К вопросу формирования стандарта претензионной работы юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения

(Шаповалова П. К., Шаповалов К. А.)

(«Медицинское право», 2013, N 6)

Текст документа

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНДАРТА ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА

(ДЕПАРТАМЕНТА) ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

П. К. ШАПОВАЛОВА, К. А. ШАПОВАЛОВ

Шаповалова Полина Константиновна, государственный советник 1-го класса (г. Сыктывкар).

Шаповалов Константин Альбертович, доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела стандартизации и экспертизы качества медицинской помощи ГБУЗ Республики Коми «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» (г. Сыктывкар).

Для формирования объема государственного задания юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения методом сплошного наблюдения проведен анализ структуры и динамики подготовки 139 претензий, предъявленных поставщикам товаров и услуг в 2009 — 2011 гг. Претензиями к поставщикам по поводу нарушения договорных обязательств государственное бюджетное учреждение здравоохранения защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных прав, бюджетных средств и моральных интересов. Отказ от проведения претензионной работы рассматривается контролирующими органами как финансовое нарушение. Систематическая претензионная работа в течение трех лет привела к снижению выставляемых сумм в 48,50 раза, а числа недобросовестных поставщиков — в 1,25 раза. Разработанная учетная форма «Структура претензионной работы в течение календарного года» (Шаповалова П. К., 2008) апробирована при формировании объема государственного задания юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения, который включает не менее 46,33 претензии в год с ежедневной нагрузкой 0,19 документа, ежемесячной — 3,86, ежеквартальной — 11,58 и каждое полугодие — 23,16. Минимальная нагрузка претензионной работы приходится на IV квартал и составляет 15,11 +/- 5,26% годового объема (7,00), максимальная — на II квартал 33,81 +/- 6,95% (15,66).

Ключевые слова: юридический отдел, региональное министерство (департамент) здравоохранения, государственное бюджетное учреждение здравоохранения, претензии, структура, стандартизация, региональный стандарт, формирование объема государственного задания.

On the issue of formation of the standard of claim settlement of the law department of a regional ministry of healthcare

P. K. Shapovalova, K. A. Shapovalov

For the purpose of formation of volume of the state task of legal department of ministry of health of the Komi Republic (YuRO MZ RK) the analysis of 139 claims shown to suppliers in 2009 — 2011 is carried out. Systematic claim work within three years led to its stabilization and decrease in number of unfair suppliers in 1,25 times. The quantity of claims decreased in 1,11 times; and their total amount — in 48,50 times. The developed registration form «Structure of claim work a current of calendar year» (Shapovalova P. K., 2008) is approved at formation of volume of the state task of legal department of the regional ministry (department) of health care which includes not less than 46,33 claims in a year with daily loading 0,19 documents, monthly — 3,86, quarterly — 11,58 and every half-year — 23,16. Claim work has non-uniform character with low indicators in July (0,33), November (1,00), June (2,00), January (2,33) and high — in February (9,00), September (8,33) and April (7,00). The minimum loading of claim work falls on the IV quarter and makes 15,11 +/- 5,26% of annual volume (7,00), maximum — for the II quarter 33,81 +/- 6,95% (15,66). The majority of claims are shown to suppliers in the second half of year — 30,66 (66,19 +/- 6,95%).

Key words: legal department, regional ministry (department) of health, official body of health, claims, regional standard, the formation of the state task.

Введение. Функционирование государственного бюджетного учреждения здравоохранения (ГБУЗ) — регионального департамента (министерства) здравоохранения невозможно без правовой работы в области защиты собственных прав и законных интересов [1, 2]. Предъявлением претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств оно защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных и в соответствующих случаях моральных интересов. Непосредственными задачами претензионной работы являются: 1) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов организаций; 2) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества, хищения имущества и другие нарушения; 3) предупреждение нарушений плановой и договорной дисциплины, действующего законодательства; 4) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций; 5) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации.

