К вопросу о введении отсрочки или освобождения от военной службы спортсменов — членов сборных команд России

(Овчинникова Н. А.)

(«Военно-юридический журнал», 2011, N 1)

К ВОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ ОТСРОЧКИ ИЛИ

ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СПОРТСМЕНОВ —

ЧЛЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ

Н. А. ОВЧИННИКОВА

Овчинникова Н. А., член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, председатель Арбитражного комитета Федерации хоккея России, член Апелляционного комитета РФС по вопросам лицензирования футбольных клубов в РФ, главный юрист Межотраслевого объединения работодателей профессионального хоккея, кандидат юридических наук.

В последнее время в СМИ активно муссируется информация о проведении военной реформы, затрагивающей интересы спортсменов ЦСКА, проходящих срочную службу, которые должны быть командированы в воинские части по месту прохождения службы.

Учитывая, что Центральный спортивный клуб армии на сегодняшний день развивает около 40 видов спорта, то скоротечное принятие решения может негативно отразиться на результатах как спортивных команд, принимающих участие во всероссийских соревнованиях, так и сборных команд России, в состав которых должны входить спортсмены, проходящие службу в ЦСКА.

К решению данного вопроса подключилась вся спортивная общественность; к настоящему времени Министерством спорта, туризма и молодежной политики и Министерством обороны Российской Федерации выработан совместный план по преодолению сложностей, возникших с ЦСКА. Согласно договоренности между министерствами военнослужащие срочной службы останутся в составе ЦСКА до осени этого года, а спортсмены-офицеры, имеющие заслуги перед отечественным спортом, в этот же период должны определиться со своей дальнейшей карьерой.

Поддерживаю инициативу А. Т. Сихарулидзе, высказанную на заседании Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России 30.03.2009 о необходимости разработки правовых мер, которые смогут на законодательном уровне поддержать спортсменов, особенно тех, которые задействованы в сборных командах России по хоккею.

Учитывая изложенное, представляю заключение по представленной проблеме.

Начну с того, что военная служба — одна из конституционных обязанностей граждан Российской Федерации. Особенно для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, для которых вопросы призыва на военную службу и связанные с ними проблемы являются актуальными и даже жизненно важными. В данную категорию граждан входят спортсмены, спортсмены — члены сборных команд России, которые по призыву обязаны явиться в воинские части для прохождения службы.

Необходимо принимать во внимание, что для большинства спортсменов возраст от 18 до 27 лет является самым активным. И многие из спортсменов именно в данном возрасте имеют возможность раскрыться, достичь заметных успехов в своей спортивной карьере. Также для многих открываются перспективы для участия в международных соревнованиях.

Многим известно, что большинство наших спортсменов являются не только прославленными футболистами, хоккеистами, баскетболистами, лыжниками и пр., но и офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающими ЦСКА. Только к прямой военной службе они не имеют никакого отношения — они призваны сражаться на спортивной арене.

Подобный характер служба спортсменов ЦСКА имеет с давних времен, еще с Великой Отечественной войны. На то были объективные причины, о которых можно вспоминать, но, считаю, не стоит их критиковать. Однако времена меняются, и в настоящее время реально проходящих военную службу среди действующих спортсменов нет, так как большинство спортсменов трудится на основании профессиональных договоров (контрактов) в коммерческих или некоммерческих организациях, имеющих одноименные названия с основным ЦСКА.

Возвращаясь к теме настоящего заключения, отмечу, что необходимо учитывать, что проблема призыва (откомандирования) в армию затрагивает не только спортсменов ЦСКА, но и остальных спортсменов в возрасте от 18 до 27 лет.

Поэтому считаю необходимым подойти к решению вопроса исходя из интересов всех спортсменов призывного возраста. Конечно, при разработке правовых мер защиты необходимо учитывать особенности труда данной категории граждан, осуществляемые спортсменами нагрузки. Особенно требуют защиты те спортсмены, которые приглашены для участия в сборные команды России, так как результаты их выступления непосредственно связаны с интересами нашего государства на международном уровне.

В продолжение отмечу, что некоторым спортсменам удается воспользоваться правом на отсрочку от призыва на время учебы в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Но, к сожалению, не у всех спортсменов имеется возможность совмещать спортивную карьеру с обучением в высшем учебном заведении.

Поэтому, проанализировав нормативные документы, регламентирующие порядок призыва, прохождения и освобождения от военной службы, а также порядок прохождения альтернативной службы, предлагаю следующий вариант решения данного вопроса на законодательном уровне.

А именно присоединяюсь к мнению специалистов, поддерживающих инициативу введения отсрочки и/или освобождения от военной службы для членов сборных команд России. Повторно отмечу, что именно спортсмены — члены сборных команд России призваны защищать интересы нашей страны на международной спортивной арене. И в связи с тем, что основной резерв наших сборных состоит именно из спортсменов в возрасте от 18 до 27 лет, их призыв (откомандирование) к военной службе может негативно отразиться на результатах выступления национальных сборных в международных соревнованиях.

Кроме того, подобная система льгот существует в некоторых зарубежных странах; к примеру, в Норвегии решение об освобождении лучших спортсменов от службы в Вооруженных Силах принимает национальный Олимпийский комитет и Союз спортсменов. Данная система не только предоставляет возможность спортсменам сосредоточиться на своей спортивной карьере, но и стимулирует их на достижение выдающихся результатов.

Конечно, предложение о введении отсрочки от военной службы для членов сборных команд России идет несколько вразрез с проводимой политикой государства, которая направлена на сокращение существующих льгот и преференций, в том числе на отмену действующих отсрочек от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2002 г. N 817 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации», с учетом последних изменений).

В то же время считаю, что предложение о предоставлении отсрочек и/или освобождения от воинской службы для членов сборных команд России может быть обсуждено среди спортивной юридической общественности и в дальнейшем реализуемо на законодательном уровне.

Наряду с представленным существует мнение, что спортсмены обязаны отслужить положенный срок военной службы. Я с данным мнением не соглашусь, так как для спортсмена даже незначительный перерыв может негативно отразиться на его спортивных результатах, не говоря уже о перерыве длиною в год.

Также не стоит забывать о том, что спортсмены подвергаются большим физическим нагрузкам и так же, как в армии, обязаны соблюдать строгий режим.

В заключение можно сделать следующие выводы, которые, по моему мнению, отражают необходимость принятия поправок в действующее законодательство, касающихся отсрочки и/или освобождения членов сборных команд от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации:

1) особая роль спортсменов — членов сборных команд России;

2) перерыв в карьере спортсмена может негативно отразиться на спортивных результатах как самого спортсмена, так и всей сборной команды;

3) по сравнению с армией, в спорте физические нагрузки интенсивнее, а режим и дисциплина не менее строгие;

4) стимулирование спортсменов на достижение высоких спортивных результатов;

5) использование опыта зарубежных стран, в которых применяются отсрочки от службы в национальных вооруженных силах.

В случае положительного решения по поводу закрепления на законодательном уровне отсрочки и/или освобождения спортсменов — членов сборных команд России необходимо будет подготовить соответствующие поправки для внесения в Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

——————————————————————