недоговорные индивидуальные финансово-правовые акты, принимаемые при исчислении и уплате налога // Юридические записки. Вып. 17: Государственная власть в России: Проблемы осуществления и развития / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2004. С. 56.

— платежное поручение составлено по установленной форме и в установленном порядке; — на банковском счете субъекта имеются денежные средства, достаточные для исполнения налоговой обязанности; — банк исполнил процедуру списания денежных средств с банковского счета клиента; — не имеется иных препятствий для исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (например, платежное поручение не было отозвано). Кроме того, по договору банковского счета банк обязуется не только списать денежные средства со счета клиента, но и обеспечить их перевод на счет получателя (т. е. таможенного органа). Платежное поручение считается надлежаще исполненным только тогда, когда требуемая сумма поступит на указанный счет. Банки активно участвуют и в технологическом процессе уплаты таможенных платежей. В этой связи в последнее время распространение получили таможенные карты. Они представляют собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика <6>. По сути, таможенная карта представляет собой расчетную корпоративную карту, однако с ее помощью можно расплачиваться только с одним кредитором — таможенными органами. ——————————— <6> См.: Приказ ГТК РФ от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (с изм., включая от 5 августа 2002 г.) // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 35, N 40; 2002. N 40.

Для использования данной формы расчетов субъекту внешнеторговой деятельности необходимо заключить соответствующий договор с одним из тех банков, которые вправе эмитировать (т. е. выпускать в обращение) такие карты. На основании данного договора банк открывает специальный счет и выдает организации одну или несколько пластиковых карт. Они могут быть как рублевыми, так и валютными. Технология расчетов с применением таможенной карты заключается в следующем. Перед регистрацией грузовой таможенной декларации держатель карты передает ее инспектору, принимающему таможенные платежи. Должностное лицо таможенного органа проверяет остаток денег на карточном счете и сверяет паспортные данные сотрудника со сведениями, записанными на карте. В свою очередь представитель организации вводит ПИН-код в специальный терминал. После проведения операции должностное лицо таможенного органа выдает счет, в котором фиксируется сумма, снятая с карты. На счете должна стоять надпись «Оплачено», заверенная личной печатью и подписью инспектора таможни. Субъектов внешней торговли в таможенной карте привлекают прежде всего удобство и быстрота уплаты таможенных платежей, возможность их уплаты в рублях и в иностранной валюте, простота подтверждения осуществленного платежа, возможность быстрого возврата зарезервированных денежных средств. Для кредитных организаций внедрение карт — «это повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда» <7>. Кроме того, применение таможенных карт позволяет участникам внешней торговли уменьшить время таможенного оформления товаров, сократить или полностью ликвидировать наличие на счетах таможен неизрасходованных остатков денежных средств, исключить потери, связанные с возвратом в рублях таможенных платежей, излишне уплаченных в иностранной валюте, беспрепятственно уплачивать таможенные платежи в любой российской таможне. ——————————— <7> Гусева Т. А., Дракина М. Н. Правовое регулирование безналичных расчетов // Банковское право. 2004. N 3. С. 16.

Как лицо, способствующее уплате таможенных платежей, банк также содействует таможенным органам в процессе их деятельности по выявлению фактов занижения таможенной стоимости и соответственно уменьшению размера таможенных платежей. Основной формой взаимодействия исследуемых субъектов на данном этапе выступает обмен информацией. Осуществляя таможенную ревизию, должностное лицо таможенного органа вправе запрашивать сведения о движениях денежных средств в рамках совершаемых хозяйствующим субъектом внешнеторговых операций. Такой запрос признается разновидностью встречной проверки как метода финансового контроля <8>. В этом случае осуществляется сравнение записей в имеющихся на ревизуемом предприятии выписках банка по расчетному счету с подлинными записями на этом счете в банке. ——————————— <8> См.: Грачева Е. Ю., Хорина Л. Я. Государственный финансовый контроль. М., 2005. С. 85.

Следует отметить, что из лица, способствующего уплате таможенных платежей, банк может превратиться в субъекта, препятствующего этому. Это может стать возможным в случае нарушения его платежеспособности и неудовлетворительности финансового состояния. В такой ситуации необходимы интенсивный контроль за деятельностью банка, ограничение его самостоятельности, применение принудительных мер воздействия, проведение финансового оздоровления <9>. ——————————— <9> См.: Бадтиев А. В. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17 — 18.

