Олимпийское движение как объект гражданско-правового регулирования

(Сапов Д.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2)

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Д. САПОВ

Сапов Д., аспирант спортивного права Юридического института Московского государственного университета путей сообщения, член рабочей группы по совершенствованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <1> олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В современной российской спортивной практике необходимость эффективного правового регулирования отношений в рамках олимпийского движения все чаще связывается с серьезными недостатками механизма защиты прав и интересов участников олимпийского спорта. Среди событий последних лет, вызвавших широкий общественный резонанс в спортивной среде, можно назвать случаи неправомерного отстранения и дисквалификации многих талантливых отечественных спортсменов, участников международных соревнований различного уровня: А. Немова, Е. Соболевой, Г. Ханафеевой, Д. Пищальниковой, Т. Томашовой, Ю. Фоменко, Ю. Чепаловой, Е. Дементьева, М. Чудова и других спортсменов-олимпийцев. В связи с существующими проблемами «понимание российскими спортсменами и их тренерами, спортивными менеджерами и должностными лицами, а также другими участниками олимпийского движения основ олимпийского права, умение использовать юридические нормы в реальной практике, выработка общего правового языка для всех субъектов олимпийского спорта — основа эффективного функционирования и развития олимпийского движения в новом веке, основа больших спортивных успехов, новых побед и рекордов» <2>. ——————————— <2> Крашенинников П. В. С олимпийским правом к олимпийским победам. Рецензия на учебник С. В. Алексеева «Олимпийское право (правовые основы олимпийского движения)». М., 2010 // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 3. С. 45 — 46.

Актуальность рассмотрения олимпийского движения как объекта правового регулирования (в том числе гражданско-правового) связана, на наш взгляд, с необходимостью эффективного обеспечения таких вопросов, как правовые основы организации и проведения олимпийских и сопряженных с ними соревнований; регламентация правового статуса субъектов — участников олимпийского движения; охрана прав в сфере интеллектуальной собственности олимпийского движения (к примеру, прав на олимпийские символ, флаг, девиз, гимн); регулирование социально-трудовых, страховых, налоговых отношений в сфере олимпийского движения; регулирование противодействия применению допинга и разрешения спортивных споров в олимпийском движении; соответствие российского и международного законодательства в области развития олимпийского спорта и ряда других вопросов. Необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере олимпийского спорта вызвала к жизни появление новейшего направления юриспруденции — олимпийского права. Как отмечает основоположник отечественной школы спортивного права С. В. Алексеев, «олимпийское право есть подсистема специальных норм международного спортивного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении» <3>. ——————————— <3> Алексеев С. В. Олимпийское право — новейшее направление спортивной юриспруденции // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 3. С. 3 — 7.

Процессы организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, как и других крупных международных соревнований, регламентируются рядом международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов. В литературе было высказано мнение, что по вопросу правового обеспечения олимпийского движения правильнее говорить не о законодательном уровне его регулирования, а о специальном нормативном регулировании посредством актов неправительственных организаций, таких, как МОК, МСФ, НОК, и ряда других. При этом указанный автор основывает свою позицию на том постулате, что «МОК, МСФ, НОК и многие другие организации МОД — организации неправительственные, поэтому законодательные акты принимать они не могут, а регулируют отношения субъектов олимпийского движения иначе, в том числе путем принятия резолюций и решений» <4>. ——————————— <4> Майстровой В. В. Правовое регулирование организации и деятельности международного олимпийского комитета (2009). URL: www. plusgarantiya. ru/ doc/ 2009/ administr/ maistrovski. doc.

Мы полагаем, что сфера развития олимпийского движения как объекта гражданско-правового регулирования достаточно широка и включает в себя в пределах нормативно-правового поля значительное количество актов, принятых как уполномоченными органами государственной и муниципальной власти, так и соответствующими неправительственными (общественными) структурами. Иными словами, специфика регулирования олимпийского движения связана с сочетанием принципов самоорганизации и правового управления. К числу источников олимпийского права международного уровня, определяющих отношения в сфере организации и управления олимпийским движением, в научных публикациях <5> относят: международный договор; международно-правовой обычай; акты международных спортивных организаций; нормативные (прецедентные) решения международных судов. ——————————— <5> См., например: Алексеев С. В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 4. С. 3 — 10.

Будучи ограниченными рамками данного исследования, не представляем возможным детально исследовать специфику актов международно-правового уровня в сфере олимпийского спорта. Однако нельзя не отметить в этом ряду главный документ олимпийского движения, относящийся к числу актов международных спортивных организаций, — Олимпийскую хартию <6>. Правовое значение Олимпийской хартии как свода основополагающих принципов олимпизма, правил и официальных разъяснений, утвержденных Международным олимпийским комитетом (МОК), состоит в распространении ее действия на регламентирование структуры, механизма действия и процессов олимпийского движения, условий проведения олимпийских игр во всем мире, включая и РФ. Именно на основе Олимпийской хартии как внутреннего акта МОК «олимпийское движение с формальной точки зрения является формой самоорганизации международного спортивного сообщества» <7>. ——————————— <6> Олимпийская хартия (в действии с 07.07.2007). URL: http:// www. olympic. ru/ doc/ Olimpiada_ Hartiya_ OK. doc. <7> Кузнецова Е. В. Правовой статус Международного олимпийского комитета и олимпийского движения // Журнал международного права и международных отношений. 2009. N 4. URL: http:// www. evolutio. info/ index. php? option= com_content&task;= view&id;= 1623&Itemid;=232/.

Национальный уровень правового регулирования отношений в сфере олимпийского движения представлен основополагающими и кодифицированными законодательными актами (к примеру, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Трудовым кодексом РФ (ТК РФ)), федеральным законодательством о физической культуре и спорте (ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» и др.), иными законами, касающимися организации и деятельности олимпийского движения (к примеру, ФЗ «Об общественных объединениях»), подзаконными нормативно-правовыми актами (Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»; Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации» и др.), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (к примеру, Законом Московской области «О физической культуре и спорте в Московской области»), локальными нормативными актами (Уставом Олимпийского комитета России и др.). Таков общий подход, связанный с характеристикой основных нормативных правовых актов, регламентирующих организационные и функциональные особенности спорта и олимпийского движения в РФ как составной части международного спортивного движения. В качестве основных направлений совершенствования гражданско-правовой базы олимпийского движения можно обозначить: целесообразность последующей кодификации и конкретизации российского законодательства в области спорта и олимпийского движения. Первое из указанных положений вполне справедливо связывается некоторыми авторами <8> с необходимостью разработки и принятия Спортивного кодекса РФ как кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно закрепляющего и осуществляющего регулирование устойчивой группы общественных отношений в области спорта. ——————————— <8> См., например: Соловьев А. А. Актуальные проблемы спортивного права: Кодификация законодательства о спорте. Спорт и вузы. М., 2008. 156 с.; Он же. К вопросу о кодификации законодательства РФ о спорте // Право и образование. 2009. N 1. С. 111 — 116.

Данная мера, по нашему мнению, позволила бы унифицировать избыточное количество разрозненных нормативных правовых актов в области спорта и олимпийского движения; обеспечила бы комплексное и системное регулирование в области спортивных отношений; ликвидировала бы многие дефекты правового регулирования (правовые пробелы, противоречия, дублирование правовых норм). В области конкретизации гражданско-правового регулирования отношений в сфере спорта и олимпийского движения наряду с принятием специального законодательства, развивающего отдельные положения ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», особое внимание, по мнению автора, необходимо уделять проблеме конкретизации нормативных правовых актов на региональном уровне. Разграничение ФЗ N 329-ФЗ полномочий РФ и субъектов РФ в области физической культуры и спорта сыграло положительную роль для приведения законодательства в логически стройную и непротиворечивую систему. В то же время нельзя не обратить внимания на некоторые ошибки, допускаемые региональными законодателями. Например, в принимаемых нормативных правовых актах находят свое законодательное разрешение не все вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ. И наоборот, нередко закрепляются положения по вопросам, не отнесенным к их компетенции. Отдельные положения правовых документов рассматриваемого жанра противоречат нормам действующего федерального законодательства не только в области физической культуры и спорта. Не менее важным представляется и конкретизация не только на законодательном уровне, но и на уровне подзаконных актов. Так, к настоящему времени все еще не принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области физической культуры, спорта и олимпийского движения (порядок материально-технического, научно-методического, медицинского и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд РФ). В целом комплексный характер такого явления, как олимпийское движение, и его тесная связь со спортом обнаруживают сложность в узком определении олимпийского движения как объекта гражданско-правового регулирования. Методологически нам представляется перспективным учитывать комплексный характер олимпийского движения и использовать различные правовые режимы регулирования этого явления. Думается, что в условиях постоянного усложнения международных спортивных правил и процедур, ужесточения конкурентной борьбы в большом спорте, а также в преддверии подготовки России к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи заявленные в данной статье проблемные вопросы и возможные направления их решения будут способствовать дальнейшему развитию правового регулирования российского олимпийского движения.

——————————————————————