Спорт и право

(Стрельников В.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 49) Текст документа

СПОРТ И ПРАВО

В. СТРЕЛЬНИКОВ

Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

«О спорт, ты мир!» — воскликнул известный французский барон, возродив Олимпийские игры. И как в воду глядел! За минувший с той поры век с небольшим спорт из забавы для чудаков превратился в параллельный мир, в котором его граждане — профессиональные спортсмены — живут, трудятся, судятся по собственным законам. И порой эти законы спортивного мира входят в противоречие с законами, действующими в мире реальном. В преддверии Белой олимпиады нам показалось уместным поговорить о белых пятнах правового регулирования спорта.

О статусе

Постоянно возрастающее значение физической культуры и спорта в современной России обусловлено развитием конституционных принципов, провозглашающих приоритетность всестороннего развития личности, а также возможность самостоятельно выбирать такую сферу деятельности, в которой гражданин может сам себя реализовать по максимуму. Эти аспекты предполагают создание правовых и организационных основ для формирования оптимальных условий для укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности, ориентирования молодежи на занятие различными видами спорта. Процесс длительных тренировок и участие в спортивных соревнованиях с отрывом от какой-либо иной деятельности ложатся в основу появления специфических общественных отношений, именуемых профессиональным спортом. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подчеркивает исключительную важность физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства в целом. Этот нормативный акт определяет понятие «профессиональный спорт» как часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату (п. 11 ст. 2). Подобная дефиниция предполагает коммерческую составляющую, закладываемую законодателем в профессиональную спортивную деятельность. Вместе с этим в п. 4 указанной статьи законодатель вводит в практический оборот понятие «массовый спорт» — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях, в п. 13 определяется «спорт высших достижений» — это часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях. По мнению отдельных исследователей, подобное юридическое разграничение не вполне оправданно. Н. Овчинникова указывает, что любые проводимые соревнования предполагают материальное стимулирование их участников, которое может быть осуществлено за определенное время до их открытия и по итогам объявления их результатов. Виды стимулирования в законодательстве не определены и зависят от инициативы организаторов соревнований, спонсоров, различных спортивных школ и т. д. Если потенциальный участник в течение нескольких месяцев получал от заинтересованных лиц материальное вознаграждение и занимался исключительно тренировками, то подобное можно считать в некотором роде оплатой его труда <1>. ——————————— <1> Овчинникова Н. А. Правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации (общеправовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

Соглашаясь с данным суждением, отметим, что ст. 129 ТК РФ трактует заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. В подобном контексте отсутствие законодательных норм относительно имеющегося на практике материального стимулирования спортсменов любого уровня при определении значений словосочетаний «массовый спорт» и «спорт высших достижений» нельзя признать обоснованным. Статья 348.1 ТК РФ не упоминает именно профессиональных спортсменов как лиц, обладающих особым статусом в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 329-ФЗ, и определяет трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта. Вместе с этим существует еще и «полупрофессиональный спорт», к которому можно отнести граждан, для которых занятия физической культурой и спортом являются обязательными в силу их принадлежности к той или иной отраслевой системе (Министерству обороны России, МВД России, МЧС России и т. д.). В данных органах исполнительной власти среди имеющих соответствующую подготовку лиц формируются спортивные команды, проводятся различные соревнования. Однако причислить их к спортсменам-профессионалам было бы не верно, поскольку статус государственного служащего является для них основным, занятия спортом хоть и обязательны, но все же вторичны.

О пробелах в законе

В контексте, определяемом Законом N 329-ФЗ, массовый спорт предполагает проведение доступных для широкого круга лиц спортивных мероприятий. В этом случае законодатель преследует в качестве цели оздоровление населения, борьбу с вредными привычками, приобщение к тренировкам и поддержание хорошей физической формы. И. Амиров отмечает, что отличительной особенностью таких соревнований является то, что их участником может стать любой желающий. Следовательно, участие профессиональных спортсменов также не исключено <2>. ——————————— <2> Амиров И. М. Юридическая ответственность в сфере спорта (вопросы теории и практики): Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006.

А. Сердюков указывает, что подобные мероприятия проводятся, как правило, за счет средств федерального и региональных бюджетов. Но в проведении таких публичных состязаний, как «Лыжня России», марафонские гонки, участвует значительное количество коммерческих организаций, которые представляют своих участников и осуществляют раздачу (продажу) спортивного инвентаря, атрибутики, напитков и иных товаров. Рекламодатели и многочисленные спонсоры также не оставляют их без своего внимания. Поэтому назвать спортивные мероприятия, реализуемые органами власти в рамках развития массового спорта, не связанными с извлечением прибыли довольно трудно <3>. ——————————— <3> Сердюков А. В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1.

