Выступление на заседании Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России 15 ноября 2010 г

(Роднина И. К.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 1)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО СПОРТИВНОМУ ПРАВУ

АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ 15 НОЯБРЯ 2010 Г.

И. К. РОДНИНА

Роднина Ирина Константиновна, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, член Президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, Председатель Центрального совета Всероссийского добровольного общества (ВДО) «Спортивная Россия», Президент Всероссийской федерации школьного спорта, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта СССР.

Дополнения к замечаниям к проекту интегрированного

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

(в части образовательных учреждений общего образования,

среднего профессионального образования, высшего

образования, дополнительного образования детей и взрослых,

осуществляющих спортивную подготовку

высококвалифицированных спортсменов)

При работе над проектом интегрированного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прошу вас учесть особенности работы общеобразовательных (школы и школы-интернаты спортивного профиля), средних профессиональных (училища олимпийского резерва) и высших учебных заведений (университеты и институты физической культуры).

Этим учебным заведениям необходимо предоставить право осуществлять учебно-тренировочный процесс, направленный на подготовку высококвалифицированных спортсменов.

Учебно-тренировочный процесс для учащихся и студентов этих учебных заведений должен стать обязательной составляющей всего образовательного процесса, а совершенствование спортивного мастерства в избранном виде спорта необходимо включить в перечень обязательных дисциплин образовательного стандарта.

Право устанавливать объем учебно-тренировочных нагрузок необходимо предоставить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики в области физической культуры и спорта по согласованию (или совместно) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Выработку норм и установление порядка обеспечения спортивной формой и обувью, инвентарем и оборудованием возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области физической культуры и спорта. Здесь можно сделать ссылку на Федеральный закон N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

На него же необходимо возложить обязанности по выработке норм и порядка обеспечения учащихся-спортсменов указанных учреждений питанием, размещением, медико-восстановительными мероприятиями и препаратами в период нахождения в образовательном учреждении и на выезде. Здесь можно сделать ссылку на Федеральный закон N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Для указанных образовательных учреждений необходимо также предусмотреть возможность проведения учебно-тренировочных занятий с выездом в другие города и субъекты Российской Федерации, а также за пределы Российской Федерации.

Эти образовательные учреждения должны быть наделены правом осуществлять отбор наиболее перспективных спортсменов, которые смогут достичь высоких спортивных результатов, добиться права выступать в составе спортивной сборной команды страны на самых престижных международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Общеобразовательные учреждения спортивного профиля должны обладать правом переводить учащихся, не прошедших отбор, в другие общеобразовательные учреждения.

Средним профессиональным учебным заведениям (училищам олимпийского резерва) необходимо предоставить право реализовывать программы общего среднего, общего полного среднего и среднего профессионального образования. При этом программы полного общего среднего образования не должны сокращаться, как это делается в средних профессиональных учебных заведениях, а реализовываться так же, как это предусмотрено в общеобразовательных учебных заведениях, т. е. они должны иметь 9-й, 10-й, 11-й классы. В случае непрохождения спортсменом очередного отбора он может быть переведен в соответствующий класс общеобразовательного учреждения. Учащимся, обучающимся по программам профессионального образования и не прошедшим очередной этап спортивного отбора, должна быть предоставлена возможность завершить профессиональное образование, но при этом они должны быть переведены на условия, установленные для обучающихся обычных средних профессиональных учебных заведений.

Проект интегрированного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагает закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования разработку системы оплаты труда педагогических работников, однако в этом случае не будет учтена специфика работы педагогических работников в указанных образовательных учреждениях спортивного профиля. В связи с этим разработку системы оплаты труда целесообразно было бы возложить на два федеральных органа исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и в сфере физической культуры и спорта. Учителя и преподаватели по всем предметам должны быть защищены от потерь, связанных с отчислениями учащихся, не прошедших очередной отбор. На размер оплаты их труда должны влиять как показатели в учебе их подопечных, так и их спортивные достижения.

Совместно двумя федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и в сфере физической культуры и спорта должно осуществляться лицензирование образовательных учреждений спортивного профиля, аттестация их педагогических кадров и аккредитация учреждений (подлежащих аккредитации).

——————————————————————