Думается, что Банк России должен информировать таможенные органы о проблемных банках и трудностях, возникающих в этой связи. Целью такого информирования должно стать содействие таможенным органам в выполнении их важнейшей задачи — формирования доходной части федерального бюджета. Помимо участия в отношениях, складывающихся в процессе добровольной уплаты таможенных платежей, банки взаимодействуют с таможенными органами и в случаях, когда платежи приходится взыскивать в принудительном порядке. С помощью принудительного взыскания обязательных платежей достигаются, в частности, фискальные цели деятельности таможенных органов. Оно применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Такое противоправное поведение субъекта нарушает не только положения таможенного законодательства, но и право государства по пополнению доходов бюджета. Сразу же уточним, что речь здесь идет лишь о взыскании с юридических лиц, поскольку для физических лиц такое взимание возможно лишь в судебном порядке. В отношении юридических лиц бесспорное взыскание в принудительном порядке производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Такие лица в соответствии с ч. 1 ст. 351 ТК РФ должны не исполнить в установленные сроки требование об уплате таможенных платежей. При этом начальником таможенного органа по установленной форме составляется решение <10>. ——————————— <10> См.: Приказ ГТК РФ от 14 августа 2003 г. N 885 «Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке» // Российская газета. 2003. 2 сент.

Бесспорное взыскание таможенных платежей предусматривает несколько этапов. Первоначально таможенным органом не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей должно быть направлено требование об уплате таможенных платежей (п. 3 ст. 350 ТК РФ). Согласно п. 4 ст. 350 ТК РФ в требовании должен быть установлен срок его исполнения: от 10 рабочих до 20 календарных дней со дня получения требования. При неисполнении требования в указанный срок таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. Данной нормой не предусмотрено распространение ее действия на случаи, когда требование об уплате таможенных платежей направлено таможенным органом с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 350 ТК РФ. В связи с этим в таком случае таможенным органом не может быть принято решение о бесспорном взыскании, взыскание таможенных платежей может быть осуществлено только в судебном порядке. Примечательно, что должностные лица таможенных органов должны подтвердить, что нарушитель действительно получил требование об уплате. Для этого в форме предусмотрена строка «Отметка о вручении», в которой ставится подпись представителя виновной организации. Если требование отправлялось заказным письмом, то в этой строке указывается дата вручения письма. При бесспорном взыскании решение об этом является основанием для направления в банк плательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. При отсутствии таких средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для свободного обращения; неизрасходованный остаток невостребованных сумм авансовых платежей: денежный залог или иное имущество плательщика, в том числе на наличные денежные средства. Начальник таможни должен принять решение о взыскании денежных средств в течение 30 дней после того, как срок исполнения требования истек. В случае нарушения срока принудительное взыскание может быть произведено только в порядке судопроизводства. Эта норма, предусмотренная ч. 2 ст. 351 ТК РФ, имеет важное значение, поскольку обязывает таможенный орган соблюдать установленный законом срок. Важно и то, что в течение этого времени таможенный орган может принять лишь одно решение о бесспорном взыскании по поводу одной поставки товара по внешнеторговому контракту. Судебной практикой установлено недопущение выставления нескольких требований по одним и тем же основаниям <11>. В противном случае таможенный орган получает возможность неограниченно продлевать пресекательный срок на бесспорное взыскание задолженности, предусмотренный ч. 2 ст. 351 ТК РФ. ——————————— <11> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2005 г. N А52/7059/2004/2 // СПС «КонсультантПлюс».

Инкассовые поручения на перечисление денежных средств, включающих суммы недоимки и пеней, являются обязательными для исполнения банками, в которые они направлены. Они должны быть исполнены не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения). Итак, право таможенных органов на бесспорное взыскание денежных средств обеспечивается обязанностью банков исполнить такое решение. При этом хозяйствующий субъект лишен возможности приостановить списание суммы недоимки. При исполнении инкассового поручения кредитные организации не рассматривают по существу возражения плательщиков. Порядок списания средств с расчетного счета организации регулируется ст. 855 Гражданского кодекса. При достаточном остатке денег на счете инкассовое поручение таможенного органа будет удовлетворено в порядке календарной очередности. А при нехватке денежных средств — только в четвертую очередь. До этого удовлетворяются требования на возмещение вреда, алименты, выплату зарплаты и перечисления во внебюджетные фонды. Если банк информирует таможенный орган о недостаточности денежных средств на счетах плательщика, взыскание производится за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств. Заметим, что срок информирования таможенного органа об этом законодательно не установлен. Думается, что он не должен превышать одного операционного дня, следующего за днем получения решения о бесспорном взыскании денежных средств. Такой срок полностью соотносится со сроком исполнения инкассового поручения и реально может быть выполнен. Правомерен вопрос: может ли банк не исполнить инкассовое поручение таможни? Представляется, что да. Это возможно в случаях несоответствия инкассового поручения требованиям, предъявляемым законодательством к актам такого рода. При такой ситуации банк обязан возвратить поручение, указав основания возврата (ст. 875 ГК РФ). Одновременно может быть принято решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке <12>. Оно направляется в банк, а плательщик уведомляется об этом. Приостановление операций по счетам организации-должника означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету до момента фактической уплаты сумм таможенных платежей и пеней. Это решение принимается начальником таможенного органа (его заместителем), направившим требование об уплате таможенных платежей. Отмена решения о приостановлении операций по счетам в банке осуществляется на основании представленного в банк письменного обращения таможенного органа, составленного в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отмены, включая номер и дату решения о приостановлении операций по счетам в банке, наименование организации-должника. Решение о приостановлении операций по счетам в банке подлежит отмене не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании таможенных платежей. ——————————— <12> См.: Приказ ГТК РФ от 3 июня 2002 г. N 567 «Об утверждении формы решения о приостановлении операций по счетам в банке и порядка приостановления операций по счетам в банке» (в ред. от 13 января 2003 г.) // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 29; 2003. N 8.

Отмена решения о приостановлении операций по счетам в банке возможна также и в случае принятия об этом акта правосудия. Так, Алтайской таможней неправомерно были приостановлены операции по банковским счетам ООО «Общество развития Гальбштадт Гмбх». Без должной мотивировки таможня сделала вывод о нецелевом использовании обществом товаров, полученных в качестве безвозмездной помощи (содействия). Доказательства нецелевого использования гуманитарной помощи в судебном процессе представлены не были, поэтому суд отменил решение о приостановлении операций по счетам <13>. ——————————— <13> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2004 г. N Ф04-6822/2004(А03-4981-23) // СПС «КонсультантПлюс».

Пробелом законодательства можно признать отсутствие нормативного урегулирования порядка принудительного взыскания таможенных платежей с нерезидентов. Данным лицам, так же как и резидентам, направляется требование об уплате таможенных платежей в случае их неуплаты или неполной уплаты. Однако, что предпринять в случае неисполнения данного требования, не ясно. Особый порядок взыскания задолженности по уплате таможенных платежей в отношении нерезидентов национальным законодательством РФ не определен. В настоящее время указанная процедура производится в соответствии с действующим таможенным и налоговым законодательством РФ. В то же время, как правильно отмечает ФТС России, взыскание задолженности в данном случае возможно при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и государством, резидентом которого является должник <14>. Россия же не является стороной в соглашениях такого рода. В данной связи весьма актуальным представляется решение вопроса о заключении межгосударственных соглашений об обеспечении принудительного взыскания таможенных платежей с нерезидентов Российской Федерации и выработке на этой основе механизма такого принудительного взыскания. ——————————— <14> См.: Письмо ФТС РФ от 24 мая 2005 г. N 05-11/16996 «О взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней с нерезидентов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Разрешению проблем, изложенных выше, на наш взгляд, должно способствовать установление порядка взыскания таможенных платежей за счет средств, находящихся на счетах плательщика. В нем целесообразно заложить механизм исполнения банками решений и взыскания таможенных платежей, а также правила информационного обмена между таможнями и банками по данному направлению. Этот порядок, как представляется, должен быть оформлен совместным приказом ФТС России и Центрального банка Российской Федерации. Право таможенного органа на бесспорное взыскание денежных средств является весьма дискуссионным. Данный вопрос рассматривается как судебными органами, так и учеными — правоведами. Так, Конституционный Суд РФ впервые в 1996 г. обратился к данной проблеме и в конечном итоге установил, что бесспорное взыскание налоговых платежей и пеней при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера обязательных платежей в силу закона и не противоречит требованиям Конституции РФ <15>. Аналогичной позиции придерживались и другие судебные органы <16>. ——————————— <15> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197. <16> См., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2002 г. N 8059/00; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-2/3406; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2005 г. N А56-19946/04 // СПС «КонсультантПлюс».

В литературе также ведется полемика по данной проблеме. Как отмечает Г. В. Петрова, законодатель в данном случае, по-видимому, исходит из презумпции недобросовестности или непрофессионализма налогоплательщиков и одновременно высокого уровня квалификации и беспристрастности государственных служащих <17>. Очевидно, отказ от ответа на требование об уплате таможенных платежей рассматривается таможенными органами по принципу гражданского права: молчание — знак согласия. Однако при этом нелишним было бы выяснить причины такого отказа. ——————————— <17> См.: Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 2000. С. 16.

Урегулирование вопроса о принудительном взыскании таможенных платежей представляется возможным решить, не нарушая при этом конституционную норму, гарантирующую право частной собственности (ч. 3 ст. 35 Конституции). По мнению автора, взыскание таможенных платежей в административном порядке возможно лишь в случае письменного согласия с этим самого плательщика. Иначе такое взыскание должно осуществляться только в порядке судопроизводства.

——————————————————————