Разрешение спорных вопросов между заказчиком и поставщиком товаров и услуг до передачи спора в суд или арбитражный суд в определенных случаях предусмотрено в рамках досудебного (претензионного или иного) порядка урегулирования споров. Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012), вступивший в силу с 01.09.2002, в ч. 5 ст. 4 сохранил ранее установленное АПК РФ 1995 г. правило о том, что досудебный порядок урегулирования споров применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров, либо когда такой порядок предусмотрен договором. Современные тенденции системного правового обеспечения сферы здравоохранения предполагают стандартизацию юридической деятельности, создание профессиональных стандартов, разработанных юристами-практиками в медицинских организациях и учреждениях. Обоснование региональных стандартов отдельных видов юридической профессиональной деятельности, в том числе претензионной работы, которая является одним из них, стало задачей данного исследования [8, 10].

Материал и методы. С целью формирования объема государственного задания юридического отдела методом сплошного наблюдения проведен анализ объема работы, структуры и динамики подготовки 139 претензий, предъявленных Министерством здравоохранения (МЗ) Республики Коми (РК) поставщикам товаров и услуг в 2009 — 2011 гг. Количество документов по годам составило: 50 в 2009 г.; 44 в 2010 г. и 45 в 2011 г. При работе использовались методологические подходы: системный, комплексный, интеграционный, функциональный, динамический, процессный, нормативный, количественный, административный и ситуационный. Методы анализа включали: аналитический и сравнения. Применялись приемы: группировки, абсолютных и относительных величин, средних величин, динамических рядов, сплошного наблюдения, детализации и обобщения.

Результаты. С учетом специфики деятельности МЗ РК, его функциональных особенностей и структуры в целях упорядочения процедур по контролю исполнения государственных контрактов и оптимизации претензионной работы по фактам нарушения поставщиками, исполнителями, подрядчиками своих обязательств по государственным контрактам в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» издан Приказ от 1 сентября 2010 г. N 1533-р «Об организации работы по контролю за исполнением государственных контрактов и ведению претензионной работы», где четко распределяются обязанности структурных подразделений: служб, отделов, управлений по подготовке и рассмотрению претензий [2, 6]. В каждом структурном подразделении приказом министра эта работа возлагается на конкретных работников, а также на ЮрО, который в соответствии с Общим положением непосредственно подчиняется министру, несет персональную ответственность за состояние претензионной работы. На ЮрО возложено осуществление контроля над соблюдением структурными подразделениями установленного в МЗ РК порядка предъявления и рассмотрения претензий. Структурное подразделение и ЮрО ведут журналы учета претензий, предъявленных МЗ РК и к нему. В связи с реализацией поставленных задач предыдущий Приказ МЗ РК от 14 декабря 2009 г. N 2173-р «Об активизации работы по исполнению государственных контрактов и ведению претензионной работы с поставщиками, исполнителями, подрядчиками» утратил силу [1].

Претензионная работа является самостоятельным этапом правовой работы и включает: 1) подготовку, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения претензий; 2) предъявление и рассмотрение претензий; 3) осуществление регистрации, учета, хранения и отправки претензионных материалов; 4) производство контроля над претензионным производством; 5) рассмотрение, анализ, обобщение результатов претензионной работы, подготовку предложений по ее усовершенствованию. ЮрО обеспечивает организацию и ведение претензионной работы и дает правовую оценку претензиям, которые предъявляются МЗ РК в связи с нарушением его имущественных прав и законных интересов.

Узнав о нарушении имущественных прав и законных интересов МЗ РК, соответствующий отдел или служба министерства в течение одного рабочего дня готовит при наличии необходимости письменное заключение на основе документов, подтверждающих факт нарушения имущественных прав и законных интересов МЗ РК. После чего передает работнику ЮрО письменное заключение, надлежащим образом оформленное, копии документов, свидетельствующих о фактах нарушения. Оформление претензии к контрагентам производится работником ЮрО на основании письменного заключения и предоставленных документов. В ней указываются: 1) полное наименование и реквизиты заявителя претензии и предприятия, которому она направляется; 2) дата предъявления и номер претензии; 3) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; 4) доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств (ссылка на нормативный акт); 5) требование заявителя; 6) сумма претензии, ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; 7) платежные реквизиты заявителя претензии; 8) перечень документов, прилагаемых к претензии.

Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях. Работник ЮрО готовит проект претензии в течение двух дней. После правовой оценки ЮрО претензия подписывается министром или заместителем руководителя и направляется адресату заказным письмом или письмом с уведомлением или вручается под расписку. После отправки претензии квитанция об отправке заказным письмом либо доказательство вручения претензии передаются работнику ЮрО для приобщения к претензионному делу. Претензия должна быть рассмотрена ответчиком в месячный срок со дня ее получения.

О фактическом исполнении претензии структурное подразделение или ЮрО осуществляет соответствующую запись в журнале учета претензий. Если претензия ответчиком отклонена полностью или частично без надлежащих оснований, оставлена без рассмотрения, претензионные материалы с выводом и документами, обосновывающими причины этого отклонения, передаются соответствующими структурными подразделениями для подготовки искового заявления.

При поступлении претензий в МЗ РК министр или его заместитель рассматривает их и отправляет на проверку структурному подразделению и ЮрО для исполнения. При проверке материалов претензий следует уточнить такие обстоятельства, как: 1) наличие всех документов, которые подтверждают обоснованность претензии; 2) правильность расчета; 3) наличие правовых оснований для признания или отклонения претензии.

После первичной правовой оценки претензионные материалы передаются ЮрО в соответствующие подразделения для подготовки вывода по сути претензионных требований. Материалы передаются под расписку через канцелярию. Структурное подразделение, которое получило претензионные материалы, должно в установленный срок их проверить и подготовить письменный вывод об обоснованности претензионных требований, с учетом которого ЮрО готовит проект ответа об отклонении или признании (полном или частичном) претензии.

Ответ на претензию подписывается министром МЗ РК или его заместителем и направляется заказным письмом с уведомлением или вручается под расписку. Результаты рассмотрения вносятся в журнал учета претензий. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, заявитель претензии по истечении 20 дней после получения ответа имеет право предъявить в банк распоряжение о списании в бесспорном порядке признанной должником суммы. К распоряжению прилагается также копия претензии. В случае нарушения сроков рассмотрения претензии, установленных АПК РФ, либо оставления ее без ответа арбитражный суд в дальнейшем при рассмотрении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия, допустившего такое нарушение, штраф в размере 2,0% суммы претензии.

Претензионные материалы, полученные МЗ РК, регистрируются в книге входящей корреспонденции, а те, что отправляются, — в книге исходящей корреспонденции. К полученным претензионным материалам прилагается конверт со штампом почты с датой отправки, который является единственным доказательством своевременной или несвоевременной отправки материалов. При регистрации претензии проверяется наличие всех документов, указанных в приложении к ней. При отсутствии или несоответствии документов, указанных в приложении, работниками канцелярии составляется акт и подписывается не менее чем тремя лицами.

Канцелярия МЗ РК после регистрации претензии или искового заявления и резолюции министра в тот же день передает эти документы в юридическую службу, которая осуществляет их регистрацию в журнале учета и первичную правовую оценку, формирует претензионное дело, готовит ответ на претензию. Претензии МЗ РК и те, которые поступают, хранятся в отдельных папках (незаконченные претензии; законченные претензии).

