Управление инвестиционным развитием особых экономических зон туристско-рекреационного типа

(Беспалая Н. В.)

(«Общество и право», 2010, N 2)

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

Н. В. БЕСПАЛАЯ

Беспалая Наталья Владимировна, аспирант кафедры организации и планирования местного развития Кубанского государственного университета.

Статья посвящена проблемам управления инвестиционным развитием особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Приведен анализ основных направлений деятельности органов государственной власти в сфере привлечения инвесторов к реализации проектов на территории ОЭЗ. Выявлены факторы, снижающие социально-экономическую эффективность ОЭЗ в развитии регионов, на территории которых они расположены.

Ключевые слова: инвестиции, особые экономические зоны, маркетинговый подход, льготное налогообложение, управление территориальным развитием, маркетинг территорий.

Article is devoted to problems of management of investment development of tourist-recreational special economic zones. The analysis of the basic directions of government activity in sphere of investors’ attraction to realization of projects at the territory of SEZ is carried out. Factors reducing social and economic efficiency of SEZ to the development of regions at which territory they are located are revealed.

Key words: investments, special economic zones, the marketing approach, the preferential taxation, management of territorial development, marketing of territories.

В стимулировании развития отраслей национального хозяйства невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного налогообложения, льготного таможенного режима, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам определенного пакета льгот и привилегий. Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и применения особых экономических зон. Несмотря на все очевидные преимущества ОЭЗ, процесс их образования в России еще не получил должного развития.

На сегодняшний день в России не систематизирована структура управления сферой туризма. В связи с этим на долю Российской Федерации, несмотря на ее высокий туристический потенциал, приходится около 3% мирового туристского потока. В период экономического кризиса и спада производства представляется существенным использовать все имеющиеся резервы для стимулирования социально-экономической ситуации в регионах, создания новых рабочих мест, развития местных самобытных промыслов.

В этом плане большую практическую значимость приобретает формирование туристского комплекса, результативного как в масштабе страны в целом, так и на межрегиональном, региональном, местном уровнях [4].

Согласно экспертным оценкам, потенциал для развития туристско-рекреационного комплекса является весьма значительным даже с учетом ежегодно возрастающего потока туристов, выезжающих на отдых в другие страны.

Обеспечение нормативно-правовой базы создания специальных экономических зон туристско-рекреационного типа, предоставление налоговых и таможенных льгот на ограниченный период времени создаст условия для предотвращения оттока капитала из страны.

По оценкам экспертов, отток частного капитала, начавшийся в последние пять лет, в текущем году уже превышает прошлогодний уровень в четыре раза.

Одним из основных аспектов, который окажет непосредственное влияние на привлечение крупных инвестиций в комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса и развитие всей сопутствующей инфраструктуры курортных территорий, является создание туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТР ОЭЗ) [3].

В этой связи создание на территории России ТР ОЭЗ может рассматриваться как мощный инструмент развития территорий, богатых объектами, притягательными для активной туристической деятельности, привлечения инвесторов к ценным историко-культурным и природным объектам.

Таким образом, деятельность ТР ОЭЗ нуждается в формировании эффективных организационно-экономических механизмов функционирования подобных региональных и межрегиональных комплексов.

В рамках реализации данной концепции предлагается: применение льготной системы налогообложения и предоставление таможенных льгот; максимальное сокращение времени администрирования, оформления разрешительных процедур для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности; предоставление государственных гарантий.

Международный опыт показывает, что на обширной территории с интересной концепцией и продуманным позиционированием при поддержке государства можно добиться великолепных результатов в области туризма.

Стартом проекта создания ОЭЗ можно считать формирование ядра, в качестве которого может выступить, например, месторождение минеральных вод. Позже вокруг него начинает формироваться сопутствующая инфраструктура, строится жилье, развивается регион в целом. Таким образом, рекреационные проекты могут служить стимулом для развития регионов.

Так, основными целями и задачами ТР ОЭЗ являются: формирование благоприятной среды для активного развития туристической отрасли; создание дополнительных рабочих мест; рост инвестиционной привлекательности региона; рост уровня сервиса; развитие лечебно-оздоровительных технологий; улучшение состояния экономики региона; стабильный рост уровня и качества жизни местного населения [1].

Основными критериями успешности проекта ТР ОЭЗ можно считать количество мест для размещения туристов, посещаемость зоны, число объектов инфраструктуры и созданных рабочих мест, объем привлеченных инвестиций, определенные в зависимости от размера зоны.

Анализ мирового опыта показывает, что разработчики особых экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.

Работа создателей зон осложняется еще и тем, что они сами пока не отдают себе отчета в том, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматься иностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой стимул является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой для иностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.

Расхождение в оценках привлекательности свободных экономических зон не исключает возможности консенсуса с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), не беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможность получения прямого выхода на внутренний рынок.

Прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому в ОЭЗ необходимо предусматривать возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предприятиями [2].

Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени.

Литература

1. Быкасов Д. С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны — путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. 2007. N 1.

2. Гаврилов П. В. Роль особых экономических зон в инновационном развитии экономики России // Экономические науки. 2007. N 8 (33). С. 222.

3. Калинина Л. Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. N 5.

4. Скоч А. Особые экономические зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства // Общество и экономика. 2006. N 7 — 8. С. 210.

——————————————————————