Опыт принятия и реализации Спортивного кодекса Франции

(Соловьев А. А.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 3)

ОПЫТ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО КОДЕКСА ФРАНЦИИ

А. А. СОЛОВЬЕВ

Соловьев А. А., член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, федеральный судья, кандидат юридических наук, мастер спорта России.

По мнению ведущего специалиста в области спортивного права России доктора юридических наук, профессора С. В. Алексеева, создание в России кодифицированного нормативного правового акта в данной сфере, системно излагающего законодательную базу, является важнейшей задачей и поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта [1, с. 137].

При разработке Спортивного кодекса Российской Федерации обоснованно обратиться к аналогичному зарубежному опыту правового регулирования.

В мире действует не так много кодифицированных нормативных правовых актов в сфере спорта, чтобы это можно было считать обычной или массовой тенденцией.

В частности, можно выделить целый ряд кодексов (Сводов законов) различных штатов США, среди которых:

— титул 5 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Аризоны (США);

— титул 67 «Спорт и отдых — обустройство» Свода законов штата Вашингтона (США);

— титул 13 «Спорт, развлечения и увеселительные мероприятия» Кодекса о профессиональной деятельности Свода законов штата Техаса (США);

— титул 13a «Развлечения и спорт» Свода законов штата Оклахомы (США);

— титул 8 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Мэна (США);

— титул 5 «Развлечения и спорт» Свода законов штата Аляски (США);

— титул 28 «Спорт и развлечения» Свода законов штата Делавэра (США).

Уместно упомянуть также Бразильский кодекс спортивной юстиции и Бразильский кодекс профессиональной этики в сфере физического воспитания.

Однако наибольший интерес, по нашему мнению, в этом смысле вызывает Спортивный кодекс Франции (Code du sport).

И хотя во Франции издано значительное количество научных исследований, посвященных этому нормативному правовому акту (см., например: [2, 3]), а практика его применения насчитывает уже несколько лет, для российской науки Спортивный кодекс Франции остался недостаточно известным.

Структура Спортивного кодекса Франции

Как отмечает д. ю.н. А. Н. Козырин, во Франции (несколько в отличие от России) кодификация понимается как собрание, объединение постоянно действующих правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений. Нормативные тексты представлены во Французском кодексе в соответствии с их природой: закон, декрет Государственного совета, декрет и решение. Обычно кодекс включает две части — законодательную и регламентарную. В общем виде французский кодекс не создает новые правила, а объединяет только существующее право. В то же время нормы актов, не включенные в кодекс, утрачивают юридическую силу [4, с. 22 — 23].

Спортивный кодекс Франции структурно состоит из следующих частей:

— законодательная часть;

— регламентарная часть (декреты);

— регламентарная часть (постановления);

— приложения.

Спортивный кодекс Франции в целом включает в себя в общей сложности 1674 статьи (больше, чем четыре части Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из специфических свойств французской правовой системы, в состав Спортивного кодекса Франции входят как законодательные правоположения, так и нормы подзаконного характера.

Нами подготовлен и в ближайшее время будет опубликован отдельным изданием перевод законодательной части Кодекса (в редакции по состоянию на 12 июля 2009 г.), которая может условно считаться «общей частью» Спортивного кодекса Франции, поскольку именно эта часть содержит базовые правовые предписания.

Законодательная часть Кодекса образования Франции состоит из четырех книг. Первая книга посвящена организации физкультурной и спортивной деятельности. Вторая книга посвящена регламентации статуса, деятельности, отношений, прав и обязанностей участников спортивных отношений. В третьей книге содержатся положения, относящиеся к занятиям спортом. Четвертая книга содержит различные дополнительные правовые положения.

Части Кодекса подразделяются соответственно на книги, части (части книг), главы, разделы (подразделы) и статьи. Предшествующая порядковому номеру каждой статьи буква «L» обозначает ее законодательный (Legislative) характер.

Нами подготовлен и в ближайшее время будет издан также перевод регламентарной части (декреты) Спортивного кодекса Франции. Третья часть Кодекса — «Регламентарная часть (постановления)», на наш взгляд, представляет несколько меньший интерес, так как посвящена регулированию на более низком (подзаконном), детализированном уровне применительно к конкретным прикладным вопросам. Поэтому перевод третьей части к подготовке и изданию нами не планируется.

История развития и кодификации законодательства

Франции о спорте

Начало кодификации французского законодательства о спорте было положено еще Законом Франции N 84-610 от 16 июля 1984 г. относительно организации и стимулирования физкультурной и спортивной деятельности, известным как «Закон Авис» (Loi Avice), по имени делегированного министра по делам досуга, молодежи и современного спорта.

Согласно статье 1 указанного Закона Франции физическая и спортивная активность представляет собой важный фактор здоровья и развития каждого человека, основной элемент воспитания, культуры и общественной жизни. Ее развитие есть основная цель, а включение в нее есть право каждого, вне зависимости от пола, возраста, способностей и положения в обществе. Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством Министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами организацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соответствующих дипломов. Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, культурную и национальную роль первостепенной важности. Развитие физической и спортивной активности и спорта высших достижений входит в обязанность государства и спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве. Государство и общественные деятели оказывают содействие повышению роли ассоциаций в области физической и спортивной активности всеми средствами, позволяющими облегчить демократическое функционирование ассоциаций и исполнение работы на общественных началах [5].

Но к этой линии прибавились и нормативные направления, представленные специальными законами — такими, как Закон Франции N 2006-405 от 5 апреля 2006 г. о борьбе с употреблением допинга и о защите здоровья спортсменов.

Спортивный кодекс Франции был призван объединить или воспринять не только указанный Закон от 16 июля 1984 г. и многочисленные внесенные в него за последующие годы изменения, но и множество иных нормативных правовых актов, касавшихся тех или иных аспектов физкультурной и спортивной деятельности, включая и те, что предшествовали Закону от 16 июля 1984 г.

Среди актов, также явившихся предтечами Спортивного кодекса Франции и подготовивших для него необходимые условия и основы, обоснованно выделить следующие:

— Устав спорта от 20 декабря 1940 г., принятый Правительством Виши и регламентировавший вопросы организации физкультурной и спортивной деятельности;

— Постановление Французского комитета национального освобождения Алжира от 2 октября 1943 г., определявшее временный статус спортивных и молодежных объединений;

— Постановление N 45-1922 от 28 августа 1945 г. относительно деятельности ассоциаций, лиг, федераций и спортивных объединений;

— Постановление 1945 г. из шести статей, впервые определившее статус органа государственной административной полиции по вопросам физкультурной и спортивной деятельности, установившее правовой механизм, позволяющий министру национального образования Франции делегировать спортивным федерациям правомочия разрешать проведение спортивных соревнований, «имеющих целью определить ассоциацию, команду, игрока или спортсмена как национального или регионального победителя или как представителя Франции или региона в международных соревнованиях». Постановление подчиняло также участников спортивного движения обязательным правилам. Данный нормативный правовой акт выполнял функции по рамочному правовому регулированию физкультурной и спортивной деятельности Франции в течение тридцати лет;

— Закон Франции от 29 октября 1975 г. (известный как Закон Мазе (Loi Mazeaud)) относительно развития физкультуры и спорта, заменивший Постановление от 1943 г. (в части, касающейся спортивных объединений) и Постановление от 1945 г.

Главной особенностью Закона Франции от 29 октября 1975 г. явилось то, что он распространил правовое регулирование на существенно более широкий круг вопросов, относящихся к физкультурной и спортивной деятельности, такие, как, в частности: физкультурное и спортивное образование, медицинское наблюдение спортсменов, статус и деятельность Национального французского олимпийского комитета и Национального французского спортивного комитета, спорт высших достижений, спортивное оборудование. Этот нормативный правовой акт действовал лишь десятилетие и был заменен уже упомянутым выше Законом Франции N 84-610 от 16 июля 1984 г. («Закон Авис») [2, с. 3 — 4].

При этом Закон N 84-610 от 16 июля 1984 г. претерпевал многократную переработку в течение периода действия (двадцать три изменения и дополнения, т. е. в среднем по одному в течение года) [2, с. 4].

При этом совершенствование французского законодательства о спорте в этот период направлялось в первую очередь именно на его систематизацию в форме кодификации.

В 2004 г. Министерство здравоохранения, по делам молодежи, спорта и ассоциаций Французской Республики выступило с инициативой по подготовке кодифицированного нормативного акта, объединяющего различные правовые предписания в спортивной сфере.

При этом спортивное законодательство Франции было весьма раздробленным и несистематизированным, его нормы содержались, например, в Кодексе о здравоохранении (борьба с использованием допинга и вопросы контроля за здоровьем спортсменов), Кодексе об образовании (образование в области физической культуры и спорта, меры против коммерциализации деятельности спортивных и оздоровительных учреждений), иных законодательных актах, регулирующих, в частности, вопросы в сфере строительства, защиты окружающей среды, туризма, а также в огромном количестве подзаконных нормативных правовых актов.

Характерно, что в качестве основной цели принятия Спортивного кодекса Франции указывалось на необходимость облегчения доступа граждан и ассоциаций к нормам спортивного законодательства, содержащимся в едином документе.

Концепция Спортивного кодекса Франции была разработана в 2004 г. В 2005 г. завершено составление его проекта, а 23 мая 2006 г. принята его первая часть — законодательная часть.

Согласно вводным статьям Кодекса физкультурная и спортивная деятельность заявлены национальным приоритетом Франции, составляют важные элементы воспитания, культуры, интегрирования и общественной жизни, способствуют как сокращению социального и культурного неравенства, так и заботе об общественном здоровье. Эта формулировка свидетельствует о том, насколько значительное место французские власти отводят спорту в жизни общества, отсюда и обоснованность наличия кодифицированного акта в этой стране.

Особенности Спортивного кодекса Франции

Содержательно Спортивный кодекс Франции весьма подробно регулирует вопросы:

— организации физкультурной и спортивной деятельности;

— правового статуса субъектов спортивных правоотношений (субъектов публичного права, спортивных ассоциаций и спортивных обществ, спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг, представительных и посреднических органов, спортсменов, спортивных тренеров, спортивных судей и арбитров, спортивных агентов);

— спортивной подготовки и образования в области физической культуры и спорта;

— защиты здоровья спортсменов и борьбы с употреблением допинга;

— организации занятий спортом;

— обязанностей, связанных со спортивной деятельностью;

— порядка проведения спортивных мероприятий и их освещения в средствах массовой информации;

— финансирования и государственной поддержки спорта (в особенности массового спорта и спорта высших достижений);

— правонарушений в области спорта и ответственности за их совершение.

В контексте разработки проекта Спортивного кодекса Российской Федерации и анализа значимых для этого норм и механизмов зарубежного законодательства о спорте обоснованно выделить следующие особенности Спортивного кодекса Франции (не ранжируя их по степени значимости или иному критерию) применительно к его законодательной части.

I. Формально-правовые и концептуальные особенности,

особенности метода правового регулирования

1. Спортивный кодекс Франции — это комплексный, весьма развернутый и детализированный нормативный правовой акт, регулирующий огромный массив общественных отношений в области спорта, причем во всем их многообразии и в самом широком их охвате.

2. Кодекс носит межотраслевой характер и включает в себя нормы, относящиеся к конституционному, административному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, финансовому праву. Кроме того, он содержит большое количество положений, отсылающих к отраслевому законодательству, а также к подзаконным актам (в основном декретам Государственного совета). Соответственно имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования различных общественных отношений.

3. Спортивный кодекс Франции практически лишен свойственных многим отечественным нормативным актам в данной области декларативности и размытости, поскольку содержит вполне четкие и ясные правовые предписания, одновременно предусматривая механизм их реализации.

4. Как уже отмечалось, в силу особенностей французского правотворческого процесса Спортивный кодекс Франции объединяет как законодательные предписания, так и нормы, имеющие подзаконный характер. При этом его законодательная часть состоит исключительно из норм, имеющих высшую юридическую силу, устанавливающих базовые правовые предписания.

5. Законодательная часть Кодекса содержит большое количество норм (более четверти от общего их числа), предусматривающих дисциплинарную, административную и уголовную ответственность как физических, так и юридических лиц за нарушение его положений. Применяются такие виды санкций, как тюремное заключение, штраф, запрет на занятие определенной деятельностью (в том числе на участие в спортивных соревнованиях), запрет на посещение спортивных мероприятий, в том числе превентивный. При этом в большинстве случаев покушение на совершение правонарушения влечет за собой те же наказания, что и совершение правонарушения.

II. Содержательные особенности

1. Спортивный кодекс Франции в книге 1 законодательной части устанавливает стройную и предельно четкую систему разграничения компетенции государства в целом, административно-территориальных образований (департаментов и регионов), коммун (муниципальных образований), негосударственных организаций различных организационно-правовых форм в области физкультурной и спортивной деятельности.

2. Детально урегулирован статус различных видов спортивных организаций.

2.1. Подробно регламентирован правовой статус спортивных ассоциаций и спортивных обществ (статьи L121-1 — L122-19), в частности, особо отмечаются школьные и университетские спортивные ассоциации (статья L121-2), а также спортивные ассоциации по месту работы (статьи L121-6 — L121-9).

2.2. Выделены организации общественной пользы (в их правовом статусе сочетаются публично-правовые и частноправовые начала), которые наделяются государством (в частности, актами налогового законодательства) различными льготами (статья L114-1).

2.3. Коммерческие спортивные организации (спортивные общества) выведены в отдельную категорию с особым правовым статусом (статьи L122-1 — L122-19). Данные организации создаются спортивными ассоциациями, которые принимают участие в организации платных спортивных мероприятий, приносящих доходы свыше суммы, зафиксированной декретом Государственного совета, или используют спортсменов, общая сумма вознаграждений которых превышает размер, установленный декретом Государственного совета, для управления этой деятельностью. При этом на спортивные общества распространяются нормы Коммерческого кодекса, в том числе корпоративные ограничения. Определен также порядок взаимоотношений между спортивными обществами и спортивными ассоциациями, их создавшими.

2.4. Подробно определен правовой статус спортивных федераций (статьи L131-1 — L131-21). Отдельно рассмотрены признанные спортивные федерации (участвующие в осуществлении общественно полезных функций) (статьи L131-8 — L131-13) и уполномоченные спортивные федерации (в каждой спортивной дисциплине — одна признанная федерация, получившая полномочия от министра по делам спорта на определенный срок) (статьи L131-14 — L131-21). Подробно закреплен механизм наделения спортивных федераций статусом «признанных спортивных федераций» и «уполномоченных спортивных федераций».

2.5. В качестве самостоятельного субъекта спортивных правоотношений выделены профессиональные спортивные лиги, создаваемые уполномоченными спортивными федерациями для организации, управления и координации профессиональной спортивной деятельности спортивных ассоциаций, входящих в их состав, а также спортивных обществ (статьи L132-1 — L132-2).

2.6. Определено правовое положение Французского национального олимпийского и спортивного комитета как представительного и посреднического органа (статьи L141-1 — L141-5).

3. Досконально регламентирован правовой статус профессиональных спортсменов, спортивных агентов, спортивных судей и других участников спортивных правоотношений, установлены ограничения, на них налагаемые, а также льготы и гарантии их социальной защиты.

3.1. Определены правовое положение профессиональных спортсменов, порядок заключения с ними трудовых договоров, оплаты их труда и социального обеспечения (статьи L222-1 — L222-5).

3.2. Отдельные нормы касаются спорта высших достижений (статьи L221-1 — L221-13). Создана Национальная комиссия спорта высших достижений, формируется список спортсменов, тренеров, арбитров и спортивных судей высшего уровня, при этом для лиц, включенных в этот список, законодательно установлены значительные льготы, в частности, при их налогообложении, трудоустройстве (в том числе на государственную службу), выполнении трудовых функций, предусмотрено создание условий для непрерывных и эффективных тренировок.

Интересными и актуальными представляются нормы, предусматривающие подготовку учащихся к спортивной деятельности высших достижений, а также возможность спортсменам уровня спорта высших достижений продолжать свою спортивную карьеру при обучении в высших учебных заведениях.

3.3. Определен статус спортивных агентов (статьи L222-6 — L222-11). В частности, в статье L222-6 дано правовое определения термина «спортивный агент», под которым понимается «любое лицо, временно или постоянно на коммерческой основе осуществляющее деятельность, состоящую в подготовке заинтересованных сторон к заключению договора, касающегося осуществления спортивной деятельности на коммерческой основе…».

Введено обязательное лицензирование деятельности спортивных агентов, установлены ограничения для соискателей такой лицензии и предусмотрены достаточно серьезные санкции за соответствующие нарушения (в частности, осуществление деятельности в качестве спортивного агента лицом, не получившим лицензию спортивного агента или не выполняющим решение о невозобновлении или изъятии этой лицензии, наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро) (статьи L222-6, L222-7, L222-11).

3.4. Имеются целые блоки норм, посвященных спортивным арбитрам и спортивным судьям (статьи L223-1 — L223-3).

В частности, значительный интерес представляет норма, предусматривающая, что арбитры и спортивные судьи считаются исполнителями общественно полезной функции в силу положений Уголовного кодекса и посягательства на них при исполнении или по причине исполнения соответствующих полномочий влекут наказания как совершенные при отягчающих обстоятельствах (статья L223-2).

4. Значительное внимание уделено проблемам спортивного и физкультурного образования, организации спортивной подготовки.

4.1. Урегулированы вопросы подготовки по спортивным профессиям и образования в области спорта (статьи L211-1 — L211-7).

4.2. Введено правило об обязательности квалификационной подготовки для осуществления любой преподавательской (тренерской, инструкторской), организаторской или руководящей деятельности в области спорта на коммерческой основе и определен порядок ее прохождения (статьи L212-1 — L212-8).

4.3. Отдельно регламентирован порядок присвоения степени «дан» («черный пояс») и равнозначных степеней спортсменам, занимающимся боевыми искусствами (статьи L212-5 — L212-6). Предусмотрена возможность их получения не только по результатам квалификационных экзаменов, но и по итогам достижений, показанных на соревнованиях.

4.4. Много внимания уделено установлению гарантий обеспечения нравственности в спорте. В частности, введен раздел «Обязательность безупречности репутации» (статьи L212-9 — L212-10), предусматривающий в качестве превентивной меры запрет преподавать, организовывать или руководить физкультурной или спортивной деятельностью или тренировать занимающихся спортом для лиц, которые были осуждены за ряд преступлений и иных правонарушений (в частности, за причинение вреда здоровью, преступления, совершенные на сексуальной почве, незаконную торговлю наркотическими средствами, создание ситуаций, опасных для других лиц, преступления против нравственности, против несовершеннолетних).

4.5. Предусмотрено осуществление надзора за образовательной деятельностью в области спорта (статьи L212-13 — L212-14).

5. Детально и развернуто регламентированы вопросы, касающиеся медицинских гарантий защиты здоровья спортсменов и медицинского контроля за их здоровьем (статьи L230-1 — L231-8).

5.1. Определено, что правилам осуществления медицинского контроля обучаются не только спортивные врачи, но и школьные врачи, врачи на предприятиях, военные врачи и врачи-терапевты, которые совместно с врачами-специалистами участвуют в предупредительных мероприятиях, касающихся занятий физкультурной и спортивной деятельностью (статья L231-1).

5.2. Установлено обязательное наличие медицинского сертификата (заключения), свидетельствующего об отсутствии у спортсмена, участвующего в соревнованиях, противопоказаний для занятий конкретной физкультурной или спортивной деятельностью (статьи L231-2 — L231-4).

5.3. Предусмотрена возможность выдачи врачом спортивной федерации, ответственным за проведение осмотров, заключения о наличии противопоказаний для участия в спортивных соревнованиях по результатам медицинского наблюдения, что является безусловным основанием для отказа в допуске спортсмена к участию лица в спортивных соревнованиях, до снятия врачом вывода о наличии противопоказания (статья L231-3).

5.4. На спортивные федерации возложена обязанность по заботе о здоровье спортсменов, к ним относящихся (статьи L231-5 — L231-8). Для лиц, внесенных в список спортсменов уровня высших достижений, предусмотрена организация особого медицинского наблюдения.

5.5. Определено обязательное наличие у каждого спортсмена индивидуальной книжки, содержащей информацию спортивного характера и медицинскую информацию (статья L231-7), которая, по сути, является аналогом спортивного паспорта, предусмотренного статьей 27 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

6. Подробнейшим образом урегулированы вопросы, связанные с борьбой с употреблением допинга.

6.1. Значительная роль отводится предупреждению применения допинга (статьи L232-1 — L232-4).

6.2. Определен правовой статус Французского агентства по борьбе с употреблением допинга — независимого органа государственной власти, обладающего правами юридического лица, который организует и осуществляет действия по борьбе с использованием допинга в спорте (статьи L232-5 — L232-8).

6.3. Предусмотрено создание медицинских центров по предупреждению употребления допинга, которые организуют открытые консультации для лиц, принимавших допинг или способных к нему прибегнуть (статья L232-1). На спортсмена, принимающего участие в соревнованиях, возложена обязанность сообщать об этом во время каждой медицинской консультации, по результатам которой выдаются рецепты (статья L232-2), а на компетентных врачей при выявлении признаков использования допинга — обязанность как отказать в выдаче медицинских сертификатов, так и передать врачу, руководящему медицинским центром, соответствующее заключение (статья L232-3). Врач также обязан сообщить пациенту об опасностях, которым он подвергается, и предложить либо направить его в один из медицинских центров, либо совместно с этим центром, по необходимости, предписать ему обследование, лечение или медицинское наблюдение.

6.4. Установлен перечень запрещенных действий, а также порядок осуществления контрольных мероприятий (в том числе процессуальные нормы) (статьи L232-9 — L232-20). При этом список запрещенных веществ и средств публикуется в официальном издании правительства Франции — газете «Journal officiel de la Republique Francaise» (статья L232-9).

6.5. Рассматриваются вопросы реабилитации спортсменов, принимавших допинг (статья L231-8).

6.6. Установлены санкции (дисциплинарные, административные и уголовные) как за употребление допинга, так и за его распространение, а также за воспрепятствование проведению антидопинговых мероприятий (статьи L232-21 — L232-31).

6.7. Отдельная глава посвящена борьбе с допингом для животных, принимающих участие в спортивных состязаниях (к примеру, лошади) (статьи L241-1 — L241-10).

7. Значительное внимание уделено непрофессиональному (массовому) спорту и спорту для лиц, находящихся в особом положении вследствие их физических особенностей.

7.1. Отдельные нормы касаются развития спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями (статьи L100-1, L121-3, L211-7).

7.2. Представляют интерес подробное правовое регулирование и государственная поддержка развития естественного спорта, т. е. спорта, которым граждане занимаются на природе для укрепления здоровья (статьи L311-1 — L311-6). При этом учитываются интересы коллективных служб, отвечающих как за использование природных и сельских пространств, так и за развитие спорта.

8. Определены виды и статус спортивных сооружений и предъявляемые к ним требования.

8.1. Детально рассмотрен правовой режим строительства и эксплуатации спортивных сооружений (постоянных и временных), который включает в себя, в частности, обязанности их владельцев (в том числе по обеспечению гигиены и безопасности занимающихся) и ответственность за неисполнение этих обязанностей (статьи L312-1 — L312-17, L322-1 — L322-6).

8.2. Выделены положения, относящиеся к местам для купания и бассейнам, открытым для общего пользования (статьи L322-7 — L322-9).

8.3. Особый интерес представляет норма, предусматривающая, что полная или частичная ликвидация частного спортивного сооружения, финансирование которого осуществлялось одним или несколькими государственными юридическими лицами, в части, не меньшей процента, зафиксированного декретом Государственного совета, а также изменение его назначения требуют разрешения государственного юридического лица, осуществлявшего его полное либо преимущественное финансирование. Это разрешение выдается при условии, что это спортивное сооружение будет заменено равнозначным сооружением (статья L312-3).

9. Отдельно рассмотрены вопросы по обязательному страхованию гражданской ответственности в области спорта.

9.1. Соответствующие договоры заключают спортивные ассоциации, общества и федерации. Предметом страхования является их гражданская ответственность, ответственность их наемных или добровольных служащих и ответственность спортсменов (статьи L321-1 — L321-6).

9.2. Для лиц, эксплуатирующих спортивные объекты, установлена обязанность по заключению договоров страхования гражданской ответственности спортивных функционеров, преподавателей, тренеров, всех работников пользователя, а также лиц, имеющих постоянный или временный допуск на спортивный объект для занятия преподаваемыми там дисциплинами (статья L321-7).

9.3. Предусмотрена также обязанность организаторов спортивных мероприятий по страхованию как собственной гражданской ответственности, так и лиц, оказывающих содействие в проведении данного спортивного мероприятия с согласия организатора, а также участников этого мероприятия (статьи L331-9 — L331-12).

10. Значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности обеспечению их безопасности (статьи L332-1 — L332-21).

10.1. Эффективными представляются меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно, во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой, национальной и религиозной принадлежности, иных признаков, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильствен ных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18).

10.2. Поощряется правомерная деятельность ассоциаций болельщиков, имеющих целью предупреждение насилия во время проведения спортивных мероприятий, признанных министром по делам спорта, а также любых других ассоциаций, имеющих в качестве социальной цели борьбу против расизма и ксенофобии (статья L332-17).

10.3. Устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий.

Так, участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15 000 евро.

Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30 000 евро.

Наказания, предусмотренные в первом и втором абзацах, увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45 000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75 000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19).

Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц — нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях.

Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11).

Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже — префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16).

11. Кодекс содержит также целый блок норм, посвященный правилам освещения и трансляции спортивных мероприятий (статьи L333-1 — L333-9).

Соответствующее правовое регулирование построено на принципах сочетания интересов организаций-правообладателей и спортивных болельщиков с учетом свободы распространения информации. В частности, интерес представляет норма, устанавливающая, что уступка права на освещение спортивного мероприятия или соревнования электронному средству массовой информации не препятствует частичной или полной трансляции этого мероприятия или соревнования другим электронным средством массовой информации, если средство массовой информации, обладающее правом на освещение спортивного мероприятия или соревнования, не гарантирует прямую трансляцию его значимых отрывков (статья L333-8).

12. Нормы, касающиеся финансирования учреждений, ответственных за развитие спорта, определяют конкретные налоговые поступления, направляемые на содержание как соответствующих государственных учреждений, так и местных спортивных обществ (статьи L411-1 — L411-2).

13. С учетом федеративного характера государственного устройства России значительный интерес представляют также главы, предусматривающие особенности применения Кодекса в заморских департаментах и территориях Франции, и особенно — в Новой Каледонии — заморском департаменте, имеющем широкую автономию (статьи L421-1 — L425-12).

Разумеется, мы не предлагаем заимствовать правовые предписания Спортивного кодекса Франции в неизменном виде, но учесть положительный французский опыт при совершенствовании и кодификации отечественного законодательства о спорте представляется весьма полезным.

Литература

1. Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. 2-е изд., стереотип. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2007.

2. Breillat J.-C., Dodognon C., Karaquillo J.-P., Lagarde F., Peyer F., Rocipon P. Code du sport: Commente / Pastor J.-M. (coord.). 4 edition (edition 2009). Paris: Dalloz, 2009. 1535 p.

3. Rizzo F., Buy F., Duval J.-M., Marmayou J.-M., Durand A. Code du sport. Edition 2008. Paris: Litec, 2008. 1023 p.; Buy F., Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du Sport: Manuel. 2 edition. Paris: Lgdj, 2009. 922 p.; Loree A. L’Ordonnance N 2006-596 du 23 mai 2006 relative а la partie legislative du code du sport // Lamy Droit du sport, Eclairage. 21 juin 2006. N 35. P. 1; De Silva I. L’adoption du Code du sport, consecration pour le Droit du sport? // AJDA, Dossier Actualite du droit du sport, 2007. P. 1623.

4. Кодекс образования Франции. Законодательная часть / Пер. с фр. О. А. Мандрусова и Г. Ф. Ткач. М.: Статут, 2003.

5. Настольная книга спортивного менеджера: Справ. пособие / РГАФК; Авт.-сост. М. И. Золотов [и др.]. М.: Фон, 1997.

——————————————————————