МЗ РК десяти поставщикам товаров в 2009 г. предъявлено 50 претензий на сумму 101531997,47 руб. в связи с недопоставкой товара [3]. Самыми недобросовестными оказались поставщики N 2 и N 3. Первый из них лидировал по количеству претензий (13) и занимал второе место по сумме недопоставок (25886773,97 руб.), а второй, уступая по количеству (12), значительно превышал первого по сумме (34691745,09 руб.). От них несколько отставали поставщики N 1 (9 претензий на сумму 17404112,65 руб.) и N 4 (соответственно 6 и 16439965,69 руб.). Остальным поставщикам выставлялись по 1 — 2 претензии на суммы от 30000,00 руб. до 3448015,30 [9]. Ежедневная нагрузка на сотрудников ЮрО по работе над претензиями составила 0,20 документа, а ежемесячная — 4,17. Ее распределение в течение календарного года было крайне неравномерным. Так, в мае, июле, августе, октябре сотрудники ЮрО не работали над претензиями, а в марте и ноябре нагрузка была ниже среднемесячной. В то время как в апреле (18,00 +/- 5,43%), июне (12,00 +/- 4,60%), январе, феврале и сентябре (10,00 +/- 4,24%) нагрузка превышала ее более чем в 2,98 раза. Пик претензионной работы к поставщикам был в декабре 2009 г., когда число претензий составило 14 (28,00 +/- 6,35%), т. е. практически каждые два дня к этим фирмам в ЮрО готовились претензионные требования. В течение года на шесть перечисленных месяцев пришлось 3,00% нагрузки этого вида деятельности. Неравномерный характер нагрузки претензионной работы по кварталам также очевиден. В I квартале она не превышала 26,00 +/- 6,20% от общего объема за год. Во II — произошел небольшой рост (до 30,00 +/- 6,48%). В III квартале — трехкратное снижение объема претензий (10,00 +/- 4,24%), а в IV — рост в 3,4 раза (34,00 +/- 6,70%). Эта противоречивая, скачкообразная претензионная нагрузка несколько выравнялась при распределении по полугодиям. Так, если в 1-м она составила 28 документов (56,00 +/- 7,02%), то во 2-м — 22 (44,00 +/- 7,02%).

В следующем году МЗ РК предъявило двенадцати из пятнадцати поставщиков 44 претензии на сумму 31408845,20 руб. [4]. В качестве промежуточного итога результативности претензионной работы 2009 г. можно указать на более чем трехкратное (в 3,23 раза) снижение общей суммы претензий и полное отсутствие таковых у трех поставщиков. По количеству претензий абсолютный прирост составил -6 (минус), темп прироста -12,00% (минус), а темп роста 88,00%. Претензионная работа осуществлялась с поставщиками оборудования и медикаментов в соответствии с договорами. Требования выставлялись в связи с: 1) необеспечением условий транспортирования термолабильных препаратов (всего 4, на сумму 6954185 руб. 97 коп.); 2) допоставкой в срок без предъявления счета (всего 9); 3) недопоставкой товара (24 — 11595761,85 руб.); 4) выставлением пени (7 — 12858897,38 руб.). В структуре претензий, предъявленных поставщикам в 2010 г., более половины (54,55 +/- 7,51%) пришлось на суммы недопоставленного товара. Пятую часть (20,45 +/- 6,08%) составили требования о допоставке товара в срок без предъявления счета, 15,91 +/- 5,51% — выплата пени и 9,09 +/- 4,33% — необеспечение условий транспортирования. И хотя более половины суммы всех претензий составляют требования о сумме недопоставленного товара, не менее важными являются и другие виды требований, так как несоблюдение условий доставки лекарственных препаратов приводит к их порче и непригодности для применения. А это означает, что нужно срочно искать другую партию аналогичного товара или другого поставщика. Необходимо обратить внимание, что и с экономических позиций четыре претензии (9,09 +/- 4,33%) по требованию необеспечения условий транспортировки составили 22,15% от общей суммы всех требований за год. Поэтому необходимо не только внимательно следить за сроками поставок и выставлять пени, но и проверять качество и количество поставок, соответствие условиям хранения препаратов во время транспортировки.

По объему претензионной работы в 2010 г. первое ранговое место из пятнадцати занял поставщик N 6: шесть претензий (13,63% от числа претензий) на сумму 10751512,30 руб. (34,23% от суммы претензий). Из них пять — в связи с суммой недопоставленного товара и одна — по взысканию пени. На втором ранговом месте находился поставщик N 11, которому предъявлено семь претензий (15,91%) на общую сумму 6943263,33 руб. Из них две касались необеспечения условий транспортировки, четыре — суммы недопоставленного товара и одна — взыскания пени. Также по семь претензий выставлялось поставщикам N 4 (на сумму 3427704,99 руб.) и N 1 (на сумму 2275443,35 руб.). Если у первой фирмы одна из них касалась требования о допоставке товара в срок без предъявления счета, пять — суммы недопоставленного товара, одна — взыскания пени, то у второй — две были связаны с требованием о допоставке товара в срок без предъявления счета, одна — с необеспечением условий транспортировки, три — с суммой недопоставленного товара в срок и одна — с взысканием пени. В общей структуре они заняли соответственно четвертое и шестое ранговые места. Третье ранговое место занял поставщик N 5 с одной претензией (2,27%) на сумму 4627526,55 руб. Она была предъявлена в связи с требованием о взыскании пени. На пятом — поставщик N 2 с девятью претензиями (20,45%) на сумму 3090825,44 руб. Эта фирма в одном случае не обеспечила условия транспортировки, в шести — недопоставила товар, в двух — с нее взыскивали пени. На седьмом ранговом месте оказался поставщик N 3 с двумя претензиями, которые касались требований о сумме недопоставленного товара и требований о допоставке в срок без предъявления счета. Также по одному требованию о допоставке в срок без предъявления счета были направлены еще пяти поставщикам, которые заняли ранговые места с 8-го по 12-е. Трем поставщикам в 2010 г. претензии не предъявлялись. Рассматривая ранговые места поставщиков в соответствии с количеством выставленных претензий, в группе лидеров оказались поставщики N 2, N 11, N 4, N 1 и N 6.

Ежедневная нагрузка на сотрудников ЮрО по составлению претензий составила 0,18 документа, а ежемесячная — 3,67. Ее распределение в течение календарного года было еще более неравномерным, чем в предыдущем. Так, в январе была предъявлена одна претензия (2,28 +/- 2,25%), феврале — три (6,82 +/- 3,80%), марте — восемь (18,18 +/- 5,81%), апреле — двенадцать (27,27 +/- 6,71%). С июня по декабрь претензии в 2010 г. не предъявлялись. Пик претензионной работы к поставщикам пришелся на май (20; 45,45 +/- 7,51%), когда ее объем составил практически половину от годового. Неравномерность нагрузки претензионной работы по кварталам повторилась в 2010 г. с еще более выраженными характеристиками. Если в I квартале она была сопоставима с показателями предыдущего года, то во II — превышала его в 2,42 раза, а в III и IV — отсутствовала. Соответственно, была максимальной в 1-м полугодии и отсутствовала во 2-м.

МЗ РК в 2011 г. восьми из восемнадцати поставщиков предъявлено 45 претензий на общую сумму 2093512 руб. 43 коп. [5]. Анализ только этих трех абсолютных показателей позволяет оценить результативность претензионной работы, проведенной ЮрО: 1) число недобросовестных поставщиков при росте их общего количества остается стабильным (8); 2) ежегодное число претензий колеблется на уровне 44 — 45; 3) годовая сумма претензий уменьшилась с 31408845,20 руб. до 2093512,43 руб. (в 15,00 раза); 4) изменилась структура содержания претензий. Из них полностью исчезли требования о: 1) необеспечении условий транспортирования; 2) допоставке в срок; 3) возмещении ущерба и допоставке товара; 4) сумме недопоставленного товара. Осталась единственная причина выставления претензий — выплата пени в связи с задержкой поставки товара. Они выставлялись восьми поставщикам в 1,14 раза чаще (в 2010 г. — 7), но на сумму, в 6,14 раза меньшую. По сравнению с 2010 г. абсолютный прирост претензий составил — 1, темп прироста — 2,27%, а темп роста — 102,27%. Следует уточнить, что из восьми недобросовестных поставщиков 2011 г. четверым предъявлялись претензии все три года; одному — два года и трем новичкам — только в 2011 г.

По объему претензионной работы на первом ранговом месте оказался поставщик N 6, которому предъявлено тринадцать претензий (28,89%) на общую сумму 1299658,82 руб., все они касались взыскания пени. По сравнению с 2010 г. у этой фирмы отмечен рост количества претензий (с 6, в 2,17 раза), однако итоговая сумма уменьшилась в 8,27 раза. На втором месте — поставщик N 4 — двадцать две претензии (48,89%) на общую сумму 631290,11 руб. Здесь также произошел рост количества претензий в 3,14 раза с одновременным снижением суммы в 5,43 раза. Конечно, в обоих случаях следует говорить о положительном результате претензионной работы, так как основным показателем является материальный ущерб, нанесенный ГБУЗ, а не число претензий. Их количество определяется количеством контрактов, зависящим от объема партий товара, диктуемым возможностями производителя. В современных рыночных отношениях прослеживается тенденция значительного уменьшения объема партий, снижающего зависимость от форс-мажорных обстоятельств партнеров. На третьем месте поставщик N 11 с четырьмя претензиями (8,89%) на сумму 126502,04 руб. За год их число у этой фирмы снизилось в 1,75 раза, а сумма — в 54,87 раза. Комментарии, как говорится, излишни. Оставшиеся пять поставщиков получили по одной-две претензии на сумму от 21268,00 до 133,77 руб.

Ежедневная нагрузка на сотрудников ЮрО по составлению претензий составила 0,18 документа, а ежемесячная — 3,75. Ее распределение в течение календарного года осталось также крайне неравномерным. Так, в январе и июле она была ниже ежемесячной, а в декабре (8,90 +/- 4,24%) ее превышала. Пик претензионной работы к поставщикам пришелся на февраль (42,22 +/- 7,36%) и сентябрь (44,44 +/- 7,41%), когда практически ежедневно в ЮрО готовились требования к поставщикам. В течение года на два вышеназванных месяца пришлось 86,67% всей нагрузки. Соответственно, неравномерно сформировалась нагрузка претензионной работы и по кварталам. Так, в I квартале она составила 44,44 +/- 7,64% от годовой. Во II — отсутствовала вовсе. III квартал практически соответствовал I — 46,67 +/- 7,44%, а в IV произошло значительное снижение до 8,89 +/- 4,24%. Претензионная нагрузка на ЮрО, как и в 2010 г., выравнялась при изучении по полугодиям. Так, если в 1-м она составила 20 документов (44,44 +/- 7,41%), то во 2-м — 25 (55,56 +/- 7,41%) [7].

Обсуждение. На основании проведенного исследования сформирован региональный стандарт претензионный работы, который становится основой для определения государственного задания государственного бюджетного учреждения здравоохранения. Для ЮрО регионального министерства (департамента) здравоохранения он включает не менее 46,33 претензии в год с ежедневной нагрузкой 0,19 документа, ежемесячной — 3,86, ежеквартальной — 11,58 и каждое полугодие — 23,16. Претензионная работа носит неравномерный характер с низкими показателями в июле (0,33), ноябре (1,00), июне (2,00), январе (2,33) и высокими — в феврале (9,00), сентябре (8,33) и апреле (7,00). Минимальная нагрузка претензионной работы приходится на IV квартал и составляет 15,11 +/- 5,26% годового объема (7,00), максимальная — на II квартал 33,81 +/- 6,95% (15,66). Большинство претензий предъявляется к поставщикам во второй половине года — 30,66 (66,19 +/- 6,95%) [9].

Выводы. 1. Предъявлением претензий к поставщикам по поводу нарушения договорных обязательств ГБУЗ защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных прав, бюджетных средств и в соответствующих случаях — моральных интересов. Их рассмотрение является одним из проявлений хозяйственного расчета, частью правовой работы ЮрО.

2. Отказ ГБУЗ от проведения претензионной работы рассматривается контролирующими органами как финансовое нарушение.

3. Систематическая претензионная работа привела к снижению выставляемых сумм в 48,50 раза, а числа недобросовестных поставщиков — 1,25 раза.

4. Принципиальные изменения произошли в структуре содержания претензий. Из нее полностью исчезли требования о: 1) необеспечении условий транспортирования товара; 2) допоставке в срок; 3) возмещении ущерба и допоставке товара; 4) сумме недопоставленного товара. Осталась единственная причина выставления претензий поставщикам — выплата пени в связи с задержкой поставки товара.

5. Предложена учетная форма «Структура претензионной работы в течение календарного года», которая апробирована в течение трех лет (Шаповалова П. К., 2008 г.).

6. Разработка профессиональных стандартов юридической деятельности в сфере здравоохранения предполагает формирование региональных стандартов отдельных видов юридической профессиональной деятельности, в том числе претензионной работы. Региональный стандарт претензионный работы становится основой для определения государственного задания государственного бюджетного учреждения.

7. Объем государственного задания юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения включает не менее 46,33 претензии в год с ежедневной нагрузкой 0,19 документа, ежемесячной — 3,86, ежеквартальной — 11,58 и каждое полугодие — 23,16. Претензионная работа носит неравномерный характер с низкими показателями по месяцам. Минимальная нагрузка претензионной работы приходится на IV квартал и составляет 15,11 +/- 5,26% годового объема (7,00), максимальная — на II квартал 33,81 +/- 6,95% (15,66). Большинство претензий предъявляется поставщикам во второй половине года — 30,66 (66,19 +/- 6,95%).

Литература

1. Приказ Министерства здравоохранения Республики Коми от 14 декабря 2009 г. N 2173-р «Об активизации работы по исполнению государственных контрактов и ведению претензионной работы с поставщиками, исполнителями, подрядчиками».

2. Приказ Министерства здравоохранения Республики Коми от 1 сентября 2010 г. N 1533-р «Об организации работы по контролю за исполнением государственных контрактов и ведению претензионной работы».

3. Реестр претензий Министерства здравоохранения Республики Коми в отношении поставщиков лекарственных средств в 2009 г. на поставку лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

4. Реестр претензий Министерства здравоохранения Республики Коми в отношении поставщиков лекарственных средств в 2010 г. на поставку лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

5. Реестр претензий Министерства здравоохранения Республики Коми в отношении поставщиков лекарственных средств в 2011 г. на поставку лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

6. Федеральный закон от 21 мая 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

7. Шаповалова П. К., Шаповалов К. А. Претензионная работа как вид деятельности юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения. Сыктывкар, 2011. 27 с.

8. Shapovalova P. K., Shapovalov K. A. Claim work in the practice of regional department (ministry) of Health of Russia / 19-th World Congress on Medical Law. Maceio, Brazil. 7 — 10 August, 2012 // Program. Available at http://www.2012wcml. com/files/uploads/PROGRAM/Abstract%20v20120710.pdf.

9. Шаповалова П. К. Досудебное урегулирование споров и организация претензионной работы // Шаповалова П. К., Шаповалов К. А. Организационные вопросы деятельности юридического отдела учреждений здравоохранения: Монография. Сыктывкар, 2012. С. 174 — 211.

10. Шаповалова П. К., Шаповалов К. А. Эффективность системной претензионной работы юридического отдела регионального министерства (департамента) здравоохранения // Международный конгресс по здравоохранительному праву стран СНГ и Восточной Европы (7 — 9 ноября 2012 г., Москва): Сборник тезисов докладов / Состав.: чл.-корр. РАМН, д. м.н. Ю. Д. Сергеев, д. ю.н. И. М. Мацкевич, к. ю.н. Р. Ю. Гревцова, к. ю.н. Б. В. Муслов. М.: ИЦ «Интермедия», 2012. С. 214 — 216.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *