Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции

(Соловьев А. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 1)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ФРАНЦИИ

А. А. СОЛОВЬЕВ

Соловьев А. А., кандидат юридических наук, федеральный судья, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Одним из важнейших направлений совершенствования спортивного законодательства в России многие исследователи единодушно признают необходимость создания действенных правовых механизмов предотвращения и пресечения насилия и хулиганского поведения зрителей во время, а также непосредственно до и после спортивных мероприятий (как на самих спортивных объектах и в непосредственной близости от них, так и в местах публичной трансляции спортивных мероприятий). Так, профессор С. В. Алексеев указывает, что необходима законодательная проработка вопросов, связанных с борьбой против использования спортсменами допингов, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на спорт <1>. ——————————— <1> См.: Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. 2-е изд., стереотип. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 172.

Хулиганство, насилие, погромы, массовые беспорядки во время спортивных мероприятий представляют собой весьма существенную угрозу обществу. Так, одна только конфронтация между соперничающими «фанатскими» группировками представляет отдельную проблему. Она может принимать форму рукопашного боя между малочисленными группировками, а может вовлекать до нескольких сотен участников на каждой стороне. Она может случаться и в спортивном баре, и в его окрестностях, может включать бросание бутылок и стаканов или использование этих предметов в ближнем бою. В более серьезных инцидентах, в зависимости от контекста, используются и другие виды оружия, включая ножи, цепи, дубинки. Конфронтация спортивных фанов может принимать форму «воздушных атак» с использованием метательных предметов, которые варьируются от безобидных пластиковых стаканчиков и яблочных огрызков до потенциально смертельных дротиков из-под дартса, кирпичей, бетонных плит, подшипников и фейерверков, дымовых шашек, бильярдных шаров и мячей для гольфа, пластиковых кресел стадионов <2>. ——————————— <2> См.: Конфронтация футбольных фэнов // Сайт футбольных болельщиков «La Guardia SS Lazio». URL: http:// sslazio-guardia. com/ textshowfull — 1161583502-5-artides.

Европейские страны давно озаботились этой проблемой. Вносятся изменения в законодательство на уровне конкретных стран, принимаются международные документы в этой области (см., к примеру, Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей ETS, N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) <3>). ——————————— <3> Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.

В европейской копилке положительного опыта борьбы с насилием существенный интерес с точки зрения правового регулирования и опыта предотвращения беспорядков во время, до и непосредственно после проведения спортивных мероприятий, пресечения насилия и погромов, осуществляемых так называемыми спортивными фанатами, представляет Французская Республика. Правовые нормы, регулирующие эти вопросы, содержатся в большом количестве французских законов, в том числе в уголовном законодательстве Франции, в Кодексе о здравоохранении Франции, Законе Франции от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, Законе Франции от 12 июля 1983 г. N 83-629 о частной охранной деятельности и др. Однако основная «тяжесть» нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности спортивных мероприятий во Франции приходится на Спортивный кодекс Франции, прежде всего главу II «Безопасность спортивных мероприятий» части III «Спортивные мероприятия» книги III «Занятия спортом» законодательной части указанного Кодекса, а также на целый ряд иных статей этого нормативного правового акта.

Группы норм французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий

Нормы французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий могут быть условно сведены по предметному критерию в следующие группы: 1. Требования к организаторам спортивных мероприятий по организации охраны и осуществлению мер безопасности. Это наиболее обширная совокупность норм французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий. Уполномоченные спортивные федерации или, за неимением таковых, признанные спортивные федерации могут определять, каждая для своего вида спортивной дисциплины, нормы технической классификации, безопасности и требования к оборудованию территорий, мест и трасс, служащих для занятия естественным спортом (ст. L.311-2 Спортивного кодекса Франции). Согласно ст. L.212-1 Спортивного кодекса Франции на коммерческой основе могут организовывать или руководить спортивной деятельностью лица, в обязательном порядке обладающие дипломом, документом о прохождении профессиональной подготовки или квалификационным сертификатом, в том числе подтверждающим компетенцию его владельца в вопросах безопасности занимающихся спортом и третьих лиц в рассматриваемой деятельности. Если указанная деятельность осуществляется в «специфической среде», предполагающей соблюдение особенных мер безопасности, ее осуществление позволяется только обладателям специализированного диплома. Этот диплом, внесенный в особый установленный Кодексом (п. III ст. L.212-1) список, выдается административной властью после обучения в учреждениях, подлежащих государственному контролю в рассматриваемой деятельности и координируемых службами Министра по делам спорта. Декрет Государственного Совета определяет вышеозначенный список видов деятельности и уточняет для каждого вида деятельности условия и особые правила подтверждения полученной квалификации. 2. Особые требования к спортивным сооружениям и помещениям, иным местам проведения спортивных мероприятий. На спортивных объектах, где осуществляется один или несколько видов физкультурной или спортивной деятельности, должны предоставляться гарантии гигиены и безопасности для каждого такого вида деятельности, определенные в нормативных документах (ст. L.322-2). Особый порядок может действовать применительно к местам с повышенным риском. Так, согласно ст. L.322-9 правила гигиены и безопасности, относящиеся к устройству, оборудованию и эксплуатации мест для купания и бассейнов, определены в ст. L.1332-1 — L.1332-4 и L.1337-1 Кодекса о здравоохранении. 3. Требования о привлечении охранных агентств и служб к обеспечению проведения спортивного мероприятия. Согласно ст. L.332-1 Спортивного кодекса Франции на организаторов коммерческих спортивных мероприятий может быть возложена обязанность по обеспечению присутствия службы охраны на условиях, предусмотренных в ст. 23 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности. В ряде случаев такое привлечение охранных служб является обязательным. Так, организации, указанные в ст. 1 Закона от 12 июля 1983 г. N 83-629, регламентирующего частную охранную деятельность, обеспечивают контроль за допуском в помещение, где организовано спортивное мероприятие, на котором присутствует более 1500 зрителей, в порядке, предусмотренном в ст. 3-2 этого Закона (ст. L.332-2 Спортивного кодекса Франции). 4. Требования к обеспечению мест проведения спортивных мероприятий техническими средствами охраны, в том числе электронными средствами наблюдения. Статья L.332-2-1 устанавливает, что, если в помещении, где проходит спортивное мероприятие, установлена система видеонаблюдения, лица, ответственные за ее эксплуатацию, в соответствии с разрешением, выданным префектурой в порядке ст. 10 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, и организатор спортивного мероприятия должны предварительно, до начала проведения вышеуказанного мероприятия, проверить правильность работы системы видеонаблюдения. За несоблюдение этого требования налагается штраф 15 000 евро. 5. Ограничения на распространение и употребление алкогольных напитков в спортивных сооружениях и помещениях, в помещениях проведения публичных трансляций спортивных мероприятий, а также установление ответственности за нарушение этих ограничений. В общем виде режим продажи и распространения напитков на стадионах, в физкультурных и гимнастических залах, а также на иных спортивных объектах предусмотрен в ст. L.3335-4 Кодекса о здравоохранении и ст. L.322-6 Спортивного кодекса Франции. Распространение или попытка распространения насильно или путем обмана в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия алкогольных напитков, в силу ст. L.3321-1 Кодекса о здравоохранении Франции, наказывается в соответствии со ст. L.332-3 Спортивного кодекса Франции одним годом тюремного заключения и штрафом 7500 евро. При этом согласно ст. L.332-4 и L.332-5 Спортивного кодекса Франции пребывание в состоянии алкогольного опьянения в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается штрафом 7500 евро. Лицо, совершившее это нарушение, признанное виновным в насильственных действиях, повлекших полную потерю трудоспособности на срок менее недели, наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Проникновение или попытка проникновения в состоянии алкогольного опьянения силой или путем обмана в спортивное помещение во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. 6. Установление запрета на возбуждение вражды и призывы к насилию. Разжигание каким бы то ни было способом ненависти или побуждение зрителей к насилию по отношению к арбитру, спортивному судье, игроку или любому другому лицу или группе лиц во время спортивного мероприятия или его публичной трансляции в спортивном помещении наказывается в соответствии со ст. L.332-6 Спортивного кодекса Франции одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Пронос, распространение или демонстрация на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия значков, эмблем или средств наглядной агитации, призывающих к расизму или ксенофобии, наказываются одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Даже за попытку совершения этого правонарушения предусмотрены те же наказания (ст. L.332-7 Спортивного кодекса Франции). 7. Установление запрета на незаконные пронос на публичное спортивное мероприятие и использование там взрывных устройств и любых предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Пронос взрывных устройств или пиротехнических средств или, без наличия на то законного основания, любых предметов, способных быть использованными в качестве оружия, в силу ст. 132-75 Уголовного кодекса, на спортивный объект во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. За попытку совершения правонарушения, предусмотренного в первом абзаце, предусмотрены те же наказания. Суд может также вынести решение о конфискации предмета, который послужил или был предназначен для совершения правонарушения (ст. L.332-8 Спортивного кодекса Франции). 8. Установление ответственности за незаконное проникновение на территорию спортивного объекта во время проведения спортивного мероприятия, за посягательство на безопасность людей или имущество, в том числе за бросание предметов, представляющих опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия. Нарушение порядка проведения соревнования или посягательство на безопасность людей или имущество, в результате проникновения на территорию спортивного объекта во время проведения соревнования в соответствии со ст. L332-10 Спортивного кодекса Франции наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Бросание предмета, представляющего опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия согласно ст. L.332-9 Спортивного кодекса Франции наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Использование или попытка использования движимого или недвижимого оборудования спортивного объекта в качестве предмета для бросания влечет за собой то же наказание.

Меры ответственности за нарушение французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий

Как видно из описанных выше норм французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий, спектр мер наказания за нарушения указанных норм не слишком разнообразен — штраф, а также лишение свободы на установленный срок. Однако в этом смысле представляет интерес санкция, установленная ст. L.332-11 Спортивного кодекса Франции (включена Законом Франции от 5 июля 2006 г. N 2006-784) за совершение одного из правонарушений, предусмотренных в ст. L.332-3 — L.332-10 и L.332-19 Спортивного кодекса Франции. Установлено, что виновные в совершении указанных правонарушений лица также дополнительно подвергаются наказанию в виде запрета находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок не более пяти лет. На лицо, к которому была применена эта мера наказания, судом возлагается обязанность явки по вызову любого органа власти или уполномоченных должностных лиц, назначенных судом, во время проведения спортивных мероприятий. После объявления приговора суд уточняет обязательства, вытекающие для осужденного, в связи с применением данной меры наказания. Эта дополнительная мера наказания также применяется к лицам, виновным в одном из правонарушений, определенных ст. 222-11 — 222-13, 322-1 — 322-4, 322-6, 322-11 и 433-6 Уголовного кодекса, когда это правонарушение было совершено в помещении, где проходит спортивное мероприятие, или около него при условии, что оно прямо связано со спортивным мероприятием. Причем согласно следующей статье — L.332-12, когда лицо осуждено в состоянии легального рецидива за одно из правонарушений, указанных в ст. L.332-11 Спортивного кодекса Франции, дополнительная мера наказания, предусмотренная в этой статье (L.332-11), может быть также применена. Лицо, которое, в нарушение запрета, предусмотренного в ст. L.332-11 и L.332-12 Спортивного кодекса Франции, проникает или находится около помещения, где проходит спортивное мероприятие, или которое, не имея на то законного основания, не является по вызову, который ему был направлен, во время спортивных мероприятий, наказывается двумя года тюремного заключения и штрафом 30 000 евро (ст. L.332-13 Спортивного кодекса Франции). Имеется и еще одна интересная и вместе с тем очевидно действенная мера. Если осужденное лицо — иностранец, постоянно проживающий вне Франции, суд может, с учетом тяжести и обстоятельств совершения правонарушения, вместо дополнительной меры наказания, предусмотренной в первом абзаце ст. L.332-11, запретить данному лицу посещение французской территории на срок не более двух лет (ст. L.332-14 Спортивного кодекса Франции). Согласно ст. L.332-15 и L.332-16 в условиях, определенных декретом Государственного Совета, префект департамента, а в Париже — префект полиции могут передавать признанным спортивным федерациям и ассоциациям болельщиков, указанным в ст. L.332-17, данные о лицах, к которым применена дополнительная мера наказания в силу ст. L.332-11 — L.332-13 Спортивного кодекса Франции. Если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже — префект полиции могут мотивированным постановлением запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него. Постановление, действующее на национальной территории, определяет вид таких спортивных мероприятий. Оно выносится на срок не более трех месяцев. Представитель государства в департаменте, а в Париже — префект полиции могут тем же постановлением обязать лицо, по отношению к которому была применена эта мера, во время спортивных мероприятий, являющихся предметом запрета, являться по вызову любого органа власти или назначенных уполномоченных должностных лиц. Нарушение постановлений, принятых в силу предыдущих абзацев, наказывается штрафом 3750 евро. Префект департамента, а в Париже — префект полиции могут передать спортивным федерациям, признанным в силу ст. L.131-8, и ассоциациям болельщиков, указанным в ст. L.332-17 Спортивного кодекса Франции, данные о лицах, к которым применена дополнительная мера запрета, указанная в первом абзаце. Считаем обоснованным обратить внимание и на такую меру, как расформирование организаций спортивных болельщиков. Так, согласно ст. L.332-18 Спортивного кодекса Франции любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, указанной в ст. L.122-1 Спортивного кодекса Франции, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, сексуальной ориентации, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий. Представители ассоциаций или объединений и руководители клубов могут представить комиссии свои замечания. В комиссию входят: 1) два члена Государственного Совета, назначенные вице-президентом Государственного Совета, один из которых является председателем комиссии; 2) два работника судебного ведомства, назначенных первым председателем Кассационного суда; 3) представитель Французского национального олимпийского и спортивного комитета, представитель спортивных федераций и представитель профессиональных лиг, которых назначает Министр по делам спорта; 4) специалист, компетентный в вопросах противодействия насильственным действиям во время спортивных мероприятий, назначенный Министром по делам спорта. Порядок работы комиссии устанавливается декретом Государственного Совета Франции. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ассоциаций или объединений, расформированных в силу ст. L.332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается в соответствии со ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности указанных расформированных ассоциаций или объединений наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом 30 000 евро. Обозначенные в этом абзаце наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа 45 000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа 75 000 евро, если нарушения, ставшие причиной для расформирования ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, сексуальной ориентацией, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции). Статья L.332-20 Спортивного кодекса Франции устанавливает, что юридические лица, признанные в порядке, предусмотренном в ст. 121-2 Уголовного кодекса Франции, виновными в совершении правонарушений, установленных настоящей главой, подвергаются следующим наказаниям: 1) штраф в порядке, предусмотренном в ст. 131-38 Уголовного кодекса Франции; 2) в случаях, предусмотренных ст. L.312-14, L.312-15, L.312-16, L.332-8, L.332-9, L.332-10, L.332-11 (второй абзац) и L.332-19 Спортивного кодекса Франции, применяются наказания, указанные в ст. 131-39 Уголовного кодекса Франции. Физические или юридические лица, виновные в совершении правонарушений, предусмотренных ст. L.332-19, также подвергаются следующим наказаниям: 1) конфискация движимого и недвижимого имущества, принадлежащего или используемого ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена; 2) конфискация формы, значков, эмблем, средств наглядной агитации и любых материалов, используемых или предназначенных для использования ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена (ст. L.332-21 Спортивного кодекса Франции). Представляется, что этот интересный французский опыт может быть изучен и учтен при решении аналогичных вопросов российскими правотворческими органами.

——————————————————————