Социально-правовые аспекты государственной курортной политики Российской империи на Кавказских Минеральных Водах

(Белозерова Е. В.)

(«Общество и право», 2010, N 5)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУРОРТНОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ

Е. В. БЕЛОЗЕРОВА

Белозерова Елена Витальевна, соискатель кафедры экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена вопросам государственной политики на Кавказских Минеральных Водах в XIX — начале XX в. Особое внимание уделено частной и государственной поддержке лечения малоимущего населения Российской империи.

Ключевые слова: Российская империя, Кавказские Минеральные Воды, бесплатное лечение, малоимущее население, государственная помощь.

This article is devoted to the questions of State politics on Caucasus Mineral Spa resorts in 19th — early 20th century. The main attention is paid to the private and state helping for medical cure of poor inhabitance of Russian empire.

Key words: Russian empire, Caucasus Mineral Spa, free medical cure, poor inhabitance, help of state.

Необходимо отметить, что основа социальной поддержки неимущего населения при лечении на Кавказских Водах была заложена не государством, а гражданским обществом. Изначально для развития этих курортов стали привлекаться крупные частные пожертвования, которые шли как на создание курортной инфраструктуры, так и на обеспечение доступа к минеральным водами всем подданным безотносительно их материального и общественного положения. Частное финансирование работ по устройству ванн при Кислых и Горячих Водах должно было, в соответствии с законодательством Российской империи, осуществляться через региональные органы социальной защиты — Приказы Общественного Призрения [2, с. 35 — 36]. Роль государства на первоначальном этапе формирования курортной политики на Кавказских Водах заключалась в объявлении сбора пожертвований для указанных целей, в аккумулировании средств на специальных счетах с последующим выделением нужных сумм на проекты курортного благоустройства, в строгом контроле за рациональным и целевым расходованием этих благотворительных капиталов.

Сначала за счет филантропов, а затем и при финансовой поддержке государства на курортах могли лечиться многие неимущие подданные, в том числе раненые солдаты и офицеры. Со временем такая социальная политика получила надлежащее нормативно-правовое закрепление, причем сначала на региональном, а затем на общеимперском уровне. В последней четверти XIX в. управление курортов разработало Правила для лечебного сезона на Кавказских Минеральных Водах, § 19 которых предусматривал возможность для неимущих лиц бесплатно пользоваться ваннами и источниками. При этом доступ к Водам предоставлялся им так, чтоб не ущемить интересов тех курортников, которые приехали лечиться за свой счет. В частности, недостаточные больные могли пользоваться Водами лишь в период, наименее популярный среди обычных курортников. Исключение из этого правила допускались для «лиц учащих и учащихся, то есть для учеников, учениц и преподавательского персонала казенных и общественных учебных заведений». Согласно § 20 данных Правил для лечебного сезона на КМВ, желающие воспользоваться льготным лечением должны были представить в Управление Вод следующие документы: свидетельство о бедности, выданное или своим начальством по государственной службе, или полицейскими учреждениями с постоянного места жительства; медицинское удостоверение о необходимости лечения Кавказскими Водами.

Позднее Управление Вод выработало и особые Правила для пользования на льготных условиях Кавказскими Минеральными Водами недостаточных больных, в соответствии с которыми, директору управления Водами предоставлялось право принимать для лечения на льготных условиях следующие категории неимущих граждан: а) направленных на Кавказские Минеральные Воды от Главного Управления Общества Красного Креста; б) поступивших от Правления Пятигорского Благотворительного Общества; в) бедных больных, известных Управлению и рекомендованных ему лицами, заслуживающими доверия. При этом следует отметить, что указанные Правила уже различают льготный и, собственно, бесплатный доступ недостаточных больных к лечению: «Пользование Водами на льготных условиях производится двояко: или бесплатно, или со взиманием за ванны, воду в бутылках и другие вспомогательные средства, состоящие в распоряжении Вод, половинной платы против установленных такс. Назначение той или другой льготы зависит от усмотрения директора».

Особую категорию льготных курортников составляли люди военные. Их доступ к пользованию Кавказскими Минеральными Водами, в отличие от «недостаточных больных», бесплатным не был. Однако офицеры казачьих войск в рамках установленных квот имели право пользоваться Водами за счет интендантства, то есть «все расходы, потребные на осуществление вышеизложенных мероприятий, относить на общий войсковой капитал». Армейские чины, подорвавшие в бою свое здоровье и поступившие в ведение Александровского комитета о раненых, льготами на кавказских курортах также не пользовались. Тем не менее средства для лечения Водами могли быть выделены им из казны за счет инвалидного капитала при представлении медицинского свидетельства о необходимости прохождения курса на КМВ. Указанные меры социальной защиты военных также были закреплены в специальных нормативно-правовых актах.

Несмотря на то что с середины XIX в. государство осуществляло уже вполне конкретную социальную политику в сфере льготного курортного лечения «недостаточных больных» на Кавказских Водах, выделяя для этих целей денежные средства как непосредственно из казны, так и из бюджета местного управления Водами, параллельная активность гражданского общества в данном направлении год от года лишь усиливалась.

Наряду с возложением целого ряда важных функций по социальной поддержке неимущего населения, приезжавшего лечиться у источников, на Управление Водами, государство поощряло также и образование общественных организаций, которые обеспечивали возможность «недостаточным больным» пользоваться кавказскими курортами. Большую благотворительную работу на Водах осуществляли колонии Красного Креста в Пятигорске, Кавказское горное общество и Русское бальнеологическое общество, Пятигорское благотворительное общество и другие. Наибольшую активность в области реализации на Водах негосударственных социальных инициатив проявляло особое благотворительное учреждение, основанное в 1883 г. в Петербурге, — Пятигорское общество помощи недостаточным больным, приезжающим на Кавказ для пользования минеральными водами [1, с. 13 — 14].

В начале XX столетия на Кавказских Водах продолжала развиваться частная благотворительность, которая к тому времени из укоренившегося обычая перешла в разряд отношений, регулируемых нормами российского законодательства, что позволяло государству и местному самоуправлению поддерживать социальные инициативы гражданского общества. В качестве примера можно привести факты бесплатного выделения казенных земель в Ессентуках или общественных земель в Кисловодске тем частным благотворителям, которые собирались строить на этих землях за счет личных средств лечебницы для «недостаточных больных». В 1914 г. Министерством торговли и промышленности были утверждены Правила для бесплатного и льготного лечения на минеральных водах Кавказских, Старорусских, Липецких, Сергиевских, Кеммернских и Бусских.

Эти новые общеимперские Правила, как и прежние региональные, выработанные некогда Управлением Кавказских Вод, устанавливали четкие сроки для лечения недостаточных больных с тем, чтобы они прибывали на минераловодские курорты в период наименьшего скопления там больных, лечащихся за свой счет. Пункт 3-й Правил к бесплатному лечению на Водах допускал лиц, имеющих годовой доход, содержание или пенсию не более 900 руб., а также врачей, независимо от их материального положения. Всего же число граждан, лечащихся на Водах бесплатно и льготно, не должно было превышать 5 — 10% от общего числа курортников за сезон (конкретный план устанавливался ежегодно при утверждении курортных смет). Эта процентная квота включала также и тех неимущих больных, которые лечились на Водах от Красного Креста, Комитета о раненых и других благотворительных учреждений, не считая медицинских работников, имевших право бесплатно лечиться на минераловодских курортах сверх плана.

При выработке общеимперских Правил для бесплатного и льготного лечения минеральными водами, которые были распространены в 1914 г. на все крупные минераловодские курорты Российской империи, учитывался многолетний опыт социальной помощи неимущим больным на КМВ. В основу новых Правил был положен аналогичный региональный нормативно-правовой акт, разработанный задолго до этого на Кавказе.

Таким образом, государственная политика на КМВ с момента создания там курортов, имеющих общественное значение, отличавшаяся социально-ориентированной составляющей, впоследствии стала стандартом правовой курортной политики для целой России.

Литература

1. Парунов М. Н. Летопись Пятигорского общества помощи недостаточным больным, приезжающим на Кавказ для пользования минеральными водами. СПб., 1883.

2. Печникова О. Г. Организационно-правовые основы деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений в России (историко-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

——————————————————————