Отметим, что Закон N 329-ФЗ кроме как в ст. 2 далее по тексту не определяет каких-либо отличий между понятиями «профессиональный спорт», «массовый спорт» и «спорт высших достижений». В статьях 35 — 36.1 данного Закона содержатся только положения относительно формирования спортивных сборных команд и материально-технического обеспечения их деятельности. На наш взгляд, подобное законодательное разграничение с организационной точки зрения неоправданно, поскольку создает множество практических проблем относительно формирования четко определенного круга признаков, которые можно объединить указанной из трех категорий. Если понятие «массовый спорт» является более или менее стабильным в понимании юристов, управленцев и спортсменов, то категории «профессиональный спорт» и «спорт высших достижений», по мнению отдельных исследователей, требуется соединить <4>. Более грамотным нам представляется закрепить в указанном нормативном акте две категории: «массовый (любительский) спорт» и «профессиональный спорт». ——————————— <4> Братановский С. Н. Спортивное право России. М., 2011.

О видах спорта

Примечательно, что законодатель пошел по пути дальнейшего разделения спорта на виды. Помимо отмеченных выше, Закон N 329-ФЗ выделяет также студенческий спорт — часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях (п. 23.1 ст. 2), и школьный спорт — часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях (п. 31 ст. 2). Из этого следует, что выделяется спортивная деятельность определенных субъектов (учащихся образовательных учреждений и высших учебных заведений). В статье 31 Закона N 329-ФЗ подчеркивается, что адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Однако в ст. 2 в качестве самостоятельной категории спорт инвалидов не обозначен. Кроме того, существует особый вид профессиональной спортивной деятельности, которая реализуется с обязательным использованием специально созданных самоходных транспортных средств, — это автомотоспорт. Анализируемый Закон никак не регламентирует проведение подобных соревнований и профессиональную деятельность принимающих в них участие лиц.

О трудностях

Рассмотрим еще одну немаловажную проблему. Прошедшая в Канаде в 2010 году зимняя Олимпиада показала, что в отечественном спорте существует огромное количество давно назревших проблем, лежащих в области использования спортивных объектов и управления ими. Определенные попытки их решения были заложены еще в Федеральном законе от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот нормативный акт определил особенности информационного обеспечения организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр (ст. 5.1), закрепил нюансы обеспечения добросовестной конкуренции (ст. 8), зафиксировал особенности осуществления градостроительной деятельности (ст. 14), обозначил основные аспекты резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, сноса объектов недвижимого имущества (ст. ст. 15 — 15.2) и т. д. Вместе с этим Закон N 310-ФЗ не содержит упоминания о том, как в дальнейшем будут использоваться построенные для указанных целей спортивные объекты. Не является секретом тот факт, что государством вложены огромные средства в проектирование и создание многочисленных спортивных сооружений. Последующая окупаемость этих вложений с позиций привлечения коммерческих проектов весьма сомнительна.

О перспективах

Следует отметить, что Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года <5> содержит много положений относительно важности развития профессионального спора и обеспечения победы сборной России на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. ——————————— <5> Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

В данном документе подчеркивается, что в целом в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. В разделе X «Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности» отражено, что основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, в том числе осуществляемой на профессиональной основе, являются: — разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта; — определение показателей эффективности использования объектов спорта; — улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом; — модернизация предприятий, производящих товары для занятий физической культурой и спортом; — разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта; — развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев; — разработка отраслевых нормативов финансирования физической культуры и спорта; — совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. Эти нормы, а также многочисленные положения Закона N 329-ФЗ позволяют сделать вывод, что государством проводится целенаправленная и повсеместная политика по развитию всех существующих ныне видов профессионального спорта и привлечению максимального количества лиц к занятию физической культурой. Вместе с тем принятая 20.03.2013 Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» <6> говорит о совершенно иной перспективе использования олимпийских объектов после окончания Олимпийских игр. Согласно ее нормам в собственность Краснодарского края предполагается распределение центрального стадиона вместимостью 40 тыс. зрителей, Ставропольского края — тренировочной ледовой арены для хоккея. ——————————— <6> Распоряжение Правительства РФ от 20.03.2013 N 402-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Также отметим, что некоторые спортивные сооружения планируется передать не спортивным школам и федерациям, а организациям, имеющим весьма отдаленное отношение к спорту. В частности, в собственность ОАО «Газпром» отойдет совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону. Кроме того, в собственность ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» в дальнейшем перейдет крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей, ООО «Инвестиционно-строительная компания «Славобласть» — ледовая арена для керлинга вместимостью 3 тыс. зрителей. Правообладатель комплекса трамплинов К-125, К-95 будет определен по окончании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Также по окончании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи предусмотрено перепрофилирование ряда объектов. Из этого следует, что перспективы существования г. Сочи в качестве спортивной столицы России весьма сомнительны. Не исключено, что в будущем построенные спортивные сооружения для проведения Олимпийских игр будут перепроданы, превратятся в рынки, базары, склады, выставочные павильоны и т. д., а государственная цель привлечения к занятию спортом широкого круга лиц так и останется нереализованной.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *